Рабочая программа кружка "Акварелька"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему

Путивцева Ирина Анатольевна

"Акварелька"  - кружок художественной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhok_akvarelka.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа имеет художественную направленность и предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательный, по времени реализации – кратковременный (1 год обучения).

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся расширяют знания о закономерностях строения формы, о видах перспективы, цветоведении, композиции, правилах лепки, рисования, декоративной стилизации форм; сохраняют познавательный интерес к миру искусства культурного наследия страны.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Актуальность программы обусловлена  тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни для развития творческих способностей и воспитания разносторонне развитой личности.

 В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через творчество. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к культуре, традициям, героическому прошлому своей Родины, воспитанию нравственности и ценностного отношения к достижениям мировой художественной культуры.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение  обучающихся через творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, воспитание уважения к людям и результатам их труда, привитие любви к  своей родине, культурному наследию.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Поставленная цель реализуется в триединстве задач:

  1. Образовательная – расширять первичные знания о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн) и осваивать практические приемы и навыки работы;
  2. Развивающая – развивать творческие способности обучающихся через эмоционально-ценностное восприятие произведений профессионального и народного искусства, образное мышление, пространственное воображение, художественные способности на основе творческого опыта;
  3. Воспитательная – содействовать воспитанию личности на основе высших ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому и многонациональной культуре России.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

 Данная программа отличается от уже существующих в этой области  тем, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

        Программа рассчитана на обучающихся младшего и среднего возраста от 10 до 14 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства и реализовывать поставленные задачи через многообразие техник выполнения и материалов.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 учебный год, включая каникулярное время.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность - 45 минут, 36 занятий в год.

 Больше внимания  уделяется индивидуальной и коллективной работе.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В результате изучения курса рабочей программы обучающиеся должны:

ЗНАТЬ:

  • технику безопасности при работе;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт;
  • различные виды декоративного творчества: батик, цветоделие;
  • творчество мастеров русского искусства и народного творчества;
  • нетрадиционные художественно-графические техники (пластилинография, бумагопластика тестопластика, мозаика, рисование на листах с различным покрытием, монотипия, кляксография).

УМЕТЬ:

  • работать в определенной цветовой гамме;
  • передавать движение фигур человека и животных;
  •  свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • свободно пользоваться эскизом и техническим рисунком;
  • работать с нетрадиционными материалами;
  • создавать композиции;
  • находить адекватные выразительно-изобразительные средства для создания образа;
  • создавать объемные и плоскостные композиции в смешанной технике;
  • соблюдать пропорции;
  • видеть перспективу.

        Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального изделия. Главным критерием оценки обучающегося является способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребенок.

         Обучающиеся в процессе усвоения программных требований получают допрофессиональную подготовку, а наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы реализуется в форме:

  • Творческих выставок;
  • Фестиваля изобразительного искусства;
  • Творческих проектов;
  • Участия в районных и областных конкурсах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

        При реализации программы используются различные методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа, убеждение);
  • Наглядные (демонстрация технологического процесса, просмотр видео);
  • Практические (отработка навыков и приемов работы);
  • Аналитические (наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ и самоконтроль);
  • Эвристические (поиск новых решений, выполнение творческих заданий).

В ходе реализации программы  «Акварелька» обучающиеся учатся воспринимать окружающий мир, его красоту через спектровую  гамму, через богатую цветовыми оттенками палитру красок. Благодаря  этому у обучающихся развивается эстетический вкус, яркое эмоциональное восприятие действительности. Творчество, которое строится на основе различных активных форм, становится особенно успешным. Обучающиеся участвуют в дискуссиях, анализируют произведения, учатся видеть главную мысль, заложенную художником в картину, его переживания, эмоции. Использование различных видов деятельности, связь с литературой и музыкой, позволяют достичь полной гармонии художественного восприятия  у обучающихся, а для того, чтобы дети не уставали необходима постоянная сменяемость видов деятельности.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  3. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  6. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

        Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ПРОДУКЦИИ

  1. Игры
  • «Светофор»;
  • «В картинной галерее»
  • «Самый внимательный!»
  • «Кто чем рисует?»
  • «Найди ошибку»
  1. Беседы
  • «Роль рисунка в творческой деятельности»
  • «Цвет в окружающей среде»
  • «Цветоведение. Влияние цвета на человека»
  1. Экскурсии
  • «Снежное чудо»;
  • «Сирени нежный аромат».
  1. Конкурсы
  • «Герб моей семьи»;
  • «Новогодняя сказка»;
  • «12 апреля – День космонавтики».

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

  1. Практические упражнения для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук:
  • рисование линий, точек, пятен, штрихов;
  • отработка навыков свободного владения кистью.
  1. Спектр. Создание цветовых кругов из основных красок: синей, желтой, красной.
  2. Отработка приемов работы с разными материалами: акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам  года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛЫ,

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.

На занятиях используется дидактический раздаточный материал:

  1. Цветовые круги;
  2. Схемы движения фигуры человека;
  3. Технические рисунки;
  4. Образцы работ;
  5. Плакаты;
  6. Композиционные схемы.

На теоретических и практических занятиях отводится место для лекционного материала, на основе которого строится беседа по теме занятия:

  1. «Какого цвета осень? Образ осени в творчестве поэтов и художников»;
  2. «Декоративно-прикладное искусство. Культурно-исторические традиции России»;
  3. «Какого цвета снег? Зимние пейзажи в произведениях художников»;
  4. «Пасха – праздник праздников»;
  5. « Таинственный космос»;
  6. «Героическое прошлое – мирное будущее».

На теоретических занятиях обучающимся предлагается тематика  исследовательских работ:

  1. «Рождественские традиции»;
  2. «Пасхальное яйцо»;
  3. «Первооткрыватели космоса»;
  4. «Салют Победы».

 Обучающиеся выбирают понравившуюся тему и приступают к выполнению работы. Представление работы происходит на занятии, по теме которого было проведено исследование.

 На итоговом занятии проводится выставка творческих работ обучающихся за год и проходит защита проекта «Земля для всех одна, а искусство – такое разное»

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ЩЕДРА ОСЕНЬЮ ЗЕМЛЯ-МАТУШКА.

Трагедия Беслана.

Дары осени.

Природа-художница.

Осень. Листопад.

День учителя!

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Государственная символика.

Государственная символика.

«А мамины глаза следят с волнением за нами…»

Золотая хохлома.        

Золотая хохлома

Дымковская игрушка.

ЗИМУШКА-ЗИМА.

Снежинка – зимнее чудо.

Зимушка – зима.

«Новогодняя сказка».

Новогодняя сказка».

НА БЕЛОМ ПОКРЫВАЛЕ ЯНВАРЯ.

Рождественское чудо.

Зимние забавы

Зимние забавы

Зимние забавы

«ДА, БЫЛИ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ…»

День святого Валентина.

День защитника Отечества.

День защитника Отечества.

ВЕСНА-КРАСНА.

Восьмое марта.

Библия- основа основ.

Пасха – праздник праздников.

Пасха – праздник праздников.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БЫЛИ И ФАНТАЗИИ.

Что было видели деды, что будет, увидят внуки.

12 апреля - День космонавтики.

12 апреля - День космонавтики.

Космические фантазии.

«Этот праздник со слезами на глазах…»

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ КРАСАВЕЦ - МАЙ!»

В весеннем небе салют Победы.

В весеннем небе салют Победы.

Экология в картинках.

Сиреневые переливы.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Творческая выставка. Защита проекта «Земля для всех одна, а искусство - такое разное».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Щедра осенью земля-матушка.

5

5

Трагедия Беслана.

1

Дары осени.

1

Природа-художница.

1

Осень. Листопад.

1

День учителя!

1

Народные промыслы.

6

2

4

Государственная символика.

1

Государственная символика.

1

«А мамины глаза следят с волнением за нами…»

1

Золотая хохлома.

1

Золотая хохлома.

1

Дымковская игрушка.

1

Зимушка-зима.

5

5

Снежинка – зимнее чудо.

1

Зимушка – зима.

1

«Новогодняя сказка».

1

«Новогодняя сказка».

1

«Новогодняя сказка».

1

На белом покрывале января.

4

1

3

Рождественское чудо.

1

Зимние забавы

1

Зимние забавы

1

Зимние забавы

1

«Да, были люди в наше врем…»

3

1

2

День святого Валентина.

1

День защитника Отечества.

1

День защитника Отечества.

1

Весна-красна.

5

2

3

Восьмое марта.

1

Восьмое марта.

1

Библия- основа основ.

1

Пасха – праздник праздников.

1

Пасха – праздник праздников.

1

Разноцветные были и фантазии.

5

1

4

Что было видели деды, что будет увидят внуки.

1

12 апреля - День космонавтики

1

12 апреля - День космонавтики

1

. Космические фантазии.

1

«Этот праздник со слезами на глазах…»

1

«Да здравствует красавец - май!»

4

1

3

В весеннем небе салют Победы.

1

В весеннем небе салют Победы.

1

Экология в картинках.

1

Сиреневые переливы.

1

Итоговое занятие.

Творческая выставка. Защита проекта «Земля для всех одна, а искусство - такое разное».

1

1

Итого

38

9

29

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Примечание

Щедра осенью земля-матушка.

Трагедия Беслана.

Дары осени.

Природа-художница.

Осень. Листопад.

День учителя!

Народные промыслы.

Государственная символика.

Государственная символика.

«А мамины глаза следят с волнением за нами…»

Золотая хохлома.        

Золотая хохлома

Дымковская игрушка.

Зимушка-зима.

Снежинка – зимнее чудо.

Зимушка – зима.

«Новогодняя сказка».

«Новогодняя сказка».

«Новогодняя сказка».

На белом покрывале января.

Рождественское чудо.

Зимние забавы

Зимние забавы

Зимние забавы

«Да, были люди в наше время…»

День святого Валентина.

День защитника Отечества.

День защитника Отечества.

Весна-красна.

Восьмое марта.

Восьмое марта.

Библия- основа основ.

Пасха – праздник праздников.

Пасха – праздник праздников.

Разноцветные были и фантазии.

Что было видели деды, что будет, увидят внуки.

12 апреля - День космонавтики.

12 апреля - День космонавтики.

Космические фантазии.

«Этот праздник со слезами на глазах…»

«Да здравствует красавец - май!»

В весеннем небе салют Победы.

В весеннем небе салют Победы.

Экология в картинках.

Сиреневые переливы.

Итоговое занятие.

Творческая выставка. Защита проекта «Земля для всех одна, а искусство - такое разное».

Итого

36

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Оборудование рабочего места учителя:

  1. Классная доска с креплениями для таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Персональный компьютер с принтером.
  4. Ксерокс.
  5. Аудиомагнитофон.
  6. Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  7. Проектор для демонстрации слайдов.
  8. Мультимедийный проектор.
  9. Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

           Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

           МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:

  1. Бумага А3, А4
  2. Карандаш графитный
  3. Палитра
  4. Акварель
  5. Гуашь
  6. Пастель
  7. Восковые мелки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М.: Лист,2002г.
  2. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение, 2009г.
  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 2008г.
  4. Дубровская Н.В. Игры с цветом. СПб.: Детство-Пресс, 2005г.
  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение. 2000г.
  6. Колякина В.И. Методика организации занятий коллективного творчества. М.: Владос, 2004г.
  7. Коргузалова Р.И. Рисование. М.: Просвещение, 2008г
  8. Нуждина Т. Энциклопедия. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль, академия развития, 2000г.
  9. Розенварессер В.Б. Бесседы об искусстве. М.: Просвещение, 2009г.
  10. Светлова И.Е. Развиваем Воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2000г.
  11. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 2006г.
  12. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб.: Детство – Пресс, 2002г.
  13. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. М.: Аванта+, 2008г
  14. Уолтер Фостер Рисуем животных. М.: АСТ Астрель, 2004г.
  15. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 2005г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М.: Лист,2002г.
  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 2008г.
  3. Дубровская Н.В. Игры с цветом. СПб.: Детство-Пресс, 2005г.
  4. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение. 2000г.
  5. Нуждина Т. Энциклопедия. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль, академия развития, 2000г.
  6. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб.: Детство – Пресс, 2002г.
  7. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. М.: Аванта+, 2008г
  8. Уолтер Фостер  Рисуем животных. М.: АСТ Астрель, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Акварелька"

Пояснительная записка.       Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешн...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Программа кружка "Акварелька"

Цель программы: Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной р...

Рабочая программа кружка "Акварелька" для 1 класса

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...

Программа кружка " Акварелька" по ИЗО для 1 классов

Рабочая программа для 1 классов по изобразительному искусству...