Программа кружка "Акварелька"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Пояснительная записка.
Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий.
Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к изобразительному искусству. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения этих задач. Поэтому задачами руководителя кружка является: - заложить основы творческого потенциала ребенка и его художественного развития;
- выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
С целью развития творческих способностей необходимо позволять детям самим предлагать темы для рисования, давать возможность экспериментировать, вносить новизну в практическую деятельность.
Младшие школьники выполняют работу под руководством преподавателя. Для успешного выполнения намеченных планов, тематика, содержание и сложность заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Проводя в течение четырёх лет кружок изобразительного искусства и изучив различные авторские программы, я решила разработать программу по изобразительной деятельности, основной целью которой является обучение детей различным техникам выполнения рисунка и как результат самостоятельное использование их детьми.
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к знаниям.
Основными критериями оценивания выполнения работ является умелое владение техниками (все ли техники освоили учащиеся), аккуратность при выполнении работы, умение четко и правильно выполнять инструкции педагога, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности. К тому же лучшие работы отбираются на выставку, что является дополнительным стимулом к аккуратному и технологически правильному выполнению работы.
Доктор педагогических наук, автор программы и методических рекомендаций по изобразительной деятельности в детском саду Т.С. Комарова предлагает диагностику уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества, которая применяется при анализе продуктов деятельности (созданного рисунка) и при анализе процесса деятельности. Ее можно применять для более глубокой характеристики уровня овладения изобразительной деятельностью (см. приложение).
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Об эффективности разработанной программы может свидетельствовать положительная динамика знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие воображения, творческих способностей, которые помогут детям младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в старших классах, в кружках эстетической направленности, а для некоторых и в выборе профессии.
Для успешного достижения поставленных целей на занятиях я регулярно ввожу игровые ситуации. Они помогают раскрепостить воображение детей и облегчают процесс усвоения материала занятия.
Программа рассчитана на 72 занятия с детьми младшего школьного возраста (1-2 класс) периодичностью 1 час 2 раза в неделю и содержит 5 разделов.
В первом разделе программы - рисование животных акварелью и гуашью. В приложении имеются схемы изображения животных, а также пейзажи с этими животными. Пейзаж предлагается нарисовать детям самостоятельно, если затрудняются – можно показать образец.
Во втором разделе – рисование сказочных, мультипликационных героев пластилином. Детям предлагаются картинки, которые нужно раскрасить пластилином. Они могут срисовать их, скопировать или нарисовать свои. Раскрашивание ведется путем размазывания пластилина по бумаге.
Третий раздел – рисование яичной скорлупой. Детям также предлагаются на выбор картинки сказочных героев, и работа ведется по следующему плану:
1. размельчить яичную скорлупу;
2. смазать клеем ПВА отдельные детали рисунка;
3. насыпать скорлупу на места намазанные клеем;
4. когда клей под скорлупой подсохнет можно раскрашивать акварелью или гуашью.
Работу лучше выполнять в несколько этапов, разделив рисунок на части, т.к. под скорлупой не видно линий рисунка.
Четвертый раздел – рисование точками. Дети рисуют любое животное (можно из первого раздела) или сказочного героя, и раскрашивают его ватной палочкой смоченной гуашью нужного цвета путем расставления точек.
Пятый раздел – рисование с использованием техники «по мокрому».
На первом занятии данного раздела необходимо ознакомить детей с техникой рисования «по мокрому» провести тренировочные упражнения.
На следующих занятиях рисуем цветы данной техникой, сначала выполняя набросок карандашом по предложенным схемам, а затем раскрашивая.
Цели и задачи обучения.
Основные задачи преподавания изобразительного искусства:
· обучение изображению животных акварелью и гуашью;
· обучение рисованию пластилином;
· обучение рисованию яичной скорлупой;
· ознакомление детей с техникой рисования точками;
· обучение рисованию с использование техники «по-мокрому»;
· формирование умения самостоятельно использовать изученные техники выполнения рисунка;
· содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· формирование умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· формирование представления об элементарных основах реалистического рисунка и навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
· развитие у детей чувства прекрасного и его понимания;
· развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
· пробуждение интереса и любви к искусству;
· развитие у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок.
Методы и формы обучения.
Программа рассчитана на один год обучения. Составлена она на основе опыта работы с младшими школьниками в кружке изобразительного искусства «Акварелька» в МОУ СОШ №16.
Программа предусматривает ознакомление детей с различными техниками выполнения рисунка:
- рисование на заданные темы с использованием опорных схем;
- показ репродукций картин известных художников с беседами;
- рисование пластилином;
- рисование яичной скорлупой;
- рисование точками;
- рисование «по мокрому».
Методика занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.
На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор.
В качестве учебных пособий на занятиях используются:
- схемы изображения животных;
- игрушки (животные, птицы, рыбы, сказочные персонажи);
- открытки, репродукции, художественные произведения;
- растения (живые цветы, ветки растений).
Содержание программы
№ | Название занятия | Программное содержание | Методика проведения |
І
1. | Изображение животных акварелью и гуашью. Беседа о цвете. Правила работы с кистью, красками. |
Учить правильно подбирать цвет (дидактическая игра «Подберем краски для художника»). Формировать умение правильно работать с кистью, красками. |
Рассматривать различные пейзажи художников и называть цвета, которые использовал художник в своей картине. Подбирать цвета для различных времен года. |
2.
| Что я умею рисовать? Рисунок на свободную тему. | Изучить умение детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет краски или карандаша. Развивать воображение, эстетическое восприятие, чувство цвета, формы, композиции. | Вопросами и советами помогать детям определять, что, как и где каждый будет рисовать, с чего начнет. Все готовые рисунки выставить на доске. Предложить детям выбрать наиболее интересные, авторов выбранных рисунков попросить рассказать, что они рисовали. |
3. | Изображение дерева (акварель). | Учить детей передавать относительную величину дерева; характерную форму; строение дерева – ствол, крона; характерный цвет. Учить рисовать тонкими линиями простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью, ровно покрывая изображение краской. Воспитывать любовь к живой природе, учить беречь природу. | Показать изображения различных деревьев. Предложить внимательно рассмотреть их в целом и по частям, задавая вопросы о форме. Вызывать отдельных детей для показа на пейзажах и фотографиях деревьев формы, строения и величины. Напомнить приемы рисования легкой тонкой линией, спросить о последовательности рисования; напомнить о правильном расположении рисунка на листе. Некоторым предложить исправить ошибки в карандашном рисунке. Напомнить о цвете ствола и кроны, какие краски надо взять, какие смешать для получения оттенка. Показать прием набирания краски на кисть и нанесения ее на рисунок. Посоветовать в какой последовательности раскрашивать рисунок.
|
4. | Изображение поросят (акварель). | Учить детей передавать характерные особенности формы и строения животного. Развивать навык удержания направленности движения по окружности; положение кисти при движении по окружности; навык произвольной регуляции силы нажима. Воспитывать любовь к животным.
| Рассмотреть поросят на фотографиях, отметить их особенности, повадки, обратить внимание детей на форму туловища и головы, длину лап и т.д. Установить последовательность выполнения рисунка, относительную величину частей. |
5. | Улитка на листке (акварель). | Учить детей передавать контур улитки неотрывной линией; красиво располагать рисунок на листе. Развивать навык держания кисти при рисовании тонких и широких линий; ведения тонких линий кистью; навык прекращения движения в нужной точке.
| Рассматривание улитки в иллюстрациях. Отметить особенности формы, величины и строения, которые надо передать в рисунке. Побеседовать на занятии о последовательности создания изображения. |
6. | Изображение цапли в болоте (акварель). | Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; учить передавать в рисунке характерные особенности цапли: пропорции ее тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; побуждать детей обогащать содержание рисунка.
| Рассматривать и наблюдать за птицей в естественных условиях обитания (просмотр видеофильма). Определить относительную величину птиц, форму и величину частей (туловища, головы, хвоста), обсудить последовательность изображения. |
7. | «Петя, Петя, Петушок». Изображение петуха. | Продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; Видеть различия в форме частей тела и в пропорциях цапли и петуха. Развивать навык держания кисти при рисовании тонких и широких линий; навык удержания направленности движения по дуге. | Прочитать детям сказку «Петушок и бобовое зернышко», обсудить характер петушка. Рассмотреть иллюстрации. Напомнить приемы рисования легкой тонкой линией, спросить о последовательности рисования; напомнить о правильном расположении рисунка на листе.
|
8. | Моя любимая игрушка медвежонок (гуашь) | Обучить технике рисования щетинной кистью (изображение штрихами меха медвежонка). Учить детей передавать форму частей тела игрушечного мишки, их относительную величину; создавать выразительный образ мишки. Воспитывать бережное отношение к животным и любовь к ним.
| Рассмотреть игрушечного мишку. Прочитать стихотворение про мишку. Определять в какой последовательности рисовать медвежонка. По окончании работы выставить все рисунки на доске, рассмотреть с детьми, выбрать наиболее интересные, выразительные. |
9. | Изображение белочки на дереве (акварель). | Учить передавать в рисунке характерные особенности белочки, строение ее тела. Закреплять технические приемы рисования красками: хорошо промывать и осушать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета, ждать пока краска высохнет. Продолжать учить рисовать дерево. Воспитывать любовь к животным.
| Рассмотреть на иллюстрациях изображение белочки. Определить относительную величину белки, форму и величину туловища, головы, хвоста. Побеседовать о последовательности создания изображения. По окончании занятия лучшие работы отбираются на выставку. |
10. | Подводное царство. Рыбки в реке (акварель). | Учить рисовать рыбок в естественной среде их обитания. Формировать умение красиво размещать изображение на листе. Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащать его содержание. | Обследовать настоящий аквариум с целью изучения поведения рыбок. Посмотреть отрывок научно-популярного фильма о жизни рыбок в реке, узнать какие растения растут в воде, чем питаются рыбки. В ходе занятия напоминать, как правильно нужно работать кистью.
|
11. | Дружные котята. Изображение трех котят (акварель, гуашь).
| Учить детей определять место, где разместятся фигуры и положения, в которых надо рисовать их. Развивать умение изображать предметы округлой формы. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к животным. | Прочитать стихотворение про котят. Рассмотреть изображения котят. Предложить детям рассказать о своих котятах. Определить какого цвета бывают котята, какая бывает шерсть (пушистая, гладкая). В конце занятия лучшие работы отбираются на выставку.
|
12. | Изображение олененка на полянке (акварель, гуашь). | Учить изображать олененка. Закреплять умение рисовать животных, правильно подбирать цвет. Учить детей передавать в рисунке расположение ближних и дальних деревьев. Воспитание у детей интереса и любви к животным, а также чувства доброты, эмоциональной отзывчивости к ним.
| Прочитать отрывок из сказки «Бемби», найти, как автор описывает олененка. Определить какие формы лежат в основе строения животного, какого оно цвета. Рассмотреть все части тела и определить их размер. Напомнить детям правила рисования кистью. |
13. | Изображение утенка (акварель, гуашь). | Продолжать формировать у детей представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы сходны по строению. Учить передавать пропорции тела утенка, форму клюва, хвоста. Продолжать развивать умение рассматривать рисунок и анализировать его. | Прочитать сказку Сутеева про утенка. Рассмотреть иллюстрации. Определить какого цвета мы будем рисовать утенка, где его рисовать. Побеседовать о среде обитания утят. В процессе рисования напоминать, что нужно правильно держать карандаш.
|
14. | Изображение птички на дереве (акварель). | Продолжать обучать детей рисованию птиц. Учить самостоятельно определять величину птицы. Закреплять умение рисовать дерево. Развивать воображение, эстетическое восприятие. | Посмотреть научно-популярный фильм о жизни птиц в лесу. Пофантазировать на тему: «Если бы я был птицей». Предложить детям самостоятельно нарисовать дерево и выбрать цвет для птицы. В конце занятия отметить разнообразие получившихся изображений.
|
15. | Ежик на полянке. Изображение ежика (акварель, гуашь). | Учить детей рисовать ежика. Учить использовать знания и умения полученные на предшествующих занятиях. Учить смешивать краски для получения серого цвета. Развивать умение рисовать штрихами иголки ежа неотрывными штрихами в несколько рядов. Вызывать радость от красивых красочных рисунков.
| Просмотр отрывков из мультфильмов в которых героем является ежик. Обсудить каким бывает ежик, какой у него характер и где он живет. Определить последовательность изображения. |
16. | Изображение филина на суку (гуашь). | Учить детей изображать филина, использовать технические приемы рисования птиц, усвоенных на предшествующих занятиях. Закреплять умение рисовать дерево. Развивать чувство композиции (расположения изображения на листе).
| Рассмотреть иллюстрации с изображением филина. Рассказать о жизни филина в лесу: где живет, когда спит, а когда охотится, на кого охотится. Обратить внимание на то, что фон будет темно-синим, так как филин бодрствует ночью. |
17. | Царевна лягушка. Изображение лягушонка (гуашь). | Учить изображать лягушку, сидящую на листке. Закреплять умение рисовать воду. Закреплять технические приемы рисования красками: хорошо промывать и осушать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; ждать пока краска высохнет. | Попросить детей перед занятием прочитать сказку о Царевне-лягушке, а на занятии рассказать как они себе представили Царевну-лягушку, как она выглядит в лягушачьей шкуре. Обсудить последовательность рисования. По окончании работы лучшие работы отбираются на выставку.
|
18. | Изображение зайчика под елью (акварель, гуашь). | Учить изображать детеныша животного в какой-либо позе. Закреплять умение правильно передавать строение дерева. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и природе.
| В начале занятия показать отрывки научно-популярного фильма о жизни зайцев в лесу зимой. В ходе занятия направлять внимание детей на те или другие характерные особенности животного. Установить последовательность выполнения рисунка, относительную величину частей. При рисовании елки педагог показывает прием рисования полусухой жесткой кистью.
|
19. | Здравствуй, Дедушка Мороз! Изображение Деда Мороза (акварель, гуашь). | Учить детей передавать относительную величину частей тела, общее строение тела человека, особенности Деда Мороза. Учить рисовать усы и бороду у Деда Мороза. Закреплять умение красиво размещать изображение на листе. Вызывать радость от красивых, красочных рисунков. | В начале занятия вспомнить стихотворения про Деда Мороза. Педагогу подготовить стихотворение, в котором описывается, то, как выглядит Дед Мороз. Педагог показывает приемы рисования частей лица, поясняя свои действия (можно заранее нарисовать глаза, кончик носа и губы и показать, как изобразить волосы, усы и бороду). В процессе рисования педагог обращает внимание детей на особенности лица Деда Мороза, на пропорции и расположение частей лица (где на голове расположены глаза, кончик носа и др.), на пропорции между головой и плечами (плечи шире, чем голова).
|
20.
21. | Изображение снеговика (гуашь).
Африканский слон. Изображение слона (акварель, гуашь).
| Учить рисовать снеговика. Развивать навык удержания направленности движения по окружности. Развивать умение подчинять движения соразмерению частей изображения. Закреплять умение рисовать деревья.
Учить детей передавать форму частей тела слона и изображать слона в движении. Развивать умение детей самостоятельно придумать и изобразить фон. Обогащать эстетическое восприятие, развивать воображение. | Показать отрывок из мультипликационного фильма «Снеговик почтальон». Обратить внимание на то, как дети строили снеговика, последовательность работы. Уточнить форму и размер элементов, из которых состоит снеговик. В конце занятия лучшие работы повесить на выставку.
Рассказать детям об африканских слонах, об их повадках и привычках. Выяснить какой характер у слона добрый или злой. Рассмотреть на иллюстрациях какие растения растут в Африке и предложить детям самостоятельно выбрать фон для пейзажа.
|
22. | Изображение рыбок в аквариуме (акварель). | Учить детей рисовать симметричные предметы. Передавать сложную форму предмета, расширение, сужение, высоту, ширину. Закреплять умение рисовать рыбок. Воспитывать любовь к животным.
| Наблюдать за рыбками в аквариуме, отмечать их особенности, повадки и изучить способы оформления аквариума людьми. Предложить детям придумать свой дизайн аквариума и поселить туда золотых рыбок. Установить последовательность выполнения рисунка.
|
23. | Насекомые. Изображение бабочки, стрекозы и божьей коровки на цветах (акварель, гуашь). | Продолжать учить изображать симметричные предметы. Учить рисовать полевые цветы. Развивать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму для бабочек, использовать различные оттенки зеленого цвета для раскрашивания листьев. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | Детям предлагается текст, в котором пропущены слова: бабочка, стрекоза, божья коровка. В ходе анализа текста дети делают вывод, что это все насекомые и педагогом сообщается тема занятия. Далее проводится беседа о насекомых, об их видах и образе жизни. Рассматривая сюжетные картинки, ребята выбирают, какое насекомое будет рисовать каждый из них. Установить последовательность выполнения рисунка и в процессе рисования напоминать о правилах работы с кистью.
|
ІІ. | Рисование пластилином.
|
|
|
24. | Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки. | Учить детей рисовать мультипликационного героя – собаку. Обучить детей технике раскрашивания пластилином. Развивать умение работать стеками. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
| После просмотра иллюстраций обсудить характер собаки, определить какой она породы. Рассказать детям об этой породе. Напомнить детям правила работы с пластилином. Всей группой отобрать лучшие работы и повесить их на выставку.
|
25. | Выполнение наброска и раскрашивание пластилином Микки Мауса. | Учить детей рисовать Микки Мауса. Учить детей смешивать пластилин для получения нужного цвета (розового) и раскрашивать по частям. Развивать умение «растягивать» пластилин по бумаге.
| На доске написан рассказ, в котором пропущено имя главного героя. Детям дается задание догадаться какое имя нужно вставить. После того как дети угадали приступить к работе и в конце занятия в рассказ вместо имени героя вставить работы детей. В ходе работы напомнить правила работы с пластилином.
|
26. | Выполнение наброска и раскрашивание пластилином кота. | Учить детей рисовать кота. Развивать умение смешивать пластилин для получения нужного цвета (серого), раскрашивать частями. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
| Загадать детям несколько загадок про кота. Рассказать о породах котов, о их повадках. Попросить тех детей у которых есть дома кот или кошка рассказать о ней. Посмотреть отрывок из мультфильма «Чучело Мяучело». В ходе работы вспомнить правила работы с пластилином. Лучшие работы отбираются на выставку.
|
ІІІ. | Рисование яичной скорлупой.
|
|
|
27. | Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой утенка. | Учить детей рисовать сказочного утенка. Обучить технике раскрашивания яичной скорлупой. Развивать умение раскрашивать частями, аккуратно работать с клеем, яичной скорлупой и красками.
| Попросить детей дома перечитать еще раз сказку «Про гадкого утенка», а на занятии порассуждать откуда появился утенок, рассказать детям как появляется яйцо. Обратить внимание на то, что именно скорлупой от яйца мы сегодня будем раскрашивать. Рассказать о правилах работы с яичной скорлупой, клеем и красками.
|
28. | Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой бабочки. | Развивать умение рисовать симметричные предметы. Продолжать учить раскрашивать яичной скорлупой, подбирать необходимые цвета при раскрашивании. Развивать умение раскрашивать частями.
| Рассмотреть иллюстрации с изображением бабочек. Предложить детям из готовых разноцветных заготовок сложить бабочку и после выполнения этого задания выяснить чья бабочка красивее и кто лучше подобрал цветовую гамму. Напомнить о поэтапном раскрашивании. Все работы выставить на доску и всей группой отобрать лучшие работы на выставку.
|
29. | Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой цыпленка. | Учить рисовать цыпленка. Развивать умение раскрашивать яичной скорлупой, работать с клеем и красками.
| Рассмотреть игрушечного цыпленка и прочитать сказку «Жил был цыпленок». Проанализировав сказку, попросить детей самим рассказать о том, как мы будем рисовать цыпленка, какие цвета выберем для его раскрашивания. В ходе работы напоминать о последовательности рисования.
|
30. | Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой попугая Кеши. | Учить рисовать попугая Кешу. Развивать умение поэтапно раскрашивать яичной скорлупой и красками, аккуратно выполнять работу. | Посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Попугай Кеша». Описать характер главного героя. Рассмотреть фотографии попугаев и выбрать ту, которая больше всего похожа на Кешу. Рассказать о характере этого попугая и сравнить его с характером Кеши. В ходе работы над рисунком следить за правильностью выполнения всех этапов рисования.
|
ІV. | Рисование точками. |
|
|
31. | Выполнение наброска и раскрашивание точками Дракоши. | Учить детей рисовать Дракошу. Обучить технике раскрашивания точками, работать с ватными палочками и красками. Развивать умение раскрашивать в пространстве, ограниченном линиями. | Спросить у детей, кто такой дракон. Что это за животное, откуда оно появилось? Рассказать, что дракон это родственник динозавра. Коротко рассказать о динозаврах. Рассмотреть готовый рисунок Дракоши, обсудить его характер и подобрать «добрые» цвета. В ходе работы напоминать детям об аккуратности выполнения работы.
|
32. | Выполнение наброска и раскрашивание точками попугая. | Научить детей рисовать попугая и мультипликационного фильма «Аладдин». Продолжать учить рисовать точками. Воспитывать аккуратность при работе с красками и ватными палочками.
| Предложить детям самостоятельно проанализировать рисунок. Что и как будем рисовать, какие цвета выберем. Лучшие работы повесить на выставку. |
33. | Выполнение наброска и раскрашивание точками малыша. | Учить рисовать малыша. Развивать умение рисовать точками, раскрашивать в пространстве, ограниченном линиями. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Показать отрывок из мультипликационного фильма. Проанализировать поведение малыша, его характер, во что он одет. Предложить работу в группах и в итоге, сравнить у какой группы получилось лучше.
|
V. | Рисование с использованием техники «по мокрому». |
|
|
34. | Ознакомление с техникой рисования «по мокрому». Выполнение упражнений. | Ознакомить детей с техникой рисования «по мокрому» (покрывание листа водой, разведение краски, покрывание ею части рисунка сверху вниз по сырой бумаге). Выполнение упражнения «Радуга», «Море». | Показать детям работы, выполненные в технике «по мокрому». Обсудить чем они отличаются от тех работ, которые мы рисовали раньше. При выполнении упражнений обращать внимание на то, чтобы дети соблюдали самое главное правило техники рисования «по мокрому» - бумага должна быть мокрой.
|
35. | Изображение пингвина и тюленя на фоне северного пейзажа (акварель). | Учить детей рисовать пингвина и тюленя. Учить передавать характерные особенности северного края. Развивать умение красиво располагать изображение на листе. | Спросить у детей, каких северных животных они знают. Выяснить, что они знают про пингвина и тюленя. Рассказать научные сведения об этих животных. Рассмотреть на фотографиях изображения ледников и посмотреть, как их изображают художники. При выполнении работы следить за тем, чтобы работа выполнялась в технике «по мокрому».
|
36. | Изображение дельфина в море (акварель). | Учить детей рисовать дельфина. Раскрашивать его с использованием техники «по мокрому». Раскрашивать море разными оттенками синего цвета. Развивать эстетическое восприятие, воображение. | Перед занятием попросить детей найти сведения про дельфинов и рассказать их на занятии. Рассмотреть фотографии дельфинов. Рассказать детям о дельфинарии и если кто-то был, чтобы он поделился впечатлениями. Работа по раскрашиванию проводится поэтапно.
|
37. | Акварельные цветы. Ромашки. | Учить рисовать ромашки, работать с шаблонами; учить рисовать лепестки ромашки, зрительно соразмеряя их величину. Учить передавать положение ромашек в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости. Развивать умение делать разметку. | Предложить нарисовать ромашки в подарок маме или бабушке. Так как рисование окружности вызывает у некоторых детей затруднения, можно предложить им шаблоны. В ходе работы над рисунком следить за тем, чтобы дети выполняли работу в технике «по мокрому».
|
38. | Акварельные цветы. Тюльпаны. | Учить рисовать тюльпаны. Развивать умение определять овальную форму, передавать ее в рисунке. Закреплять знания о цветоведении, формировать умение понимать и чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека. Воспитание у детей любви к природе.
| Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Посмотреть на живые тюльпаны и нарисовать их с натуры. В ходе работы напомнить об этапах изображения в технике «по мокрому». |
39. | Итоговое занятие. Рисование по замыслу. | Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать цвет краски. Развивать воображение эстетическое восприятие: чувство цвета, формы композиции. | Вопросами и советами помогать детям определять, что, как и где каждый будет рисовать, с чего начнет. Все готовые рисунки выставить на доске. Предложить детям выбрать наиболее интересные, авторов выбранных рисунков попросить рассказать, что они рисовали.
|
К концу обучения дети должны:
· ознакомиться с элементарными основами реалистического рисунка, продолжить развитие творческих способностей и художественного вкуса;
· уметь самостоятельно изображать животных акварелью и гуашью;
· уметь рисовать пластилином;
· уметь рисовать яичной скорлупой;
· освоить технику рисования точками;
· уметь рисовать с использованием техники «по-мокрому»;
· уметь рисовать с натуры, по памяти и по представлению объекты действительности карандашом, акварельными красками и гуашью;
· уметь передавать в рисунках такие важнейшие особенности предметов и явлений действительности, как форма, пространственное положение, очертания, строение и цвет;
· уметь рисовать на темы окружающей жизни;
· уметь использовать воображение, фантазию, сформировать творческое отношение к изобразительной деятельности;
· научиться эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение к увиденному через рисунок.
Учебно -тематический план.
І. 1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19.
20. 21.
22. 23.
ІІ 24. 25.
26.
ІІІ 27.
28.
29.
30.
ІV 31. 32. 33.
V 34.
35.
36. 37. 38. 39. | Изображение животных акварелью и гуашью. Беседа о цвете. Правила работы с акварельными красками, гуашью. Что я умею рисовать? Рисунок на свободную тему. Изображение дерева (акварель, гуашь) Изображение поросят (акварель, гуашь). Улитка на листке (акварель). Изображение цапли в болоте (акварель, гуашь) «Петя, Петя, Петушок». Изображение петуха. Моя любимая игрушка медвежонок (гуашь) Изображение белочки на дереве (акварель). Подводное царство. Рыбки в реке (акварель). Дружные котята. Изображение трех котят (акварель, гуашь). Изображение олененка на полянке (акварель, гуашь). Изображение утенка (акварель, гуашь). Изображение птички на дереве (акварель). Ежик на полянке. Изображение ежика (акварель, гуашь). Изображение филина на суку (гуашь) Царевна Лягушка. Изображение лягушонка (гуашь). Изображение зайчика под елью (акварель, гуашь). Здравствуй Дедушка Мороз! Изображение Деда Мороза (акварель, гуашь). Изображение снеговика (гуашь). Африканский слон. Изображение слона на фоне джунглей (акварель, гуашь). Изображение рыбок в аквариуме (акварель). Насекомые. Изображение бабочки, стрекозы и божьей коровки на цветах (акварель, гуашь). Рисование пластилином. Выполнение наброска и раскрашивание пластилином собаки. Выполнение наброска и раскрашивание пластилином Микки Мауса. Выполнение наброска и раскрашивание пластилином кота.
Рисование яичной скорлупой. Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой утенка. Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой бабочки. Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой цыпленка. Выполнение наброска и раскрашивание яичной скорлупой попугая Кеши.
Рисование точками. Выполнение наброска и раскрашивание точками Дракоши. Выполнение наброска и раскрашивание точками попугая. Выполнение наброска и раскрашивание точками малыша.
Рисование с использованием техники «по мокрому». Ознакомление с техникой рисования «по мокрому». Выполнение упражнений. Изображение пингвина и тюленя на фоне северного пейзажа (акварель). Изображение дельфина в море (акварель). Акварельные цветы. Ромашки. Акварельные цветы. Тюльпаны. Итоговое занятие. Итог часов: 72 часа. |
1час
1 час 1 час 2 часа 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа
1 час 2 часа
2 часа 2 часа
2 часа 2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
1 час 1 час 1 час
1 час
2 часа
2 часа 2 часа 2 часа 1 час
|
Учебный план.
№ |
Разделы программы | Количество часов |
1 |
Изображение животных акварелью и гуашью. |
41ч. |
2 |
Рисование пластилином. |
6ч. |
3 |
Рисование яичной скорлупой. |
12ч. |
4 |
Рисование точками. |
3ч. |
5 |
Рисование с использованием техники «по мокрому» |
10ч. |
|
Всего часов |
72ч. |
Список используемой литературы.
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1984.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3-х классах: Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1979.
4. Пантиков В.А. Учимся рисовать, учимся творить. Методические рекомендации в помощь воспитателям детских садов, учителям начальных классов (нетрадиционные подходы в рисовании растительного и животного мира). Красноярск: Красноярский краевой институт усовершенствования учителей, 1993.
5. Полунина В.Н. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., «Просвещение», 1982.
6. Порте П. Учимся рисовать от А до Я /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
7. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
8. Порте П. Учимся рисовать диких животных. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
9. Порте П. Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
10. Порте П. Учимся рисовать человека. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
11. Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.- 64с.
12. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К.Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.
13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Доп.и перераб. М., «Просвещение», 1980.
14. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. Под ред. В.Н. Аванесовой. Изд. 2-е, исправл. и доп. М., «Просвещение» 1981.
15. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
16. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
17. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-м классе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1981.
Приложение.
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества.
Критерии оценивания объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности (созданного рисунка, лепки, аппликации), вторая – при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно связаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность и ее продукты.
Анализ продукта деятельности
1. Содержание изображения (полнота созданного образа).
В этом критерии мы не выделяли показателей уровня. Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях мы выделяем показатели, позволяющие определить уровень овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям.
2. Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдены;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композицией мы выделили две группы показателей:
а) расположение изображений на листе:
- по всей плоскости листа;
- на полосе листа;
- не продумано, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
- движение передано достаточно четко;
- движение передано неопределенно, неумело;
- изображение статичное.
Этот критерий оценивается, если задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет.
В этом критерии мы выделили две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
а) цветовое решение изображения декоративной композиции;
- передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Для обычной диагностики овладения изобразительной деятельностью можно ограничиться анализом продукта деятельности; для более глубокой оценки овладения изобразительной деятельностью следует провести анализ процесса деятельности.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии.
В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:
а) характер линии:
- слитная;
- прерывистая;
- дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая;
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
- слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
- регуляции удаются не всегда;
- не регулирует силу нажима и размах.
2. Регуляция деятельности.
В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами ко взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателем носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну, две или три группы показателей, в каждой из которых по трем показателям оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) высокий уровень – 3 балла; второй средний – 2 балла; третий низкий 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
- форма передана точно – 3 балла;
- есть незначительные искажения – 2 балла;
- искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, - 45 баллов, низшее – 15 баллов; число баллов зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию. Ранговый ряд можно условно разделить на три части. Каждая подгруппа будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных баллов). Следующее диагностическое обследование, проведенное после целенаправленных занятий с детьми, изменит количество детей в каждой подгруппе за счет увеличения числа детей в подгруппе высокого и среднего уровня и сокращения числа детей, выполнивших изображение на низком уровне (а иногда и их отсутствия). Это будет свидетельствовать об эффективности работы с детьми.
Для обычной текущей итоговой диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определять уровни овладения рисованием. Можно сделать сводную таблицу и представить в ней все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...