Программа кружка "Акварелька"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Цель программы:
Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 59.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
по изобразительному искусству «Акварелька»
Составила: Зарбуева Л.С.
учитель начальных классов
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Акварелька» составлена на основании нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Акварелька» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. На большинстве занятий предполагается предварительное изучение техники. Дети сначала отвечают себе на вопрос: Как рисовать? Лишь затем выясняют, что же они нарисовали? На занятии нет образца, готового рисунка сделанного педагогом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы:
Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
- Познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;
- Научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;
- Сформировать представление о различных техниках художественного творчества;
- Помочь освоить детям различные виды нетрадиционной художественной деятельности (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск различными предметами, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, техника «пуантуризма», рисование по рельефной поферхности, техника рисования по «мокрому», чёрно-белый граттаж, цветной граттаж и множество других).
- Дать дополнительные знания в области литературы, окружающего мира, музыки и т.д. при проведении интегрированных занятий;
- Научить детей создавать выразительных образы;
-Сформировать у детей устойчивый интерес к художественному труду, усидчивость, настойчивость;
- Воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;
- Формировать творческую направленность личности;
- Развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;
- Развивать креативные способности и творческую активность;
-Самостоятельность творческого подхода при выполнении заданий;
- Развивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть гармонию цветовых и пластических сочетаний.
- воспитывать любовь к искусству;
- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
- обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с принадлежностями для рисования.
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Срок реализации программы – 4 учебных года. Курс обучения рассчитан на 34 часа во 2, 3, 4 классах и 33 часа в 1 классе. Всего 152 часа Для реализации программы необходим коллектив детей (не менее 12 человек). В группы зачисляются дети по параллели 1, 2, 3 и 4 классов, Зачисление группу производится по желанию детей и родителей. Занятия по 40 минут проходят 1 раз в неделю для каждой группы. Место проведения занятий – классная комната. Курс не требует от детей специальной предварительной подготовки.
В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность детей, но приоритетной является практическая: изучение новых техник рисования, использование привычных инструментов для рисования в новом качестве, изучение дополнительных средств выразительности, активизация творческих способностей через правополушарное рисование.
Позиция педагога – показать способ рисования, а не рисунок для копирования. Создать ситуацию творчества. В этом случае занятие направлено на снятие стереотипов видения и мышления, тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики, обретения чувства вдохновения. Затем наблюдение за использованием разных живописных приемов и «видение» возникновения отличающихся друг от друга фактур. В ходе занятий выполняются работы, в процессе над которыми снимается барьер перед рисованием и стимулирующие образно-пространственное восприятие, конкретное, а не схематическое видение. Эти способности включаются при на учении особому взгляду, через специальную технику работы с цветом, пространством, светом. Кроме того, упражнения с цветом, с красками непосредственно связаны с эмоциональной сферой и позволяют проективными методами попадать в глубокие слои подсознания, снижать напряжение, уровень тревожности, агрессии.
Используемые в программе методики рисования позволяют с уверенностью говорить об активизации творческих способностей учеников. Об этом можно судить при сравнении исходных и выпускных работ.
Курс обучения предполагает следующие формы деятельности: беседы, выполнение творческих индивидуальных и групповых работ.
- Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут, 33 часа в год в первом классе, 34 часа в год во 2,3,4 классах. Всего 135 часов.
В кружке занимаются все желающие учащиеся не зависимо от способностей и талантов. Формы занятий: беседы, выставки, конкурсы, экскурсии, практические занятия
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Способы проверки результативности
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет учителя - руководителя кружка.
Для проверки результативности занятий и выявления эстетического и культурного развития учащихся учитель – руководитель кружка может провести как наблюдение, так и диагностику по показателям развития детского творчества.
Общие показатели развития детского творчества:
- компетентность (эстетическая компетентность);
- творческая активность;
- эмоциональность (возникновение умных эмоций);
- креативность (творческость)
- производительность и свобода поведения;
- инициативность;
- самостоятельность и ответственность;
- способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
- Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
- Общая ручная умелость.
Ожидаемый результат
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение простейшими операциями
- Сформируются навыки художественной изобразительной деятельности
В результате реализации программы дети приобретают умения и навыки:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Способ проверки результативности реализации программы.
В начале и конце года проводится диагностика знаний, умений навыков детей. В ходе диагностики оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения работы (разнообразное использование материала, переданы ли характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы). Учитывается также техника выполнения работы разнообразным художественным материалом и аккуратность выполненной работы, умение дополнять свою работу и производить самоанализ.
При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.
Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на занятии я предлагаю оценивать по четырем критериям:
- готовность к сотрудничеству с учителем;
- отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;
- мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;
- общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.
Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного задания, поисково-исследовательская деятельность.
Второй критерий - отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:
- эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);
- волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);
- возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).
Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) - призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:
- передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);
- сложность замысла - предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);
- сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);
- оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.
Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). В начальной школе оценивается совместно с учеником, в средней школе – учеником.
Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников - включает в себя:
- соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);
- сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).
Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов (студий, кружков, художественных школ). Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.
- Содержание программы
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
Основные разделы программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1 | Тактильное рисование | 5 ч | 4 ч | - | - |
2 | Использование дополнительных средств выразительности | 10 ч | 6 ч | 12 ч | 9ч |
3 | Новый способ использования привычных инструментов рисования | 14 ч | 8 ч | 6 ч | 14 ч |
4 | Правополушарное рисование | - | 8 ч | 13 ч | 6 ч |
5 | Смешение техник | 4 ч | 8 ч | 3 ч | 3 ч |
Всего | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
Описание разделов программы по классам
№ п/п | Разделы программы | Всего часов | Темы для изучения. |
1 класс - 33 часа | |||
1 | Тактильное рисование | 5 | Рисование в технике пуантилизма. Портрет в моей ладошке. Ладонь, как способ нанесения изображения. Пластилиновая живопись. |
2 | Использование дополнительных средств выразительности | 10 | Рисуем по рельефной поверхности. Рисуем по рельефной поверхности. Чувство цвета. Рисуем ватной палочкой. Кляксография с трубочкой. Рисование ребром картона и смятым листом бумаги. Набрызгивание. Свеча плюс акварель Рисуем мыльными пузырями. |
3 | Новый способ использования привычных инструментов рисования | 14 | Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов. Способы растушовки. Трафареты, линейка и скотч. Стержень сложной формы. Смешение цветов. Штриховка и тонировка фломастерами. Восковые мелки и акварель. Гуашь. Кисть для клея. Знакомая форма – новый образ. Рисуем узор подручными средствами: резинка, пробка, По мокрому или по влажному. Монотипия. |
4 | Смешение техник. | 4 | Кляксография с трубочкой, ватная палочка. Самостоятельный выбор техник рисования для создания рису |
2 класс - 34 часа | |||
1 | Тактильное рисование | 4 | Поверхность из мазков. Как в технике граттаж |
2 | Использование дополнительных средств выразительности | 6 | Рисуем по рельефной поверхности. Рисуем ватной палочкой. Кляксография с трубочкой. Рисование ребром картона. Ниткография. |
3 | Новый способ использования привычных инструментов рисования | 8 | Штампы, способы нанесения оттиска луковицей. Гуашь. Рисование на цветной бумаге жёсткой кистью. Акварель. Способы нанесения оттиска, штампы. Штампы, рисование на цветной бумаге Создание рисунка способом выдавливания. Один из способов рисования стиральной резинкой. |
4 | Правополушарное рисование | 8 | Рисунок в технике медитации. Узнавание героя по контуру. Рисунок в технике аэрографии. Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному. Печатанье рисунков водяными кляксами. |
5 | Смешение техник. | 8 | Рисунки детей в известных им техниках. Групповая работа. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. |
3 класс - 34 | |||
1 | Использование дополнительных средств выразительности | 12 | Чёрно – белый граттаж. Цветной граттаж. Овладение техникой рисования на наждачной бумаге. Соль в акварели. |
2 | Новый способ использования привычных инструментов рисования | 6 | Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов. Цветные карандаши. Способы растушовки. Как рисовать текстом. Штриховка. Рисование резинкой. Создание различных тонов и оттенков в рисунке путём наложения карандашных штрихов, карандашной пыли. Использование вариаций одного цветового тона в рисунке. Рисование на цветной бумаге цветными карандашами. |
3 | Правополушарное рисование | 13 | Вазы лица: упражнение для обоих полушарий. Копирование изображения, перевёрнутого вверх ногами. Чистое контурное рисование ладони левой руки. Модифицированное контурное рисование. Иллюзорное восприятие. Перевёрнутое рисование. Акватипия – печатание рисунков водяными красками (акварель, гуашь). Техника рисования плёнкой. Работа с пятнами краски на бумаге. |
4 | Смешение техник | 3 | Рисование в известных учащимся техниках. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. |
4 класс - 34 часа | |||
1 | Использование дополнительных средств выразительности | 8 | Эффект акварели при рисовании фломастерами. Чёрно белый граттаж. Рисунок фломастерами на пластиковой основе. Печать влажной бумагой. Осваиваем технику заливки ребром картона. Цветной граттаж. |
2 | Новый способ использования привычных инструментов рисования | 14 | Сюжет рисунка с рельефной поверхностью. Акварельная бумага. Разновидность штриховки. Многоцветие. Сюжет рисунка с рельефной поверхностью. Трафареты, акварель и зубная щётка. Рисуем губкой и гуашью. |
3 | Правополушарное рисование | 6 | Овладеваем техникой рисования «мраморная бумага» Рисунки в технике рисования кефиром. Работа с пятнами краски на бумаге. |
4 | Смешение техник | 3 | Рисование в известных учащимся техниках. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. |
- Календарно – тематическое планирование.(приложение)
- Планируемые результаты изучения программы
Кружковцы будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Освоят различные виды нетрадиционной художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной.
- Будут знать понятия композиция, перспектива, светотень, сюжет и т. д.
- научаться работать с различными материалами: бумагой, картоном, природными материалами.
- Овладеют различными приёмами работы и техниками: тактильного рисования, нанесение оттиска различными предметами и материалами с использованием дополнительных средств выразительности, смешение техник
- Научатся планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции.
- Научатся работать с различными инструментами: карандашом, кистью, бумагой, воском, картоном, пластилином, стекой, плёнкой, штампами и другими предметами.
- Будут знать правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
- В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы.
- Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания.
- Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
- Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
Прогнозируемые результаты:
Закончив обучение в кружке учащиеся должны
ЗНАТЬ:
1) разные приёмы рисования;
2) Гжель, Жёстово, законы составления орнамента;
3) понятие «стилизация»;
4) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу.
УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы.
По окончании обучения учащиеся оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов реализации программы является выставка изделий учащихся.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1) столы,
2) стулья,
3) шкаф,
4) доска,
5) стенды,
6) уголок техники безопасности,
7) бумага: цветная, А4, акварельная,
8) акварельные краски, гуашь,
9) цветные карандаши,
10) трубочки,
11) непроливайка,
12) восковые свечи,
13) ватман,
14) простые карандаши,
15) ластики,
16)зубные щётки,
17)фломастеры,
18)восковые мелки,
19)различные штампы,
20)гербарий,
21)раскрасски, трафареты.
Список литературы:
1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.
2.А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.
3. О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
4. О Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью», 2007г.
5. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами», 2007г.
6. Бэтти Эдвардс «Открой в себе художника»
Методические пособия:
1. Детские рисунки в различных техниках.
2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.
3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.
4. Образцы работ в различных техниках.
5. Мои методические разработки и материалы открытых занятий.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях кружка по изобразительному искусству, относятся:
- мультимедийный проектор
- компьютеры.
Информационное обеспечение:
- Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
- Календарно – тематическое планирование
Основные виды деятельности на занятиях:
- изображение рисунка на всей площади листа бумаги;
-передача пропорций отдельных характерных деталей;
-подбор оттенков как средства передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа;
- расположение изображения на листе бумаги;
- смешивание гуаши для получения новых цветов и оттенков;
- приготовление смесей для рисования в различных техниках;
- работа кистью при рисовании линий в разных направлениях;
- строить планы по всему листу;
-изображение узких и широких полос (концом кисти, плашмя), кольца, дуги, точки;
-украшение основ (чередование, простейшая симметрия цветовых пятен геометрического узора);
-создание элементов узоров всем ворсом кисти и его кончиком;
- рисование простым карандашом, цветными мелками, восковыми мелками, цветными карандашами, свечой;
- рисование ребром картона, ватными палочками, смятой бумагой, губкой, и любыми другими подручными средствами;
-сочетание знакомых техник и освоение новых;
-развитие композиционных умений;
-размещение объектов в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности;
-создание композиции в зависимости от сюжета;
-изменение формы и взаимного размещения объектов в соответствии с их сюжетными действиями;
-изображение предметов дальнего и близкого плана без изменения их размеров;
- освоение многоплановости в композиции;
-нахождение главных и второстепенных элементов;
-композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
-ориентирование на большом и малом пространстве листа бумаги;
-упражнение кисти руки с закреплением правильного положения при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
- рисования широких и тонких линий;
- равномерное размещение однородных элементов по всей плоскости или в центре листа;
- объединение образов в сюжет на общей основе;
-создание образов в динамике;
- создание декоративных рисунков или эскизов декорированных изделий (посуда, маски, лепные орнаменты, здания и пр.);
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Практическое задание | Часы. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Традиционные типы штриховки. | Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов. | 1 |
2 | Рисуем смешных «пушистиков». | Цветные карандаши. Смешение цветов. | 1 |
3 | Карандашная пыль. Одуванчик. | Цветные карандаши. Способы растушевки. | 1 |
4 | Как спрятать зайца от волка? | Трафареты, линейка и скотч. | 1 |
5 | Осенние листья | Рисуем по рельефной поверхности. | 1 |
6 | Один из способов штриховки. | Рисуем по рельефной поверхности. | 1 |
7 | Знакомство со своими фломастерами. | Стержень сложной формы. Смешение цветов. | 1 |
8 | Пуантилизм. | Чувство цвета. Рисуем ватной палочкой. | 1 |
9 | Трафареты. | Штриховка и тонировка фломастерами. | 1 |
10 | Узоры на окнах. | Кляксография с трубочкой. | 1 |
11 | Осенняя ветка. | Смешение техник. Кляксография с трубочкой, ватная палочка. | 1 |
12 | Штамп (оттиск) – как способ нанесения изображения. | Рисование ребром картона и смятым листом бумаги. Гуашь. | 1 |
13 | Рисуем созвездия. | Набрызгивание. Гуашь и цветная бумага. | 1 |
14 | Открытие белого. Берёзовая роща. | Набрызгивание. | 1 |
15 | Зимние узоры. | Свеча плюс акварель | 1 |
16 | Игрушки на новогоднюю ёлку. | Восковые мелки и акварель. | 1 |
17 | Китайская ваза. | Монотипия предметная. | 1 |
18 | Волшебные цветы и бабочки. | Монотипия | 1 |
19 | Вид на реку. | Монотипия пейзажная. | 1 |
20 | Сухая кисть и пушистая поверхность. | Гуашь. Кисть для клея. | 1 |
21 | Чудо ладошки. | Рисование в технике пуантилизма. | 1 |
22 | Чудо ладошки. | Портрет в моей ладошке. | 1 |
23 | Чудо ладошки. | Ладонь, как способ нанесения изображения. | 1 |
24 | Чудо пена. | Рисуем мыльными пузырями. | 1 |
25/26 | Как в технике граттаж. | Пластилиновая живопись. | 2 |
27 | Знакомая форма – новый образ. | Чудо ножницы. | 1 |
28 | Знакомая форма – новый образ. | Волшебные предметы вокруг нас. | 1 |
29 | Штамп (оттиск) – как способ нанесения изображения. | Рисуем узор подручными средствами: резинка, пробка, палочка… | 1 |
30 | По мокрому или по влажному. | Выдавливание рисунка. | 1 |
31 | Я рисую сам. | Самостоятельный выбор техник рисования для создания рисунка . | 1 |
32 | Коллективная работа. | 1 | |
33 | Творческий отчёт. Подведение итогов. Выставка работ. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2класс
№ | Тема кружкового часа | Практическое занятие | Часы |
1 | Вводное занятие. | ИТБ. Рисунки детей в известных им техниках. | 2 |
2 | Рисовать это просто. | Рисунок в технике медитации. | |
3 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки. | Узнавание героя по контуру. Рисунок в технике медитации. | 1 |
4 | Осенний букет. | Рисунок в технике аэрографии. | 1 |
5 | Знакомая форма – новый образ. | Штампы, способы нанесения оттиска луковицей. | 1 |
6- 7 | «Город мастеров» - работа в технике граттаж. | Овладение техникой граттаж (чёрно-белый граттаж). | 2 |
8 | Это чудо гжель. | Гуашь. Рисование на цветной бумаге жёсткой кистью. | 1 |
9 | Чудо – цветы. Жёстовская роспись | Гуашь. Способ рисования на цветной бумаге жёсткой кистью. | 1 |
10 | Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному. | Акварель. | 1 |
11 | Художественный приём «заливка». Рисование неба. | Акварель. Способы нанесения оттиска, штампы. | 1 |
12 | Рисование по сырому. Пейзаж. | Акварель | 1 |
13 | Кляксография обычная. Рисование природы. | Пейзаж в технике кляксографии | 1 |
14-15 | Кляксография трубочкой. | Групповая работа. Смешение техник. | 2 |
16 17 | Техника рисования «Свеча + акварель». | Городской пейзаж. Групповая работа. Смешение техник. | 2 |
18 | Новогодняя ёлочка. | Рисование ребром картона. Групповая работа. | 1 |
19 | Узор и орнамент. Создание своего орнамента штампами. | Штампы, рисование на цветной бумаге. | 1 |
20 21 | Пластилиновая живопись. | Поверхность из мазков. | 2 |
22 23 | Пластилиновая живопись. | Как в технике граттаж | 2 |
24 | Рисуем букеты. | Техника рисования плёнкой. | 1 |
25 | Акватипия. | Печатанье рисунков водяными кляксами. | 1 |
26 | Полёт в космос. | Акварель плюс восковые мелки. | 1 |
27 | Яблоня в цвету. Смешение техник на бумаге. | Использование техник: рисование плёнкой, восковыми мелками, аэрография. | 1 |
28 | Замысловатые узоры. | Ниткография. | 1 |
29 | По мокрому или по влажному. | Создание рисунка способом выдавливания. | 1 |
30-31 | Герои комиксов. | Рисунок в технике аэрографии. | 2 |
32 | Карандашная пыль. | Один из способов рисования стиральной резинкой. | 1 |
33 | «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. | Смешение техник | 1 |
34 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Тема кружкового часа | Практическое занятие | Часы |
1 | Инструменты и принадлежности необходимые для рисования в 3 классе. | ИТБ Рисование в известных учащимся техниках. Рисунок в технике медитации. | 1 |
2 | Красота цвета. | Создание цветового круга карандашами и красками. | 1 |
3 | Штриховка и тонировка. | Рисование на цветной бумаге цветными карандашами. | 1 |
4 | Использование пустых пространств букв. | Как рисовать текстом. | 1 |
5- 6 | Магия ночи. | Чёрно – белый граттаж. | 2 |
7 -8 | Опыт переключения слева направо. | Вазы лица: упражнение для обоих полушарий. | 2 |
9 | Перевёрнутый рисунок: осуществление перехода в П-режим | Копирование изображения, перевёрнутого вверх ногами. | 1 |
10 11 | Контраст в искусстве. | Цветной граттаж. | 2 |
12 | Контурное рисование Николаидиса | Чистое контурное рисование ладони левой руки. | 1 |
13 14 | Как в технике витража. | Цветной граттаж. | 2 |
15 | Герои комиксов. | Модифицированное контурное рисование. | 1 |
16 | Когда видишь то, во что веришь. | Иллюзорное восприятие. | 1 |
17 | Логика света и тени. | Чёрно – белые картинки. Перевёрнутое рисование. | 1 |
18 | Восприятие света и тени. | Штриховка. Рисование резинкой. | 1 |
19 | Традиционные и другие типы штриховки. | Создание различных тонов и оттенков в рисунке путём наложения карандашных штрихов, карандашной пыли. | 1 |
20 | Традиционные типы штриховки. Монохроматическая схема | Использование вариаций одного цветового тона в рисунке. Рисование на цветной бумаге цветными карандашами. | 1 |
21 | Работа с пятнами краски на бумаге. | Акватипия – печатание рисунков водяными красками (акварель, гуашь). | 1 |
22 | Воплощение воображения на бумаге. | Техника рисования плёнкой | 1 |
23-26 | Овладение техникой рисования на наждачной бумаге. | 2 | |
27 28 | Открытие белого. | Соль в акварели. | 2 |
29-32 | Техника рисования кефиром | Работа с пятнами краски на бумаге. | 4 |
33 | «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. | Смешение техник | 1 |
34 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке | 1 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема кружкового часа | Практическое занятие | Часы |
1 | Инструменты и принадлежности необходимые для рисования в 4 классе. | ИТБ Рисование в известных учащимся техниках. | 1 |
2 | Рисование по рельефной поверхности. Цветные карандаши. | Сюжет рисунка с рельефной поверхностью. Акварельная бумага. | 1 |
3- 4 | Рисунки в технике пуантилизма цветными фломастерами. | Разновидность штриховки. Многоцветие. | 2 |
5 | Рисование по влажной, но не мокрой основе. | Эффект акварели при рисовании фломастерами. | 1 |
6- 7 | Магия ночи | Чёрно белый граттаж | 2 |
8 | Монотипия. | Рисунок фломастерами на пластиковой основе. Печать влажной бумагой. | 1 |
9-10 | Рисование на наждачной бумаге с крупным абразивом. | Сюжет рисунка с рельефной поверхностью. | 2 |
11-12 | Овладеваем техникой рисования «мраморная бумага» | Работа с пятнами краски на бумаге. | |
13 14 | Королевство Дракулы. | Цветной граттаж. | 2 |
15 | Открытие белого по мокрому в акварели. | Работа кистью и ватными тампонами. | 1 |
16-19 | Рисование на наждачной бумаге с мелким абразивом. | Сюжет рисунка с рельефной поверхностью. | 4 |
20 | Сказочное королевство. | Осваиваем технику заливки ребром картона. | 1 |
21 22 | Рисунки в технике аэрографии. | Трафареты, акварель и зубная щётка. | 2 |
23-26 | Рисунки в технике рисования кефиром. | Работа с пятнами краски на бумаге. | 4 |
27 | Детские трафареты. | Рисуем губкой и гуашью. | 1 |
28 29 | Бал маскарад. | Цветной граттаж. | 2 |
30-32 | Когда не веришь тому, что видишь. | Осваиваем технику рисования тушью. | 3 |
33 | «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка | Смешение техник | 1 |
34 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружк | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...