Рабочая программма по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmma_po_izo_4_klass.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
к учебному курсу «Изобразительное искусство»
учителя начальных классов
Тоярова Екатерина Ваисильевна
на 2016 – 2017 учебный год
с. Горки
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.
Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 31 учебный час в год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий е применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Подготовительные занятия
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
Декоративное рисование
На уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно – прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий учащиеся получают сведения о применение узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определённой степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Уроки по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисованию с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят его со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными
(дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1 – 2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.
В 3 – 4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу, передать в рисунке какую – либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать,
Рисование с натуры
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам:
4 класс
Учащиеся должны уметь:
Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
1 четверть – 7часов
№ | Тема урока | Час | Цель урока | Коррекционная работа | Вид деятельности. | Диагностика результатов обучения |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов. | 1 | Учить детей рисовать предметы округлой и продолговатой формы, правильно передавать их цвет. | Коррекция зрительного восприятия формы. | Рисование с натуры | |
2 | Рисование с натуры листа рябины. Беседа по картинам. | 1 | Развивать умение передавать строение предмета, начиная с общей формы. | Коррекция зрительного восприятия формы. | Рисование с натуры | Анализ детских работ. Выставка. |
3 | Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседа по картинам на тему: «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», С.Чуйков «На границе»). | 1 | Развитие самостоятельности в работе и закрепление знаний и умений, полученных учащимися на предыдущих уроках; формирование восприятия картин. | Коррекция зрительного восприятия, воображения. | Рисование с натуры, беседа по картине. | Анализ детских работ. Выставка. |
4 | Беседа «декоративно – прикладное искусство». Рисование геометрического орнамента – крышка для столика квадратной формы. | 1 | Дальнейшее развитие умения последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания. | Коррекция воображения, зрительного восприятия. | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. |
5 | Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа по картинам. | 1 | Развивать представления детей и умение воспроизводить в рисунке ранее восприятие иллюстрации к русским народным сказкам; активизировать творческое воображение учащихся и навыки использования узоров в рисунке; познакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно – прикладного искусства. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
6 | Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа по картинам. | 1 | Развивать представления детей и умение воспроизводить в рисунке ранее восприятие иллюстрации к русским народным сказкам; активизировать творческое воображение учащихся и навыки использования узоров в рисунке; познакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно – прикладного искусства. | Коррекция пространственного восприятия, воображения. | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
7 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кружка). | 1 | Научить детей изображать предметы цилиндрической формы, передавая в виде овала перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований. | Коррекция зрительного восприятия | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
2 четверть – 7часов
№ | Тема урока. | Час | Цель урока. | Коррекционная работа | Вид деятельности. | Диагностика результатов обучения |
1 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Рисование по выбору учащихся. | 1 | Совершенствовать навыки декоративного рисования. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. |
2 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся). | 1 | Передать форму, взаимное расположение, величину и цвет деталей изображаемого предмета. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
3 | Рисование с натуры игрушки – автобус. | 1 | Учить детей умению передавать строение, форму и пропорции автобуса; учить умению пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
4 | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургон). | 1 | Учить детей умению передавать строение, форму и пропорции автобуса; учить умению пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
5 | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | Учить детей рисовать по представлению группу предметов. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
6 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | Совершенствование умения последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование по образцу. | Анализ детских работ. Выставка. |
7 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | Дальнейшее развитие навыков декоративной работы. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. |
3 четверть - 10 часов
№ | Тема урока. | Час | Цель урока. | Коррекционная работа | Вид деятельности. | Диагностика результатов обучения |
1 | Декоративное рисование панно «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». | 1 | Дальнейшее развитие навыков декоративной работы. Формирование восприятий картин. | Коррекция пространственного восприятия, воображения. | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. |
2 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 | Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
3 | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | 1 | Дальнейшее развитие рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объем предметов средствами светотени. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
4 | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (подъемный кран). | 1 | Учить детей передавать форму, строение и цвет частей игрушки. | Коррекция пространственного восприятия, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
5 | Декоративное рисование отрывного листка календаря к празднику 8 Марта. | 1 | Развивать композиционные навыки и умения, самостоятельно полученные знания при декоративном рисовании. | Коррекция зрительного восприятия формы. | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. |
6 | Беседа по картинам. Рисование на тему «Пришла весна». | 1 | Обогащение детских представлений, развитие умения передавать свои наблюдения в рисунке, подбирая яркие весенние краски. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Рисование на тему, по памяти, представлению, беседа по картине. | Анализ детских работ. Выставка. |
7 | Рисование на тему «Полет в космос». | 1 | Развивать творческую фантазию детей и умение располагать элементы рисунка на листе бумаги. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
8 | Рисование на тему «Лес весной». | 1 | Познакомить с пейзажем как жанром изо искусства; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление о красках весны; способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
9 | Рисование на тему «С чего начинается Родина». | 1 | Формирование у детей представления о родной природе, о Родине; развитие у детей умения выбирать сюжет на предложенную тему, определять формат изображения, располагать отдельные элементы так, чтобы выделить главное в сюжете; воспитание любви к родной природе. | Коррекция пространственного восприятия, воображения. | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
10 | Рисование с натуры скворечника. Беседа по картинам. Рисование на тему «Ворнохатл». | 1 | Развивать умение передавать в рисунке объемную форму прямоугольных предметов. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
4 четверть - 9 часов
№ | Тема урока | Час | Цель урока | Коррекционная работа | Вид деятельности. | Диагностика результатов обучения |
1 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | Учить передавать строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
2 | Декоративное рисование. Расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | Развивать умение использовать осевые линии при выполнении узора в круге, подбирать сочетание цветов. | Коррекция пространственного восприятия, воображения. | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. |
3 | Рисование на тему «Космические корабли в полете». | 1 | Развивать творческое воображение, умение использовать полученные навыки для передачи своего замысла. Воспитывать чувство гордости за достижение своей родины. | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Рисование на тему, по памяти, представлению. | Анализ детских работ. Выставка. |
4 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы – настольные). | 1 | Обучение детей изображению предмета прямоугольной формы. Формирование умения передавать в рисунке не только графический образ, но и существенные признаки и характерные детали предмета. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
5 | Рисование с натуры в виде набросков столярных или слесарных инструментов. | 1 | Развивать творческое воображение, умение использовать полученные навыки для передачи своего замысла. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
6 | Рисование с натуры предмета симметричной формы – бабочка (натура раздаточный материал). | 1 | Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии, передача объема предметов доступными детям средствами. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
7 | Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство»(вышивка, кружево, керамика). | 1 | Коррекция воображения, зрительного восприятия | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. | |
8 | Рисование в квадрате узора декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочка). | 1 | Учить детей использовать осевые линии при рисование узора в квадрате, подбирать цвета красиво, узор располагать симметрично, заполняя середину, углы, края. | Коррекция пространственного восприятия, воображения. | Декоративное рисование, беседа. | Анализ детских работ. Выставка. |
9 | Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета». | 1 | Передать в рисунке строение, форму и цвет весенних цветов. Формирование восприятия картины. | Коррекция восприятия формы, воображения. | Рисование с натуры. | Анализ детских работ. Выставка. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.
1. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для3-4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008г.
2. И.А. Грошенков. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы.
3. Ольга Шматова. Самоучитель по рисованию. – М.: Эксмо, 2008.
4. Галина Шалаева. Школа рисования для талантливых детей. – М.: Эксмо, 2008.
5. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
6. В.Хрустолёв. Школа рисования. М.: Оникс Санкт – Петербург, 2008.
7. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
8. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
9. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
10. Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
1. Хохлома
2. Гжель
3. Полхов-Майдан
4. Мезенская роспись
5. Дымковская игрушка
6. Жостово
7. Введение в цветоведение.
8. Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
2. Репродукции картин разных художников.
3. Муляжи для рисования (2 набора)
4. Коллекция бабочек для рисования
5. Серии фотографий и иллюстраций природы.
6. Фотографии и иллюстрации животных.
7. Тела геометрические (1 набор)
8. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
9. Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
10. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программма для 1-го класс "Декоративно-прикладное искусство"
Программа создана для внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству в 1-ом классе. программа разработана с учётом возрастных особенностей первоклассников....
Рабочая программма по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА «УМК «Школа России» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программма по русскому языку 2 класс ОС "Школа России"
Рабочая программма составлена в соответствиии ФГОС НОО...
Рабочая программма по литературному чтению 2 класс ОС "Школа россии"
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС НОО...
- Мне нравится (2)