рабочая программма для 1-го класс "Декоративно-прикладное искусство"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа создана для внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству в 1-ом классе. программа разработана с учётом возрастных особенностей первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dekor.-prikladnomu_1_klass_2011-2012.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Микулинская гимназия»
С. Микулино Лотошинского района Московской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________Сорокина О.А. Протокол № ___ от «____»____________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Микулинская гимназия» ___________ Рябева С.В. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Микулинская гимназия» __________Пивень Н.И. Приказ № ___ от «___»____2011 г. |
Рабочая программа по курсу «Декоративно- прикладное искусство» по внеурочной деятельности для 1 класса
Подготовила: учитель
начальных классов
МОУ «Микулинская гимназия»
Хомина Галина Петровна
2011-2012 уебный год
Пояснительная записка
« Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Программа предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
- научить приемам исполнительского мастерства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.
- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор.
Программа основана на следующих принципах
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений ( образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
- Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
- Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Планируемые результаты:
- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
-овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, кружки, ярмарки.
Программа работы рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 1 класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы - 10 -15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.( 34 часа в год)
Итоги занятий будут подведены в форме отчётной выставки.
Работа с родителями: Вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей, посещение выставок, экскурсии, организация ярмарки.
Заключение
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.
Методическая литература:
- «Солёное тесто» И. Хананова 2008г.
- « Чудесная мастерская» Н. М.Конышева 2005г
- « Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009г.
Тематическое планирование
№ занятия | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (применяемые методы) | Деятельность учащихся (практическая работа) | Формируемые умения |
1-2 | Вводное занятие Экскурсия в природу | Фронтальная работа. Обмен мнением. Экскурсия | Методы: Объяснительно-иллюстративный Словесный Практический | Наблюдение в природе | 1.Уделять повышенное внимание формированию ценностного отношения к социальной реальности. 2. Развивать ценностное отношение школьника к своему здоровью. |
3-4 | Сбор и подготовка природного материала | Эвристическая беседа с практической деятельностью | Методы: Наглядный Словесный Практический | Сбор листьев разных деревьев и кустарников и размещение их для просушки | 1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия. 2. Развивать ценностное отношение школьника к своему здоровью, к развитию коммуникативных способностей. 3.Формировать опыт коллективной деятельности. |
5-6 | Аппликация из природного материала «Рыцарь» | Практическая работа | Методы: Объяснительно-иллюстративный Словесный Практический | Планирование работы Выполнение Анализ результатов | 1.Тренировать умения построения понятных и монологических высказываний. 2.Воспитывать сплоченность, умение адекватно воспринимать распределение ролей в совместной деятельности. 3. Формировать ценностное отношение к социальной реальности. |
7 | Откуда берутся ракушки | Беседа с презентацией ИКТ | Методы: Наглядный Словесный Игровой | Просмотр презентации Участие во фронтальной беседе | 1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия. 2. Развивать ценностное отношение школьника к своему здоровью, к развитию речи . 2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой деятельности. |
8-9 | Бабочки из ракушек | Сказочная гостиная | Методы: Наглядный Словесный Частично-поисковый, или эвристический | Работа с особым природным (ракушки) материалом и пластилином | 1.Формировать ценностное отношение к социальной реальности. 2.Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и социальных знаний. |
10-11 | «Что в поле растёт?» «загадочное» шоу Изготовление аппликации из семян и злаков | Мозговой штурм перед деятельностью | Методы: Наглядный Частично-поисковый, или эвристический Практический | Работа с семенами и злаками Анализ деятельности | 1.Учить детей проявлять адекватность при оценке результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных. 2. Поддерживать дух соревнования, создавая позитивную обстановку во время игр, викторин и соревнований. |
12-13 | Аппликация из яичной скорлупы «Цыплёнок вылупился» | Путешествие в загадочную страну «Цыпляндию» | Методы: Исследовательский Словесный Практический | Планирование работы Выполнение Анализ результатов | 1.Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений. 2.Обеспечить взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. |
14-15 | Знакомство с различными видами ткани Первые швы иголкой | Практическое занятие с использованием наглядного материала | Методы: Наглядный Словесный Практический | Разметка на ткани Выполнения шва «вперёд иголкой» | 1.Формировать умения приобретать социальные знания. 2.Учить детей проявлять адекватность при оценке результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных. |
16-17 | Сапожок для подарка из салфеток «чистюля» | Занятие -путешествие | Методы: Объяснительно-иллюстративный Практический | Участие в беседе о Новом годе выкраивание деталей сшивание | 1.Учить формулированию и удерживанию поставленной задачи на всем этапе выполнения действий. 2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой и трудовой деятельности. |
18-19 | Сапожок для подарка из салфеток «чистюля» | Практическая работа | Методы: Наглядный Словесный Практический | Продолжение работы по сшиванию деталей Украшение сапожка аппликацией | 1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия. 2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой, а именно, в прикладной деятельности. |
20-21 | Игрушки из ткани и ниток Фигурки их помпонов | Занятие-мастерская | Методы: Объяснительно-иллюстративный Словесный Практический | Знакомство с разной пряжей Изготовление помпонов и соединение из в фигурки | 1.Учить сличению способа действия и его результатов. 2. Развивать ценностное отношение школьника к своему здоровью, к развитию художественных способностей. |
22-23 | Солёное тесто. презентация | Занятие-кинозал | Методы: Наглядный Словесный Практический | Просмотр презентации Беседа по просмотренным сюжетам | 1.Создать условия для успешного приобретения школьником социальных знаний. 2.Учить детей проявлять адекватность при оценке результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных. |
24-25 | Работа с солёным тестом Простые фигуры | Практическая работа | Методы: Объяснительно-иллюстративный Словесный Практический | Замес теста Деление на порции лепка | 1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия. 2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой, трудовой деятельности. |
26-27 | Цветы и плоды из солёного теста для коллективной работы | Занятие-мастерская | Методы: Наглядный Словесный Практический | Планирование работы Выбор модели лепка | 1.Учить сличению способа действия и его результата. 2. Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и социальных знаний. |
28-29 | Знакомство с народными промыслами России презентация | Занятие-кинозал | Методы: Объяснительно-иллюстративный Словесный Практический | Просмотр презентации Знакомство с такими народными промыслами, как Гжель, Хохлома, Жостово и пр. | 1.Создать условия для успешного приобретения школьником социальных знаний. 2.Учить детей проявлять адекватность при оценке результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных. 3. Способствовать расширению кругозора. |
30-31 | Золотая хохлома Аппликация из ниток, фольги и тесьмы | Творческая мастерская | Методы: Наглядный Словесный Практический | Создание ягодно-травяного узора из текстильных элементов и фольги | 1.Учить применению установленных правил. 2. Планирование действия и принятие самостоятельных решений |
32-33 | Голубая Гжель Аппликация из маленьких пластилиновых шариков | Занятие-практикум | Методы: Наглядный Словесный Практический | Планирование работы Изготовление шариков заполнение ими узора | 1.Учить сличению способа действия и его результата. 2. Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и социальных знаний |
34-35 | Городец чудесный Изготовление разделочной доски и роспись ёё с элементами аппликации | Практическое занятие | Методы: Объяснительно-иллюстративный Словесный Практический | Планирование работы Выполнение Анализ результатов | 1.Создать условия для успешного приобретения школьником социальных знаний. 2.Учить детей проявлять адекватность при оценке результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных. 3. Способствовать расширению кругозора. |
36 | Итоговое занятие « Наш вернисаж» | Занятие-выставка | Методы: Наглядный Словесный | Подготовка поделок к выставке Анализ деятельности Фотографирование Поощрение детей(чаепитие) | 1.Учить сличению способа действия и его результата. 2. Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и социальных знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программма по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА «УМК «Школа России» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
рабочая программма по изо 4 кл. Б. Неменский
материал содержит пояснительную записку и КТП по изо для 4 кл...
рабочая программма по литературному чтению 3кл УМК Гармония
рабочая программа "Литературное чтение"...
Рабочая программма по русскому языку 2 класс ОС "Школа России"
Рабочая программма составлена в соответствиии ФГОС НОО...