рабочая программма для 1-го класс "Декоративно-прикладное искусство"
рабочая программа (1 класс) по теме

Программа создана для внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству в 1-ом классе. программа разработана с учётом возрастных особенностей первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dekor.-prikladnomu_1_klass_2011-2012.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Микулинская гимназия»

С. Микулино Лотошинского района  Московской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Сорокина О.А.

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Микулинская гимназия»

___________ Рябева С.В.

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

        Директор МОУ «Микулинская

               гимназия»

__________Пивень Н.И.

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

Рабочая программа по курсу «Декоративно- прикладное искусство» по внеурочной деятельности для 1 класса

                                                                                                               Подготовила: учитель

                                                                                                                  начальных классов

                                                                                                 МОУ «Микулинская     гимназия»

                                                                                                          Хомина Галина Петровна

                                             2011-2012 уебный год

     

                                Пояснительная записка

« Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.  Программа предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

 - развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.

- научить приемам исполнительского мастерства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

-  развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.

- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор.

  Программа основана на следующих принципах

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение        равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное      творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений ( образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

  1. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

  1. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

                             Планируемые результаты:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- о  предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

-овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В  ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

   Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, кружки, ярмарки.

Программа работы рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 1 класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы -  10 -15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.( 34 часа в год)

Итоги занятий будут подведены в форме отчётной выставки.

Работа с родителями: Вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей, посещение выставок, экскурсии, организация ярмарки.

                              Заключение

Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.

                         Методическая литература:

  1. «Солёное тесто» И. Хананова 2008г.
  2. « Чудесная мастерская» Н. М.Конышева 2005г
  3. « Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009г.

   

                            Тематическое планирование


№ занятия

Внеурочное  занятие (тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя

(применяемые методы)

Деятельность учащихся

(практическая работа)

Формируемые умения

1-2

Вводное занятие

Экскурсия в природу

Фронтальная работа. Обмен мнением. Экскурсия

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Словесный

Практический

Наблюдение в природе

1.Уделять повышенное внимание формированию ценностного отношения к социальной реальности.

2. Развивать  ценностное  отношение школьника к своему здоровью.

3-4

Сбор и подготовка природного материала

Эвристическая беседа с практической деятельностью

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Сбор листьев разных деревьев и кустарников и размещение их для просушки

1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия.

2. Развивать  ценностное  отношение школьника к своему здоровью, к развитию коммуникативных способностей.

3.Формировать опыт коллективной деятельности.

5-6

Аппликация из природного материала

«Рыцарь»

Практическая работа

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Словесный

Практический

Планирование работы

Выполнение

Анализ результатов

1.Тренировать умения построения  понятных и монологических высказываний.

2.Воспитывать сплоченность, умение адекватно воспринимать распределение ролей в совместной деятельности.

3. Формировать ценностное отношение к социальной реальности.

7

Откуда берутся ракушки

Беседа с презентацией

ИКТ

Методы:

Наглядный

Словесный

Игровой

Просмотр презентации

Участие во фронтальной беседе

1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия.

 2. Развивать  ценностное  отношение школьника к своему здоровью, к развитию речи .

2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой деятельности.

8-9

Бабочки из ракушек

Сказочная гостиная

Методы:

Наглядный

Словесный

Частично-поисковый, или эвристический

Работа с особым природным (ракушки) материалом и пластилином

1.Формировать  ценностное  отношение к социальной реальности.

2.Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и  социальных знаний.

10-11

«Что в поле растёт?»

«загадочное» шоу

Изготовление аппликации из семян и злаков

Мозговой штурм  

перед деятельностью

Методы:

Наглядный

Частично-поисковый, или эвристический

Практический

Работа с семенами и злаками

Анализ деятельности

1.Учить детей проявлять адекватность при  оценке  результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных.

2. Поддерживать дух соревнования, создавая позитивную обстановку во время игр, викторин и соревнований.

12-13

Аппликация из яичной скорлупы

«Цыплёнок вылупился»

Путешествие  в загадочную страну «Цыпляндию»

Методы:

Исследовательский

Словесный

Практический

Планирование работы

Выполнение

Анализ результатов

1.Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.

2.Обеспечить  взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

14-15

Знакомство с различными видами ткани

Первые швы иголкой

Практическое занятие

с использованием

наглядного материала

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Разметка на ткани

Выполнения шва «вперёд иголкой»

1.Формировать умения  приобретать социальные знания.

2.Учить детей проявлять адекватность при  оценке  результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных.

16-17

Сапожок для подарка

из салфеток «чистюля»

 Занятие -путешествие

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Практический

Участие в беседе о Новом

годе

выкраивание деталей

сшивание

1.Учить формулированию и удерживанию поставленной задачи на всем этапе выполнения действий.

2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой и трудовой деятельности.

18-19

Сапожок для подарка

из салфеток «чистюля»

Практическая работа

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Продолжение работы по сшиванию деталей

Украшение сапожка аппликацией

1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия.

 2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой, а именно, в прикладной  деятельности.

20-21

Игрушки из ткани и ниток

Фигурки их помпонов

Занятие-мастерская

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Словесный

Практический

Знакомство с разной пряжей

Изготовление помпонов и соединение из в фигурки

1.Учить сличению способа действия и его результатов.

 2. Развивать  ценностное  отношение школьника к своему здоровью, к развитию художественных способностей.

22-23

Солёное тесто.

презентация

Занятие-кинозал

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Просмотр презентации

Беседа по просмотренным сюжетам

1.Создать условия для успешного приобретения школьником  социальных знаний.

2.Учить детей проявлять адекватность при  оценке  результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных.

24-25

Работа с солёным тестом

Простые фигуры

Практическая работа

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Словесный

Практический

Замес теста

Деление на порции

лепка

1.Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия.

2. Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой, трудовой  деятельности.

26-27

Цветы и плоды из солёного теста для коллективной работы

Занятие-мастерская

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Планирование работы

Выбор модели

лепка

1.Учить сличению  способа действия и его результата.

2. Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и  социальных знаний.

28-29

Знакомство с народными промыслами

России

презентация

Занятие-кинозал

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Словесный

Практический

Просмотр презентации

Знакомство с такими народными промыслами, как Гжель, Хохлома, Жостово и пр.

1.Создать условия для успешного приобретения школьником  социальных знаний.

2.Учить детей проявлять адекватность при  оценке  результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных.

3. Способствовать расширению кругозора.

30-31

Золотая хохлома

Аппликация из ниток, фольги и тесьмы

Творческая мастерская

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Создание ягодно-травяного узора из текстильных элементов и фольги

1.Учить применению установленных правил.

2. Планирование действия и принятие самостоятельных решений

32-33

Голубая Гжель

Аппликация из маленьких пластилиновых шариков

Занятие-практикум

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Планирование работы

Изготовление шариков заполнение ими узора

1.Учить сличению  способа действия и его результата.

2. Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и  социальных знаний

34-35

Городец чудесный

Изготовление разделочной доски и роспись ёё с элементами аппликации

Практическое занятие

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Словесный

Практический

Планирование работы

Выполнение

Анализ результатов

1.Создать условия для успешного приобретения школьником  социальных знаний.

2.Учить детей проявлять адекватность при  оценке  результата и приложенных усилий окружающих и своих собственных.

3. Способствовать расширению кругозора.

36

Итоговое занятие

« Наш вернисаж»

Занятие-выставка

Методы:

Наглядный

Словесный

Подготовка поделок к выставке

Анализ деятельности

Фотографирование

Поощрение детей(чаепитие)

1.Учить сличению  способа действия и его результата.

2. Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и  социальных знаний



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программма по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА «УМК «Школа России» 4 класс

         Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

рабочая программма по изо 4 кл. Б. Неменский

материал содержит пояснительную записку и КТП по изо для 4 кл...

рабочая программма по литературному чтению 3кл УМК Гармония

рабочая программа "Литературное чтение"...

Рабочая программма по русскому языку 2 класс ОС "Школа России"

Рабочая программма составлена в соответствиии ФГОС НОО...