Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Образ художественной культуры Японии"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.Неменского "образ художественной культуры Японии". В ходе творческой работы обучающиеся выполняют иллюстрацию к хокку в технике оригами. На уроке используется интеграция музыки, литературы и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Чередникова И.Н.
Тема: Образ художественной культуры Японии. 4 класс.
Цель урока: познакомить учащихся с искусством оригами, традиционным жанром поэзии – хокку.
Задачи: вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения художественной культуры Японии; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на явления окружающей жизни; развивать эстетическое отношение к традициям других культур и народов.
Технологии : интегрированный подход к процессу освоения искусства в школе, как одно из актуальных направлений современной художественной педагогики ; игровая технология; наглядная технология.
Методы работы: фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная творческая работа.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: понимать характерные особенности культуры Японии. Приобретать умения и навыки работы с бумагой. Формировать умения проводить анализ, сравнение, обобщение учебного материала.
Метопредметные (ууд)
1 Личностные: уважительное отношение к культуре и искусству Японии; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости .
2 Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, соотносить правильность результата действий с образцом, устанавливать соответствие результата и поставленной цели.
3 Познавательные: овладевать умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
4 Коммуникативные: вести диалог с учителем и со сверстниками.
Оборудование
Учителю:
- зрительный ряд: презентация «Япония – страна восходящего солнца»
- музыкальный ряд: японская музыка
- литературный ряд: японские стихи
- инструкционные карты с алгоритмом складывания
Ученикам: цветную бумагу, ножницы, клей.
Сценарий урока.
- Актуализация знаний.
Организационный момент. Звучит народная японская музыка
-Кто догадался, почему урок начали с прослушивания именно этой мелодии?
(На прошлом занятии мы начали знакомиться с культурой Японии)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о Японии. В этом нам поможет кроссворд.
Разгадывание кроссворда.
1.Столица Японии.
2.Японский воин.
3.Национальная одежда японцев.
4. Японская письменность.
5. Национальное дерево.
6.»Страна гор» по-японски.
7.Священная гора Японии.
-Какое слово получилось на цветном фоне? Оригами.
-Кто знаком с этим видом искусства? Что это такое? (Складывание из бумаги).
2. Формулирование цели урока. Создание мотивации к работе.
-Ребята, а вы знаете, что родина оригами – страна Япония. Искусство складывания из бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В древности оригами было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуалом. Им украшали статую «многоликой и тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ОРИ»- сложенный, «КАМИ»- бумага и бог одновременно.
Японцы стремятся во всем следовать законам красоты, жить с природой в согласии.
В малом видеть великое! В привычном видеть неожиданное. В видимом видеть невидимое.
И в этом помогает поэзия. Традиционный жанр японской поэзии – хокку (трехстишие в 17 слогов).
Давайте познакомимся с хокку. У вас на парте лежит лист с японскими стихами. Поработайте в парах, прочитайте хокку.
Протянул ирис
Листья к брату своему
Зеркало реки.
Старый пруд
Прыгнула в воду лягушка
Всплеск на воде.
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синем небе.
Тихо-тихо ползи
Улитка, по склону Фудзи
Вверх до самых высот.
Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
О, стрекоза!
С каким же трудом на былинке
Ты примостилась!
Выразительное чтение хокку вслух.
-В чем отличие хокку от наших стихотворений? (Короткие, три строки, нет привычной для нас рифмы)
Но главное отличие: предельная краткость и своеобразная поэтика. Хокку изображает жизнь природы и человека в их единстве.
3.Решение творческой задачи
-А теперь, давайте станем мастерами японского искусства и выполним творческое задание. Кто догадался, какое?
Проиллюстрируем стихотворение хокку, используя фигурку оригами.
На голой ветке
Ворон сидит одиноко
Осенний вечер.
Практическая работа.
- Складывание ворона из бумаги по инструкционной карте.
-У кого возникнут трудности, можно попросить помощи у «сенсея». Сенсей - наставник в Японии. Учитель называет наставников - помощников на каждом ряду.
2. Изготовление ветки, на которой будет сидеть ворон.
3. Приклеить элементы на пейзаж, выполненный на прошлом занятии.
Выставка работ и оценка.
4. Итог. Рефлексия.
- Ребята, художественному искусству какой страны был посвящен наш сегодняшний урок?
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Чему научились?
-Кто доволен своей работой?
-Давайте поблагодарим наших наставников – сенсеев за помощь.
5.Домашнее задание.
-Посмотреть, как выглядят и называются архитектурные постройки в Японии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для учителя по программе "Изобразительное искусство и основы художественной культуры" 1-4 класс Авторы: Назарова С.Л., Перминова Г.Н.
Уважаемые коллеги!Данное пособие предназначено для учителей рисования, воспитателей детских садов,руководителей изостудий, учителей начальных классов и родителей. Даётся пошаговый алгоритм работы...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему : «Художественная культура Японии. Образ и костюм человека».
«Художественная культура Японии. Образ и костюм человека»....
Конспект урока изобразительного искусства "Форма в художественном конструировании" (УМК Школа России, 2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: Форма в художественном конструировании.Цели деятельности учителя: формирование умений изображать композицию из простых форм.Планируемые результаты:Пре...
Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...
Конспект урока изобразительного искусства "Образ женской красоты, характер в японской культуре". УМК "Школа России", 4 класс.
Цели деятельности учителя: Формирование представления о культуре Японии и эмоционально-ценностное отношение к японским традициям;создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока;разв...