Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ №21

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 4 класс

Тип урока: комбинированный

Вид урока: творческая мастерская

Время проведения: апрель

Технологическая карта изучения темы

«Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Тема

«Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Цели

 

- познакомить учащихся с овладением техники "Алла прима" и отработать ее в изображении японского пейзажа;

- воспитывать уважение к традициям и культуре народов мира;

 - развивать у учащихся  художественный вкус, индивидуальные творческие способности;

- познакомить  с отличительными особенностями искусства Японии;

- формировать рефлексивное отношение к учению и личностному смыслу учения;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Основные понятия

техника "Алла прима", сакура

Межпредметные связи

окружающий мир

Ресурсы:

- дополнительные

- презентация;

-аудиозапись "Безмолвная луна";

- задания для работы в группе (Приложение 1);

-конверты с заданием (Приложение2);

- задание для работы в группе (Приложение3;

- алгоритм выполнения работы в технике Алла прима (Приложение 4);

- хокку (Приложение 5);

- листы форматом А-4, акварель, гуашь, простые карандаши

Формы работы

фронтальная, групповая, парная

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный момент

Актуализация

 знаний

- Ребята, послушайте необычную музыку. (Звучит аудиозапись "Безмолвная луна.")

- В какой стране  могли родиться эти звуки?

- Что вы представили?              

- Сегодня на уроке мы  побываем в необыкновенной стране. (СЛАЙД)

 Мы отправимся в очень интересное путешествие в великую страну Японию. (СЛАЙД)

Далеко-далеко, там, где из-за горизонта встаёт каждое утро солнышко, посреди синего океана лежит чудесный остров. Почти в самом центре острова возвышается гора Фудзи, священное место для всех японцев, жителей Страны восходящего солнца.

-Что вы знаете о Японии?

- Ответьте на вопросы, работая в группе. (Приложение 1)

Повторим правила групповой работы.    

 Правила работы в группе.

1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай свое мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Приложение 1:

Ответьте на вопросы:

1. В какой части света находится  Япония?________________________

2. В каком океане находятся острова жителей Страны восходящего солнца? _____________________________

3. Назовите столицу Японии.___________________________

4. Название священной горы- действующего вулкана._____________

5. Традиционная национальная одежда японцев.  _________________

6. Синоним (по- японски) слову воин._________________

7. Японские стихотворения._______________

Проверка.(СЛАЙДЫ)

-Чтобы продемонстрировать своё богатство японка одевала 12 кимоно из шёлка так, чтобы края каждого были видны на шее, запястьях и у ног.

- На ноги японцы одевают обувь- гэта- это национальная обувь на деревянной подошве- колодке в виде скамеечки, крепящиеся с помощью тесьмы, протянутой между пальцами. Войдя в дом, японцы снимают обувь.

 - Самураи- в переводе означает «слуга» (служил, защищал феодалов). Но часто самурая называют «буси» («воин»). Каждый самурай имел 2 меча: большой и маленький. Маленький- служил для харакири. В далёкие времена, когда самураи защищали страну, владения, многие были ранены, но помощь врачебная оказывалась только самураям высшего ранга; остальные лечили себя сами.

II. Формулирование темы и целей  урока

- Составьте предложение  и назовите тему урока. (Приложение2)

Приложение 2

Составь предложение- тему урока.                            

Об

до

раз

куль

ту

по

ры

ху

жест

вен

ной

Я

ни

и

Проверка (СЛАЙД)

- Определите цели урока

III. Открытие нового знания

- Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир . Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности, умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований,– вот то, что отличает японцев от других наций.

Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат: всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое; всматриваться в малое – и видеть великое.

-  Японские произведения  поражают своей тонкостью и глубиной. (СЛАЙД) Они выражают грандиозность и величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, используют нежные оттенки.

-Своим национальным символом японцы избрали цветок сакуры – горной вишни.  (СЛАЙД)

Она стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением.  Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой и множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть совсем свежими.

Задание.

-Прочитайте статью и ответьте на вопрос: "Почему сакура так дорога японцам?"(Приложение3)

Приложение 3

У каждого японца в сердце хранится свой образ сакуры. Для японских крестьян она - символ благополучия. Цветение сакуры дает им знак, что земля достаточно прогрелась, и можно начинать высаживать рис - он не только основной продукт питания, но и путь к изобилию и преуспеванию. Аристократы, любуясь цветением сакуры, размышляют о смысле жизни и ее быстротечности, задумываются о чистоте. Для самураев это дерево олицетворяет память о предках, о традиции привязывать к веткам дерева иероглифы, в которых возносится хвала богам, пробуждающейся природе и солнцу. Сакура для самураев - символ чистоты и стойкости. Японцы верят, что в дереве теплится душа. Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи.

Проверка.

Физминутка

         - Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

            Наши нежные цветки

           Распускают лепестки.

           Ветерок чуть дышит,

           Лепестки колышет.

           Нашей сакуры цветки

           Закрывают лепестки,

           Тихо засыпают,

           Головой качают.

IV. Практическая  работа учащихся в группах

                 

- Именно эту красоту дикой вишни мы с вами и постараемся сегодня запечатлеть в своих работах. И работы ваши будут выглядеть примерно вот так. (СЛАЙД)

-  Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.

4.Практическая работа.

- Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

 (СЛАЙДЫ)

- Начинать рисовать нужно с самого большого цветка в середине: два больших лепестка, потом остальные и в центре кружок с тычинками.

-Над цветком - ещё парочку полураскрытых бутонов.

-Далее можно добавить сбоку и немного выше два цветка поменьше.

-Очередной этап - ветка, расположенная за цветами, короткие концы ветки дополняем бутонами цветов сакуры.

-На длинном конце веточки дорисовываем оставшиеся цветы сакуры. Наша ветка сакуры готова.

- Чтобы раскрасить  рисунок , для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, поэтому если посмотреть на (особенно утром) на  то легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость , мы выполним работу в технике   Алла прима –живопись по сырому. (СЛАЙД)

Словарная работа.

Алла прима (от итальянского слова — «в один присест») — разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.

- Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима: (Приложение 4)

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур японского пейзажа.
  3. Начинаем накладывать цвета с неба, далее  розовая дымка и солнце.

Даем немного фону подсохнуть, выбираем кисточку потоньше и начинаем работать над веткой сакуры.

 Этапы рисования ветки сакуры:

  1. Наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка .
  2. Начинаем рисовать ветку. Сначала проводим плоской стороной кисти фон ветки.
  3. Затем оттеняем краской на тон темнее шероховатости коры вишни .

-Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и  демонстрируют свои работы.

V. Итог урока

 - О какой стране мы сегодня говорили?

- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?

- Какое дерево является символом Японии?

- С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?

 

VI. Рефлексия

-Прочитайте хокку, которое соответствуют вашему настроению (Приложение 5).

Приложение 5

Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь - вишневый цвет!
Кито
Туман весенний, для чего ты скрыл
Те вишни, что окончили цветенье
На склонах гор
Не блеск нам только мил,-
И увяданья миг достоин восхищенья!
Цураюки
Минула весенняя ночь.
Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету
Басё

Цветы дикой вишни,
Разве не пышен их убор?
Из всех людей на свете
Нет ближе, чем братья родные
Мотоори Норинага

Цветы сакуры!
Куда так торопитесь?
Зачем распустились?  

Кито

VII. Домашнее задание

- Сочинить хокку о сакуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....

Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)

.          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...

«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме "Япония"...

Технологическая карта урока и Презентация к уроку ИЗО для 4 класса по теме "Образ художественной культуры Средней Азии"

Технологическая карта урока и Презентация к уроку ИЗО для 4 класса по теме "Образ художественной культуры Средней Азии"...

Конспект урока Изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс

Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людейЗадачи урока...