Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волшебная кисточка" 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Данная программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_prodlenka_1a.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 386
Кировского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию Протокол педсовета от | «Утверждаю» Приказ от _________ № ____ Директор ГБОУ СОШ №386 _________________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Волшебная кисточка»
для 1 «А» класса
УМК "Школа России"
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Учитель начальных классов:
Финогеева Анна Николаевна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Изостудия» составлена на основе
1.Закона «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерной программы воспитания и социализации учащихся (начальное общее образование).
5. Примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
6. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Программа является модифицированной.
Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Данная программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы:
- ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 7лет;
- развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
- исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – также выполняют творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родители, педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1 класса.
Количество часов
Программа рассчитана 1 кл – 33 ч. и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Продолжительность одного занятия:
в 1 классе - 35 минут
Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
- воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы работы: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Формирование УУД:
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебно-тематическое планирование
1-й класс «Радужный мир»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой» | 1 | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) |
2 | «Что могут краски?» | 1 | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. |
3 | «Изображать можно пятном» | 1 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». |
4 | «Изображать можно пятном» | 1 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку |
5 | «Осень. Листопад» | 1 | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. |
6 | «Силуэт дерева» | 1 | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. |
7 | «Грустный дождик» | 1 | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
8 | «Изображать можно в объёме» | 1 | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. |
10 | «Красоту нужно уметь замечать» | 1 | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. |
11 | «Узоры снежинок» | 1 | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
12 | Рисуем дерево тампованием | 1 | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. |
13 | «Зимний лес» | 1 | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
14 | «Портрет Снегурочки» | 1 | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. |
15 | «К нам едет Дед Мороз» | 1 | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону |
16 | «Снежная птица зимы» | 1 | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция |
17 | «Дом снежной птицы» | 1 | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. |
18 | «Ёлочка – красавица» | 1 | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
19 | «Кто живёт под снегом» | 1 | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). |
20 | «Красивые рыбы» | 1 | Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала |
21 | «Мы в цирке» | 1 | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
22 | «Волшебная птица весны» | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
23 | «Моя мама» | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
24 | «Цветы и травы» | 1 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». |
25 | «Цветы и бабочки» | 1 | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
26 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» | 1 | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. |
27 | «Моя семья» | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. |
28 | «Веселые фигуры» | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | |
29 | «Домашние питомцы» | 1 | Рисование натюрморта |
30 | «Победителям – Слава! | 1 | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ. |
31 | «Весенняя клумба» | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. |
32 | «Веселая игра» | 1 | Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. |
33 | «Лето, здравствуй!» «Маленькая галерея» | 1 | Фантазия. Творческая работа. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев |
Содержание программы 1 класса
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
- Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
- Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
- Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Практическая часть представлена в учебно-тематическом планировании.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Учащиеся должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Список литературы
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
Классная доска
Компьютер.
Принтер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к мероприятиям.
2. Участие в конкурсах и выставках.
3. Портфель достижений школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Волшебная палитра"
Художественно-эстетическое направление курса "Волшебная палитра" по внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" для 3 класса
Внеурочная деятельность,календарно-тематический план....