Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (3 класс)
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию занятий в 3-х классах общеобразовательных организаций во внеурочное время по направлению «Общекультурное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_vneurochnaya_deyatelnost_volshebnaya_kistochka.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением английского языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
______________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ школа № 457 Протокол № от « » августа 2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа № 457 ________________ Приказ № от « » августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 «Г» КЛАССА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов по программе: 34
Составитель: Руднева Н.С.
Санкт-Петербург
2019
Оглавление
1. Аннотация………………………………………………………………………………….3
2. Характеристика класса…………………………………………………………………….3
3. Пояснительная записка…………………………………………………………………….4
4. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………………………...7
5. Календарно-тематическое планирование………………………………………………...8
6. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………11
7. Материально-техническое обеспечение……………………………………………….....11
8. Приложение 1. Лист коррекции рабочей программы…………………………………....12
Аннотация рабочей программы по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию занятий в 3 классах общеобразовательных организаций во внеурочное время по направлению «Общекультурное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.
ЦЕЛЬ внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Названная цель в полной мере отражает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного плана «Внеурочная деятельность» по общекультурному направлению. Достижение указанной цели осуществляется на основе компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование познавательных, коммуникативных, социальных и информационных компетенций как результата освоения учеником содержания программы «Волшебная кисточка».
Преподавание внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» предусматривает следующие формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная. Программой предусмотрены такие виды и формы контроля, как внешний (осуществляет учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль.
Отличительной особенностью Программы является соответствие её структуры и содержания психолого-педагогическим особенностям детей 8–9 лет и составлена с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.
- Характеристика 3 Г класса
- Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, анализа документов, изучение продуктов деятельности.
- В классе 33 ученика: 18 мальчиков, 15 девочек. Трое детей 2009 года рождения, тридцать детей 2010 года рождения. Успеваемость класса средняя: 3 отличника, 19 хорошистов.
- У обучающихся преобладает наглядно-образное и репродуктивное мышление. У большинства обучающихся средний уровень развития мышления, памяти, речи. Внимание непроизвольное. В классе дети со средними способностями. Обучающиеся в разной степени владеют умениями индивидуальной и групповой работы.
- Недостаточно развиты волевые процессы. В целом дети доброжелательны. Большинство обучающихся усвоили способ поведения ученика и мотивированы к обучению. Все родители уделяют внимание своим детям, обучающиеся имеют всё необходимое для учебных занятий. В школу дети приходят аккуратные. Основная масса детей занимается в кружках, секциях дополнительного образования, как в школе, так и вне школы.
- На уроках желательно развивать интерес детей к учебным предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа «Волшебная кисточка» для 3 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
3. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
5. Уставом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга;
6. Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 31.08.2018 № 248/8;
7. Учебным планом ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год от 26.06.2018 №230/1
8. Планом внеурочной деятельности в рамках реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования на 2018-2019 учебный год ГБОУ СОШ №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга от 31.08.2018 №248/3;
9. Распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».
10. Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2018/2019 учебный год» от 21.03.18 №03-28-1820/18-0-0.
11. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 о направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями изучения программы, которые определены стандартом.
2. п. Цели и задачи программы «Волшебная кисточка».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
- содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
3.п. Общая характеристика программы «Волшебная кисточка»
Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации.
4.п. Описание места курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.
Программа «Волшебная кисточка» для 3 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1часу в неделю).
5.п. Преподавание программы «Волшебная кисточка» предусматривает следующие формы организации занятий: занятие -фантазия, занятие-игра, занятие-выставка. Используются следующие технологии обучения: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.
6.п. Программой также предусмотрены такие виды и формы контроля, как внешний (осуществляет учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется обучающимися), самоконтроль, текущий контроль в форме выставок, промежуточный контроль (по итогам изучения тем, разделов) в форме выставок.
7.п. Содержание программы «Волшебная кисточка» направлено на обучение учащихся использовать различные приемы и техники рисования с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
8.п. Планируемые результаты изучения курса:
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» должны быть достигнуты определенные результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Предметные результаты:
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Содержание курса
- В 3 классе рассматриваются следующие темы:
1.Рисование по памяти и представлению «Впечатление о лете» | 1 |
2. Осенние листья | 1 |
3.Осенний пейзаж | 1 |
4.«Золотая хохлома». | 1 |
5.Роспись Матрёшки | 1 |
6.«Учимся рисовать птиц» | 2 |
7.«Учимся рисовать животных». | 2 |
8.«Учимся рисовать рыб и подводных жителей» | 2 |
9.Первый снег» | 1 |
10.Кружева зимы. Рисование снежинок. | 1 |
11.Новогодние игрушки | 2 |
12.Маскарадная маска | 1 |
13.Пчать смятой бумагой. Зимний лес. | 1 |
14.В гостях у сказочных героев | 2 |
15.Рисуем цирк | 1 |
16.Рисуем военные машины | 1 |
17.Праздничная открытка к 23 февраля | 1 |
18.Портрет мамы | 1 |
19.Праздничная открытка к 8 марта. | 1 |
20.Монотипия «Отражение в воде» | 1 |
21.Рисование по сырой бумаге. Рисуем весенние цветы. | 2 |
22.Рисуем космос | 1 |
23.Узор в полосе. Весенняя тематика. | 1 |
24.Пейзаж «Весеннее настроение» | 1 |
25.Праздничная открытка к 9 Мая | 1 |
26.Праздничный салют | 1 |
27.Моя любимая игрушка | 1 |
28.Урок - выставка | 1 |
1Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения | Дата |
1. | Рисование по памяти и представлению «Впечатление о лете» | 1 | ТР | Рисование по памяти и представлению. Акварель, фломастеры, цветные карандаши. | |
2. | Осенние листья | 1 | ТР | Обводка и закраска. Рисование по памяти. Акварель, гуашь. | |
3. | Осенний пейзаж | 1 | ТР | Рисование по памяти и представлению Акварель, гуашь | |
4. | «Золотая хохлома». | 1 | ТР | Беседа о хохломской росписи. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. | |
5. | Роспись Матрёшки | 1 | ТР | Творческая работа – роспись матрёшки. Техника исполнения – Полхов-майдан. | |
6-7 | «Учимся рисовать птиц» | 2 | К | Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете. Рисование по образцу. | |
8-9 | «Учимся рисовать животных». | 2 | К | Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению | |
10-11 | «Учимся рисовать рыб и подводных жителей» | 2 | ТР | Беседа. Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство. | |
12 | Первый снег» | 1 | ТР | Рисование по памяти и представлению. Техника-набрызг. Акварель, гуашь. | |
13 | Кружева зимы. Рисование снежинок. | 1 | ТР | Рисование по воображению+аппликация. Гуашь. | |
14-15 | Новогодние игрушки | 2 | К | Рисование по памяти и представлению. Акварель, фломастеры, цветные карандаши. | |
16 | Маскарадная маска | 1 | К | Рисование по воображению+аппликация. Гуашь. | |
17 | Печать смятой бумагой. Зимний лес. | 1 | К | Печать смятой бумагой. Рисование по воображению. Гуашь. | |
18-19 | В гостях у сказочных героев | 2 | ТР | Иллюстрация. Рисование по воображению. Фломастеры, цветные карандаши. | |
20 | Рисуем цирк | 1 | ТР | Иллюстрация. Рисование по воображению. Фломастеры, цветные карандаши. | |
21 | Рисуем военные машины | 1 | ТР | Иллюстрация. Рисование по памяти и представлению. Фломастеры, цветные карандаши. | |
22 | Праздничная открытка к 23 февраля | 1 | К | Рисование по воображению+ аппликация. Гуашь. | |
23 | Портрет мамы | 1 | ТР | Нетрадиционная техника рисования. Набрыз | |
24 | Праздничная открытка к 8 марта. | 1 | К | Рисование по воображению+ аппликация. Гуашь. | |
25 | Монотипия «Отражение в воде» | 1 | ТР | Интерпретация явлений природы: акварель, черная ручка. | |
26-27 | Рисование по сырой бумаге. Рисуем весенние цветы. | 2 | ТР | Рисование по памяти и представлению Акварель, гуашь. | |
28 | Рисуем космос | 1 | ТР | Рисование по памяти и представлению Акварель, гуашь | |
29 | Узор в полосе. Весенняя тематика. | 1 | К | Рисование по воображению. | |
30 | Пейзаж «Весеннее настроение» | 1 | ТР | ||
31 | Праздничная открытка к 9 Мая | 1 | ТР | Рисование по воображению+ аппликация. Гуашь. | |
32 | Праздничный салют | 1 | ТР | Рисование по воображению Акварель, фломастеры, цветные карандаши. | |
33 | Моя любимая игрушка | 1 | ПР | Рисование по памяти и представлению. Акварель, фломастеры, цветные карандаши. | |
34 | Урок - выставка | 1 | ПР |
К – комбинированное занятие
В – викторина
И – игра
ТР – творческая работа
ТП – театрализованное представление
ВП – взаимопроверка
УО – устный опрос
ПР – проектная работа
Т - тест
Учебно-методическое обеспечение
1. Анке Шмид. Детское творчество: весёлые уроки для малышей. - М.: «Мой мир», 2007.
2. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
3. Комарова Т.С. Обучение школьников технике рисования. - М., 2007.
4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5. Лыкова И,А, Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз Дидактика», 2007.
6. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера»,2004.
7. Пенькова Л.А. Под парусом Лето плывёт по Земле. – М.: «Линка – Пресс», 2006.
8. Серия журналов «Воспитатель ДОУ» - (2008 - 2009).
9. Серия журналов «Дошкольное воспитание» - (1991, 2002, 2004).
10. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
11. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
12. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г
13. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
Материально-техническое обеспечение
1. Учебно-наглядные пособия.
2. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
3. Альбомы с демонстрационным материалом.
4. Дидактический раздаточный материал.
Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
Приложение 1
Лист коррекции рабочей программы
Внеурочная деятельность_____________________________________Учитель_____________________Класс_____
№ п/п | № урока по плану | № урока по факту | Даты по плану | Даты по факту | Тема скорректированного занятия | Причина корректировки программ | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...