РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для 1 класса. Учебно-методический комплекс «Школа России»: авторская программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по УВР директор школы
___________ «___» ________2016 г. ___________ «___» ________2016 г.
Старостенко Е. С. Хажмакова С. Х.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
для 1 класса на 2016-2017 учебный год
Учитель:
Бурмистрова Д. О.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ИЗО
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2013 №264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района РА;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №3 Гиагинского района;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2016-2017 учебный год;
- Учебно-методического комплекса «Школа России»:
- Авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Задачи обучения изобразительному искусству:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности обучающихся видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
На изучение НРК отводится 10 – 15% времени, т.е. 4 – 7 уроков в 1 – 4 классах.
Виды художественной деятельностиобучающихся
Восприятие произведений искусства.Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок.Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство.Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства(обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция.Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет.Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем.Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм.Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства.О чем говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Опыт художественно - творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание курса
Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения – 8 ч.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Раздел 2: Ты украшаешь.Знакомство с Мастером Украшения – 5 ч.
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8 ч.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–5ч.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги цветов.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
|
|
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
|
|
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
|
|
Календарно -тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п /п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | |
План | Факт. | |||
1 четверть Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч). | ||||
1 | 02.09. | Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас. | 1 Т. с.3 | |
2 | 09.09. | Мастер Изображения учит видеть. НРК Красота нашей малой родины.(Презентация). | 1 Т.с.4-5 | |
3 | 16.09. | Изображать можно пятном разные формы. | 1 Т. с.6-7 | |
4 | 23.09. | Изображать можно линией. | 1 Т. с. 10-11 | |
5 | 30.09. | Изображать можно в объеме. | 1 Т. с.14-15 | |
6 | 07.10. | Разноцветные краски. | 1 Т.с.12-13 | |
7 | 14.10. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 Т. с.16-17 | |
8 | 21.10. | Эти разные кисти и краски. | 1 Т. с.18-19 | |
9 | 28.10. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 Т. с.8-9 | |
2четверть Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) | ||||
10 | 11.11. | Мир полон украшений. Цветы. НРК Адыгея - царство цветов и деревьев. | 1 | |
11 | 18.11. | Красоту надо уметь замечать. | 1 | |
12 | 25.11. | Узоры на крыльях. НРК Бабочки Адыгеи. | 1 Т. с.20 | |
13 | 02.12. | Красивые рыбы. НРК Рыбы пресных водоёмов Адыгеи. | 1 Т. с.21 | |
14 | 09.12. | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 Т. с.26-27 | |
15 | 16.12. | Украшение птиц. | 1 Т. с. 23-24 | |
16 | 23.12. | Как украшает себя человек. | 1 Т. с.22 | |
17 | 30.12. | Узоры, которые создали люди. НРК Орнаменты адыгов. | 1 Т. с.28-29 | |
3 четверть Ты строишь Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) | ||||
18 | 20.01. | Постройки в нашей жизни. | 1 | |
19 | 27.01. | Городские и сельские строения. | 1 | |
20 | 03.02. | Дома бывают разными. | 1 | |
21 | 10.02. | Домики, которые построила природа. | 1 | |
22 | 17.02. | Какие можно придумать дома? | 1 | |
23 | 03.03. | Дом снаружи и внутри. | 1 | |
24 | 10.03. | Строим город. | 1 Т. с.30-31 | |
25 | 17.03. | Все имеет свое строение. | 1 | |
26 | 24.03. | Строим вещи. | 1 Т. с.32-33 | |
4 четверть | ||||
27 | 07.04. | Город, в котором мы живем. (обобщение темы). | 1 | |
28 | 14.04. | НРК Архитектура Майкопа. | 1 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч). | ||||
29 | 21.04. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. | 1 | |
30 | 28.04. | Времена года. Весенний пейзаж. | 1 Т. с.34-35 | |
31 | 05.05. | Разноцветные жуки. | 1 | |
32 | 12.05. | «Сказочная страна». Иллюстрирование сказок. | 1 | |
33 | 19.05. | Создание панно«Здравствуй, лето!» | 1 Т. с.38-39 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...