Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» на тему: «Изразец в архитектуре»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Кочергина Ирина Павловна

Данный урок проводится во 2 классе по теме: " Изразец в архитектуре". На данном уроке учащиеся узнают о искусстве украшения печи изразцами, видами изразцов и создают "муравленный изразец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_2_klasse.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 2 классе

по программе Т. Я. Шпикаловой

«Изобразительное искусство.

Основы народного и декоративно – прикладного искусства.»

                             

Тема:  РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ В АРХИТЕКТУРЕ.

Педагогические цели: способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец); содействовать формированию художественно-графических навыков кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – проявляют интерес к художественным традициям своего народа; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (архитектура); в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-вариация и импровизация).

Форма урока: комбинированный.

Вид занятия:  декоративная  композиция  по  мотивам  русских изразцов.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: муравленый изразец, декоративная композиция.

Оборудование: акварель, белая гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Образовательные ресурсы: презентация «Русский изразец», таблицы и композиционные схемы.

Зрительный ряд: произведения художников и фото изразцов; варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике.

 

Сценарий урока

I. Мотивирование  учебной  деятельности  (организационный момент).

(Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся):

-Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:

Прозвенел  и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

-Сегодняшний урок я хотела бы начать с русских народных сказок. Я прочитаю вам известные строки, а вы попробуйте отгадать,  какая эта сказка. Помощником вам будут иллюстрации из этих сказок.

 

  • Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.
    Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
    (По щучьему велению) СЛАЙД 1-2

  • Метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
    Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка. Девочка говорит печке:
    - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

(Гуси-лебеди) СЛАЙД 3-4

  • Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

 (Семеро козлят) СЛАЙД 5-6

- Какой предмет встречался во всех этих сказках? (печь) СЛАЙД 7

II. Постановка учебной задачи.

- Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  …(о печке)

- Совершенно верно.  Для чего   служила  печка людям в избе? (согревала дом, на печи готовили еду)

-А как вы думаете, кроме того, что печь кормила и грела, что она еще  делала?

- Я вам немного помогу, посмотрите на следующий слайд. (Она украшала дом) СЛАЙД 8

– Что же делало ее нарядной?  ( ……)

 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа «Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей».

 Украшали их узорами, которые были выполнены на маленьких керамических плиточках, которые называли ИЗРАЗЦАМИ  ) СЛАЙД 9

 

- Знакомо ли вам слово «изразец»?

- Как вы думаете, почему эти плитки получили такое название?

- Этим словом называли обожженные и расписанные плитки из глины.    

 

В слове «изразец» заключено сразу несколько смыслов: «резать», «резной», «узор», «образить» (есть такое старое слово), то есть украсить.

Действительно, самые древние изразцы были выпуклыми, рельефными, потому что делали их с помощью резных форм.   )

СЛАЙД  10 -11

Набивали сырую глину  в  деревянную  резную  форму, сушили, вынимали изразец и обжигали. Но больше всего название этой цветной керамической плитки – изразец – напоминает слово «образец», то есть определенный рисунок, орнамент. Не случайно в древности изразцы иногда называли образцами.

Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика.

-Как вы думаете, что еще украшали изразцы? (…….)

-Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей, каменных теремов и облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты.  СЛАЙД 12 - 13

 

– Изразцы, как и мозаика, очень древнее искусство. На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем Средневековье – в X–XII веках. В раскопках в городах Киевской Руси находили и находят изразцы. Применялись изразцы повсеместно – и в советской архитектуре, и храмовой. Не менее часто использовались изразцы и в дизайне интерьеров. Особое распространение получили печные изразцы.  

Печи в России украшали изразцами на протяжении веков. Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи.   Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о крылатой коннице, только что изгнанных захватчиках, о легендарном царе древних Александре Македонском,   о семиглавом драконе   и других литературных героях.

Первые русские изразцы изготавливались:

 из традиционной для нашей страны красной глины (красные);  СЛАЙД 14

 с синим узором по белому фону (гжельские)  СЛАЙД 15

 многоцветные  ) СЛАЙД 16 - 17

– Изразцы бывают:

 рельефные;

 живописные.

Соединяясь вместе, они составляют декоративные   панно, наличники, вставки и пр., покрывая иногда целые стены.   

СЛАЙД 18

Несколько позже полученные по особой технологии плитки стали покрывать зелёной глазурью, которая называлась на старинный лад – мурава (муравленые)

Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей, он тоже зеленого цвета. Рассмотрите изображение старинных изразцовых печей и отдельные изразцы из русских храмов в учебнике на с. 98-99.

-Старинные изразцы сохраняются в музейных коллекциях как произведения народного искусства, как яркое явление в культуре нашего Отечества.

Видео –физкультминутка

 

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

(Вращение головой.)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

(Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

(Потягивания  руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

(Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол.

(Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

(Дети садятся.)

2. Формирование практических умений.

Творческая работа.

- Сегодня я предлагаю вам стать мастерами по- украшению печи и украсить нашу печь в классе. У каждого из вас на столе лежит заготовка из вашей творческой тетради, на которой вы красками должны создать муравленный изразец  с понравившимся  вам сюжетом или орнаментом.

– Рассмотрите старинный муравленый изразец в учебнике на с. 98. Назовите оттенки зеленого цвета, ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ «ЦВЕТОВОЙ КРУГ» (темно-зеленый, светло-зеленый, зеленый, желто-зеленый) СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

Внимательно рассмотрите все эти оттенки зеленого цвета  (темно-зеленый, зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый)

Подумайте, какие краски надо смешивать, чтобы получить красивый светло-зеленый оттенок, темно-зеленый, желто-зеленый (работа устно)

– Изразец имеет форму квадрата или прямоугольника.

СЛАЙД  21-23

Чтобы правильно расположить изображение на заготовке, рассмотрите композиционные схемы размещения узоров на квадрате (на слайде или в учебнике на стр. 101.) Найдите на них ту, которая относится к одному из придуманных вами изразцов.

 

   Ищите оттенки зеленого цвета, смешивая зеленую краску с другими на палитре. Изразец должен быть ярким .

 3. Включение в систему знаний и повторение.

- А теперь внимание на доску. Наша печь почти готова. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке   (украшение на печь от учителя) И все это помогли нам сделать расписные плиточки. Как они назывались иначе?   (… )

 

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) …

– С развитием промышленности и появлением новых источников тепла – газа, электричества, изразцы   превратились в чисто декоративные, и на некоторое время их популярность их почти сошла на нет. Но, как часто бывает, традиционные изделия, проверенные веками возвращаются и завоевывают популярность. Сегодня, несмотря на множество вариантов отделочных материалов,   изразцы все равно популярны. Где используются изразцы сегодня?

 

 СЛАЙД  24

Учитель предлагает закончить предложения:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

 

Лесенка успеха

Выставка детских работ, приклеванием на общую печь из ватмана, выявление ошибок, выставление оценок.

Анализ работ. Отмечаем выразительные декоративные решения композиции (сюжет и орнамент); выслушиваем суждения второклассников о замысле.

СЛАЙД 25

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" ....

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" В мастерской художника Гжели"

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива"  "В мастерской художника Гжели" знакомит учащихся с искусствой гжельских мастеров, учит рисовать о...

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Путешествие в космос"

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива"  Путешествие в космос" раскрываем учащимся тайны космического пространства, первых космонавтов. Уч...

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"

На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи....

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"

Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва...

Презентация к уроку " Печатный пряник с ярмарки" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Изобразительное искусство" 2 класс

В данной презентации вставлено видео для урока на слайде 10 и видео физминутка на слайде 25.Ссылка на видео (Вырезаем форму для пряника - Carving wooden mold)  https://www.youtube.com/watch?v=D_P...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс "Природные и рукотворные формы. Натюрморт", УМК "Перспектива".

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для понимания о натюрморте,его композиции. Задачи урокаДидактические:- знать понятия: натюрморт,композиция,светотень,ли...