Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» на тему: «Изразец в архитектуре»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Данный урок проводится во 2 классе по теме: " Изразец в архитектуре". На данном уроке учащиеся узнают о искусстве украшения печи изразцами, видами изразцов и создают "муравленный изразец"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_2_klasse.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 2 классе
по программе Т. Я. Шпикаловой
«Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно – прикладного искусства.»
Тема: РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ В АРХИТЕКТУРЕ.
Педагогические цели: способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец); содействовать формированию художественно-графических навыков кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – проявляют интерес к художественным традициям своего народа; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (архитектура); в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.
Тип урока: формирование новых знаний (урок-вариация и импровизация).
Форма урока: комбинированный.
Вид занятия: декоративная композиция по мотивам русских изразцов.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: муравленый изразец, декоративная композиция.
Оборудование: акварель, белая гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.
Образовательные ресурсы: презентация «Русский изразец», таблицы и композиционные схемы.
Зрительный ряд: произведения художников и фото изразцов; варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
(Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся):
-Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
-Сегодняшний урок я хотела бы начать с русских народных сказок. Я прочитаю вам известные строки, а вы попробуйте отгадать, какая эта сказка. Помощником вам будут иллюстрации из этих сказок.
- Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. (По щучьему велению) СЛАЙД 1-2
- Метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка. Девочка говорит печке:
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
(Гуси-лебеди) СЛАЙД 3-4
- Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
(Семеро козлят) СЛАЙД 5-6
- Какой предмет встречался во всех этих сказках? (печь) СЛАЙД 7
II. Постановка учебной задачи.
- Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? …(о печке)
- Совершенно верно. Для чего служила печка людям в избе? (согревала дом, на печи готовили еду)
-А как вы думаете, кроме того, что печь кормила и грела, что она еще делала?
- Я вам немного помогу, посмотрите на следующий слайд. (Она украшала дом) СЛАЙД 8
– Что же делало ее нарядной? ( ……)
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Беседа «Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей».
Украшали их узорами, которые были выполнены на маленьких керамических плиточках, которые называли ИЗРАЗЦАМИ ) СЛАЙД 9
- Знакомо ли вам слово «изразец»?
- Как вы думаете, почему эти плитки получили такое название?
- Этим словом называли обожженные и расписанные плитки из глины.
В слове «изразец» заключено сразу несколько смыслов: «резать», «резной», «узор», «образить» (есть такое старое слово), то есть украсить.
Действительно, самые древние изразцы были выпуклыми, рельефными, потому что делали их с помощью резных форм. )
СЛАЙД 10 -11
Набивали сырую глину в деревянную резную форму, сушили, вынимали изразец и обжигали. Но больше всего название этой цветной керамической плитки – изразец – напоминает слово «образец», то есть определенный рисунок, орнамент. Не случайно в древности изразцы иногда называли образцами.
Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика.
-Как вы думаете, что еще украшали изразцы? (…….)
-Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей, каменных теремов и облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты. СЛАЙД 12 - 13
– Изразцы, как и мозаика, очень древнее искусство. На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем Средневековье – в X–XII веках. В раскопках в городах Киевской Руси находили и находят изразцы. Применялись изразцы повсеместно – и в советской архитектуре, и храмовой. Не менее часто использовались изразцы и в дизайне интерьеров. Особое распространение получили печные изразцы.
Печи в России украшали изразцами на протяжении веков. Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи. Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о крылатой коннице, только что изгнанных захватчиках, о легендарном царе древних Александре Македонском, о семиглавом драконе и других литературных героях.
Первые русские изразцы изготавливались:
• из традиционной для нашей страны красной глины (красные); СЛАЙД 14
• с синим узором по белому фону (гжельские) СЛАЙД 15
• многоцветные ) СЛАЙД 16 - 17
– Изразцы бывают:
• рельефные;
• живописные.
Соединяясь вместе, они составляют декоративные панно, наличники, вставки и пр., покрывая иногда целые стены.
СЛАЙД 18
Несколько позже полученные по особой технологии плитки стали покрывать зелёной глазурью, которая называлась на старинный лад – мурава (муравленые)
Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей, он тоже зеленого цвета. Рассмотрите изображение старинных изразцовых печей и отдельные изразцы из русских храмов в учебнике на с. 98-99.
-Старинные изразцы сохраняются в музейных коллекциях как произведения народного искусства, как яркое явление в культуре нашего Отечества.
Видео –физкультминутка
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
(Вращение головой.)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
(Потягивания – руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево
Плавно производим.
(Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
(Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
(Дети садятся.)
2. Формирование практических умений.
Творческая работа.
- Сегодня я предлагаю вам стать мастерами по- украшению печи и украсить нашу печь в классе. У каждого из вас на столе лежит заготовка из вашей творческой тетради, на которой вы красками должны создать муравленный изразец с понравившимся вам сюжетом или орнаментом.
– Рассмотрите старинный муравленый изразец в учебнике на с. 98. Назовите оттенки зеленого цвета, ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ «ЦВЕТОВОЙ КРУГ» (темно-зеленый, светло-зеленый, зеленый, желто-зеленый) СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
Внимательно рассмотрите все эти оттенки зеленого цвета (темно-зеленый, зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый)
Подумайте, какие краски надо смешивать, чтобы получить красивый светло-зеленый оттенок, темно-зеленый, желто-зеленый (работа устно)
– Изразец имеет форму квадрата или прямоугольника.
СЛАЙД 21-23
Чтобы правильно расположить изображение на заготовке, рассмотрите композиционные схемы размещения узоров на квадрате (на слайде или в учебнике на стр. 101.) Найдите на них ту, которая относится к одному из придуманных вами изразцов.
Ищите оттенки зеленого цвета, смешивая зеленую краску с другими на палитре. Изразец должен быть ярким .
3. Включение в систему знаний и повторение.
- А теперь внимание на доску. Наша печь почти готова. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке (украшение на печь от учителя) И все это помогли нам сделать расписные плиточки. Как они назывались иначе? (… )
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) …
– С развитием промышленности и появлением новых источников тепла – газа, электричества, изразцы превратились в чисто декоративные, и на некоторое время их популярность их почти сошла на нет. Но, как часто бывает, традиционные изделия, проверенные веками возвращаются и завоевывают популярность. Сегодня, несмотря на множество вариантов отделочных материалов, изразцы все равно популярны. Где используются изразцы сегодня?
СЛАЙД 24
Учитель предлагает закончить предложения:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
Лесенка успеха
Выставка детских работ, приклеванием на общую печь из ватмана, выявление ошибок, выставление оценок.
Анализ работ. Отмечаем выразительные декоративные решения композиции (сюжет и орнамент); выслушиваем суждения второклассников о замысле.
СЛАЙД 25
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"
Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" ....
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" В мастерской художника Гжели"
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "В мастерской художника Гжели" знакомит учащихся с искусствой гжельских мастеров, учит рисовать о...
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Путешествие в космос"
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" Путешествие в космос" раскрываем учащимся тайны космического пространства, первых космонавтов. Уч...
Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"
На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи....
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"
Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва...
Презентация к уроку " Печатный пряник с ярмарки" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Изобразительное искусство" 2 класс
В данной презентации вставлено видео для урока на слайде 10 и видео физминутка на слайде 25.Ссылка на видео (Вырезаем форму для пряника - Carving wooden mold) https://www.youtube.com/watch?v=D_P...
Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс "Природные и рукотворные формы. Натюрморт", УМК "Перспектива".
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для понимания о натюрморте,его композиции. Задачи урокаДидактические:- знать понятия: натюрморт,композиция,светотень,ли...