Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 167.5 КБ |
Презентация к уроку 1 часть | 2.4 МБ |
Презентация к уроку 2 часть | 2.28 МБ |
Презентация к уроку 3 часть | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе
по программе Т. Я. Шпикаловой , Е. В. Алексеенко
« Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно – прикладного искусства.»
Тема: Северная роспись из Мезени.( 1 урок).
Цели: 1)познакомить учащихся с особенностями Северной росписи из Мезени ( «Лошадка на ножках»), воспитывая бережное отношение к народным промыслам и расширяя кругозор учащихся;
2)работать над формированием специальных художественных навыков; учить рисовать основные элементы росписи - лошадку, оленя, уточку;
3)стремиться создать на уроке благоприятную атмосферу и развивать общеучебные и специальные умения, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Оборудование для урока: а)для учителя: виды прялок, рисунки природы Архангельской области, этапы рисования росписи, панно для работ детей в виде прялок; б) детям: бумага 3 листа жёлтого цвета, краски, акварель, кисть, банки, ножницы.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:
Это очень просто, дети,
Всё нарисовать на свете.
Нам понадобятся с вами
Краски и листы бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, друзья, помогут
Разглядеть любой предмет ,
Форму рассмотреть и цвет.
Заканчивается осень, впереди - зима, а ведь на земле есть такие места, где зима царствует почти целый год.
Вот туда мы и отправимся : в путешествие на север России, в Архангельскую область, которая граничит на Севере с Белым морем. (Презентация кадр 1)
На карте красной точкой указано место одного села, на реке Мезень, в котором 200 лет назад появился промысел, который прославил это село на всю Россию. ( Презентация кадр 2)
А также показал, что в нашей стране удивительно красивая природа даже в таких суровых условиях: (слайды 3-7 презентации)
- Совсем рядом вечные льды Арктики
- Здесь долгие, холодные зимы и короткое лето
- Вековые еловые леса, где живут олени, лоси
- В заводях рек можно увидеть лебедей, диких гусей и уток.
2 .Самоопределение в деятельности.
Мы вновь возвращаемся на реку Мезень, в село Палащелье. Именно здесь появился промысел, прославивший эти места. ( кадр 8 презентации)
- Мы с вами познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства. Попробуйте угадать, чем занимались жители этого села? (….)..
- Ребята, с таким видом ДПИ мы ещё с вами не знакомились.
3. Постановка учебной задачи.
- Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на сегодн. уроке? …
- Хорошо, я вам немного помогу. Посмотрите на следующий слайд презентации и попробуйте назвать представленные предметы старины. …..
- Проверьте себя…. Я вижу ваше удивление, но это и понятно, потому что в нашей современной жизни мы уже не пользуемся такими предметами.
- Так о чём мы будем говорить на сегодн. уроке? … ( что делали мастера этого села и в чем были особенности этого вида ДПИ)
- А сейчас подумайте и задайте мне вопрос, который поможет продолжить урок…
- А кто сможет помочь вам ответить на этот вопрос? …
4. Открытие нового знания.
- Мастера этого села делали прялки. И поэтому сегодня на уроке именно прялки, их особенности будут в центре нашего внимания.
-Кто сможет из вас попробовать объяснить, для чего было нужно такое приспособление? ( подумайте над названием) (-Верно, это приспособление, сделанное из дерева, для скручивания нитей из шерсти. Ее крепили сверху, а затем с помощью веретена скручивали нить).
Презентация кадры 10-13
- Упоминание о прялках можно встретить во многих сказках. Например, у Пушкина «…а старуха пряла свою пряжу…» или «…3 девицы под окном пряли поздно вечерком…».
- Можно ли сказать, что эти прялки из разных сказок очень похожи одна на другую? (…)
- Действительно, отличить их практически невозможно. Зато вы сразу бы узнали прялку из Мезени, потому что мастера их еще и расписывали.
……И называлась эта роспись Северная роспись из Мезени. Сохранилось и еще одно название «Лошадки на ножках» ( Кадр 14)
-Как вы думаете, почему? ……
- Верно, для росписи обязательно использовались лошадки, олени, лоси - это основные элементы. А еще лебеди, уточки, т.е. все, что окружало людей в северной природе.
- А мне кажется, что роспись прялок похожа на вышивку крестиком, как на Руси вышивали рушники. Вы согласны? ... а ведь имеющиеся в этой росписи геометрические узоры, которые повторяются и расположены в полосе, как раз и создают впечатление вышивки.
- Чтобы особенности этого ремесла были для вас более понятны, сравним его с уже известными вам росписями. .. ( кадры)
- Чем ярко отличается мезенская роспись от хохломы? …
( растительным узором) А чем похожи? ( … )
- Давайте сравним еще и с Городецкой росписью….. что еще вы можете сказать? ( чем отличаются и чем похожи?)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Подведем итог. ( по кадру 15)
6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
- Вас теперь можно считать опытными искусствоведами, знающими, что можно изобразить. Подумайте и предположите, чему каждый из вас сегодня будет учиться? … Верно, но не только! Уже сегодня вы попробуете расписать прялку.
- Для этого откроем наши волшебные ставни, и мы в сказке Северной росписи….
- Можете ли вы начать работу самостоятельно, или вам необходима помощь? ( …)
- Как вы поступите в этой ситуации ? …
- Где вы можете найти помощь?.
- Хорошо, сейчас мы будем работать вместе.
У вас есть 3 листа тонированной бумаги. Каждый рисунок мы будем изображать отдельно, чтобы, завершив работу, вырезать получившиеся рисунки и с их помощью расписать прялки, которые приготовлены для каждого ряда. ( показать заготовки)
- Работать будем сразу красками. Будьте аккуратны и внимательны, чтобы вам ваша работа понравилась.
Итак, первый основной элемент росписи - лошадка. В названии самой росписи уже выделен один из элементов, это ноги лошади. Они изображены не совсем привычно для нас, но в этом то и есть красота. Следите за моей рукой, и наша работа будет для вас совсем не трудной и интересной.
Лошадка
- посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;
- от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);
В одно движение кистью выполнить голову и горло: сперва намечается ухо - движение кисточки сверху вниз, а затем чуть вправо - нижняя часть морды, вверх и вниз, создавая вогнутую линию горла. Потом к туловищу дорисовывается загривок. Намечается линия спины
Контур лошадки заливается цветом.
Прорисовывается линия спины, грива, ножки, хвост, сбруя.
Отложили работу. Следующий элемент - олень.
Олень - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Начинаем изображение оленя с нижней части туловища, проводим вогнутой линией шею, соединяем одним мазком линию спины. Дорисовываем ноги, рога.
Уточка
Утка - символ ночного подводного движения солнца.
Кистью сверху вниз делается мазок - замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным цветом дорисовываются "реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Теперь, когда элементы росписи готовы, по контуру вырезаем рисунки и начинаем украшать ими наши прялки. ТБ с ножницами.
( музыка)…
- А теперь внимание на доску. Наши прялки почти готовы. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке. И все это помогла нам сделать северная роспись. Как она называлась иначе? (… )
- Используя ваши работы ,назовите ее основные особенности. ( ..)
- Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) …
повтор кадра ( вывод)
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? А что не понравилось? ….
8. Рефлексия. Самооценка учащихся своей деятельности.
- А сейчас вы оцените свою работу на уроке. Для этого я приготовила лесенку успеха и самоклеющиеся кружочки.
Чем ниже вы приклеите свой кружок, значит, по – вашему мнению, ваша работа не очень удачная, чем выше вы поднимаетесь по лесенке, тем ваша работа лучше. Я бы хотела обратить ваше внимание на то, что в работу на уроке входит не только само рисование, Но и ваши устные ответы.
Сначала пусть оценят свою работу девочки, потом мальчики.
… ( комментарий учителя)
- Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже очень приятно работать с вами. Мне остаётся сегодня пожелать вам, чтобы вы когда –нибудь побывали в Архангельской области, селе Палащелье и увидели своими глазами красоту природы этого края России и настоящие изделия Мезенской росписи.
- Урок окончен!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕЛО ПАЛАЩЕЛЬЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕЛО ПАЛАЩЕЛЬЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕВЕРНАЯ РОСПИСЬ ИЗ МЕЗЕНИ или «ЛОШАДКИ НА НОЖКАХ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мамин платок" Урок изобразительного искусства, 3 класс Программа Б.М. Неменского
«Мамин платок» урок изобразительного искусства (программа Б.М. Неменского) 3 классНа уроке дети знакомятся с народным промыслом «Павловские платки».Цели урока: нарисовать платок с цв...
Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."
Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...
" Древние соборы" , урок изобразительного искусства, 4 класс, программа" Школа России", соответствует тебованиям ФГОС
Урок по теме: " Древние соборы" , 4 класс, изобразительное искусство, программа " Школа Росси" , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.Урок изучения нового...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Календарно-тематическое планирование по курсу "Изобразительное искусство" 1 класс; авторы учебника Т. Я. Шпикалова, Л.В. Ершова
Программа "Перспектива". Планирование с УУД, 33 часа....
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"
Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....