Урок изобразительного искусства в 3 классе "Народные промыслы России".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
«Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись» | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»
Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов.
Задачи:
1. Образовательная
1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
4. Различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель).
5. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.
2. Развивающая.
1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
3. Развивать творческие способности.
3. Воспитательная.
1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Учить работать самостоятельно.
3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.
Выставка.
Народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.
Предварительная работа.
- урок по мотивам народных росписей
- самостоятельная работа
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется помочь вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно – прикладного искусства. Я предлагаю сегодня на один урок превратить класс в художественную мастерскую, где будут работать художественные группы: «Городец», «Гжель» и «Золотая Хохлома», послушать сказку и на время урока стать настоящими мастерами.
Россия богата ремеслами. В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать, становится настоящим мастером.
2. Постановка цели и задач урока.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
– Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Ответьте на вопрос: – О ком эти строки? (Ответы учеников: - о чудо – мастерах)
- Как вы думаете, почему у этих предметов такие необычные названия: хохлома, гжель, городецкая роспись? (Ученики - Названия изделий народных промыслов даны по названию села или деревеньки, в которых они были изготовлены).
– Да, названия изделий народных промыслов, как правило, даны по названию села или деревеньки, в которых эти промыслы развивались.
- Давайте попробуем назвать тему нашего урока? (Народные промыслы России)
Народные промыслы России – ремёсла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись.
- Сделайте предположение, чему мы научимся на уроке? (на слайде)
3. Беседа. Объяснение нового материала.
Ребята, вы когда–нибудь слышали выражение:
« Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает?
- Верно, сказка обязательно нас чему- то учит.
Сегодня на уроке я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.
/Звучит русская народная мелодия и на ее фоне учитель начинает рассказывать сказку/.
« В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь Матвей, и была у него дочь Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными каменьями украшает.
Полюбил Василису Иван- царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит: « Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту отзывчивая.
- Да как же доказать? – растерялся Иван.
- А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.
Пусть в первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка, пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится- разрастается.
- Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из народных орнаментов? Какой именно? Почему?
/ Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента/.
- Верно! Вот и Иван- царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.
- А какие элементы из представленных здесь, мог использовать Иван в работе?
/ Дети выбирают среди прикрепленных на доске нужные элементы/.
Полюбовался Матвей- царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».
Задумался Иван- царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?
- Куда же нужно отправиться Ивану? А что создают гжельские мастера?
/ В Гжель! Фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета.
Показывают элементы гжельского орнамента/.
- Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя.
- Ну а в третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся, как петухи, да жар- птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как солнечные блики белые точки да штришки светятся!
- Знаю, знаю где такие художники живут! – обрадовался Иван.
- А вы ребята, знаете?
- Найдите элементы этой росписи?
/ В Городце! Это Городецкая роспись/.
Наконец- то выполнил Иван и третье задание царя- Матвея.
- Ну, молодец! Вот теперь и свадьбу играть можно! Созывай- ка гостей, - говорит царь.
И пригласил Иван- царевич на свадьбу всех своих друзей- помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.
Посмотрите! Эти вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
Посмотрите на эти прекрасные творения! Сколько любви и труда вложил мастер в свою работу.
(Просмотр выставки.)
- Сможете ли вы отличить где, чей подарок? Где применяются эти предметы?
Для чего они нужны? (из них едят, пьют, они нужны для красоты – ими украшают дом).
/ Дети определяют, к каким народным промыслам относятся те или иные предметы/.
- Работа в группе («Соотнеси картинку и название»)
- Индивидуальная работа по карточкам («Отгадай загадки»)
4. Физминутка – незабываемая минутка (под музыку).
Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути,
И горшочек свой лепи!
5. Практическая (самостоятельная) работа.
- А давайте- ка мы тоже подарки приготовим для Ивана- царевича и Василисы.
Дети по группам выполняют задание - расписывают заранее приготовленные тарелочки (силуэты посуды, разделочных досок, игрушек узорами по мотивам хохломских, гжельских, городецких росписей).
6. Итоги урока. Рефлексия.
- Ребята, перед вами лежит лист самооценки. Оцените свои работы. Поменяйтесь работами с соседом по парте, оцените работы одноклассников.
Выставка творческих работ учащихся.
- Давайте посмотрим ваши работы. Разложите по «полочкам» готовые изделия.
Вопросы для обсуждения:
-Какая работа вам нравится?
-Чем она вам нравится?
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал(а)
- Сегодня на уроке я научился(лась)
- Для меня было трудным
- Герои сказок, у которых мы побывали, научили нас чему-то полезному. Вам необходимо сделать вывод, что же полезного мы узнали из этой сказки, чему же мы научились. (Предполагаемые ответы детей: доброте, дружбе, вежливости, отзывчивости учит правильно поступать в различных ситуациях и т.д.)
Выставление оценок.
— Ребята, сегодня активно работали на уроке, в группе: ФИО…. Я им ставлю 5, а остальным ребятам я поставлю оценки, после того как посмотрю ваш лист самооценки.
- Я предлагаю сделать ещё один подарок. Взгляните на блюдо (ковёр), чего не хватает на нём? (цветов)
- У вас на столах лежат цветы разного цвета.
Тем, кто считает … (три плаката) из рефлексии
Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой – приклейте жёлтый цветок
Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи – синий цветок
Мне было трудно на уроке – красный цветок
7. Задание на дом (по карточкам)
- Я предлагаю вам выбрать карточку, на первой…, а на второй ….
1) Узнать какие еще народные промыслы существуют в России.
2) Расписать силуэты посуды, разделочных досок, игрушек узорами по мотивам народных промыслов России.
Теперь вы сами при желании можете совершенствовать свои умения в росписи изделий, для того, чтобы иметь возможность делать необычные подарки близким людям, а может быть кто-то из вас поступит в художественную школу, сам станет мастером, а позже научит других своему искусству. И мелодии ремёсел не прервутся никогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 4 класс "Школа России" Тема "Узорочье теремов"
Сценарий урока изобразительного искусства для 4 класса "Узорочье теремов"...
Презентация к уроку изобразительного искусства по программе "Школа России" на тему "Художник и музей".
В презентации раскрывается понятие художественный музей. Дети знакомятся с экспонатами художественного музея, понятием интерьер....
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...
Конспект урока изобразительного искусства, 3 класс, Школа России,Живописные просторы Родины
Конспект урока изобразительного искусства, 3 класс, Школа России,Живописные просторы Родины...
Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"
Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Цветы России на павловских платках» 3 класс УМК «Перспектива»
Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».Планируемые результатыПредметные:приобретают практичес...
Конспект урока изобразительного искусства "Характер линий" (Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...