Праздник весны. Праздник птиц. Урок изобразительного искусства 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Маркелова Татьяна Владимировна

Урок закрепление (комплексное применение знаний и  умений) конструирование птицы из цветной бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.64 КБ
Файл Презентация к уроку2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства 1 класс

Дата: 27 апреля 2016 года

Тема: Праздник весны. Праздник птиц

Тип урока: урок закрепление (комплексное применение знаний и  умений)

Цели: конструирование птицы из цветной бумаги.

Задачи:

  • организовать работу по формированию навыков учебного труда: понимание задания, соблюдение рационального режима труда;
  • способствовать овладению художественными приёмами работы с бумагой (бумагопластика);
  • развивать навыки объемной работы с бумагой и учить творческому применению освоенных приемов

Планируемые результаты

Предметные:

  • овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика);
  • наблюдать и анализировать природные пространственные формы;
  • придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая птиц, на основе свойств и возможностей художественных материалов

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
  • вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения;
  • работать в группе

Личностные:

  • выполнять правила поведения ученика на уроке;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

Межпредметные связи: Окружающий мир

Ход урока:

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности
  • Предлагает отгадать загадку, представить картину, возникающую после прослушивания загадки. (слайд 2)

Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут, звеня,

Ветер теплый - это значит

Что уже пришла…(весна)

  • Подумать, а почему это всё происходит весной? Подвести к тому, что солнце яркое, светит, пригревает. (слайд 3)

А в народе говорили так:

Когда солнышко пригреет,

Тогда и вода разольется,

Тогда и лес зазеленеет,

Тогда и птицы прилетают! (слайд 3)

  • А какие перелетные птицы вам известны? (слайд 4)

  • Помогает сформулировать учебную задачу урока
  • Слушают загадку, отгадывают её. Высказывают свое мнение при ответе на вопрос, что солнце поднимается выше, светит ярче, больше пригревает.

  • Называют известных им перелетных птиц (жаворонок, ласточка, кукушка, утка, соловей и т.д.)
  • Участвуют в определении учебной задачи урока
  1. Актуализация необходимых знаний
  • Проводит беседу о весне, о значении весны для человека.

Это особое время было и для наших предков. Оно имело огромное значение.

Весна – это время пробуждения всего живого, это начало нового трудового года. И начинать его нужно было правильно.

Считалось, что весна прилетает к нам на крыльях птиц,  что возвращаются к нам из теплых стран. И поэтому птиц ждали с нетерпением, к их прилету готовились и даже зазывали их.

  • Проводит беседу о народных традициях по закликанию птиц («Жаворонки» и «Каргатуй»)

(слайд 5) Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали это, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

Главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

 Посмотрите и послушайте, как это было. (слайд 6)

(слайд 7) Каргатуй - во время проведения праздника женщины и молодёжь собирались на поляне или на возвышенном месте, приносили с собой угощения.

Окружающие деревья и кустарники украшали в зависимости от района проведения праздника цветными лентами, платками, серебряными браслетами, бусами, кольцами, цветами, яркими шалями.

Для угощения готовили ритуальную кашу из ячменя, пшена или пшеницы, символизирующую плодородие.

После окончания трапезы проводился ритуал угощения птиц: на пнях, камнях, деревьях раскладывалась каша.

Мальчики забирались на деревья и громко кричали, имитируя карканье ворон и других птичьих голосов.

На празднике Каргатуй устраивались и состязания.

(слайд 8) Так же образ птицы нашел свое отражение и в народном творчестве. Умелые мастера изготавливали ковши в виде птицы, расписывали посуду, зимними вечерами девушки вышивали птиц на полотенцах и рубашках, расписывали мебель и шкатулки. Мастера по резьбе вырезали из дерева птиц и украшали свое жилище. Детям лепили из глины игрушки в виде птиц и расписывали их. Даже пекари не упускали возможности в своей работе использовать образ птицы весной.

  • Актуализируют необходимые знания, обобщают известные сведения о весне, о народных праздниках.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Участвуют в беседе.

Физкультминутка

Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили  (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели  («улетают», садятся)

  1. Организация познавательной деятельности
  • Организует начало работы.

А вы хотите смастерить какую – либо птичку и тем самым позвать перелетных птиц? Тогда сегодня мы смастерим вот таких фантастических птиц.

Задает вопрос, подводит к делению на группы:

Ребята, а как летают птицы?

Предлагает вспомнить правила работы в группе.

Подготовка материала для работы

Что вы подготовили сегодня к уроку? (вопросом подвести к тому, что у всех одинаковые заготовки - квадраты цветной бумаги)

А что такое техника безопасности?

  • Организует работу в группе

Обращает внимание на то, что из одинаковой заготовки нужно выполнить разных птиц.

Каждая группа получает свою птичку и план работы.

  • Организует оформление коллективной работы (птицы вешаются на заранее подготовленную ветку дерева)

  • Высказывают свое мнение при ответе на вопрос (птицы летают стаями). Делятся на группы (стаи).
  • Называют правила работы в группе (умение выслушивать мнение одноклассников, сотрудничество, взаимопомощь)
  • Демонстрируют приготовленные заготовки.

  • Называют правила безопасности при работе с ножницами и клеем.
  • Работают в группе:

- знакомятся с планом работы;

- обсуждают этапы выполнения, высказывают предположения по выполнению работы;

- выполняют работу по плану.

  • Украшают дерево птицами.
  1. Подведение итогов
  • Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились. Теперь можно и птиц позвать.

  • Задает вопросы:

- Какое открытие сделал каждый из вас сегодня на уроке?

- Какое задание показалось трудным, интересным?

- Какое правило работы в группе было выполнить трудно? Почему?

  • Дети встают, и говорят:

Жаворонки прилетите к нам,

Красное солнышко принесите нам,

А зимушку унесите от нас.

  • Отвечают на вопросы. Признают свои ошибки, соглашаются с мнением одноклассников 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Праздник весны Праздник птиц Изобразительное искусство 1 класс

Слайд 2

Тает снег, сосульки плачут, Ручейки бегут звеня, Ветер тёплый – это значит Что уже пришла ВЕСНА в есна. МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 3

весна МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 4

ласточка скворец жаворонок соловей грач кукушка трясогузка утка МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 5

Жаворонки ( Закликание птиц) МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 6

МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 7

Каргатуй (Воронья каша) МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 8

МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 9

МАРКЕЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Праздник птиц (изображение птицы)» (УМК «Перспектива» 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений об изображении птиц; обучение сборке птицы способом аппликация.Задачи урокаДидактические:1) дат...

Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Птицы – вестники весны».

Дидактическая цель:Познакомить учеников с перелётными птицами, которые первыми прилетают в родные края. Научить рисовать ласточку, используя простейшие геометрические фигуры. Развить воображение, эсте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство объединяет народы. Праздник "День Победы" (аппликация) «Учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» авт. Коротеева Е.И.

Цель урока: создание условий для углубления представлений обучающихся о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.Задачи урока Дидактические:1. Углубить представление детей о подвиге на...