Жар-птица. Урок изобразительного искусства в 3 классе.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Масло Ирина Игоревна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Проект урока «Жар-птица» (3 класс)
Изобразительное искусство
Тема: Жар-птица | |||
Цель: через знакомство с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве, в русском фольклоре и окружающем мире, создать продуктивное взаимодействие детей с учеником из ресурсного класса с помощью элементов работы в группах по созданию сюжетных проектов (фрагмент сказки, живые картины, связанных с героем темы), создать условия для эффективной творческой работы с помощью инструкции-поэтапности, системы поощрений и визуализации предметной деятельности. | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
- Учащиеся получат возможность учиться выделять характерные черты произведений, путем установления причинно-следственных связей; - будут формировать умение работать по алгоритму; - распознавать и анализировать, сравнивать иллюстрации художников; - ставить и задавать вопросы; - создавать и преобразовывать модели и схемы, выделять существенные признаки с целью решения конкретных задач; - развитие воображения и стимулирование творческой активности; | - Учащиеся получат возможность формулировать учебную задачу, оценивать свои достижения; - сравнивать объекты, выделять существенные признаки; - получат возможность развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок, таблица), - развивать умение работать в группах и распределять обязанности; - развитие навыков работы в группе, члены которой имеют ограничения по здоровью, создание уважительной и дружеской атмосферы в группе и классе; - самостоятельно и сообща создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. - учиться слушать и слышать других участников образовательного процесса. | - Обучающиеся получат возможность проявлять самостоятельность и ответственность за свою работу; - навыки сотрудничества в работе в группах; - ценностное отношение к книге и иллюстрации в ней, к картинам художников, к себе самому; - будут отрабатывать умения выполнять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; - уважительное отношение к иному мнению; - обучение распознанию своих и чужих чувств невербальными методами; - возможность к осознанию целостного взгляда на мир в единстве природы, народов и культур, через рассмотрение взаимосвязей между; - формировать уважительное отношение к Отечеству, языку, культуре, истории своего государства. | |
Межпредметные связи: Литературное чтение, Музыка, Окружающий мир. | |||
Ресурсы урока: иллюстративный материал книг, картины художников: М.Врубель «Царевна-Лебедь», В.М.Васнецов «Сирин и Алконост», И.Билибин иллюстрация к сказке «Жар-птица», иллюстрации В.Королькова, Н.Гипиуса, Н.Кочергина; образцы изображения Жар-птицы в хохломской росписи, изразцы камина, лаковые миниатюры, презентация, изображения райских тропических птиц, поэтапное построение, интерактивная презентация, отрывок из балета И.Ф.Стравинского «Жар-птица», индивидуальный материал для ученика с ОВЗ. | |||
Технологии: технология уровневой дифференциации (индивидуальный маршрут и условия деятельности), обучения в сотрудничестве (работа в группах), информационно-коммуникационные (интерактивная презентация, программа «Class Dojo», как инструмент формирующего оценивания метапредметных умений и личностных качеств, интерактивная презентация, поэтапность выполнения, игра с помощью платформы Learning Apps «Хронологическая линейка»), игровые (театализация), здоровьесберегающие (музыкальная физминутка). | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
- Мы сегодня отправимся в сказочную страну. Для этого мы должный вспомнить на какие группы можно разделить цвета? (тёплые и холодные). («Тёплые» цвета - красный, оранжевый, желтый. Огонь, солнце, тепло. «Холодные» голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней.) | - Анализируют свои знания по этой теме, составляют схему на доске (включение в составление схемы аутичного ребенка, при возникновении трудности при выходе к доске, работа с интерактивной схемой с опорой на доску за своим рабочим местом). - Опираясь на приобретенные знания, отвечают на вопросы учителя. | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
- Сегодня мы отправимся путешествовать в сказочную страну и будем рисовать сказочное существо. Давайте закроем глаза и представим, что мы гуляем в сказочной стране … (музыка) … и забрели в волшебный сад. Кто мог оставить этот предмет в нашем сказочном саду? (предмет-загадка -перо Жар-Птицы) | - Слушают отрывок (с закрытыми глазами) из балета И.Ф. Стравинского «Жар-птица», анализируют услышанное, описывают представленные сказочные картины; - Опираясь на предмет-загадку, отвечают на вопросы учителя, домысливают о теме урока и содержании. - Формулируют тему урока и цель урока. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Что за чудо перед нами: Птица яркая, как пламя Длинный хвост ярко искрится – То – волшебная жар-птица - Героиня из какой сказки Жар-птица? В каких еще сказках мы встречаем эту героиню? («Иван-Царевич и серый Волк», «Жар-птица и Василиса Прекрасная», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», А.Н. Толстой «Жар-птица») 2) Взаимосвязь фольклора, литературы и изобразительного искусства с природой. - Скажите, вот как выглядит воробей или синица мы знаем, а как выглядит Жар-Птица? Это существующая птица? - Что должно быть хорошо развито у настоящих художников, чтобы изображать сказочные существа? (воображение) - Мы много раз говорили, что многое люди черпают из природы. Как вы думаете, какие птицы могли бы напомнить художникам о сказочной красоте? - А вот, оказывается, существуют на нашей планете птицы, которые чем-то могли бы напоминать сказочных. Это райские птицы. Они живут в Новой Гвинее. - Давайте рассмотрим этих птиц. Опишите их окраску, оперенье. Что особенного есть у этих птиц?
- Как вы представляете сказочную птицу? Где мы можем увидеть изображения таких птиц? - Учитель помогает определить понятие «иллюстрация». - Организует анализ по вопросу необходимости, сложности и яркости иллюстраций в нашей жизни, роли художников-иллюстраторов. - А теперь посмотрим, как представил себе Жар-птицу хорошо знакомый вам художник. Догадайтесь кто? Как определили? (И.Я.Билибин, декоративность изображения, орнамент, не объёмное изображение) - Вот еще изображения. Какая Жар-птица? Какие цвета используют художники? Какой хвост? Какие крылья? (На рисунках жар-птица изображается птицей с размашистыми крыльями и с огненным жаром на хвосте, перья как у Жар-птицы переливаются разными красками.) 4) Живая картина. Игра «Угадай сказку». - А каких еще сказочных птиц вы помните? (Финист Ясный сокол, «Царевна-Лебедь» М.Врубель сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», В.М.Васнецов «Сирин и Алконост»). - Сейчас мы разделимся на микрогруппы, я раздам вам карточки с названием сказочной птицы, а вы должны представить нам живую картину. Это может быть отрывок из сказки или картина художника. Участвовать должны все ученики группы. Игра «Угадай сказку» (фотографирование учителем живых картин). | - Опираясь на знания и личный опыт вспоминают литературные произведения, в которых встречается Жар-птица. - Систематизируют и сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи природы с человеком, с искусством, с литературой и с другими предметами, связь с жизнью. При анализе райских птиц обязательно спросить ребенка с РАС (если он может отвечать хотя бы односложно) или попросить показать отличительный признак райской птицы от других птиц. Здесь может помочь тьютор, который с помощью предметной индивидуальной иллюстрации при ответе других учеников будет вместе с обучающимся находить и отмечать эти отличительные признаки. - Анализируют и обсуждают вопрос необходимости, сложности и яркости иллюстраций в нашей жизни. Обобщают знания и выделяют роль художников-иллюстраторов в литературе. - Используя свои знания о технике и особенностях произведений уже известных художников, прогнозируют и определяют автора иллюстрации. Если возникают трудности у ученика с ОВЗ, то он индивидуально выбирает ответ из предложенных вариантов. - Анализ изображения сказочной птицы. Деятельный подход – показ, демонстрация крыльев, для полного восприятия размеров, плавности и выразительности линий. - Опираясь на знания и личный опыт вспоминают литературные произведения, картины в которых встречается другие сказочные птицы. - Деление на микрогруппы. Выполнение задания, предложенного учителем. Организация сотрудничества и включения обучающегося с ОВЗ в групповую деятельность, в зависимости от его возможностей, при подготовке мини-визуальных выступлений по литературным произведениям с опорой на картины. - Активно анализируют и определяют сказку предложенную в изображении живой картины другой группы. | ||
План работы. Поэтапность выполнения. | |||
- Прежде чем мы с вами приступим к рисованию, расскажите, как вы будете это делать? - Рисовать Жар-птицу несложно, построение ее ничем не отличается от поэтапности построения обычной птицы. А отличительные черты мы уже разобрали. С помощью с помощью платформы Learning Apps «Хронологическая линейка» организовывается определение и анализ поэтапности:
Музыкальная физминутка. | - Опираясь на существующие знания и умения выполнять построения животных, учащиеся с помощью интерактивной программы выстраивают и рассказывают план работы и поэтапность построения предстоящего рисунка. Ученик с РАС, по возможности, выходит к интерактивной доске или составляет индивидуально с опорой на доску, свою поэтапность с помощью заранее приготовленного картинного плана. | ||
Практическая работа | |||
Учитель организует индивидуальную работу учащихся. Переносит изображения живых картин на компьютер. | - Обучающиеся выполняют творческую работу. Ученик с ОВЗ выполняет работу по индивидуально составленному картинному плану. | ||
Подведение итогов. Диагностика достижения планируемых результатов. Выставка работ. | |||
- Игра «мозаика». Собери героев и определи автора иллюстрации. Работа в микрогруппах. Пока ученики выполняют задание, учитель дооформляет выставку (на этапе практической работы, раньше других справившиеся ребята, уже помогли в начале оформления выставки). Учитель организует обобщение знаний учащихся. Создание ситуации успеха: - Ученики не только анализируют и любуются своими рисунками, но и кратко анализируют живые картины, которые запечатлел и вывел на экран учитель (самое яркое, в какой группе все были задействованы). - С помощью платформы «Class Dojo» осуществляется оценивания метапредметных умений и проявленных личностных качеств. - Каждый ученик получает в подарок перо Жар-птицы и загадывает заветное желание. | - Опираясь на личный опыт, анализируя приобретенные знания, в группах выполняют задания. Включение ребенка с РАС в работу группы. Взаимопомощь обучающихся. - Делают выводы о проделанной работе. Анализ достижения поставленных целей и задач. - Самооценка. Награждение всех участников урока волшебным пером Жар-птицы. Загадывают желание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."
Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...
Презентация "Мои друзья-птицы" к уроку изобразительного искусства. 2 класс. Перспективная начальная школа. ФГОС.
ÒРастаял снег, луга зазеленели,ÒТелеги вновь грохочут по мосту,ÒИ воробьи от солнца опьянели,ÒИ яблони качаются в цветуВоронаКар-кар-кар! Кар-кар-кар! –Вот и весь репертуар.Оглашает крону клёнаСвоим п...
презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"
Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....
Праздник весны. Праздник птиц. Урок изобразительного искусства 1 класс
Урок закрепление (комплексное применение знаний и умений) конструирование птицы из цветной бумаги....
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися средство художественной...
Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: «Перо Жар-птицы». УМК «Перспективная начальная школа»
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о фантастическом животном Жар-птице, ее внешних особенностях; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деят...
Конспект к уроку изобразительного искусства 2 класс УМК «Планета знаний» Тема: Птица Счастья.
Урок изобразительного искусства 2 классУМК «Планета знаний»Тема: Птица Счастья. ...