Урок изобразительного искусства для 2 класса "Русский изразец в архитектуре"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Конспект урока с основными этапами работы и вступительной беседой. К конспету сотавлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 61.5 КБ |
Презентация | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
По изобразительному искусству
Для класса
На тему:
Русский изразец в архитектуре
Подготовила учитель начальных классов
Коротун Любовь Александровна
Санкт-Петербург
2014 год
Вид деятельности: Декоративная композиция по мотивам русских изразцов.
Тема урока: Русский изразец в архитектуре
Задание на урок: Создай декоративную композицию «Муравленый изразец». Импровизация по мотивам увиденных сюжетов или цветов.
Цель: Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.
Задачи:
- Образовательные:
- Формировать эстетический вкус.
- Составление эскиза работы.
- Продолжать формировать умение работы с кистью.
- Развивающие:
- Развивать: логическое мышление, внимание, мелкую моторику.
- Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации).
- Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец).
- Воспитывающие:
- Воспитать бережное отношение к инвентарю
- Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.
Оборудование к уроку:
Для Учителя:
- Наглядный материал
- Конспект урока
- Презентация
Для учеников:
- Лист в форме квадрата
- Кисти
- Пенал
- Дневник
- Гуашь.
План урока:
- Организационный момент(2 мин)
- Вступительная беседа(10 мин)
- Самостоятельная работа учащихся(фронтальная работа) – 20-25 мин.
- Анализ и оценка работ учащихся(3 мин)
- Уборка рабочего места
Ход урока
Этапы, учебные задачи и содержание урока | |
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
1. Организационный: подготовка учащихся к работе. | |
Сейчас у нас с вами будет урок изобразительного искусства. Проверьте все ли у вас есть на парте для нашего урока. Вам понадобятся: листы, кисти, стаканчики с водой, краски гуашь, ваш пенал и дневник. У всех все есть? | |
2. Вступительная беседа | |
Тема нашего сегодняшнего урока «Русский изразец в архитектуре». На данном уроке вас ждет открытие. Вы привыкли видеть кафельные облицовочные плитки в своих квартирах (ванна, кухня) как полезную облицовку части стены. Наверное, у вас не возникало желание полюбоваться ими: ведь чаще всего плитки белые или однотонно-цветные. Но, оказывается, в развитии нашей культуры и искусства было время, отмеченное изготовлением особых керамических плиток — изразцов. Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика. Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей и каменных теремов, в облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты. Словом «изразец» называли обожжённые и расписанные плитки из глины. Изразцы с тыльной стороны имеют открытую коробку (рамку) для крепления к кладке. С лицевой стороны изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми белой или цветной глазурью (майоликовые изразцы). Изразцы известны с VIII в. в странах Европы, широко распространились в XVI—XVII вв. В России изразцы с XV в. применялись для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы). Терракотовые рельефные изразцы сменили муравленые, покрытые прозрачной зеленой глазурью, а со второй половины XVII в. появились майоликовые изразцы (белая, желтая, зеленая, коричневая, синяя эмали). Производство изразцов было налажено в Москве, Ярославле и других городах. Вот что о них писал поэт И. Кулагин: Я к изразцам прильну спиной – Я снова в детстве. Пускай бушуют за стеной Метели бедствий. Изразцы были разных видов – красные (цвет глины), зеленые (муравленные), с синим узором по белому фону (гжельские) и многоцветные. Муравленный изразец получил название получил название от цвета травушки-муравушки. Ваше задание на урок изобразить один из вариантов травленных изразцов. Перед вами лежат листы. Какой они формы? Как вы думаете почему? Скажите а какие орнаменты могут быть на изразце: геометрические, растительные, животные? Здесь так же присутствуют практически все основные типы сюжетов: 1) Геральдические; 2) Религиозные; 3) Мифологические; 4) Жанровые. Применявшиеся на русских рельефных изразцах XYII века мотивы орнамента были достаточно разнообразны. Начиная с мало характерных для рассматриваемых изделий геометрических порезок и необычайно широко развитого растительного орнамента, мотивами орнамента являлись также декоративные вазы, раковины, фигуры птиц и зверей и маски звериные и человеческие. Кроме этих орнаментальных мотивов находили место сюжетные изображения: сцены бытовые, военные. Исторические, мифологические и культовые. Если вы выберите геометрический травленный изразец, то вам надо будет соблюдать правила симметрии, условно разделив ваш лист на четыре части. Посмотрите как это сделала я. Мы рисуем муравленный изразец. Скажите а какого цвета мы будем использовать краски? Я согласна с вами насчет зеленого. А зачем мы будем использовать белый? Для создания оттенков мы можем добавить немного желтого, синего. Давайте посмотрим на палитру зеленого цвета. | Они в форме квадрата. Потому что изразец изображается на кафельной плитке. А она квадратной формы. Могут все из перечисленных орнаментов. Белого, зеленого Для того чтобы создать различные оттенки цвета |
3. Самостоятельная работа учащихся (фронтальная работа) | |
Ребята, вы можете начинать работу по созданию своего собственного изразца. Если у кого-то есть какие-нибудь вопросы – поднимите руки. | |
4. Анализ и оценка работ учащихся | |
Выставка детских работ на доске. - Какой рисунок больше понравился и почему? - Какие ошибки присутствуют в работах? - Что получилось хорошо? - Понравилось ли вам рисовать на данную тему? | |
5. Уборка рабочего места | |
Ребята, наш урок закончен. Уберите пожалуйста свои рабочие места(парты). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изразец ( кафли ) — керамическая плитка для облицовки каминов, печей, стен.
Красный изразец
Гжельский Изразец
Многоцветные изразцы
Муравленные изразцы
Муравленные изразцы
Муравленные изразцы
Религиозные мотивы изразцов
Геральдические мотивы изразцов
Палитра зеленых оттенков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"
Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)...
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» на тему: «Изразец в архитектуре»
Данный урок проводится во 2 классе по теме: " Изразец в архитектуре". На данном уроке учащиеся узнают о искусстве украшения печи изразцами, видами изразцов и создают "муравленный изразец"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"...
Конспект урока изобразительное искусство по теме "Древняя Греция. Архитектура"
Представлен конспект + презентация для 4 класса по программе Неменсого...
Технологическая карта по изобразительному искусству тема: "Русский изразец в архитектуре (муравленный изразец)"
Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе...
Технологическая карта урока изобразительного искусства Тема: "Русский изразец в архитектуре" (2 класс)
Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на о...
Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер. Урок 2», 3 класс УМК "Перспектива"
Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения знакомства детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:- освоить знания об ордерной системы...