Разработка урока по ИЗО для 2 класса по теме "Радуга на грозовом небе. Пять красок – богатство цвета и тона".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Федотенко Лариса Александровна

Урок ИЗО для 2 класса по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedotenkol.a._urok_izo_2_klass.docx55.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Учитель: Федотенко Лариса Александровна

Класс: 2

Направление: начальная школа

Предмет: Изобразительное искусство

Тема: Радуга на грозовом небе. Пять красок – богатство цвета и тона.

Характеристика класса

Всего в классе 26 учащихся, из них - 11мальчиков, 15 девочек.

Дети имеют примерно одинаковый социальный статус, семьи благополучные. Учащиеся данного класса в основном уравновешенные, любознательные дети, они с интересом изучают все предметы, но особенно любят рисовать, мастерить. Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу. В школе себя чувствуют комфортно. На переменах многие  любят рисовать, играть в настольные игры. Нормы поведения и общения, в основном, соблюдают.

Уровень психологического и интеллектуального развития соответствует среднему уровню развития детей этого возраста.

Программа: Обучение по предмету «Изобразительное искусство» строится на основе авторской программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских «Изобразительное искусство». -М.: Просвещение", 2011 год.

Учебник: «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Е.И.Коротеева. 2класс.-М.: «Просвещение», 2014г.;

Рабочая тетрадь: «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» Е.И Коротеева. 2 класс. – М.: «Просвещение», 2014г.

Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цели урока:

  • создать условия для ознакомления со средствами художественной выразительности с целью передачи состояния природы;
  • содействовать формированию навыков работы с гуашью;
  • воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь;
  • способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать свой рисунок и рисунок товарища.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, практический.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

•  для учителя: гуашь, листы бумаги, А. Вивальди «Лето. Гроза», репродукции: И. Левитан «Перед грозой» (1890), В. Путинцев «Лето в зените», И. Айвазовский «Буря на море» (1850), «Радуга» (1873), «Море» (1864);

•  для учащихся: гуашь (5 красок), кисти среднего размера, бумага формата А4, тряпочка, вода, палитра.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Используемые методы и

приёмы работы

  1. I. Организация начала урока.

Проверяет готовность к уроку. Проводит краткую беседу о том, что символизирует белый и чёрный цвета.

Проверяют готовность к уроку, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная работа, активизация знаний.

II. Постановка учебной задачи.

Задаёт вопросы  о летних впечатлениях, ставит задачи предстоящей работы. Даёт характеристику гуаши.

В ходе беседы определяют основные задачи урока, получают новые знания о красках.

Фронтальная работа, постановка задач урока, объяснение.

III. Изучение нового материала.

Беседа по теме.

Проводит беседу об основных красках, читает стихотворение, подводит к мысли о важности белой и чёрной красок.

Знакомство с выразительными средствами.

Демонстрирует различные художественные произведения (стихотворение Ф. И. Тютчева, музыкальное произведение А. Вивальди «Лето. Гроза», картины И.Левитана, И.Айвазовского, В.Путинцева), подводит к выводу о многообразии выразительных средств, о возможностях в изобразительном искусстве.

Сказка о белой и чёрных красках.

Читает сказку, создаёт ситуацию для высказывания собственного мнения, формирования важности белой и чёрной красок.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют стихотворение, делают вывод о необходимости разнообразия красок.

Воспринимают художественные образы, анализируют произведения.

Активно обсуждают, дополняют содержание сказки.

Фронтальная работа,   объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый метод  работы, анализ художественного произведения.

Физкультминутка «Мы никогда не унываем».

Проговаривает стихотворение, показывает движения.

Выполняют движения за учителем.

Фронтальная работа, практическая работа.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

1) Упражнения с цветом.

Учитель показывает и объясняет приёмы создание цветовой растяжки.

2) Творческая работа.

Учитель объясняет задание: выполнить индивидуальный или групповой рисунок  с изображением ясного, солнечного дня или бурю, ураган в природе.

Объясняет правила  композиции  рисунка и требования к работе.

Дети слушают объяснения учителя, выполняют практическую работу по созданию цветовой растяжки.

Слушают объяснения, выполняют рисунок.

Фронтальная работа, затем индивидуальная,  объяснительно-иллюстративный  и практический методы работы.

Объяснительно-иллюстративный, индивидуальный или в парах, группах.

V. Обсуждение работ. Рефлексия.

Организует экспресс-выставку рисунков, вместе с детьми анализирует и оценивает работы.

Выполняют самоанализ и оценку собственных работ, участвуют в анализе и оценки работ своих товарищей.

Фронтальная работа. Выполняется анализ и оценка работ.

В ходе работы были использованы: мультимедийная доска, персональный компьютер        (для демонстрации презентации с репродукциями картин, для проигрывания музыкального произведения).

Структура урока логична, соответствует методическим и санитарно – гигиеническим требованиям, а также цели и типу урока.

В начале урока был использован прием, который позволил создать настрой на работу.

       Все этапы урока были представлены наглядно, каждый этап имел свою завершенность и логический переход к другому этапу.

Этап постановки учебной задачи был проведён в виде беседы таким образом, чтобы дети активизировали те знания, которые они получили ранее и которые им понадобятся к уроку.

        На уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, творческую активность, желание выполнять задания. На данном  уроке дети охотно включались, проявляли не только свои знания, но и смекалку, творчество. На уроке обогащался словарный запас, велась работа над формированием  грамотной речи, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия. Уделялось внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки.

        Структура урока, спланированные вопросы, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. Для активизации мышления учащихся  создавала проблемные ситуации, для восприятия материала работал активный визуальный ряд. На уроке были использованы приемы и формы работы: фронтальная, индивидальная и работа в парах. Осуществлялась связь с жизнью, для эмоционального восприятия материала  использовала  демонстрационный материал,  межпредметные связи, наглядность.  Использование наглядности дало возможность лучшему восприятию материала.   На протяжении всего урока использовались методы обучения, которые помогли привлечь внимание учащихся, вызвать желание учащихся мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный метод использовался на каждом этапе урока.  На уроке добивалась от учащихся полных ответов,  развивала монологическую речь, работала над развитием артикуляционного аппарата. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить полученные знания.

       Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС. Благодаря этому урок цели достиг, задачи поставленные были решены.

        

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона. 

  • создать условия для ознакомления со средствами художественной выразительности с целью передачи состояния природы;
  • содействовать формированию навыков работы с гуашью;
  • воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь;
  • способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать свой рисунок и рисунок товарища.

Планируемы образовательные результаты.

Личностные:

 приобретать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

формировать представление о многообразии художественных материалов и их выразительных возможностях;

формировать способность любить природу и наблюдать цветовые сочетания в окружающем мире;

формировать первичные живописные навыки обучающихся, заключающиеся в умении смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита;

научить создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

Задание: изображение природных стихий (без предварительного рисунка)

Оборудование:

•  для учителя: гуашь, листы бумаги, А. Вивальди «Лето. Гроза», репродукции: И. Левитан «Перед грозой» (1890), В. Путинцев «Лето в зените», И. Айвазовский «Буря на море» (1850), «Радуга» (1873), «Море» (1864);

•  для учащихся: гуашь (5 красок), кисти среднего размера, бумага формата А4, тряпочка, вода, палитра.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Цель: Организовать класс для работы; настроить на изучение новой темы.

– Сегодня на уроке у нас есть два помощника:  и  краски. Они нам расскажут о себе и помогут при создании образов.

– Подумайте, что символизирует  цвет? (Чистоту, верность, добро.)

– Что символизирует  цвет? (Войну, страх, горе, тревогу, печаль.)

– Я желаю, чтобы у вашего настроения сегодня были нотки белого цвета, вам все удастся, и у вас все получится.

II. Постановка учебной задачи.

Цель: Активизировать интерес к новой теме; познакомить с новым материалом для работы – гуашью.

– Вот и закончилось лето. Самое теплое, красивое, восхитительное… (учащиеся помогают учителю закончить фразу: чудесное, незабываемое, душевное) время года. У каждого из вас осталось много впечатлений. Вы выезжали с родителями на дачу, в деревню, в лес и наблюдали за природой. Что вас восхитило, поразило, удивило больше всего, когда вы любовались природой?

– Как вы думаете, что делает художник летом? Чем рисует художник?

– На уроках мы будем узнавать, чем и как работают художники, и пробовать работать с этими материалами как настоящие художники.

 – Мир, который нас окружает, хранит много тайн. Сегодня постараемся открыть некоторые из них. Мы поговорим о том, как можно передать средствами художественной выразительности различные состояния природы.

– Сегодня на уроке будем работать с гуашью. Что бы могла о себе рассказать гуашь? (Я непрозрачная краска, с матовой бархатной поверхностью. Бумага сквозь меня не просвечивает. Если нужно исправить то, что не получилось, пишут поверх красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет.)

III. Изучение нового материала.

Цель:  формировать представление о многообразии художественных материалов и их выразительных возможностях; формировать способность любить природу и наблюдать цветовые сочетания в окружающем мир. 

Беседа по теме.

– Вспомните, какие из цветов, которые составляют лепестки цветка, основные. (Красный, желтый, синий.)

- Почему эти цвета самые главные?

- Правильно, потому, что с помощью их художник получает новые краски.

Каждый должен помнить это:                Цвет оранжевый, зеленый,

В мире есть три главных цвета.                Фиолетовый, бордовый,

Время даром не теряй,                        Голубой и изумрудный,

Ты их правильно смешай!                        Цвет лиловый и пурпурный…

И увидишь, что за это                        Все оттенки и окраски

Ты получишь море цвета:                        Самой лучшей в мире сказки!

- Ребята, подумайте, достаточно ли художнику этих цветов, чтобы изобразить окружающий мир?

Знакомство с выразительными средствами.

– Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева и определите, какое природное явление он описал в своем стихотворении. (Непогоду, грозу, бурю.)

Под дыханьем непогоды,                        Сыплет искры золотые,

Вздувшись, потемнели воды                Сеет розы огневые,

И подернулись свинцом –                        И – уносит их поток...

И сквозь глянец их суровый                Над волной темно-лазурной

Вечер пасмурно-багровый                        Вечер пламенный и бурный

Светит радужным лучом,                        Обрывает свой венок...

– При помощи чего поэт создает картину непогоды? (При помощи слов.)

– Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение А. Вивальди «Лето. Гроза». Как непогоду передает музыкант?

– Какие ноты использовал Вивальди? (Через музыку передана непогода, использованы тревожные ноты, громкие звуки.)

Анализ картин.

– Посмотрите на репродукции картин И. Левитана «Перед грозой» и И. Айвазовского «Буря на море» (Приложение 1). При помощи чего художники изобразили грозу, шторм? (При помощи цвета.)

 – Какие краски добавили художники И. Левитан и И. Айвазовский для передачи непогоды? Какую роль сыграла белая краска? черная краска? Какое настроение выразили художники в картине?

– Посмотрите на картину Виктора Путинцева «Лето в зените» (Приложение 1). Что на ней изобразил художник? (Солнечный, ясный день.)

– Какую краску добавлял художник? (Белую.) Как белая краска выразила состояние природы? (Яркое солнце залило своим светом поляну, легкий день, нежная травка, воздушные облака.) Какое настроение выразил художник в картине?

- Ребята, вы заметили, что в окружающем мире есть  не только знакомые нам цвета, но и множество других. Чтобы их получить,  художнику нужны еще две краски-помощницы. Вы увидите их в ваших наборах с гуашевыми красками. Это черная и белая краски.

Черная и белая – это волшебные краски, которые способны творить чудеса!

Работа над сказкой о красках.

– Художник не сможет написать правдивые образы природы в различных состояниях без белой и черной красок. С помощью этих красок получаются сложные цветовые сочетания – от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных. Заглянем в волшебный мир цвета с помощью сказки.

Жили-были в Стране Красок две краски-сестрички: черная и белая. Белая была нежная и приветливая, а черная – угрюмая, печальная. В гости друг к другу они ходили редко. А вот прогулки на природе любили обе. Там, где появлялась белая краска, сразу изменялся цвет травы, неба, цветов, листьев, становясь…

– Помогайте мне! (Светлым, веселым, нежным.)

Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало…

– Ваше продолжение. (Темные, тревожные, мрачные оттенки.)

Вот однажды в Страну Красок зашел странствующий художник. Посмотрел он на работу белой краски и сказал: «Сколько света, нежности и легкости!», а к черной краске обратился со словами: «Хоть ты печальна и сумрачна, но всё же по-своему прекрасна и очень нужна людям. Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга. Если будете вместе, то очень сильно поможете художникам. Сила ваша – в дружбе со всеми красками». С тех пор черная и белая краски всегда вместе.

– Для художников это очень важные краски, с помощью которых они делают чудеса в искусстве.

Физкультминутка.

                                                   Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не унываем.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

Цель: формировать первичные живописные навыки обучающихся, заключающиеся в умении смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита;

научить создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

1) Упражнения с цветом.

Убедитесь в этом сами (показ учителем нам доске смешивания основных цветов с белой краской).

1) Лист располагаем вертикально. Отступив сверху 3 см, снизу 4 см, проводим справа налево 2 линии. Расстояние между ними делим на 3–4 полосы с промежутками между ними в 1–1,5 см.

2) Середину полос закрашиваем тремя основными цветами и одним по выбору.

3) Затем, добавив понемногу белой краски к трем основным и четвертому цвету (менее 1/2), закрашиваем справа часть полос.

4) Добавив белой (более 1/2 общей массы) к цветам, закрашиваем остаток полос справа.

5) То же самое (менее 1/2) с черной краской слева часть полос.

6) То же самое (более 1/2) с черной краской остаток полос.

Получится цветовая растяжка. Она должна быть плавной, с нерезкими переходами оттенков друг в друга.

Что произойдет с цветом, если смешать его с белой краской? Произойдет чудо! Цвет станет светлее, как бы легче. Синий превратится в голубой, красный в розовый. Другие тоже станут более светлыми, нежными. Чем больше краски добавишь, тем светлее и воздушнее получится новый цвет. Иногда художники рисуют вот такими нежными и воздушными цветами.

2) Творческая работа.

 Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день и т. п., осенний лес).

– Сегодня на уроке вы создадите два образа. Первый образ – ясный, солнечный  день. Второй образ – буря, гроза.

– Без какой краски вам не обойтись, когда будете работать над первым образом? (Белой.) Что может быть изображено на вашей картине? (Голубое небо с белыми, кудрявыми, как барашки, облаками, светло-зеленая лужайка с ромашками, дерево, отсутствие ветра, озеро с лебедями…)

– Без какой краски вам не обойтись, когда будете рисовать бурю? (Белой и черной.) Какой сюжет может быть на вашем рисунке? (Сильный ветер раскачивает деревья, серое небо с тяжелыми пунцовыми облаками…)

– У каждого из вас получится свой образ. Помните, что черный цвет – это мощная и сильная краска, способная поглотить любой цвет, если ее много взять на кисть. А белая, напротив, легкая, слабая, нежная. Когда пользуетесь белой краской, кисть должна быть чистой.

Объяснение учителя.

Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия:

1) Делим лист горизонтально расположенной линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой (изображает холмы).

2) Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) – деревья и прочие элементы композиции. Живопись выполняется в технике мазков (в одну сторону: слева вниз или справа вверх). Можно задать движение живописи (мазки по кругу точки, по спирали), придать рисунку воздушность, легкость.

Требования к работам:

– компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;

– колорит, живописность, умение «закрыть» плоскость листа краской;

– проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы, обработка деталей;

– можно дать работе название (на обороте листа карандашом).

Самостоятельная работа учащихся.

V Обсуждение работ. Рефлексия.

Цель: подвести итоги урока; выявить затруднения в работе; учить анализировать оценивать собственную работу. 

  Экспресс-выставка. Каждая группа выходит к доске и показывает свои работы. Учащиеся анализируют работы, обращая внимание на передачу настроения в рисунке.

-- Чему научились на уроке?

-- Что вызывало затруднения?

-- Что было интересно?

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: просмотреть детские книги и журналы и обратить внимание, что и как изображено красками, которыми ребята работали на уроке. Если есть возможность, сходить в художественный музей, галерею, на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 3 классе в рамках ФГОС по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Тема урока: "Музыкальная фантазия"

Разработка урока музыки в 3 классе: «Музыкальная фантазия» Форма учебного занятия: сюжетно-ролевая игра.  Цели и задачи  урока: Обобщить музыкальные знания, умения и навыки, полученные ...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Урок игротерапии в 1 классе коррекционной школы по теме "Закрепление знаний об основных цветах: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый."

Урок игротерапии в 1 классе, целью которого является организация деятельности, направленная на закрепление знаний об основных цветах. Материалы к уроку содержат: технологическую карту, конспект урока,...

Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...

Конспект урока изобразительное искусство 3 класс на тему "В весеннем небе – салют Победы! "

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»Цели деятельности учителя: создани...

Методическая разработка внеклассного мероприятия с учащимися 3 класса группы продленного дня «Почему небо на закате меняет цвет?»

Занятие из раздела "Школа почемучки" "Почему небо на закате меняет цвет?" Целью данного занятия является расширить познавательную и языковую сферу развития, а так же познакомить де...