РП "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya_smotryu_na_mir_glazami_hudozhnika_1_god.docx | 66.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41»
Муниципального образования г. Братска
Рассмотрено заседанием кафедры классных руководителей МБОУ «СОШ №41» Протокол №_______ От «___»_________2016г. Руководитель кафедры: ________/_______________ подпись/расшифровка подписи | Согласовано: Заместитель директора _______/_______________ подпись/расшифровка подписи | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №41» ___________ Приказ ____ от «____»___________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности
«Я смотрю на мир глазами художника»
на основе авторской программы
для учащихся 3-го класса
Направление: эстетическое
Использует: Татарникова А.С.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №41»
2016 г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Я смотрю на мир глазами художника» для 1 - 4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2010г.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и
др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Я смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности... всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Учебные задачи программы:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством;
Воспитательные задачи.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
Творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Пути, средства , методы достижения цели.
Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Основополагающие педагогические принципы программы:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип наглядности;
- опора на интерес ребенка;
- индивидуальный темп движения;
- гуманистичность.
Средства достижения цели:
1. Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4.Демонстрационные
Методы достижения цели:
1. Словесные, наглядные, практические.
2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
3.Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.
Место кружка в ученом плане
Полный курс рассчитан на 4 года обучения по 1 часу в неделю.
Всего на изучение кружка «Я смотрю на мир глазами художника» в начальной школе выделяется 136 часов , из них в 1-м классе согласно требованиям Сан ПиН всего на изучение кружка «Я смотрю на мир глазами художника » в 1-м классе выделяется 17 часов (0,5 часа в неделю) , по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1час в неделю) В соответствии с учебным планом школы программа сокращена на 17 часов. Данная программа составлена на первый год обучения - 17 часов в год (1 час в недели).
Распределение часов по годам обучения.
№п/п | Темы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | Всего |
1 | Живопись | 10 | 11 | 11 | 12 | 44 |
2 | Графика | 1 | 10 | 10 | 11 | 32 |
3 | Скульптура | 1 | 3 | 4 | 4 | 12 |
4 | Аппликация | 1 | 4 | 4 | 4 | 13 |
5 | Бумажная пластика | 2 | 3 | 2 | 1 | 8 |
6 | Работа с природными материалами | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 17 | 34 | 34 | 34 | 119 |
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Возраст 7-11 лет.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия
- Беседа
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Просмотр и обсуждение видеоматериала Практические занятия
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
Формы подведения итогов: организация выставки детских работ.
Учебно-тематический план
Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
аудитор ные | внеуади торные | |||||||
I год обучения | ||||||||
Живопись. | 10 | 2 | 8 | Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частному | ||||
Графика | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. | ||||
Скульптура | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином (глиной). Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка фруктов, овощей, птиц, сладостей. | ||||
Аппликация | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с тканью, из которой составляется орнамент, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов, создание простых композиций. | ||||
Бумажная пластика | 2 | 1 | 1 | Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее. | ||||
Работа с природными материалами | 1 | 0,5 | 0,5 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов. | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | 1 | Определять наиболее удачные произведения, объяснять, чем они нравятся | |||||
Итого | 17 | 5 | 12 | |||||
II год оучения | ||||||||
Живопись | 11 | 2 | 9 | Овладевать первичными живописными навыками Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона Осваивать способ насыщения цвета серой краской Создавать живописными материалами пейзажи | ||||
Графика | 10 | 2 | 8 | Осваивать выразительность графической неразомкнутой линии, развивать динамику руки . Расширять представления о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжать осваивать разный нажим на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Познакомить с графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Развивать навыки работы с цветными карандашами. Закреплять представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа. | ||||
Скульптура | 3 | 1 | 2 | Овладевать навыками использования приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Изучать приемы передачи в объёмной форме. | ||||
Аппликация | 4 | 1 | 3 | Осваивать технику обрывной аппликации, правила работы с ножницами, использовать прием симметрии, создавать композицию по образцу или собственному замыслу. | ||||
Бумажная пластика | 3 | 1 | 2 | Использовать приемы силуэтного вырезания формы Осваивать способ получения объёма с помощью бумаги. | ||||
Работа с природными материалами | 2 | 1 | 1 | Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. | ||||
Организация | 1 | 1 | Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать | |||||
обсуждение выставки детских работ | свою точку зрения. | |||||||
Итого | 34 | 8 | 26 | |||||
III год обучения | ||||||||
Живопись | 11 | 2 | 9 | Расширять знания о средствах художественной выразительности Осваивать художественные приемы подмалевок Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами. | ||||
Графика | 10 | 2 | 8 | Создавать, изображать на плоскости графическими средствами Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом Использовать два и более выразительных средств для создания образа | ||||
Скульптура | 3 | 1 | 2 | Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс | ||||
Аппликация | 4 | 1 | 3 | Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации Создавать образ с помощью ритма Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности. | ||||
Бумажная пластика | 3 | 1 | 2 | Использовать навыки работы с белой бумагой Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания. Оценивать работу | ||||
Работа с природными материалами | 2 | 1 | 2 | Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм) Разрисовывать камни в живописной манере | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | 1 | Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свою точку зрения. | |||||
Итого | 34 | 8 | 26 | |||||
IV год обучения | ||||||||
Живопись | 12 | 2 | 10 | Освоение навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. | ||||
Графика | 11 | 2 | 9 | Использовать знакомые приемы работы, Выполнять творческие задания на передачу перспективы , выразительности тоновых пятен, их контраста. Осваивать новые графические материалы. Решать задачи на передачу игры света. | ||||
Скульптура | 4 | 1 | 3 | Овладевать приемами работы над рельефом Выполнять поиск образа в мятом куске мягкого пластилина | ||||
Аппликация | 4 | 1 | 3 | Овладевать новыми приемами работы с шерстяными нитками, засушенными листьями. Создавать изделия. Делать выводы. | ||||
Бумажная пластика | 1 | 1 | Осваивать приемы работы с белой бумагой . Совершенствовать приемы сминания, закручивания, надрезания Проводить оценку этапов работы. | |||||
Работа с природными материалами | 1 | 1 | Выполнять тематические задания на заданные темы Развивать моторику пальцев | |||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | 1 | Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свои суждения. | |||||
Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание обучения.
Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей.
Второй год обучения. Развитие навыка использован основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных
профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно - полезной деятельности.
Личностные, метапредметные результаты.
В результате изучения курса «Я смотрю на мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Я смотрю на мир глазами художника»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Формы и виды контроля
Выставки работ.
Конкурсы.
Методические рекомендации.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, программа «Смотрю на мир глазами художника» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. — М., 1994.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся
1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.
Номер занятия | Название темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
Планируемая | Факт. | ||||
Живопись 10 часов. | |||||
1 | Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». | 1 | |||
2 | Выполнение набросков с натуры | 1 | |||
3 | Рисование листьев деревьев | 1 | |||
4 | Рисование листьев деревьев | 1 | |||
5 | Рисование дерева | 1 | |||
6 | Рисование цветов. | 1 | |||
7 | Рисование цветов. | 1 | |||
8 | Рисование птиц | 1 | |||
9 | Рисование птиц | 1 | |||
10 | Сюжетная работа. | 1 | |||
Графика 1 час | |||||
11 | Введение. Типы линий. | 1 | |||
Скульптура 1 час | |||||
12 | Введение. Скульптура. Приемыработы с пластилином Выполнение творческих работ. Лепка с натуры | 1 | |||
Аппликация 1 час | |||||
13 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации. | 1 | |||
Бумажная пластика 2 часа | |||||
14 | Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | 1 | |||
15 | Выполнение творческих работ по образцу. Сюжетная работа. | 1 | |||
Работа с природными материала 1 час | |||||
16 | Введение. Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья. | 1 | |||
Организация и обсуждение детских работ 1 час | |||||
17 | Подведение итогов года «Праздник» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.
Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина; расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Смотрю на мир глазами художника".
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...
Программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Данная программа составлена для занятий с учащимися 1 класса по изостудии....
Тематическое планирование работы кружка"Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа кружка "Смотрю на мир глазами художника" дает возможность учащимся проявить себя творчески, раскрыться в области различных видов искусства. Занятия направлены на освоение языка худож...
План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс...
"Смотрю на мир глазами художника"(Кружковая работа во 2 классе)
Календарно-тематическое планирование во 2 классе по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению" Смотрю на мир глазами художника"....
Разработка занятия внеурочной деятельности пр программе "Смотрю на мир глазами художника"
Цели: - познакомить учащихся с основами цветоведения; - дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; - холодного и теплого цветов; светлоты, цветовог...