Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа разработана для учащихся 4 класса. Пояснительная записка и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_kl.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«………………………………………………………..»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО: Заместитель директора по УВР: Директор школы:
______/……………../ ______/………………./ _____/……………../
Протокол № 1
от 25. 08. 2016г. «29» августа 2016г. Приказ № 37
от «29» 08. 2016г.
Рабочая программа
Предмет изобразительное искусство
Класс 4б
Количество часов в неделю 1
Количество часов в год 34
Учитель:
Кв. категория стаж
2016 – 2017 г.
Оглавление
1.Пояснительная записка ……………………………………..с.3
2. Содержание программы…………………………………….с.9
3. Учебно – тематическое планирование…………………….с.10
4. Учебно – методическое обеспечение
Литература…………………………………………………..с.16
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» от29.12.2012г. №273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г №373), Примерной программы начального образования по предмету «Изобразительное искусство» М. –Просвещение, 2009г., Учебного плана МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района РБ, утвержденного приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 28.08.2015г.№36, Федерального перечня учебников, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 ( с изменениями и дополнениями), Положения о рабочих программах МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденного приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 27.08.2011г № 71.
Программа адресована учащимся 4 класса МБОУ «Булыкская СОШ».
Образовательная область «Искусство» представлена курсом «Изобразительное искусство»
Содержание примерной рабочей программы Б.М.Неменского направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Нормы оценки
Отметка «5»
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; 3
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка «4»
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Отметка «3»
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Отметка «2»
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Общая характеристика учебного предмета
Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:
Л.А.Неменская Изобразительное искусство Москва «Просвещение» 2013 г.
Примерная программа начального образования: Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.05г. №03 - 1263.
Программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменский. Издательство: «Просвещение»,
2010г.
Программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования.
Цели обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; 4
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учеников.
Место учебного предмета в плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Ценностные ориентиры
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
5
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты освоения предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик научится
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
- составлять простейшие аппликационные композиции;
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Личностные, метапредметные результаты изучения курса ИЗО :
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- Донести свою позицию до собеседника;
- Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
8
Содержание программы
Каждый народ - художник (34 часа)
Истоки искусства твоего народа (8 часов)
Древние города нашей земли (7часов)
Каждый народ - художник (11 часов)
Искусство объединяет народы (8 час)
9
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды деятельности | Практические занятия | Контрольно –диагностические процедуры | Дата |
Истоки искусства твоего народа(8 часов) | ||||||
1 | Пейзаж родной земли. Экскурсия (Моя Бурятия) | 1 | Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. | 5.09 | ||
2 | Красота разных времен года (Искусство родного края) | 1 | Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками | 12.09 | ||
3 | Гармония жилья с природой (Творчество народных мастеров) | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. | 19.09 | ||
4 | Деревня – деревянный мир | 1 | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы | 26.09 | ||
5 6 | Образ красоты человека (Красота народной одежды) Образ красоты человека (Красота народной одежды) | 1 1 | Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | 3.10 10.10 | ||
7 8 | Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган) Экскурсия в музей Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган) Экскурсия в музей | 1 1 | Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников | 17.10 24.10 | ||
Древние города нашей земли (7 часов) | ||||||
9 | Древнерусский город – крепость. Родной угол | 1 | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. | 7.11 | ||
10 | Древние соборы | 1 | Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. | 14.11 | ||
11 | Древний город и его жители | 1 | Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. | 21.11 | ||
12 | Древнерусские воины - защитники | 1 | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину). | 28.11 | ||
13 | Города русской земли | 1 | Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города | 5.12 | ||
14 | Узорочье теремов | 1 | Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | 12.12 | ||
15 | Беседа «Пир в теремных палатах» | 1 | Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Создавать изображения на тему праздничного пира. | 19.12 | ||
Каждый народ – художник (11 часов) | ||||||
16 | Страна восходящего солнца | 1 | Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка | 9.01 | ||
17 18 | Образ художественной культуры Японии Образ художественной культуры Японии | 1 1 | Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. | 16.01 23.01 | ||
19 | Искусство народов гор и степей | 1 | Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение жизни людей в степи и горах. | 30.01 | ||
20 | Города в пустыне | 1 | Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации. | 6.02 | ||
21 22 | Искусство Индии Искусство Индии | 1 1 | Беседа о художественной культуре Индии. Моделирование из бумаги конструкций храмов. | 13.02 20.02 | ||
23 | Древнегреческий праздник | 1 | Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах. | 28.02 | ||
24 25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | 1 1 | Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно. Работать в группе. | 6.03 13.03 | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире | 1 | Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти. | 20.03 | ||
Искусство объединяет народы (8 часов) | ||||||
27 | Все народы воспевают материнство | 1 | Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя. | 3.04 | ||
28 | Все народы воспевают мудрость старости | 1 | Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека. | 10.04 | ||
29 | Сопереживание – великая тема искусства | 1 | Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | 17.04 | ||
30 | Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники. | Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике. | 24.04 | |||
31 32 | Юность и надежды Юность и надежды | 1 1 | Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии. | 3.05 8.05 | ||
33 34 | Искусство народов мира Искусство народов мира | 1 1 | Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. | 15.05 22.05 |
15
Литература для учащихся
- Л.А.Неменская Изобразительное искусство Москва «Просвещение» 2012 г.
Литература для учителя
1.Б.М. Неменский Поурочные разработки по изобразительному искусству Москва «Просвещение» 2012г.
2. Образовательные ресурсы Интернета
3.Половников А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 2007.
4. Ростовцев Н. П. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: Агар, 2009.
5.Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. -Ижевск, 2009.
6.Семенова М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 2005.
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...