Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Программа разработана для учащихся 4 класса. Пояснительная записка и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_kl.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«………………………………………………………..»

«Рассмотрено»                     «Согласовано»                                  «Утверждено»

Руководитель МО:               Заместитель директора по УВР:             Директор школы:

______/……………../            ______/………………./                         _____/……………../

Протокол № 1

от 25. 08. 2016г.                     «29» августа 2016г.        Приказ № 37  

                                                                                       от  «29»  08. 2016г.                           

Рабочая программа

                                       Предмет    изобразительное искусство

                                        Класс      

                                       Количество часов в неделю   1    

                                      Количество часов в год   34

                                     Учитель:

                                    Кв. категория         стаж  

2016 – 2017 г.

Оглавление

1.Пояснительная записка ……………………………………..с.3

2. Содержание программы…………………………………….с.9

3. Учебно – тематическое планирование…………………….с.10

4. Учебно – методическое обеспечение

    Литература…………………………………………………..с.16

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Федерального закона  «Об образовании в РФ» от29.12.2012г. №273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г №373), Примерной программы начального образования по предмету «Изобразительное искусство» М. –Просвещение, 2009г., Учебного плана МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района РБ, утвержденного приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 28.08.2015г.№36, Федерального перечня учебников, утвержденного  Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 ( с изменениями и дополнениями), Положения о рабочих программах МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденного  приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 27.08.2011г № 71.

       Программа адресована учащимся 4 класса МБОУ «Булыкская СОШ».

        Образовательная область «Искусство» представлена курсом «Изобразительное искусство»

      Содержание примерной рабочей программы Б.М.Неменского направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

     Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Нормы оценки                                                                                                                          

 Отметка «5»

 учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;                                         3

 правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;                                                                                                                                        

 верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

 умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

 Отметка «4»

 учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

 гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

 умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

 Отметка «3»

 учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

 Отметка «2»

 учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

 не справляется с поставленной целью урока.

Общая характеристика учебного предмета

Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:

      Л.А.Неменская Изобразительное искусство    Москва «Просвещение» 2013 г.

Примерная программа начального образования: Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.05г. №03 - 1263.

 Программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменский. Издательство: «Просвещение»,

2010г.

Программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования.

Цели обучения:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;                                                          
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;                                                                                                              4
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.                                                                                  

  Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего  кругозора учеников.

Место учебного предмета в плане

       В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Ценностные ориентиры

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

5

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты освоения предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся                                                              

В результате изучения изобразительного искусства ученик научится

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;                  
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • основные цвета спектра в пределах акварельных красок;                                  
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
  • составлять простейшие аппликационные композиции;

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

Личностные, метапредметные результаты изучения курса ИЗО :

Личностные результаты

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;                                                                                                                          
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;    
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.                                    

        Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).                                                                
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.                                                                                                                              

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • Донести свою позицию до собеседника;
  • Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.            
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.                                                                    
  • Учиться согласованно работать в группе:
  • Учиться планировать работу в группе;
  • Учиться распределять работу между участниками проекта;
  • Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

8

Содержание программы

Каждый народ - художник (34 часа)

Истоки искусства твоего народа (8 часов)

Древние города нашей земли (7часов)

Каждый народ - художник (11 часов)                                                                                            

Искусство объединяет народы (8 час)

9

Учебно – тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды деятельности

Практические занятия

Контрольно –диагностические процедуры

Дата

Истоки искусства твоего народа(8 часов)

1

Пейзаж родной земли. Экскурсия  (Моя Бурятия)

1

Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.

5.09

2

Красота разных времен года (Искусство родного края)

1

Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками

12.09

3

Гармония жилья с природой (Творчество народных мастеров)

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

19.09

4

Деревня – деревянный мир

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы

26.09

5

6

Образ красоты человека (Красота народной одежды)

Образ красоты человека (Красота народной одежды)

1

1

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

3.10

10.10

7

8

Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган)

Экскурсия в музей

Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган)

Экскурсия в музей

1

1

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников

17.10

24.10

Древние города нашей земли (7 часов)

9

Древнерусский город – крепость. Родной угол

1

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа  по картинам художников, изображающих  древнерусские города. Конструирование  башен-бойниц из бумаги.

7.11

10

Древние соборы

1

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

14.11

11

Древний город и его жители

1

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

21.11

12

Древнерусские воины - защитники

1

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину).

28.11

13

Города русской земли

1

Беседовать  о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

5.12

14

Узорочье теремов

1

Познакомиться с декором  городских архитектурных построек и  декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

12.12

15

Беседа «Пир в теремных  палатах»

1

Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат.  Создавать изображения на тему праздничного пира.

19.12

Каждый народ – художник (11 часов)

16

Страна восходящего солнца

1

Беседа о многообразии  представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

9.01

17

 18

Образ художественной культуры Японии

Образ художественной культуры Японии

1

1

Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

16.01

23.01

19

Искусство народов гор и степей

1

Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение  жизни людей в степи и горах.

30.01

20

Города в пустыне

1

Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации.

6.02

21

 22

Искусство Индии

Искусство Индии

1

1

Беседа о художественной культуре Индии. Моделирование из бумаги конструкций  храмов.

13.02

20.02

23

Древнегреческий праздник

1

Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах.

28.02

24

25

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

1

1

Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно.

Работать в группе.

6.03

13.03

26

Многообразие художественных культур в мире

1

Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

20.03

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Все народы воспевают материнство

1

Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту  материнства. Наблюдать и анализировать  выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя.

3.04

28

Все народы воспевают мудрость старости

1

Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека.

10.04

29

Сопереживание – великая тема искусства

1

Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

17.04

30

Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники.

Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике.

24.04

31

32

Юность и надежды

Юность и надежды

1

1

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.

3.05

8.05

33

34

Искусство народов мира

Искусство народов мира

1

1

Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

15.05

22.05

15

Литература для учащихся

  1. Л.А.Неменская Изобразительное искусство    Москва «Просвещение» 2012 г.

Литература для учителя

1.Б.М. Неменский Поурочные разработки по изобразительному искусству   Москва  «Просвещение» 2012г.

2. Образовательные ресурсы Интернета

3.Половников А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 2007.

4. Ростовцев Н. П. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: Агар, 2009.

5.Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. -Ижевск, 2009.

6.Семенова М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 2005.

 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...