Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Татьяна Александровна Леонтьева

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4.docx99.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУДНИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Велижского района Смоленской области

Рассмотрено

Утверждаю:

на заседании

Директор МБОУ «Будницкая ОШ»

педагогического совета

________________/Д.Ф.Иванькова/

протокол № _1_от

Приказ № _________ от

«_31_» августа_2013 г.

«31» августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 4 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Программу разработала:

Леонтьева Т.А.

Учитель начальных классов

д.Будница 2013 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  изобразительному искусству для 4 класса разработана  на   основе  Федерального   государственного    образовательного    стандарта    начального образования ( 2010 года ); Концепции духовно -  нравственного развития и воспитания личности гражданина  России; планируемых  результатов  начального   общего образования; авторской  программы «Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. 1- 4 классы. Под руководством Б.М. Неменского.)

            В неделю – 1 час.

            В году – 34 часа.

                                   Общая характеристика учебного предмета

            Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

            Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

              Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

              Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

              Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

 — изобразительная художественная деятельность;

 — декоративная художественная деятельность;

 — конструктивная художественная деятельность.

              Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

               При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

                Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

                Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

                 Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

                 Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

                  Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

                  Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

                   Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

                   Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего

отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

                  Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

                  Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

                   Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

                    Тема 4 класса — «Каждый народ - художник». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни у разных народов, традиционных жилищах, национальных праздниках, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

                    Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

 Рабочая программа изобразительному искусству в 4 классе предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

                    Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

                      Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

 На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

                    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

                   Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

                    Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

                   Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях;

- использование различных художественных материалов, приемов, техник;

- изображение предметного мира, природы, человека в процессе работы с натуры, по представлению, из фантазии;

- передача характера, эмоционального состояния объекта, отношения к нему;

-выражение настроения художественными средствами;

-компоновка образов;

- использование основ цветоведения, графической грамоты, навыков моделирования ;

- коллективная работа, сотрудничество.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

 Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входит учебник под редакцией Б. М. Неменского

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно нравственного развитие ребёнка т.е формирование у него качества, отвечающих представлением об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также а в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

   В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностей связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.

   Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта, детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Одна из главных задач курса – развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита т.е пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в длительной форме, в форме личного творческого  опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать  словами. Эмоционально ценностный, чувственный опыт, выражение в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа  в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно - образного языка, средств художественной выразительности. Развития способности к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт.

           Планируемые результаты освоения обучающимися  учебного предмета  «Изобразительное  искусство»

Врезультатеизученияизобразительногоискусстванаступени  начального   общего  образования   уобучающихся:

•будут сформированы    основы  художественной   культуры: представлениеоспецификеизобразительногоискусства,потребностьвхудожественномтворчествеивобщениисискусством;

•начнутразвиваться образноемышление, наблюдательность ивоображение, творческие способности, эстетические чувства,формироватьсяосновыанализапроизведения  искусства;  

•сформируются   основы  духовно -нравственных   ценностей личности,   будет проявляться   эмоционально  - ценностное отношениекмиру,художественный  вкус;

•появится  способность к реализации своего творческогопотенциалавдуховнойихудожественно - продуктивнойдеятельности,разовьётсятрудолюбие,оптимизм,способностькпреодолениютрудностей,открытостьмиру,диалогичность;

•установится  осознанное уважение и принятие традиций, формкультурно исторической,социальнойидуховнойжизниродногокрая,наполнятся конкретным содержанием понятия   «Отечество», «родная  земля»,  «моя  семья  и род»,  «мой  дом»,  разовьётся принятиекультурыидуховныхтрадициймногонациональногонарода РоссийскойФедерации,зародитсясоциально  ориентированный взгляд на мир;

•будутзаложеныосновыроссийскойгражданскойидентичности,чувствагордостизасвоюРодину, появится  осознание своейэтническойинациональнойпринадлежности,ответственности   за общее благополучие.

Обучающиеся:

•овладеютпрактическимиумениямиинавыкамиввосприятии  произведений  искусства;смогутпониматьобразнуюприродуискусства;даватьэстетическую оценку явлениямокружающегомира;

•получатнавыкисотрудничествасовзрослымиисверстниками,   научатся  вести  диалог,  участвовать   в обсуждении значимых   для  человека   явлений   жизни и искусства,  

•научаться различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России ( своего региона);

    будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Учебно – тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

                                         Итого

34

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Выставка детских работ. Проведение бесед для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Критерии и нормы оценок.

Оценка "5"

·        учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

·        правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

·        верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

·        умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

·        учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

·        гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

·        умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

 характерное.

Оценка "3"

·        учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

·        допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

·                    учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

·                    не справляется с поставленной целью урока;

·                    учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

                                  Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

                                      Требования к уровню подготовки учащихся

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • решать творческие задачи
  • создавать творческие работы
  • участвовать в создании проектов
  • передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека
  •  будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Требования к уровню подготовки учащихся

В итоге освоения программы учащиеся должны:

— усвоить основы  трех  видов  художественной деятельности:  изображение  на  плоскости и в объеме;  постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  — приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

 — развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности

человека;

—  развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

—  освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

—  приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

—  научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

—  овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

—  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения    растений   и   животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

—  приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

—  приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного

мира;

—  сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название раздела и тем.

Кол-во

часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

1

Истоки родного искусства    

8

Инструктаж    по    технике    безопасности.

Пейзаж родной земли, роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой.

 Образ традиционного русского дома (избы). Дерево как традиционный материал.

Моделирование из бумаги.    Украшение   деревянных   построек   и   их значение. Изображение избы. Польза и красота в традиционных постройках.

Деревня - деревянный    мир. Народные праздники.  Роль праздников в жизни людей. Традиционная сельская жизнь в произведениях русских художников. Изображение осеннего праздника урожая.

Эстетика труда и празднества.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов, выделять существенное и несущественное, строить рассуждения.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий.

Строить рассуждения.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

2

Древние города нашей земли.

7

Древнерусский  город-крепость.  Изучение конструкций   и   пропорций   крепостных башен города. Постройка крепостных стен и башен из пластилина.

Древние   соборы.

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей.  

Узорочье теремов. Изображение интерьера палаты.

Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.

Соответствие одежды человека и окружающей среды.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических задач и реализации проектов.

Осуществление контроля и самоконтроля за работой.

Формулировать собственное мнение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

3

Каждый народ - художник

11

 Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Отношения человека и природы через традиции.

Природные материалы, их роль в постройках.

Женские и мужские народные образы.

Древнерусские воины-защитники. Изображение       древнерусских   воинов княжеской дружины.

Воспринимать и сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

Давать оценку своей работе.

Самостоятельно создавать способ решения поставленной проблемы.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4

Искусство объединяет народы

  8

Все     народы     воспевают     материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание - великая тема искусства.

Герои, борцы  и защитники. Эскиз памятника герою.

Восприятие произведения искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Проектировать изделие.

Владение монологической и диалогической формами речи.


  Календарно – тематическое планирование          

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные  учебные действия

план

факт

                                                      Истоки родного искусства ( 8 часов )

11

1

Пейзаж родной земли

Урок введения в новую тему

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

Воспринимать  и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа.

Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

2

2

Пейзаж родной земли

Комбинированный урок

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу ( пейзаж )

Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи. Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Учиться видеть красоту разных времен года. Овладевать живописными навыками работы с гуашью

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

3

3

Деревня — деревянный мир

Урок формирования умений и навыков

Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре космогонических представлений – представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей.

Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях, значимость гармонии постройки с окружающим миром. Изображать избу, моделировать ее, использовать гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской

Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Проектировать изделие. Строить рассуждения в виде простых суждений. Учитывать правила планирования. Овладевать навыками коллективной деятельности.

4

4

Деревня – деревянный мир

Комбинированный урок

Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Раскрывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

Создавать образ традиционной избы в виде панно или объемной постройки

Называть различные виды изб. Объяснять разнообразие сельских деревянных построек. Видеть красоту русского деревянного зодчества. Понимать значение слова «зодчество». Учиться создавать коллективное панно.

Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

55

5

Красота человека

Урок - дискуссия

Объяснять  представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.

Создавать женский праздничный костюм.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Приобретать  представление об

особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации.

6

6

Красота человека

Комбинированный урок

Характеризовать  и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведения художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям

7-8

7

Народные праздники (обобщение темы)

Комбинированный урок

Рассказывать о празднике — народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Изображать календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

        

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

Проектировать изделие.

Осуществлять анализ объектов.

Строить простые рассуждения.

8

Народные праздники

Урок обощения и систематиза

ции знаний

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему национальных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно на тему праздник.

Овладевать навыками коллективной работы при выполнении поставленных работ.

Осуществлять самоконтроль корректировку работы.

9

9

Родной угол

Урок введения в новую тему

Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Рассказывать о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота.

Объяснять роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Их образное восприятие.

Знакомиться  с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)

Создавать макет древнерусского города.

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

Составлять  план и последовательность действий.

Осуществлять самоконтроль и корректировку работы.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека и окружающей действительности.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

10

10

Древние соборы

Комбинированный урок

Составлять рассказ о соборах — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструировать и рассказывать о символике древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей.

Называть  назначение постройки, украшения и изображения в здании храма.

Создавать макет города, здания.

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).

Проектировать изделия.

Осуществлять самоконтроль и корректировку работы.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека и окружающей действительности.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

11

11

Города Русской земли

Комбинированный урок

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Рассказывать об организации внутреннего пространства города, помещениях, жилых построек ,Кремле, торге, посаде — основных структурных частях города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.

Рассказывать о жителях древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструкции и декора.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

Осуществлять самоконтроль и корректировку работы.

12

12

Древнерусские воины-защитники

Комбинированный урок

Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд.

Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту.

Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов.

Развивать  навыки ритмической организации листа, изображения человека.

Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

13

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Урок - путешествие

Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.

Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик архитектурной среды и памятниках древнего зодчества Москвы.

Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.

Рассказывать о храмах-памятниках в Москве: Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Беседа о памятниках архитектуры в других

городах.

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации.

14

14

Узорочье теремов

Урок - сказка

Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, теремов, княжеских дворцов, боярских палат, городских усадьб, их внутреннем убранстве, резные украшениях и изразцах.

Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов),сказочность и цветовое богатство украшений.

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

Воспринимать, сравнивать, давать оценку объекту.

Проектировать изделие.

Осуществлять анализ объектов.

Строить простые рассуждения.

15

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

Урок - фантазия

Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.

Показывать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений,

значение старинной архитектуры для современного человека.

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

Овладевать навыками коллективной работы при выполнении поставленных работ.

Осуществлять самоконтроль корректировку работы.

                                                     Каждый народ – художник (11 часов )

16-18

Страна восходя

щего солнца. Образ художественной культуры Японии

16 – 18 уроки

Урок введения в новую тему, комбинированные уроки

Рассказывать о художественной культуре Японии, как очень целостной, экзотичной и в то же время вписаной в современный мир.

Показать особое поклонение природе в японской культуре.

Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.

( Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.

Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.

Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. )

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации

19-20

19,

20

Народы гор и степей

Комбинированный урок

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях.

Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Видеть изобретательность человека в построении своего мира.

( Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. )

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки.

Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

 21

21

Города в пустыне

Урок - фантазия

Рассказывать о городах в пустыне, мощных портально-купольные постройках с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал.

Показывать  крепостные стены, здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи. Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — самое многолюдное место города.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Проектировать изделие, осуществлять анализ объектов, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении.

22-23

22,

23

Древняя Эллада

Комбинированный урок

Рассказывать об особом значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России,

образе греческой природы, мифолгических представлениях древних греков, воплощении в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Изображать древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Показывать конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек,

красоту построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.

Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.

Праздники: Олимпийские игры, праздник ВеликихПанафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации

24

24,

25

Европейские города Средневековья

Комбинированный урок

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Показывать образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.

Ратуша и центральная площадь города.

Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки.

Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

25-26

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Комбинированный урок

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

Рассуждать о Художественный культуре мира —  пространственно-предметном мире, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

                                                Искусство объединяет народы ( 8 часов )

24-25

27,

28

Материн-

ство

Комбинированный урок

Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Показывать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства   на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации

26

29

Мудрость старости

Комбинированный урок

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

Показывать красоту внешнюю и красоту внутреннюю, выражающую богатство духовной жизни человека.

Красоту связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации

27

30

Сопереживание

Комбинированный урок

Уметь объяснять, рассуждать, как

в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Рассуждать о том , что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации

28

31

Герои-защитники

Комбинированный урок

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.

Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации

29

32

Юность и надежды

Урок - проект

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Рассуждать о том, что тема детства, юности изображена в изобразительном искусстве.

В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации

30

33,

34

Искусство народов мира (обобщение темы)

Урок - выставка

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки

Рассказывать о вечных темах в искусстве.

Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения, вести поиск информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...