Рабочая программа по ИЗО
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство.
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Неменского Б.Н, системы "Школа России" 1-4 классы. М.: "Просвещение". 2015 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство»
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других на- родов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами изучения «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе, учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
- понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи- ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразитель- ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Раздел «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения»
Обучающийся научиться:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения».
Обучающийся научиться:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройкио».
Обучающийся научиться:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Раздел «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»
Обучающийся научиться:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Разделы | Планируемые предметные результаты |
Как и чем работает художник? (8 ч) | Обучающийся научится: - наблюдать цветовые сочетания в природе; - смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска»; - овладевать первичными живописными навыками; - изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению; - сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета и тона; - смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита; - понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. - изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов; - овладевать техникой и способами аппликации. - создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев; - изображать, используя графические материалы, зимний лес; - работать с целым куском пластилина; - приёмам работы с пластилином; - создавать объёмное изображение животного с передачей характера; - конструировать из бумаги объекты игровой площадки; - обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять работу гуашью; - создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий. - овладевать первичными знаниями перспективы. -понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; - понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. - понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. - наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. - освоить приёмы работы графическими материалами; - сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. - развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. |
Реальность и фантазия (8 ч) | Обучающийся научится: - рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных; - изображать животных, выделяя пропорции частей тела; - передавать в изображении характер выбранного животного; - размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира; - придумывать выразительные фантастические образы животных; - осваивать приёмы создания орнамента; - создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книги и т.д.), используя узоры; - работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины; - освоить навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); - конструировать из бумаги формы подводного мира; - участвовать в создании коллективной работы; - понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство); - конструировать и украшать ёлочные украшения; - обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников; Обучающийся получит возможность научиться: - изображать сказочные существа путём соединения элементов разных животных и растений;. - наблюдать и учиться видеть украшения в природе; - создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.); - сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде; - рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции; - сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; - придумывать разнообразные конструкции; - создавать макеты фантастических зданий, фантастического города; |
О чём говорит искусство (10 ч) | Обучающийся научится: - наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях; - давать устную зарисовку-характеристику зверей; - характеризовать доброго и злого сказочных героев; - изображать эмоциональное состояние человека; - создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя; - создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства; - наблюдать природу в различных состояниях; - понимать роль украшения в жизни человека; - украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев; - сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно; - понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека; - украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов; Обучающийся получит возможность научиться: - входить в образ изображаемого животного; - изображать животного с ярко выраженным характером и настроением; - сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов; - изображать живописными материалами контрастные состояния природы; - сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер; - создавать декоративные композиции заданной формы; - учиться видеть художественный образ в архитектуре; - приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; - приобретать опыт творческой работы |
Как говорит искусство (8 ч) | Обучающийся научится: - уметь составлять тёплые и холодные цвета; - понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов; - осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»); - изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.); - наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе; - изображать борьбу тихого и звонкого цветов; - видеть линии в окружающей действительности; - фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные; - наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев; - осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ; - использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов; - изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением; - понимать, что такое ритм; - передавать расположение летящих птиц на плоскости листа; - навыкам творческой работы в технике обрывной аппликации; - анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ одноклассников и произведений художников; - фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. Обучающийся получит возможность научиться: - расширить знания о средствах художественной выразительности; - уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; - составлять на бумаге тихие и звонкие цвета; - создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы; - расширять знания о средствах художественной выразительности; - видеть линии в окружающей действительности; - расширить знания о средствах художественной выразительности; - понимать, что такое пропорции; - создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций; |
Раздел | Научится | Получит возможность |
1. Искусство в твоем доме (9 ч.) | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Понимать значение слова «ритм». Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрация, буквицы). | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов |
2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.) | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Видеть облик в образе машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. |
3. Художник и зрелище (10 ч.) | Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел Создавать сувенирную куклу. Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. |
4. Художник и музей (9 ч.) | Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать значение словосочетания «музей искусства». Называть имена крупнейших русских художников – пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах – портретах. Создавать портрет кого – либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению). Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Лепить фигуру человека или животного. |
2. Содержание учебного предмета, курса
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводиться 1 час в учебную неделю, т.е. 33 часа за учебный год, включая часы на итоговый контроль. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Во 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели)
В 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится –35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебные недели)
Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Структура курса.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Обобщением здесь является первый урок.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Чем и как работают художники – (8часов)
Три основные краски – красная, синяя, желтая. Что такое живопись? Живописные материалы (гуашь). Практическое овладение основами цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника.
Белая и черная краски. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Практическое овладение основами цветоведения. Разница в изображении природы в различную погоду. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача эмоционального состояния природы. Элементарные приёмы композиции на плоскости.Первичные знания перспективы (ближе - дальше, загораживание). Изображение пейзажа.
Выразительные возможности аппликации. Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Ритм, виды ритма (спокойный, порывистый, беспокойный). Ритм пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Композиционный центр, главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Образный язык графики. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Выразительность материалов для работы в объеме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа (глина, дерево, камень и др.). Объём – основа языка скульптуры. Изображение животных.
Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Объём, способы передачи объёма. Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель , мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Повторение и закрепление полученных на предыдущих уроках знаний о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Реальность и фантазия – (8 часов)
Изображение и реальность. Мастер изображения учит видеть мир вокруг. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота своеобразие, особенности различных животных. Формирование приёмов работы с графическими и живописными материалами (тушь, гуашь)
Изображение и фантазия. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Мастер изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа в народной культуре, фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.).развитие наблюдательность.
Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает её. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий), например кукарские или вологодские кружева. Понятие «орнамент», повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создание тканей, кружев, украшений для человека.
Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций, разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Освоение новых приемов конструирования из бумаги.
Постройка и фантазия. Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует её своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения, постройки. Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство - (10 часов)
Изображение природы в различных состояниях. Жанр пейзажа. Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителей. Композиция пейзажа в живописи (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше). Цветные серые краски.
Художник изображает настроение. В художественном образе воплощены реальность и воображение, идеи и чувства. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Передача с помощью цвета эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, грусти и радости.
Изображение характера животных. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения (при помощи пятна, линии, штриха). Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи, скульптуре (В. Ватагин). Образы животных: разъяренных и ласковых (например: кошка, собака)
Изображение характера человека. Женский образ. Человек и человеческие взаимоотношения. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д.. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства Портрет. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи, пропорции лица человека. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение женского портрета персонажей русских народных сказок (например, Василиса Премудрая, Алёнушка, Ведьма, Баба Яга).
Изображение характера человека. Мужской образ. Человек. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Цветовые сочетания, передающие отношение художника к персонажу. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение мужского портрета персонажей сказок (например, злой волшебник, добрый волшебник). Характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народа к человеку.
Образ человека в скульптуре. Возможности создания разнохарактерных героев в объёме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объёме, выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба –Яга, Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш) Способы передачи объёма, материалы пластилин, глина, стеки, дощечки)
Человек и его украшения. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор. Украшения имеют свой характер, свой образ. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чем говорят украшения? Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Изображение в аппликации или живописи сказочных образов народной культуры (солнце, птица Сирин, Дерево жизни и др.), использование стилизации форм для создания орнамента.
Как говорит искусство - (8 часов)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет – основа языка живописи. Эмоциональное восприятие цвета человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Линия как средство выражения: ритм линий. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный ит.д.) Ритмическая организация листа с помощью линий. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линий.
Линия как средство выражения: характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые, тонкие, корявые, изящные, спокойные и порывистые. Приёмы работы графическими материалами. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет нежных веток берез и корявая мощь старых дубовых сучьев). Образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное, величавое, мощное, раскидистое.
Ритм пятен как средство выражения. Ритм пятен передает движение. От изменения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Изображение летящих птиц: общие и характерные черты (быстрый или медленный полет, птицы летят тяжело или легко)
Пропорции выражают характер. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья–Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года. Братья – Мастера – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.
Искусство в твоем доме (9 ч)
Твои игрушки. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок. Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение.
Твои книги. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). Форма предмета и его украшение.
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Памятники архитектуры-наследие веков. Изучение, изображение архитектурного памятника родных мест.
Парки, скверы, бульвары. Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера
Ажурные ограды. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Фонари на улицах и в парках. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (села). Одно или несколько коллективных панно панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы.
Художник и зрелище(10ч)
Театральные маски. Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
Афиша, плакат. Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище. Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.
Художник и музей (9ч)
Музеи в жизни города. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж. Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье.. )
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
За курс изучения изобразительного искусства предусмотрены 1 стартовый тест, 1 итоговый контрольный тест.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:
- стартовый: тест;
- итоговый: итоговый контрольный тест.
В конце курса предлагается проведение итогового обобщения в формате итогового контрольного теста.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа - 1 раз в неделю)
№ урока (занятия) | Раздел (глава), тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) | ||
1. | Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия в парк. | 1 |
2. | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия в парк. | 1 |
3. | Изображать можно пятном. Экскурсия в парк. | 1 |
4. | Изображать можно в объеме. Экскурсия на площадь Победы. | 1 |
5. | Изображать можно линией. Экскурсия в парк. | 1 |
6. | Разноцветные краски. Сбор гербария | 1 |
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Разыгрываем понтаниму. | 1 |
8. | Художники и зрители (обобщение темы). Экскурсия в музей | 1 |
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) | ||
9. | Мир полон украшений. | 1 |
10-11. | Красоту надо уметь замечать. | 2 |
12. | Красоту надо уметь замечать. | 1 |
13. | Узоры, которые создали люди. | 1 |
14. | Как украшает себя человек. | 1 |
15-16. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 2 |
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) | ||
17-18. | Постройки в нашей жизни Стартовый тест | 2 |
19. | Дома бывают разными | 1 |
20. | Домики, которые построила природа. | 1 |
21. | Какие можно придумать дома. | 1 |
22. | Дом снаружи и внутри. | 1 |
23. | Строим город | 1 |
24. | Все имеет свое строение. | 1 |
25. | Строим вещи. | 1 |
26-27. | Город, в котором мы живем (обобщение темы)
| 2 |
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | ||
28. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 |
29. | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 |
30. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1 |
31. | Урок любования. Умение видеть. Итоговый контрольный тест | 1 |
32-33. | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 2 |
Тематическое планирование
2 класс (34 часа - 1 раз в неделю)
№ урока | Раздел (глава), тема урока | Количество часов |
ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч) | ||
Как и чем работает художник? (8 ч) | ||
1 | Три основных цвета — желтый, красный, синий | 1 |
2 | Белая и черная краски | 1 |
3 | Входной тест. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | 1 |
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 |
Реальность и фантазия (7 ч) | ||
9 | Изображение и реальность | 1 |
10 | Изображение и фантазия | 1 |
11 | Украшение и реальность | 1 |
12 | Украшение и фантазия | 1 |
13 | Постройка и реальность | 1 |
14 | Постройка и фантазия | 1 |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 |
О чем говорит искусство (11 ч) | ||
16 | Изображение природы в различных состояниях | 1 |
17 | Изображения характера животных | 1 |
18 | Изображение характера человека: женский образ (добрый) | 1 |
19 | Изображение характера человека: женский образ (злой) | 1 |
20 | Изображение характера человека: мужской образ (добрый) | 1 |
21 | Изображение характера человека: мужской образ (злой) | 1 |
22 | Образ человека в скульптуре | 1 |
23 | Человек и его украшения | 1 |
24 | О чем говорят украшения | 1 |
25 | Образ здания | 1 |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 |
Как говорит искусство (8 ч) | ||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1 |
28 | Тихие и звонкие цвета | 1 |
29 | Что такое ритм линий? | 1 |
30 | Характер линий | 1 |
31 | Ритм пятен. | 1 |
32 | Пропорции выражают характер. Итоговый контрольный тест. | 1 |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —средства выразительности | 1 |
34 | Обобщающий урок года | 1 |
Тематическое планирование
3 класс (35 часов - 1 раз в неделю)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1. Искусство в твоем доме (9 ч.) | ||
1 | Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатление о лете” | 1 |
2 | Входной контрольный тест | 1 |
3 | Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины | 1 |
4 | Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги | 1 |
5 | Мамин платок . Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для своей мамы» | 1 |
6 | Обои и шторы в твоём доме. Рисование с помощью трафарета | 1 |
7 | Твои книжки. Иллюстрирование русских народных сказок | 1 |
8 | Открытки | 1 |
9 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 |
10 | Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания | 1 |
11 | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера | 1 |
12 | Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград | 1 |
13 | Волшебные фонари. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. | 1 |
14 | Витрины. Проект оформления витрины любого магазина | 1 |
15 | Удивительный транспорт . Нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин | 1 |
16 | Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). Изготовление проекта улицы города | 1 |
17 | Художник в цирке. Рисунок или аппликация на тему циркового представления | 1 |
18-19 | Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль | 2 |
20-21 | Театр кукол. Создание куклы к кукольному спектаклю | 2 |
22-23 | Маски. Конструирование выразительных и острохарактерных масок | 2 |
24 | Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению | 1 |
25 | Праздник в городе. Выполнение рисунка проекта оформления праздника | 1 |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 |
4. Художник и музей (9 ч.), проекты-2 | ||
27 | Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея | 2 |
28 | Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Изображение пейзажа по представлению | 1 |
31 | Картина-портрет. Создание портрета кого-либо или автопортрета | 1 |
Картина-натюрморт. Изображение натюрморта по представлению | 1 | |
32 | Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседневной жизни и | 1 |
33 | Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина | 1 |
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 |
35 | Итоговый контрольный тест | 1 |
Материалы для проведения стартового и итогового контроля по предмету, курсу
Стартовый тест по изобразительному искусству в 1__ классе
за 2016-2017 учебный год
МБОУ «Называевская Гимназия»
Ф.И. ученика __________________________________________
- Выбери цвета радуги.
а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый
б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный
в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
- Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:
а) Красный и золотой
б) Желтый и черный
в) Белый и синий
г) Оттенки зеленого.
- Какой жанр является изображением картин природы:
а) пейзаж
б) портрет
в) натюрморт
г) батальный
- Какой жанр является изображением человека:
а) пейзаж
б) портрет
в) натюрморт
г) батальный.
- Что означает это условное обозначение?
а) рисуешь гуашью или акварелью, разными кистями | |
б) рисуешь карандашами, пастелью или восковыми карандашами | |
в) нельзя рисовать гуашью или акварелью | |
г) нельзя рисовать разными кистями |
Стартовый тест по изобразительному искусству во 2__ классе
за 2016-2017 учебный год
МБОУ «Называевская Гимназия»
Ф.И. ученика __________________________________________
1. Выбери цвета радуги.
- Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый
- Фиолетовый, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, красный
- Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
2. Какая группа цветов основная?
- Синий, оранжевый, бежевый
- Синий, красный, жёлтый
- Оранжевый, фиолетовый, голубой
3. Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник:
- Пила, молоток, лопата
- Краски, карандаши, мелки
4. Подчеркни правильный ответ:
- Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый)
- Синий + жёлтый = (зелёный, фиолетовый)
- Красный + жёлтый = (оранжевый, синий)
5. Какой цвет является тёплым:
- Серый
- Фиолетовый
- Жёлтый
6. Как называется специалист по изготовлению моделей одежды?
- Дизайнер
- Модельер
- Художник
Стартовый тест по изобразительному искусству
за 2016-2017 учебный год
МБОУ «Называевская Гимназия» Омской области
Фамилия, имя___________________________ Класс 3
- Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
- Что такое цветовой круг?
а) расположение цветов по порядку
б) размещение кисточек.
в) смешение красок.
- Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
а)цветоведение
б)спектр
- Как называется картина, на которой изображается природа?
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
- Какой жанр переводится как «мёртвая натура»?
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
- Изображение лица человека это –…
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
Итоговый контрольный тест по изобразительному искусству в 1__ классе
за 2016-2017 учебный год
МБОУ «Называевская Гимназия»
Ф.И. ученика __________________________________________
- Выбери цвета радуги.
а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый
б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный
в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
- Какая группа цветов основная?
а) синий, оранжевый, бежевый
б) синий, красный, жёлтый
д) оранжевый, фиолетовый, голубой
- Выбери и подчеркни материалы, которыми работает художник:
а) пила, молоток, лопата
б) краски, карандаши, мелки.
4. Подчеркни правильный ответ
Красный + синий = (оранжевый, фиолетовый)
Синий + жёлтый =(зеленый, фиолетовый)
Красный + жёлтый =(оранжевый, синий)
5.Какой цвет является тёплым:
а) серый б) фиолетовый в) жёлтый
6. В городецкой росписи часто изображают:
а) коней и птиц б) коз и коров
в) кошек и собак г) жуков и бабочек
Итоговый контрольный тест по изобразительному искусству во 2__ классе
за 2016-2017 учебный год
МБОУ «Называевская Гимназия»
Ф.И. ученика __________________________________________
- Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
- Что такое цветовой круг?
а) расположение цветов по порядку
б) размещение кисточек.
в) смешение красок.
- Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
а) цветоведение
б) спектр
- Как называется картина, на которой изображается природа?
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
- Какой жанр переводится как «мёртвая натура»?
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
- Изображение лица человека это –…
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
Итоговый контрольный тест по изобразительному искусству в 3__ классе
за 2016-2017 учебный год
МБОУ «Называевская Гимназия»
Ф.И. ученика __________________________________________
- По названию картины определи картину- натюрморт
а) И. Левитан «Озеро. Русь».
б) И. Айвазовский «Чёрное море»
в) Д. Налбандян «Сирень»
г) И. Шишкин «Лесные дали»
2. Рисунок к любимой сказке это…
а) аппликация
б) иллюстрация
в) мозаика
г) графика
3. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:
а) гуашь
б) карандаш
в) глина
г) акварель
- Художник, изображающий море.
а) пейзажист
б) портретист
в) маринист
5. Металлический поднос с чёрно- лаковой поверхностью и изображёнными поверх него цветочными композициями
а) Хохлома
б) Гжель
в) Жостово
г) Дымково
6. Как называется специалист по изготовлению моделей одежды?
а) дизайнер
б) модельер
в) художник
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1—4 классов общеобразовательных организаций.
В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
УЧЕБНИКИ
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
1 класс;
- Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс;
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс;
- Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс;
- Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс;
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...