Урок ИЗО 4 класс "Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Урок ИЗО 4 класс "Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_klass.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Богатова О.С.
Урок ИЗО 4 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА «РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА. КОНСТРУКЦИЯ И УКРАШЕНИЕ ИЗБЫ.»
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским народным жилищем, его декором. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек, |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение. Из бревен рубили избы мужики, Один лишь помощник – топор. Но древние избы и ныне крепки, И тонок на ставнях узор. – Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Правильно, о народном жилище – избе | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для че- ловека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоциональ- но-ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству | Устные |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Русская изба». Просмотр мультимедийной презентации «Русская изба». | – Очень разумными были наши предки. Приступая к любому делу, они продумы- вали несколько вариантов и выбирали лучший: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Особенно кропотливо относились к постройке дома, ведь жить в нем предстояло многим будущим поколениям семьи. Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. Это слово происходит от древних славянских слов «истьба» и «истопка». Истопкой называли помещение с печью, теплое. Были дома в деревне попроще, | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют. | Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое | |
были и побогаче, в зависимости от достатка хозяев. Участок выбирали удобный с практической стороны: недалеко от реки, на пригорке, там, где обычно ложились отдыхать домашние животные. – Ребята, как вы думаете, из какого материала строили дом в старину? – Верно, из дерева. А наша лесами богата земля! И лес в ней и строен, и ровен, Когда-то и стены и башни Кремля – И те собирали из бревен. – Для строительства рубили деревья Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мертвым. Строить начинали с жертвоприношения: домашнее животное или птицу закапывали в угол будущего дома. Сегодня традиция – закладывать монету в главный угол дома. В матицу, центральную балку потолка, вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку. Считалось, что чем больше детей, тем богаче семья. – После этого ставили крышу – чело. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. | высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные | ||
Просмотр мультимедийной презентации «Русская изба». | Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конем», «на коня». Верхняя часть крыши назы- вается и сегодня конек – оберег дома от злых сил. Часто там помещали голову коня или петуха. Фронтон-щипец, островершек – треугольная стенка под крышей над верхним карнизом дома или над входом. Украшался также и подзор – резная доска под скатом крыши, и полотенце – резная доска, свисающая со стыка причелин. Причелина – доска, прикрывающая концы слег крыши. Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Считалось, что изба – это колесница, запряженная лошадьми или птицами, несущаяся навстречу солнцу, свету. – Изба – маленькая вселенная: • Навь (нижний мир). Первый ярус – земля предков (подклет, или подклеть, подпол) – подземный мир. • Явь (средний мир). Второй ярус – живут люди (часть сруба ниже фронтона) – мир людей. • Правь (верхний мир). Третий ярус – | Фронтальная работа | Устные | |||
В современном мире русские деревянные старинные постройки принято называть русским деревянным зодчеством (архитектурой), а старших людей по строительству (архитекторов) – зодчими. Итак, давайте повторим, какие элементы украшали избу? – Правильно запомнили, молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. | Отвечают | Устные | ||||
Физкультминутка | Выполняют упражнения | |||||
III. Творческая практическая деятельность | Изображение образа русской избы (изба – богатырь, изба – ель, избушка – бабушка). Выявление осо- бой красоты рус- ского жилища художественными средствами. Музыкальный фон: русская на- родная музыка в исполнении оркестра имени Н. П. Осипова | – Приступайте к работе по плану: 1. Обдумайте, какой образ избы будет 2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ. 3. Украсьте избу знаками-оберегами. 4. Доработайте рисунок гуашью | Составляют план работы над рисунком. Рисуют красками (гуашь) | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Наблюдение. Выполнение рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | – Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать образ русской избы. – Давайте выберем наиболее удачные Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы! | Рассматривают рисунки, оценивают работу свою | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников | Устные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока- конспект с использование презентация "Двор, что город, изба, что терем".
Конспект разработала для урока в 3 классе.Знакомимся с памятниками древнего зодчества и даю представление о знаках- символах в народном орнаменте в украшении крестьянских изб....
Открытый урок на тему : "Жилища наших предков. Изготовление макета избы. "
На уроке "Жилища наших предков. Изготовление макеты избы" мы с ребятами путешествуем на машине времени. Урок мы начинаем с понятия что такое Родина?...
Конспект урока. Тема урока: Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот) 2 класс
Планируемые результаты:личностные: активизировать наблюдательность детей, развивать глазомер, образное мышление.метапредметные: создавать атмосферу для проникновения учащихся в сущность предметного ми...
Конспект урока по ИЗО. 3 класс. Двор, что город, изба, что терем
Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»дисциплина: изобразительное искусство. 3 классТип урока: изучение новых знанийЦель: - Познакомить с деревя...
Конспект урока: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)"(2 класс, школа России)
Изобразительное искусство...
Презентация к уроку изобразительное искусство "Украшения избы и их значение" 4 класс
Украшение избы...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Русская деревянная изба (конструкция и украшения изб)" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема урока «Русская деревянная изба (конструкция и украшения изб)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Дать представление о конструкции и украшении русской деревянной...