Рабочая программа 5 класс изо по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Руль Виктория Викторовна

В рабочей программе пояснительная записка, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass_izo.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Согласовано:

На заседании методического объединения  школы

Протокол №     от

«     »                2015 г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол №      от

«    »              2015  г.

Утверждаю:

Директор школы

Приказ №    от

« »                  2015 г.

Рабочая программа  предмета

«Изобразительное искусство» ФГОС

5 класс, базовый уровень

на   2015 - 2016 учебный  год

                                                                        Разработана:

г. Горняк 2015г

Пояснительная программа

Перечень нормативных документов

1. Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5 класса основной  (средней) общеобразовательной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приложение к приказу МОиН РФ от 09.03.2010г. № 1312);

- примерных программ по изобразительному искусству (письмо Департамента государственной политики в образовании Минообрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263);

- авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 5 класс. – 3е- изд., . М.: «Просвещение» 2014 

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

- базисного учебного плана МБОУ  СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год.

Используемый учебно-методический комплект:

 1. Н. А. Горяева,  О. В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией  Б. М. Неменского.  2-е издание. М.: «Просвещение» 2014.                                                                                                                                                        2.  Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Под редакцией Б. М. Неменского.  3-е издание. М.: «Просвещение» 2014.                                                                                                                                                                                                                    

3. Горяева Н. А./под редакцией  Б. М. Неменского. Уроки изобразительного искусства.  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки.  5 класс.  М.: «Просвещение» 2013.

 4. Программы. Изобразительное искусство. Под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2014 г.    

2. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3)предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.

 Рабочая программа рассчитана  на  35 часов, т.е. 1 ч  в неделю (35 годовых).

                                              3 Отличительные особенности программы

Краткая характеристика классов:

В 5 а классе обучается двадцать пять учащихся по  основной образовательной программе

 В 5 б классе обучается двадцать  три ученика. Семнадцать - по основной образовательной программе. Трое  - по программе VII вида, трое – по программе VIII вида.

Формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении:

Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ: 

  1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
  2. Они нуждаются в большом количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
  3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
  4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.
  5. Чтобы усталость не закрепилась у ребёнка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут

4. Цели

- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально- ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры

Задачи

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта  как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления  школьной, бытовой и производственной среды.

5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.   Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.  Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.  

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.  

 При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.   Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.   Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.  

 Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.    

  Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.    

  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».    

   Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.  

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

- принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные результаты характеризуют уровень    сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, результаты  аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;  

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;  

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);  

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;        развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

6. Требования к уровню подготовки.

При окончании основной школы учащиеся должны: 5 класс

знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства);

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение  

традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь птица, солярные знаки);

знать несколько народных художественных промыслов России.

• различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

• различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

• выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

•  выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства(используя традиционное письмо  Гжели, Городца, Хохломы и т. Д. ), на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

• создавать художественно-декоративные объекты предметной; среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

• владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

• владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

7 . Содержание учебного предмета, курса

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА            «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 5 класс

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

6. Предмет «Изобразительное искусство» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета       в 5 классе.  

8. Изменения, внесенные в авторскую программу.

В 1 разделе отведено для изучения 8 часов, а тем прописано 7, поэтому одну  тему: «Конструкция и декор предметов народного быта» беру дважды.

 Во 2 разделе для изучения автором даётся 8 часов, а тем прописано 6, поэтому  темы: «Древние образы  в современных народных игрушках» беру дважды.

 В 3 разделе автором даётся 12 часов для изучения, а тем прописано 5, поэтому темы: «Зачем людям украшения» для изучения беру три раза, тему: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» 2 раза; тему: «Одежда «говорит» о человеке», 2 раза; тему: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы», 2 раза и тему: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества», 2 раза.

В 4 разделе автором дано для изучения 7 часов, тем прописано 2, поэтому для изучения темы: «Современное выставочное искусство», повторяю 3 раза; тему: «Ты сам — мастер», 4 раза  повторяются. При повторении одинаковых тем прописаны виды работ на уроках.

9. Критерии и нормы оценивания  (см. Приложение)

10. Общая характеристика организации учебного процесса

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных  искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.    

 Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно- эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

 Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.  

   Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно- эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой  деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.     Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.    

 Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно- декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы

11. Формы и методы, используемые в работе на уроке:   индивидуальная работа, работа в малых группах;  наглядный, словесный, практический методы с опорой на схемы, таблицы, памятки, инструкции; игровые методы.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся будут различны:  устная, в виде изокросвордов, а также контрольных художественно – практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины, презентация своего короткого рассказа.  

Формы, средства обучения и режим занятий (очное).

12. Структура изучаемого предмета.

Разделы

Всего часов

Древние корни народного искусства

8 часов.

Связь времён в народном искусстве

8 часов.

Декор - человек, общество, время

12 часов.

Декоративное искусство в современном мире

7 часов.

ИТОГО

35 часов.

КТП  5 А

Раздел, тема

Кол-во

часов

Содержание УУД

Основные виды деятельности

Материально-техническое обеспечение

Дата

Дата

Дом. зад.

план

факт

план

факт

1.

Раздел 1.

Тема: «Древние корни народного искусства»

8 ч

2.

Древние образы в народном искусстве.

1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Слушание объяснений учителя.

Карандаш, гелевая ручка, альбомный лист.

Педагогическая таблица с изображением знаков-символов. Предметы декоративно-прикладного искусства: посуда, деревянные ложки, подносы, народная игрушка. Иллюстрации с изображением древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Аудиозаписи народных плясовых, лирических мелодий.

Русские народные пословицы, поговорки, загадки.

01.09

01.09

7.09

7.09

Найти и принести  материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.

3.

Убранство русской избы.

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Выполнение практической работы

Цветные карандаши, альбомный лист.

Иллюстрации с изображением элементов декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

Раздаточный материал (шаблоны элементов избы).

Схема-таблица с изображением русской избы.

08.09

08.09

14.09

14.09

Найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.

4.

Внутренний мир русской избы.

1.

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Выполнение практической работы

Восковые мелки, цветные карандаши, альбом.

Иллюстрации с изображением внутреннего убранства русской избы.

Иллюстрации с изображением русской печи.

15.09

15.09

21.09

21.09

. Найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера

5.

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, альбом.

Иллюстрации с изображением русских прялок, деревянной, плетеной посуды, предметов труда.

Таблица с элементами традиционного народного орнамента.

Аудиозаписи народной инструментальной музыки.

22.09

22.09

28.09

5.10

28.09

5.10

Найти репродукции произведений искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда

6.

Русская народная вышивка.

2

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами.Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Слушание объяснений учителя

Восковые мелки, альбом, ножницы, цветная бумага.

Иллюстрации с изображением вышитых полотенец.

Схемы-таблицы с мотивами орнаментов.

Таблица с изображением знаков-символов.

29.09

29.09

12.10

12.10

 Найти изображения орнаментов русской вышивки

7.

Народный праздничный костюм.

1

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Выполнение практической работы

Цветные карандаши, альбомный лист.

Иллюстрации с изображением народного праздничного костюма разных районов России.

Аудиозаписи народной инструментальной музыки.

6.10

6.10

19.10

19.10

Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам, в Интернете

8.

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

1

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Выполнение практической работы

Слайд-презентация «Русские народные праздники». Русские народные пословицы. Аудиозаписи народных песен.

13.10

13.10

26.10

26.10

Найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».

Раздел 2. Тема: «Связь времён в народном искусстве»

8 ч

9-10.

Древние образы в современных народных игрушках.

2

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Выполнение практической работы

Пластилин, досточка, стеки, гуашь, кисти, альбомный лист.

Слайд-фильм «Народные художественные промыслы России».

Иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновой и Каргопольской глиняных игрушек.

Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.

Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.

Глиняные модели игрушек.

Раздаточный материал (шаблоны народной глиняной игрушки).

Аудиозаписи веселой народной музыки, Р.Щедрин «Озорные частушки».

20.10

27.10

20.10

27.10

09.11

16.11

09.11

16.11

Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии.

11

Искусство Гжели.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, альбомный лист.

Слайд-фильм «Гжель».

Стихи о гжельской керамике.

Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением.

Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров.

Раздаточный материал (шаблоны форм гжельской посуды).

10.11

10.11

23.11

23.11

Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии

12

Городецкая роспись.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Городецкого промысла.

Выявлять общность в Городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений Городецкого промысла.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративныминавыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, альбомный лист.

Слайд-фильм «Городец».

Произведения Городецкого промысла и иллюстрации с их изображением.

Таблицы с изображением порядка выполнения основных элементов городецкой росписи.

Плакаты-таблицы с изображением элементов городецкой росписи.

17.11

17.11

30.11

30.11

Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии

13

Хохлома.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, альбомный лист.

Слайд-фильм «Хохлома».

Произведения Хохломского промысла и иллюстрации с их изображением.

Таблицы с изображением порядка выполнения основных элементов городецкой росписи.

Плакаты-таблицы с изображением элементов хохломской росписи.

24.11

24.11

07.12

07.12

Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии

14

 Жостово.  Роспись по металлу.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приёмы жостовского письма.

Создавать фрагменты жостовской росписи в живописной импровизиционной манере в процессе выполнения творческой работы.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, цветная бумага темных тонов.

Слайд-фильм «Жостовские подносы».

Подлинные жостовские подносы.

Иллюстрации с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи.

01.12

14.12

Задание в рабочей тетради (стр. 15).

15

Шепа.  Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику.

Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи.

Слушание объяснений учителя, игровая

Иллюстрация птицы - солнца

Изображение птиц разных видов

Демонстрационный материал с изображением предметов быта из бересты и дерева.

Шаблоны, цветная бумага, альбомный лист, акварельные

краски, ножницы, клей, кисти для клея и акварели.

08.12

21.12

Задание в рабочей тетради (стр. 14)

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

1

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Выполнение практической работы

Образцы произведений народных промыслов (глиняная игрушка, Гжель, Городец, Жостово, Хохлома).

15.12

28.12

Подготовить сообщения об одном из народных художественных промыслов.

Раздел 3. Тема: «Декор-человек, общество, время»

12 ч

17-18-19

Зачем людям украшения.

3

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Слушание объяснений учителя

Цветные карандаши, альбомный лист.

Иллюстрации с изображением декоративного искусства разных времён и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

22.12

12.01

19.01

11.01

18.01

25.01

Найти и принести иллюстрации к сказкам братье Гримм, Андерсена, Перро, графические и живописные изображения человека в костюмах разных времен.

20-21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, альбомный лист.

Слайд-фильм «Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта».

Таблицы с изображением древнеегипетской символики.

Мифы Древнего Египта

26.01

02.02

01.02

08.02

Нарисовать в интерьере дворца гостей. Рабочая тетрадь, с. 24-25

22-23-24

Одежда «говорит» о человеке

3

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде и декоре  народов Древней Греции,

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, альбомный лист.

Слайд-фильм «Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая, Западной Европы 17 века».

Иллюстрации, открытки, репродукции картин с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

09.02

16.02

01.03

15.02

22.02

29.02

Выполнить эскиз семейного герба.

25-26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба, (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи)или эмблемы, добиваясь лаконичность и обобщённости изображения и цветового решения.

Выполнение практической работы

Гуашь, кисти, альбом.

Слайд-фильм «Старинные гербы русских городов».

Иллюстрации с изображением средневековых гербов, современных эмблем.

15.03

22.03

07.03

14.03

Составить кроссворд по теме пройденной.

27-28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

2

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

Слушание объяснений учителя, игровая

Фрагменты слайд-фильмов: «Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта», «Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая, Западной Европы 17 века».

Игра – викторина по темам четверти с привлечением учебных работ

05.04

12.04

21.03

04.04

Подготовиться к игре-викторине по теме четверти, а также подготовить зрительный материал.

Раздел 4. Тема: «Декоративное искусство в современном мире»

7 ч

29-30-31

Современное выставочное искусство.

3

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Выполнение практической работы

Карандаш, альбомный лист.

Иллюстрации, открытки, фотографии с изображением произведений современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах. Витражные краски.

Разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок

19.04

26.04

03.05

11.04

18.04

25.04

Подобрать материалы для последующей работы.

32-33-34-35

Ты сам-мастер

4

Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Выполнение практической работы

Картон, пластилин, стеки, досточка, ножницы, цветная бумага, гуашь, кисти, клей, кусочки цветной ткани, вата, нитки, ленты. Эскиз будущей работы. Общая картина делится на фрагменты, которые выполняются учащимися. Скрепление всех фрагментов вместе, для создания панно

10.05

17.05

24.05

31.05

02.05

16.05

23.05

30.05

Выполнить эскиз работы. Разделить на фрагменты.

Материально- техническое  обеспечение программ

- библиографический список методических и учебных пособий используемых в учебном процессе

1. Н. А. Горяева,  О. В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией  Б. М. Неменского.  2-е издание. М.: «Просвещение» 2014.                                                                                                                                                        2.  Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Под редакцией Б. М. Неменского.  3-е издание. М.: «Просвещение» 2014.                                                                                                                                                                                                                    

3. Горяева Н. А./под редакцией  Б. М. Неменского. Уроки изобразительного искусства.  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки.  5 класс.  М.: «Просвещение» 2011.

 4. Программы. Изобразительное искусство. Под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение» 2014 г.    

- перечень оборудования и приборов, дидактического материала, цифровых образовательных ресурсов,

Интернет-ресурсов

http://pedsovet.su/load/242,

 http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo,

 http://www.myshared.ru, 

http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/ubranstvo-russkojj-izby0.html,

 http://stranamasterov.ru/node/,

http://pedsovet.org/component/option ,

http://doc4web.ru/izo/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-izo-dekor-russkoy-izbi-klass.html,  

Технические средства обучения:

 Компьютер, проектор

Методический фонд:

 Репродукции картин  художников.  Муляжи для рисования  Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.  Тела геометрические (конус, шар, цилиндр) Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

 Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

- литературы, рекомендованной для учащихся и литературы, использованной при подготовке программы

Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

 Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике по ФГОС 3 класс

Представлена примерная рабочая рограмма по математике "Школа России" по учебнику Моро на 2012-2013 учебный год....

рабочая программа по русскому языку ФГОС, 1 класс, Соловейчик

Рабочая программа с применением ФГОС НОО автор Соловейчик Расчитана на учащихся 1 класса, программа "Гармония"...

Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс ( УМК " Начальная школа 21 века")....

рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...

рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс ( Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по ФГОС...

рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)

рабочая программа по технологии по ФГОС  1 класс...