Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по авторской программе О.А.Куревиной и Е.А. Ковалевской
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов  и методических материалов:

  1. Федеральные государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. №373.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №6, приказ об утверждении №87 от 25.04.2011г.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  4. Планируемых результатов начального общего образования
  5. Примерная рабочая программа по окружающему миру А.В Вахрушев, Д.Д. Данилов, и другие,  ОСП «Школа 2100» под редакцией А.А.Леонтьева.
  6. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО, утвержденного приказом  №310 от 30.08.2013г.         

                     Цель уроков изобразительного искусства во 3 классе — развитие  способностей  к  художественнообразному, эмоционально-ценностному   восприятию   произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего  на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.Д остижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

2 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

4 овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

5 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

6 развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

7 формирование навыков работы с различными художественными материалами.

             В классе учится 26 человек. Из них девочек 16, мальчиков 10. В основном учащиеся учатся на «хорошо», но выделяется и несколько более слабых учеников по сравнению с большинством. Уровень сформированности  познавательной и учебной мотивации средний. Работоспособность класса хорошая. У нескольких учащихся  ниже среднего. Для работы с такими  учениками  запланированы дифференцированные задания и упражнения из авторских и дополнительных пособий. Отношение к учебной деятельности  у большинства положительное. Учащиеся в основном  имеют адекватную самооценку.  Мотивация к обучению средняя. Рабочая программа составлена   с учетом данных  мониторинга УУД, по Т.Бегловой.

                     II.Общая характеристика учебного предмета.

           Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции, У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности

          Доминирующее значение во 2 классе имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим Учебный материал в рабочей  программе для 2 класса представлен блоками, отражающими деятельностныи характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства»,  «Значимые темы искусства».« Художественно - творческой деятельности».

            Первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально - ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.        

.   Содержание программы строится с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей на основе авторской программы «Культура, литература и история родного края» Балгазиной А.Н.   Региональный компонент включен в основное содержание предмета «Изобразительное искусство» и реализуется при изучении творчества художников Хакасии, при ознакомлении с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами, обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство скартинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе;

      Принципы отбора содержания курса связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой  межпредметных связей с другими учебными предметами начальной школы: русским языком, окружающим миром, математикой,  технологией, музыкой, изобразительным искусством, курсами внеурочной деятельности «Школа развития речи», что способствует повышению образовательного уровня обучения, усилению его воспитывающих функций.

          Изобразительное искусство является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

           Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

          Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

           Русский язык– развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности

           Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театр. постановках.

III.  Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета изобразительное искусство согласно учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №6  на 2015 – 2016 учебный год отводится 34 часа, в связи с Постановлением Правительства РФ ст. 112 « О переносе выходных дней», производственного календаря на 2015 и 2016 год, согласно расписания уроков на 2015 – 2016 уч. год часы будут скорректированы и проведены за счет резервных часов.

IV. Описание ценностных ориентиров  содержания предмета

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которго всегда  по всей  социальной сути.  

Ценность социальной солидарности как  признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  – осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

                                                          V/Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

Таблица 1. Личностные УУД

Класс

Оценивать ситуации и поступки

(ценностные установки, нравственная ориентация)

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

У учащегося будут сформированы:

3класс

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– важности учёбы и познания нового;

–– потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:

Осознавать себя гражданином России, в том числе:

объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,

испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках.

У учащегося могут быть сформированы

3класс

Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

– важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

свои некоторые черты характера;

свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

свои наиболее заметные достижения.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

 

Таблица 2. Регулятивные универсальные учебные действия

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. К концу начальной школы соответствующим возрасту становится использование проектной деятельности как в учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом.

Класс

Определять и формулировать цель деятельности

Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

Осуществлять действия по реализации плана

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Ученик научится

3класс

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Ученик получит возможность научиться

3класс

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения проекта совместно с учителем 

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ)

В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам

Таблица3. Познавательные универсальные учебные действия

Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу 3 класса становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук).

Класс

Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Ученик научится

3класс

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

Представлять информацию в виде таблицы, схемы

Ученик получит возможность научиться

3класс

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты

Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта

Уметь передавать содержание

Таблица 4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), которую учитель использует как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу 3 класса начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.

Класс

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Ученик научится 

3класс

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Ученик получит возможность научиться

3-класс

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Учиться критично относиться к своему мнению

Понимать точку зрения другого (в том числе автора).

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Таблица 5 Предметные результаты образовательного предмета «Изобразительное искусство»

Раздел

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Восприятие искусства  и виды художественной деятельности

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

Азбука искусства. Как говорит искусство?

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

О чём говорит искусство?

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

VI.   Содержание учебного предмета.(34ч.)

Занятия «Изучение жанров живописи»

Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий

Занятия «Что такое пейзаж»

Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике

Занятия «Что такое портрет».

Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.

Занятия «Исторический и батальный жанры»

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Занятия «Бытовой и анималистический жанры»

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна,  Г.  Терборха и  Т.  Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Рисование животного в характерном для него движении

Занятия. «Цветовая  гамма живописи».

Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.

Занятия «Декоративное панно в технике аппликации».

Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.

Занятия « Натюрморт из геометрических тел с натуры».

Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике  Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

Занятия «Пропорций человеческого лица».

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».

Занятия «Хохломская  роспись».

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. .Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью

Занятие «Плетёные орнаменты».

Продолжение изучения орнамента. Знакомство с хакасским народным орнаментом. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Занятие

Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Занятия «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия  Древнерусская книга.

Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике Коллективная работа «Кириллица».

Занятие  для любознательных «Как создаётся театральный спектакль»

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль.

Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие «История  Русского музея».

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп, рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

Занятия Панно к празднику.

По желанию детей можно факультативно (дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.

VII.Тематическое планирование. (34 часа)

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности:(Н)–на необходимом уровне, (П)–на программном уровне

1

Вводный урок. Вспомни!

Выполнять наброски по своим замыслам. Называть основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт

2

 Композиция «Осень» «Художники Хакасии». РК

3,4

Жанры живописи. Натюрморт.

Рассказывать на  языке искусства, что такое жанры живописи и  какие они бывают(Н).

Изучить натюрморт В.Хедыи ответить на  вопросы на  стр. 5учебника (Н).

Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме.

Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов(П). Выполнить задания на стр. 6–7 учебника(П).

На   примере   картин  А.  Грабаря, А.Остроумовой-Лебедевойи Р.Кента. Научиться  определять особенности зимнего колорита(Н).

Выполнить задания на стр. 8–9 и51 учебника.

Написать зимний пейзаж по воображению.

5

Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.

6,7

Портрет. Какие бывают портреты.

Иметь представление(Н)и рассказывать(П) об особенностях портретного,  исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10–15 учебника(Н).

Нарисовать с натуры любое  животное в  движении, наиболее характерном для него.(П).

8

Исторический и батальный жанры в живописи.

9,

10

Бытовой и анималистический жанры.

11,

Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н).   Выполнить задания на стр.  16 учебника(Н).

Знать, что такое цветовой круг(Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета(Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н).  Выполнить заданиянастр.18учебника. Выполнить задания на   стр. 16–17. (Н).

Изучить и  проанализировать  рисунок С.Чехонина цветными карандашами на стр. 19учебника(П).

12

Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.

13

Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.

14,

15

Декоративное панно.

Твоя мастерская: панно из природного материала. РК «Природа Хакасии»

Иметь представление о  декоративном  панно (Н).  Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П).Выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленного летом (П)

16

Тон, форма, светотень.

Твоя мастерская: натюрморт из  геометрических тел.

Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания на  стр. 22 учебника(Н).

Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел Рисовать натюрморт из  геометрических тел с натуры.

17,

18

19

Люди и их лица. Приметы  возраста.

Мимика.

Иметь представление о  том, что такое пропорции соразмерность. Изучить основные пропорции  лица(Н)и уметь ими пользоваться(П).

Знать, как изменяется лицо человека возрастом или со сменой настроения Выполнить задание «Семейный портрет»

20,

Народные промыслы: Золотая Хохлома.

Знать историю и особенности  хохломской росписи(Н) и  уметь отличать её от других народных промыслов(П).

Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров и выполнить задания на стр. 30–31рабочейтетради(Н).

Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо    тарелки круг или овал из ватмана, а  детали шкатулки подготовить заранее или   воспользоваться шаблоном

21

Народные промыслы: Хакассий орнамент. РК

22

Плетёные орнаменты.

Звериный стиль.

Иметь представление о плетёных орнаментах и  орнаментах звериного стиля(Н).Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов(Н).

23

Волшебство акварели.

Совмещение нескольких техник в работе акварелью.

Уметь работать акварелью, совмещая различные техники  и даже материалы.

Изучить технику отпечатка. Использовать(Н)эту технику в своей работе акварелью(П).

Выполнить задания на  стр.32–33в учебнике

24

Твоя мастерская: техника отпечатка.

25,

26

Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.

Иметь представление о творчестве И.Билибина(Н).

Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника(П).

Ответить на вопросы на  стр. 34–35 учебника.

Проанализировать  иллюстрации  к «Сказке о царе  Салтане»  А.С.  Пуш-кина, выполненные И.Билибиным(Н). Выполнить задание на  стр. 36–37в учебнике(«Древнерусскй витязь и девица-красавица»)(П).

27

Из истории искусства. Древнерусская книга.

Как украшали рукописные книги.

Рассказывать об изготовлении книг в  Древней Руси  (Н).   Выполнить задания на стр. 39учебника(Н)Коллективный  проект  «Кириллица».

28,

29

Для любознательных: художник и театр. Коллективный проект: кукольный спектакль  по   сказу  П.  Бажова

Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление  о работе различных театральных художников(П).

Ответить на вопросы на  стр. 40–41 учебника(Н).

 «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе(П).

30

Учимся видеть. Русский музей.

Знать историю основания Русского музея в Петербурге(Н).

Уметь  рассказывать  о  картинах

Русского музея(стр. 50–57учебника).

31,

32,

33

34

Проекты.

Выполнять  своими руками подарки родным и   близким к праздникам (П).

VIII. Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Вид пособия

Автор, год издания

Название пособий

Пособие для учителя

О. А.Куревина, М. – Баласс.

С. А. Козлова, А.. Г.Рубин, М. – Баласс.

Методические рекомендации для учителя, 3 класс,

Учебник для

3 го класса.

О. А.Куревина, Е.Д. Ковалевская- М:«БАЛАСС»

«Изобразительное искусство. Разноцветный мир».

Технические средства обучения

1

Классная доска

1шт

2

Телевизор «SUPRA»

1шт

3

Ноутбук учительский «Lenovo»

1шт.

4

Ноутбуки ученические «Eee PC»

26 шт.

5

МФУ  «SAMSUNQ  SCX  - 4200»

1 шт

Интернет-ресурсы

Журнал  «Начальная школа плюс До и После»

http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/ 

Дистанционный образовательный портал  «Продлёнка»

http://www.prodlenka.org/ 

Академии Развития Творчества  «АРТ-талант»

http://www.art-talant.org/ 

Стране Мастеров,

http://stranamasterov.ru/technics 

Социальная сеть работников  образования nsportal.ru

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/poisk 

                   

                                                   VII..Тематическое планирование  2-й класс.

№ п/п

Тема содержание

Характеристика  основных видов

деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Мета

предметные

1

Виды изобразительной деятельности

Иметь представление о видах изобразительной деятельности (архитектура, скульптура, живопись, графика).и их особенностях

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2.МР1,МР2,

МП1,МП2, МП3, МП4МК1,

2

Рисуем цветными карандашами.

Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов. Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2,
МП
1,МП2, МП3, МК1,МК2,

3

Аппликация.        

Углубить представление о технике аппликации и её особенностях. Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное  воздействие на зрителя.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2, МП1,МП2, МК1,МК2,

4

Панно: «Цветочный луг».

«Цветы Хакасии».

 Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета .

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР2,ЛР3,

МР1,МР2,МР4,

,МП2, МП3,,МК2,

5

Музей искусств.

«Городской музей».

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи «Портрет класса».

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ЛР1,ЛР2, МР1,МР2, МП1,МП2, , МК1,

6

Обрамление картины.                

Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения. Выполнить задание Коллективная работа «Портрет в подарок»

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2МР1,МР2,
МП
1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

7.

Иллюстрация..

Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски. Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций. Проанализировать иллюстрации  

В. Лебедева к книжке «Охота».

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2,МР4, МР3
МП
1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

8.

Композиция иллюстрации

Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков .Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2,МР4, МР3
МП
1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

9.

Иллюстрация к басне И.А. Крылов.

Эскиз к композиции. Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне. Выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылов

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2, МР1,МР2, 4, МР3МП1,МП2, МП3, МП4,МК1,МК2,

10.

Гравюра.

Из истории гравюры. Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ЛР3,ЛР4МР1,МР2, МП1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

11.

Фактура.

Сравнить иллюстрации по фактуре.

Выполнить рисунок с изображением предметов разной фактуры.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ЛР2, ЛР4, МР2,МР4, МР3, МП2, МП3,  

12.

Русский лубок и его выразительные средства.        

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства. Самостоятельно изучить тему.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

,ЛР3,ЛР4,МР2,МР4, МП1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

13.

Рисунок. Штриховка.

Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки. Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности), выполнив упражнения.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,МР1 МР4, МР3МП1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

14

Светотень. Куб.

Уметь пользоваться рамкой видоискателем.

Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах. Выполнить задание на передачу светотени куба.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

,ЛР3,ЛР4, МР2,МР4, МР3МП1,МП2, МП3, МП4, МК1,МК2,

15

Натюрморт.

Твоя мастерская: рисование с натуры. Углубить знания о жанре натюрморта. Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2МР1,МР2, МР4, МР3,МП1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

16

Рисуем с натуры.

Изучить материал на стр. 25 учебника и нарисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт .

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

,ЛР3,ЛР4,МР2,МР4, МР3МП1,МП2, МП3,

МК1,МК2,

17

Братья наши меньшие

Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: Понимать важность зарисовок с натуры Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2, МР1, , МР3
МП
1, МП3, МП4

МК2,

18

Рисуем домашнего любимца.        

Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг»

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР2, ,ЛР4,МР2, МР4, МР3,МП1,МП2, МП3, МП4,МК2,

19

Растительный орнамент.

«Хакасские  орнаменты».

Как получаются разные орнаменты?        

Расширить представление об искусстве орнамента. Иметь понятие о растительном орнаменте. Знать, что такое элемент орнамента. Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2,МР4, МР3
МП
1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

20

Элементы и ритм орнамента.

Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях.  Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2,МР4, МР3
МП
1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

21

Орнамент и предмет. Панно «Лоскутное одеяло»

Коллективная работа. Выполнение панно из рисунков выполненных на предыдущих уроках.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

,ЛР3,ЛР4,МР4, МР3
МП
2, МП3, МП4

МК1,МК2, МК3,

22

Городецкая роспись.        

Народные промыслы России.         

Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать.

Уметь выполнять элементы городецкой росписи.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1, ,ЛР4  МР1,МР2,

МП1,МП2,МП3,МП4,

МК1,МК2,

23

«Расписная тарелка».

Техника городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка».

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР2, ,ЛР4,МР4, МР3, МП1,МП2, МП3,

МК1,МК2,

24

Весенние в впечатления.

«Художники Хакасии».

Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.        

ПР2, ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1, ,ЛР3, ,МР2,МР4,
МП
2, МП3, МП4

МК1,МК2,

25

Пейзаж «Весна пришла»

Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова - Мусатова.  Ответить на вопросы.

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

,ЛР3,ЛР4,МР4, МР3
МП
1, , МП3, МП4

МК1,МК2,

26.

Пейзаж «Весна пришла»

Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). Изучить материалы в учебника  и написать пейзаж «Весна пришла».

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1, ,ЛР4,МР4, МР3,МП2, МП3,

МК1,МК2,

27

Колорит – душа живописи.        

Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина Ответить на вопросы. Написать натюрморт с цветами (в технике посырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите

ПР1, ПР2,

ПР3,ПР4,

,ЛР3,ЛР4МР1, МР4, МР3МП1,МП2, МП3, МП4МК1,МК2, МК3,

28.

Бытовая живопись.

Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и

З. Серебряковой Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Составить рассказ по картине Ф. Решетникова. По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку. Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему.

ПР3,ПР4,

ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2,МР4, МР3
МП
1,МП2, МП3, МП4

МК1,МК2,

МК3,

29

Искусство Древнего Египта.

 Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта .

ПР3,ПР4,ПР5

ЛР1,ЛР2,ЛР3,ЛР4

МР1,МР2,МР4, МР3,МП2, МП3, МП4МК1,МК2,

30

Древнеегипетский рельеф.        

Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа

ПР3,ПР4,ПР5

ЛР1, ,ЛР4,МР1,МР2, , МП3, МП4МК1,МК2,

31

Проекты

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам.

ПР2, ПР3,ПР4,

,ЛР3,ЛР4,МР4, МР3
МП
1, 3, МП4МК2,

32

Что ты узнал в этом году.

Подведение итогов.

ПР3,ПР4,

ПР5

,ЛР3,ЛР4МР4, МР3, МП3, МП4МК1,МК2,

33

Выставка.

Организовать коллективную выставку иллюстраций, рисунков.

,МК2, МК3,

34

 

           VIII. Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Вид пособия

Автор, год издания

Название пособий

Пособие для учителя

О. А.Куревина, М. – Баласс.

С. А. Козлова, А.. Г.Рубин, М. – Баласс.

Методические рекомендации для учителя, 1-4 класс.

Методические рекомендации для учителя, 2 класс,

Учебник для

2го класса.

О. А.Куревина, Е.Д. Ковалевская- М:«БАЛАСС»

«Изобразительное искусство. Разноцветный мир».

Интернет - ресурсы

Основная образовательная программа ОС «Школа 2100» для начальной школы

http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php     

Все журнальные статьи на сайте «Школы 2100»

 http://www.school2100.ru 

Журнал  «Начальная школа плюс До и После»

http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/ 

 CD «Уроки технологии 1 – 4 классы» мультимедийное    

приложение к книге диск содержит презентации к урокам. 000 издательство «Глобус»

Дистанционный образовательный портал  «Продлёнка»

http://www.prodlenka.org/ 

Академии Развития Творчества  «АРТ-талант»

http://www.art-talant.org/ 

СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ("ССИТ")

http://www.old.sertification.net/news/Competitions/open.htm 

Стране Мастеров,

http://stranamasterov.ru/technics 

Социальная сеть работников  образования nsportal.ru

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/poisk 

Технические  средства  обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках:

телевизор;

компьютеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс О.А.Куревина.

В рабочей программе представлены следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика курса, ценностные ориентиры содержания курса, формирование УУД, содержание разделов и тем, описание мате...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...