Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству. ФГОС. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству. ФГОС. "Школа России" | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор школы Зам.директора по УВР на заседании МО
_________Бореева Н.А. ______ Захарова И. А протокол от
«___»_________201 г «___»__________201 г «___»_________201 г
Рабочая программа по изобразительному искусству
1-4 класс
Учитель начальных классов:
Погодина Н.П.
2015-2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС), основной образовательной программы школы, примерной программой по изобразительному искусству, на основе рабочей программы «Изобразительное искусство 1 – 4 классы», авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская,
Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. Культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. Зоркости души ребёнка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Хужожественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возростание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мерене ограничивает связи с культурой разных стран мира, напртив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека,роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно – прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет системаьтически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно – пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности предствлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребёнок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребёнок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образно художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важным условием освоения детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса – «Искусство и ты». Художественное развитие ребёнка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе – злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса – « Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всём протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1ч в неделю, всего на курс – 135ч. Предмет изучается: в 1 классе – 33ч в год, во 2-4 классах – 34ч в год (при 1ч в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е.формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса – развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; - умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту нужно уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Искусство и ты
Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Искусство вокруг нас
Искусство в твоем доме
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музей в жизни города.
Картина — особый мир. Картина – пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Искусство объединяет народы
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства о обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появиться способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятий произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета
Содержание курса «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ» 1 класс (33ч )
Ты учишься изображать (9 ч.)
Изображения всюду вокруг нас. (1 ч.)
Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская.
Мастер Изображения учит видеть. (1 ч.)
Развитие наблюдательности. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.
Изображать можно пятном. (1 ч.)
Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.
Изображать можно в объёме. (1 ч.)
Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Лепка птиц и зверей.
Изображать можно линией. (1 ч)
Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости.
Разноцветные краски (1 ч)
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). (1 ч)
Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
Художники и зрители. (2 ч.)
Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.
Ученик научится:
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно-творческого замысла;
- Находить и рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы;
- Создавать изображения на плоскости графическими средствами (карандаши, фломастеры), красками;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
- Изображать в объёме способами вытягивания и вдавливания.
Ученик получит возможность научиться:
- Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы;
- Воспринимать и эмоционально оценивать выставку работ одноклассников;
Ты украшаешь. (8 ч.)
Мир полон украшений. (1 ч.)
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор).
Цветы. (1 ч)
Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
Красоту нужно уметь замечать. (1 ч)
Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Узоры на крыльях.Ритм пятен. (1 ч)
Развитие навыков работы красками, цветом .Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.
Красивые рыбы. Монотипия. (1 ч)
Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
Украшения птиц. (1 ч)
Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Предлагаемые сюжеты заданий: «Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа».
Узоры, которые создали люди.
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Как украшает себя человек. (1 ч)
Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Изображение сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). (1 ч)
Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
Ученик научится:
- передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- понимать простые основы симметрии;
- приёмам работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, монотипии;
- находить в орнаментах природные и геометрические мотивы;
-использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
Ученик получит возможность научиться:
- создавать несложные украшения из цветной бумаги на основе алгоритма действий;
- находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, фантастического существа средствами изобразительного искусства
Ты строишь (11 ч.)
Постройки в нашей жизни. (1 ч)
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Первичные навыки структурирования пространственной формы.
Дома бывают разными. (1 ч)
Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью)
Домики , которые построила природа. (2 ч)
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Изображение (лепка) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
Дом снаружи и внутри. (2 ч)
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами)
Строим город. (1 ч)
Архитектура. Архитектор. Конструирование игрового города. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.
Все имеет свое строение. (1 ч)
Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
Строим вещи.
(1 ч)
Конструирование предметов быта. Знакомство с работой дизайнера. Строить из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
Город, в котором мы живём (обобщение темы). (2 ч)
Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
Ученик научится:
- соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением;
- основам конструирования из бумаги;
- наблюдать постройки в природе, анализировать их форму, пропорции, конструкцию;
- работать в группе, создавая коллективный макет.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать различные архитектурные постройки;
- пользоваться средствами художественного конструирования в собственной художественно -творческой деятельности;
- анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч.)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. (1 ч.)
Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства.
Праздник весны. (1 ч.)
Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Художественные приемамы работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Праздник птиц.
Разноцветные жуки. (1 ч.)
Основные и составные цвета. Изображение различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.
Сказочная страна. (1 ч.)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, выраженные средствами живописи. Создание коллективного панно.
Времена года (обобщение темы). (1 ч.)
Здравствуй, лето! Урок любования.
Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции. Основные этапы работы в соответствии с поставленной целью.
Ученик научится:
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
- различать виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве
Ученик получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- продумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств.
Содержание курса ТЫ И ИСКУССТВО» 2 класс (34ч )
Как и чем работает художник (8ч)
Три основных цвета — жёлтый, красный, синий. (1ч )
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (осенних цветов).
Белая и чёрная краски. (1ч)
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.(1ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации (1ч).
Представление о ритме пятен. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Создание коврика ни тему осенней земли с опавшими листьями.
Выразительные возможности графических материалов. (1ч)
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объёме. (1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги.(1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). «Игровая площадка»
Неожиданные материалы. (обобщающий урок) (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Итоговая выставка работ.
Ученик научится:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- эмоционально-ценностно относиться к природе; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
Ученик получит возможность научиться:
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
Реальность и фантазия (7ч)
Изображение и реальность.(1ч).
Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия. (1ч).
Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшения и реальность.(1ч).
Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия. (1ч).
Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих
предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека
Постройка и реальность. ( 1ч).
Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи) их
функциональность, пропорции. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия. (1ч )
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). (1ч).
Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки. Конструирование ёлочных игрушек.
Ученик научится:
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- способам и приёмам обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
Ученик получит возможность научиться:
- усвоить основы изображения на плоскости и в объеме; постройки или художественного конструирования на плоскости, в объеме и пространстве;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- выполнять орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
О чём говорит искусство (11ч)
Изображение природы в различных состояниях.(1 ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Изображение характера животных. (1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина.
Изображение характера человека: женский образ. (1ч)
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Изображение характера человека: мужской образ. (1 ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре. (2ч). Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Человек и его украшения. (1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чём говорят украшения. (1ч).
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Добрый и злой флот.
Образ здания. (2ч).
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщающий урок). (1ч).
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.
Ученик научится:
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам
данного объекта;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
- различать виды художественной деятельности (дизайн, декоративно-прикладное искусство)
Ученик получит возможность научиться:
- усвоить основы украшения или декоративной деятельности с использованием различных художественных материалов;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Как говорит искусство (8ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного (1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета. (1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Что такое ритм линий? (1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий. (1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток. Создание средствами компьютерной графики выразительных образов природы.
Ритм пятен. (1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер. (1ч )
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. (1ч )
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,
Искусство и ты (обобщающий урок года). (1ч).
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года.
Ученик научится:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
Ученик получит возможность научиться:
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов
- выполнять простые рисунки, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание курса « ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» 3 класс (34ч )
Искусство в твоем доме (8ч.)
Твои игрушки. (1 ч)
Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времён. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие).
Посуда у тебя дома. (1 ч)
Разнообразие посуды: её форма, силуэт, нарядный декор. Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).
Обои и шторы у тебя дома. (1 ч)
Роль художников в создании обоев и штор. Повторяемость узора в обоях. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения.
Мамин платок. (1 ч)
Знакомство с искусством росписи тканей. Орнаментальная роспись платка, цветовое решение. Геометрический и растительный орнамент.
Твои книжки. (2 ч)
Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Художники детской книги (Ю.Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин).Роль обложки, иллюстрации, шрифта.
Открытки. (1 ч)
Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы). (1 ч)
Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.
Ученик научится
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы
- использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
- давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта,
архитектурным постройкам;
- узнавать и называть произведения нескольких художников –иллюстраторов детских книг;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
Художественно-творческой деятельности;
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Памятники архитектуры.(1 ч.)
Знакомство с лучшими произведениями архитектуры – каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, московский Кремль, здание Адмиралтейства в С.-П. и др.). Бережное отношение к памятникам архитектуры. Виртуальная экскурсия.
Парки, скверы, бульвары. (1ч)
Архитектура садов и парков. Разновидности парков (для отдыха, детские, парки-музеи) и особенности их устроения.
Ажурные ограды. (1 ч.)
Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Роль природных аналогов (снежинка, паутина).
Волшебные фонари. (1 ч.)
Разнообразие форм и украшений фонарей. Старинные фонари Москвы, С.-П. и др. городов.
Витрины. (1 ч.)
Витрины как украшение города. Реклама товара. Связь оформления витрины с назначением магазина, с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.
Удивительный транспорт. (1 ч.)
Автомобили разных времён. Разные формы автомобилей. Роль художника в создании образа машины. Связь конструкции автомобиля с природой (автомобиль – жук, вертолёт – стрекоза и т.д.)
Труд художника на улицах твоего города, села (обобщение темы). (1 ч.)
Обобщение представлений о роли художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно.
Ученик научится:
- сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения;
- новым способам конструирования из бумаги;
- давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, архитектурным
постройкам, сопровождающим жизнь человека;
-выполнять простые макеты;
Ученик получит возможность научиться:
-изображать архитектуру родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице;
Художник и зрелище (11ч)
Художник в цирке. (1 ч.)
Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, оформление арены. Цирк – образ яркого, красочного, развлекательного зрелища.
Художник в театре. (2 ч)
Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, античный театр). Связь театра с изобразительным искусством. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления.
Театр кукол. (2 ч)
Истоки развития кукольного театра. Разновидность кукол: перчаточные, тростевые, марионетки. Куклы из коллекции С. Образцова. Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски. (2 ч.)
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей. Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат. (2 ч)
Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Особенности языка плаката: яркость, ясность, условность, лаконизм. Шрифт и его образные возможности.
Праздник в городе. (1ч )
Элементы праздничного украшения города: панно, иллюминация, фейерверки, флаги и др. праздничный город как единый большой театр. Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа.
Школьный карнавал (обобщение темы). (1 ч.)
Организация театрального представления или спектакля с использованием сделанных масок, кукол, афиш и т.д.
Ученик научится:
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;;
- создавать объёмно –пространственные композиции;
- моделировать маски из подручных материалов
Ученик получит возможность научиться:
- добиваться образного единства изображения и текста.
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
Художник и музей (8 ч)
Музей в жизни города. (1 ч.)
Художественные музеи Москвы, С.-П., и других городов. Разнообразие музеев: художественные, литературные, исторические и т.д. Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Музеи родного края. Экскурсия Виртуальная
Картина — особый мир. Картина — пейзаж. (2 ч)
Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А.Саврасова, Ф. Васильева, А. Куинджи и т.д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение а пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа по представлению.
Картина — портрет. (1ч )
Знакомство с жанром портрета. Художники-портретисты: Ф.Рокотов, Л.Левицкий, В Серов и др. Роль позы и значение окружающих предметов. Создание портрета знакомых людей.
Картина — натюрморт. (1ч )
Выражение настроения в натюрморте. Художники, работавшие в жанре натюрморта: В.Стожаров, В.Ван Гог, К. Петров –Водкин. Расположение предметов в пространстве картины.
Картины исторические и бытовые.(1 ч)
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Изображение в картинах событий из жизни людей.
Скульптура в музее и на улице. (1 ч)
Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животные главные темы в скульптуре. Использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Скульптурные памятники, парковая скульптура.
Художественная выставка (обобщение темы). (1 ч)
Выставка лучших детских работ за год. Подведение итогов года.
Ученик научится:
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
-создавать средствами живописи образ человека: передавать на плоскости пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту,
трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- называть художественные музеи России и своего региона.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
Содержание курса КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс (34ч )
Истоки родного искусства (8ч)
Пейзаж родной земли. (2 ч.)
Красота природы в произведениях русской живописи (И.Шишкин, А Саврасов, И.Левитан и др.)
Деревня — деревянный мир. (2 ч.)
Образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Конструкция избы и назничение её частей. Украшения избы и их значения. Красота русского деревянного зодчества.
Красота человека. ( 2ч.)
Женский и мужской образы. Традиционная одежда. Роль головного убора. Образ русского человека в произведениях художников (В.Васнецов, В.Тропинин, Б.кустодиев и др.
Народные праздники (обобщение темы). (2 ч.)
Ученик научится:
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие человека,
-создавать средствами живописи, Декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
Ученик получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
Древние города нашей Земли (7ч)
Родной угол. (1 ч) Образ древнего русского города. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города.
Древние соборы. (1 ч)
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей.
Города Русской земли. (1 ч)
Кремль, торг, посад - основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек.
Древнерусские воины-защитники. (1 ч)
Одежда и оружие воинов. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. (1 ч)
Общий характер и архитектурное разнообразие разных городов. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Узорочье теремов. (1 ч)
Богатое украшение городских построек. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Пир в теремных палатах (обобщение темы) (1 ч)
Ученик научится:
-понимать роль постройки, изображения, украшения в при создании образа древнерусского города;
- создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками;
- понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык ДПИ
Ученик получит возможность научиться:
- выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Каждый народ — художник (11ч)
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. (3 ч.)
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиционные постройки. Храм-пагода. Образ женской красоты – орнамент росписи японского платья-кимоно.
Народы гор и степей. (2 ч.)
Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Образ степного мира и конструкция юрты. Природные мотивы орнамента.
Города в пустыне. (1 ч)Портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Здание мечети. Минареты. Орнаментальный характер культуры.
Древняя Эллада . (2 ч.)
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Древнегреческий храм. Искусство греческой вазописи. Скульптура. Красота человеческого тела.
Европейские города Средневековья. ( 2 ч.)
Образ готического храма. Витражи. Средневековая скульптура. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Единство форм костюма и архитектуры.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). (1 ч)
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ –художник.»
Ученик научится:
- новым приёмам работы художественными материалами;
-осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- узнавать характерные черты нескольких ярких культур;
- создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
-передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
Искусство объединяет народы (8 ч)
Материнство. (2 ч.)
Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве
Мудрость старости. (2 ч)
Красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений мудрости, доброты. Портреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко и др.
Сопереживание. (1 ч)
Изображение печали и страдания в искусстве. Создание рисунка с драматическим сюжетом.
Герои — защитники. (1 ч )
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Юность и надежды. (1 ч)
Тема детства, юности в изобразительном искусстве. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Искусство народов мира (обобщение темы). (1ч )
Роль искусства в жизни человека. Вечные темы в искусстве. Творческий отчёт.
Ученик научится:
- передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;.
- эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма и т.д
Ученик получит возможность научиться:
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
Учебно – методическoе обеспечение:
1. Печатные пособия:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - М. : Прсвещение, 2011.
2. Учебники:
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. для общеобразоват.учреждений / [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
Коротеева Е.И.
Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб.для общеобразоват. Организаций / Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Неменская Л.А.
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. Для общеобразоват.учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
Неменская Л.А.
Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс : учеб. для общеобразоват.учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
3. Материально технические средства.
Компьютерная техника, интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.
4.Интернет – ресурсы.
Сайт учителя начальных классов Ю. М. Понятовской
Режим доступа: http//www.prosv.ru/ebooks/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой
Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017
Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...