программа по изобразительному искусству 1-4 классы "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Тербова Евгения Викторовна

По новым требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izoshka.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495) 642-60-96;

email:2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа №2065

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2065

___________________Н.С.Файдюк

01.09.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                         ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Образовательная программа

«ПЕРСПЕКТИВА»

Неменская Л.А., Неменский Б.М.

1-4 классы

г. Москва

2016-2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
  • способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности:
  • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание  общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств - произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  • понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  • умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
  • осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
  • способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных с использованием средств изобразительного искусства.  

Требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Учащиеся должны знать:

 три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

 названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

 правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

 элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

 простейшие приёмы лепки.          

Учащиеся должны уметь:

 верно держать лист бумаги, карандаш;

 правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

 выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;

 передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

применять элементы декоративного рисования.

2 класс

Учащиеся должны знать:

  • Три сферы художественной деятельности и их единство;
  • Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
  • Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
  • Многообразие природных форм, их рациональность и красота;
  • Основные и составные цвета;
  • Цель использования художником выразительности цвета, линий, пятна в творчестве;
  • Имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

Учащиеся должны:

  • Уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
  • Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
  • Иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
  • Иметь навыки построения композиций на всем листе;
  • Уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
  • Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
  • Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;
  • Свободно заполнять лист цветовым пятном;
  • Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
  • Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
  • Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
  • Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).

3 класс

Учащиеся должны знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремёсел России;
  • основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками.

Учащиеся должны уметь:

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике и круге;
  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи: цветовые круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод и трав;
  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.  

4 класс

Учащиеся должны знать:

•           основные виды и жанры изобразительных искусств;

•           основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

•           выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

•           наиболее крупные художественные музеи России;

•           известные центры народных художественных ремёсел России.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Содержание учебного предмета, курса

Цель первого года обучения – побудить ребенка просмотреть всю окружающую жизнь с позиции вглядывающегося в неё художника. Дети приобщаются к трём видам художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной), определяющие всё многообразие визуальных пространственных искусств, которые являются основой познания единства мира этих визуальных искусств.

Модуль 1 класса —  «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» делится на четыре раздела: «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером-Изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером-Украшения»,  «Ты строишь. Знакомство с Мастером-Постройки», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Цель второго года обучения – это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.

Модуль 2 класса «Ты и искусство» – важнейший. Он содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре, и делится на четыре раздела: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство». Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно.

Цель третьего года обучения – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей «малой родины» – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

 Модуль 3 класса – «Искусство вокруг нас» делится на четыре раздела: «Искусство в твоем доме», «Искусство на улицах города», «Художник и зрелище», «Музеи искусств». Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далёкой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – «Мастеров Изображения, Украшения, Постройки» – в создании среды жизни человека.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-ом классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Модуль 4 класса - «Каждый народ — художник» делится на четыре раздела: «Истоки родного искусства», «Древние города нашей Земли», «Каждый народ Земли – художник», «Искусство объединяет народы». Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

                         1 класс                                                                                  2 класс

Название раздела

Кол-во

часов

Название раздела

Кол-в

 часов

1

Ты изображаешь

9

1

Чем и как работают художники?

9

2

Ты украшаешь

8

2

Реальность и фантазия

7

3

Ты строишь

8

3

О чём говорит искусство?

8

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

7

4

Как говорит искусство?

8

5

Резерв рабочего времени

1

5

Резерв рабочего времени

1

ИТОГО

33

ИТОГО

68

                        3 класс                                                                                  4 класс

Название раздела

Кол-во

часов

Название раздела

Кол-в

 часов

1

Искусство в твоём доме

7

1

Истоки родного искусства

7

2

Искусство на улицах твоего города

9

2

Древние города нашей земли

8

3

Художник и зрелище

9

3

Каждый народ художник

12

4

Художник и музей

8

4

Искусство объединяет народы

6

5

Резерв рабочего времени

1

5

Резерв рабочего времени

1

ИТОГО

34

ИТОГО

34

Тематическое планирование

1 класс (33 ч)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Ты изображаешь (9 ч)

1

Знакомство с Мастером Изображения.

1

2

Изображения всюду вокруг нас.

1

3

Мастер Изображения учит видеть.

1

4

Изображать можно пятном.

1

5

Изображать можно в объёме.

1

6

Изображать можно линией.

1

7

Разноцветные краски.

1

8

Изображать можно и то, что невидимо.

1

9

Художники и зрители (обобщение темы).

1

Ты украшаешь (8 ч)

10

Знакомство с Мастером Украшения.

1

11

Мир полон украшений.

1

12

Красоту надо уметь замечать.

1

13

Узоры на крыльях.

1

14

Красивые рыбы.

1

15

Узоры, которые создали люди.

1

16

Как украшает себя человек?

1

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

Ты строишь (8 ч)

18

Знакомство с Мастером Постройки.

1

19

Постройки в нашей жизни.

1

20

Дома бывают разными.

1

21

Домики, которые построила природа.

1

22

Дом снаружи и внутри.

1

23

Строим город.

1

24

Строим вещи.

1

25

Город, в котором мы живём (обобщение темы).

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)

26

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1

27-28

«Сказочная страна». Создание панно.

2

29-30

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

2

31

Урок любования. Умение видеть.

1

32

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

1

Резерв рабочего времени (1 ч)

33

Резервный урок.

1

2 класс (34 ч)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Чем и как работают художники? (9 ч)

1

Три основные краски –красная, синяя, жёлтая.

1

2

Пять красок — всё богатство цвета и тона.

1

3-4

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

2

5

Выразительные возможности аппликации.

1

6

Выразительные возможности графических материалов.

1

7

Выразительность материалов для работы в объёме.

1

8

Выразительные возможности бумаги.

1

9

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

1

Реальность и фантазия (7 ч)

10

Изображение и реальность.

1

11

Изображение и фантазия.

1

12

Украшение и реальность.

1

13

Украшение и фантазия.

1

14

Постройка и реальность.

1

15

Постройка и фантазия.

1

16

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение те-мы).

1

О чём говорит искусство? (8 ч)

17

Выражение характера изображаемых животных.

1

18

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

1

19

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

1

20

Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

1

21-22

Изображение природы в различных состояниях.

2

23

Выражение характера человека через украшение.

1

24

Выражение намерений через украшение.

1

25

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)

1

Как говорит искусство? (8 ч)

26

Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1

27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1

28

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

29

Линия как средство выражения: ритм линий.

1

30

Линия как средство выражения: характер линий.

31

Ритм пятен как средство выражения.

1

32

Пропорции выражают характер.

1

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Резерв рабочего времени (1 ч)

34

Резервный урок.

1

3 класс (34 ч)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Искусство в твоём доме (7 ч)

1

Твои игрушки придумал художник.

1

2

Посуда у тебя дома.

1

3

Мамин платок.

1

4

Обои и шторы в твоем доме.

1

5

Твои книжки.

1

6

Поздравительная открытка.

1

7

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

1

Искусство на улицах твоего города (9 ч)

8

Памятники архитектуры — наследие веков.

1

9-10

Парки, скверы, бульвары.

2

11-12

Ажурные ограды.

2

13

Фонари на улицах и в парках.

1

14

Витрины магазинов.

1

15

Транспорт в городе.

1

16

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

1

Художник и зрелище (9 ч)

17

Праздник в городе.

1

18

Художник в театре.

1

19

Художник в цирке.

1

20

Маски.

1

21-22

Театр кукол.

2

23-24

Афиша и плакат.

2

25

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

1

Художник и музей (8 ч)

26

Музеи в жизни города.

1

27

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

1

28

Картина-портрет.

1

29

Картина-натюрморт.

1

30

Картины исторические и бытовые.

1

31-32

Скульптура в музее и на улице.

2

33

Художественная выставка (обобщение темы).

1

Резерв рабочего времени (1 ч)

34

Резервный урок.

1

4 класс (34 ч)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Истоки родного искусства (7 ч)

1

Пейзаж родной земли.

1

2

Гармония жилья с природой.

1

3-4

Деревня — деревянный мир.

2

5-6

Образ красоты человека.

2

7

Народные праздники (обобщение темы).

1

Древние города нашей земли (8 ч)

8

Древнерусский город-крепость.

1

9

Древние соборы.

1

10

Древний город и его жители.

1

11

Древнерусские воины-защитники.

1

12-13

Города Русской земли.

2

14

Узорочье теремов.

1

15

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

Каждый народ - художник (12 ч)

16-17

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

2

18-19

Искусство народов гор и степей.

2

20-21

Образ художественной культуры Средней Азии.

2

22-23

Образ художественной культуры Древней Греции.

2

24-25

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

2

26-27

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

2

Искусство объединяет народы (6 ч)

28

Все народы воспевают материнство.

1

29

Все народы воспевают мудрость старости.

1

30

Сопереживание — великая тема искусства.

1

31

Герои, борцы и защитники.

1

32

Юность и надежды.

1

33

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

Резерв рабочего времени (1 ч)

34

Резервный урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...