программа по изобразительному искусству 1-4 классы "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495) 642-60-96; email:2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО: на педагогическом совете ГБОУ Школа №2065 Протокол №1 от 28.08.2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2065 ___________________Н.С.Файдюк 01.09.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Образовательная программа
«ПЕРСПЕКТИВА»
Неменская Л.А., Неменский Б.М.
1-4 классы
г. Москва
2016-2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств - произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных с использованием средств изобразительного искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся
1 класс
Учащиеся должны знать:
∙ три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
∙ названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
∙ правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
∙ элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
∙ простейшие приёмы лепки.
Учащиеся должны уметь:
∙ верно держать лист бумаги, карандаш;
∙ правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
∙ выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
∙ передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
∙ применять элементы декоративного рисования.
2 класс
Учащиеся должны знать:
- Три сферы художественной деятельности и их единство;
- Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
- Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
- Многообразие природных форм, их рациональность и красота;
- Основные и составные цвета;
- Цель использования художником выразительности цвета, линий, пятна в творчестве;
- Имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Учащиеся должны:
- Уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
- Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
- Иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
- Иметь навыки построения композиций на всем листе;
- Уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
- Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
- Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;
- Свободно заполнять лист цветовым пятном;
- Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
- Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
- Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
- Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
3 класс
Учащиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками.
Учащиеся должны уметь:
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике и круге;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи: цветовые круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод и трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.
4 класс
Учащиеся должны знать:
• основные виды и жанры изобразительных искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России;
• известные центры народных художественных ремёсел России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Содержание учебного предмета, курса
Цель первого года обучения – побудить ребенка просмотреть всю окружающую жизнь с позиции вглядывающегося в неё художника. Дети приобщаются к трём видам художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной), определяющие всё многообразие визуальных пространственных искусств, которые являются основой познания единства мира этих визуальных искусств.
Модуль 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» делится на четыре раздела: «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером-Изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером-Украшения», «Ты строишь. Знакомство с Мастером-Постройки», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Цель второго года обучения – это введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.
Модуль 2 класса «Ты и искусство» – важнейший. Он содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре, и делится на четыре раздела: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство». Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно.
Цель третьего года обучения – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей «малой родины» – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Модуль 3 класса – «Искусство вокруг нас» делится на четыре раздела: «Искусство в твоем доме», «Искусство на улицах города», «Художник и зрелище», «Музеи искусств». Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далёкой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – «Мастеров Изображения, Украшения, Постройки» – в создании среды жизни человека.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-ом классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Модуль 4 класса - «Каждый народ — художник» делится на четыре раздела: «Истоки родного искусства», «Древние города нашей Земли», «Каждый народ Земли – художник», «Искусство объединяет народы». Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
1 класс 2 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов | № | Название раздела | Кол-в часов |
1 | Ты изображаешь | 9 | 1 | Чем и как работают художники? | 9 |
2 | Ты украшаешь | 8 | 2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | Ты строишь | 8 | 3 | О чём говорит искусство? | 8 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 7 | 4 | Как говорит искусство? | 8 |
5 | Резерв рабочего времени | 1 | 5 | Резерв рабочего времени | 1 |
ИТОГО | 33 | ИТОГО | 68 |
3 класс 4 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов | № | Название раздела | Кол-в часов |
1 | Искусство в твоём доме | 7 | 1 | Истоки родного искусства | 7 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 9 | 2 | Древние города нашей земли | 8 |
3 | Художник и зрелище | 9 | 3 | Каждый народ художник | 12 |
4 | Художник и музей | 8 | 4 | Искусство объединяет народы | 6 |
5 | Резерв рабочего времени | 1 | 5 | Резерв рабочего времени | 1 |
ИТОГО | 34 | ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование
1 класс (33 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Ты изображаешь (9 ч) | ||
1 | Знакомство с Мастером Изображения. | 1 |
2 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 |
3 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 |
4 | Изображать можно пятном. | 1 |
5 | Изображать можно в объёме. | 1 |
6 | Изображать можно линией. | 1 |
7 | Разноцветные краски. | 1 |
8 | Изображать можно и то, что невидимо. | 1 |
9 | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 |
Ты украшаешь (8 ч) | ||
10 | Знакомство с Мастером Украшения. | 1 |
11 | Мир полон украшений. | 1 |
12 | Красоту надо уметь замечать. | 1 |
13 | Узоры на крыльях. | 1 |
14 | Красивые рыбы. | 1 |
15 | Узоры, которые создали люди. | 1 |
16 | Как украшает себя человек? | 1 |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 |
Ты строишь (8 ч) | ||
18 | Знакомство с Мастером Постройки. | 1 |
19 | Постройки в нашей жизни. | 1 |
20 | Дома бывают разными. | 1 |
21 | Домики, которые построила природа. | 1 |
22 | Дом снаружи и внутри. | 1 |
23 | Строим город. | 1 |
24 | Строим вещи. | 1 |
25 | Город, в котором мы живём (обобщение темы). | 1 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч) | ||
26 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 |
27-28 | «Сказочная страна». Создание панно. | 2 |
29-30 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 2 |
31 | Урок любования. Умение видеть. | 1 |
32 | Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 1 |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
33 | Резервный урок. | 1 |
2 класс (34 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Чем и как работают художники? (9 ч) | ||
1 | Три основные краски –красная, синяя, жёлтая. | 1 |
2 | Пять красок — всё богатство цвета и тона. | 1 |
3-4 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 2 |
5 | Выразительные возможности аппликации. | 1 |
6 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 |
7 | Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 |
8 | Выразительные возможности бумаги. | 1 |
9 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). | 1 |
Реальность и фантазия (7 ч) | ||
10 | Изображение и реальность. | 1 |
11 | Изображение и фантазия. | 1 |
12 | Украшение и реальность. | 1 |
13 | Украшение и фантазия. | 1 |
14 | Постройка и реальность. | 1 |
15 | Постройка и фантазия. | 1 |
16 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение те-мы). | 1 |
О чём говорит искусство? (8 ч) | ||
17 | Выражение характера изображаемых животных. | 1 |
18 | Выражение характера человека в изображении: мужской образ. | 1 |
19 | Выражение характера человека в изображении: женский образ. | 1 |
20 | Образ человека и его характер, выраженный в объёме. | 1 |
21-22 | Изображение природы в различных состояниях. | 2 |
23 | Выражение характера человека через украшение. | 1 |
24 | Выражение намерений через украшение. | 1 |
25 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 |
Как говорит искусство? (8 ч) | ||
26 | Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 |
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | 1 |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. | |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
34 | Резервный урок. | 1 |
3 класс (34 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Искусство в твоём доме (7 ч) | ||
1 | Твои игрушки придумал художник. | 1 |
2 | Посуда у тебя дома. | 1 |
3 | Мамин платок. | 1 |
4 | Обои и шторы в твоем доме. | 1 |
5 | Твои книжки. | 1 |
6 | Поздравительная открытка. | 1 |
7 | Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). | 1 |
Искусство на улицах твоего города (9 ч) | ||
8 | Памятники архитектуры — наследие веков. | 1 |
9-10 | Парки, скверы, бульвары. | 2 |
11-12 | Ажурные ограды. | 2 |
13 | Фонари на улицах и в парках. | 1 |
14 | Витрины магазинов. | 1 |
15 | Транспорт в городе. | 1 |
16 | Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы). | 1 |
Художник и зрелище (9 ч) | ||
17 | Праздник в городе. | 1 |
18 | Художник в театре. | 1 |
19 | Художник в цирке. | 1 |
20 | Маски. | 1 |
21-22 | Театр кукол. | 2 |
23-24 | Афиша и плакат. | 2 |
25 | Школьный праздник-карнавал (обобщение темы). | 1 |
Художник и музей (8 ч) | ||
26 | Музеи в жизни города. | 1 |
27 | Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. | 1 |
28 | Картина-портрет. | 1 |
29 | Картина-натюрморт. | 1 |
30 | Картины исторические и бытовые. | 1 |
31-32 | Скульптура в музее и на улице. | 2 |
33 | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
34 | Резервный урок. | 1 |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Истоки родного искусства (7 ч) | ||
1 | Пейзаж родной земли. | 1 |
2 | Гармония жилья с природой. | 1 |
3-4 | Деревня — деревянный мир. | 2 |
5-6 | Образ красоты человека. | 2 |
7 | Народные праздники (обобщение темы). | 1 |
Древние города нашей земли (8 ч) | ||
8 | Древнерусский город-крепость. | 1 |
9 | Древние соборы. | 1 |
10 | Древний город и его жители. | 1 |
11 | Древнерусские воины-защитники. | 1 |
12-13 | Города Русской земли. | 2 |
14 | Узорочье теремов. | 1 |
15 | Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы). | 1 |
Каждый народ - художник (12 ч) | ||
16-17 | Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 2 |
18-19 | Искусство народов гор и степей. | 2 |
20-21 | Образ художественной культуры Средней Азии. | 2 |
22-23 | Образ художественной культуры Древней Греции. | 2 |
24-25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 2 |
26-27 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 2 |
Искусство объединяет народы (6 ч) | ||
28 | Все народы воспевают материнство. | 1 |
29 | Все народы воспевают мудрость старости. | 1 |
30 | Сопереживание — великая тема искусства. | 1 |
31 | Герои, борцы и защитники. | 1 |
32 | Юность и надежды. | 1 |
33 | Искусство народов мира (обобщение темы). | 1 |
Резерв рабочего времени (1 ч) | ||
34 | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...