Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
1 ЧАС В НЕДЕЛЮ (35 ЧАСА)
4 класс
№ п /п | План дата | Факт дата | Тема урока | Тип урока | Содержание | Вид деятельности | Формирование УУД | СДУ и ФСДУ | ИКТ, ТСО | |
Истоки родного искусства (8 ч.) | ||||||||||
1. | 01.09- 04.09 | Пейзаж родной земли. | Урок введения в новую тему | Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года. Задание: изображение российской природы (пейзаж). Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Рисование по памяти и представлению | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Индивидуальная | Репродукции И. Левитана, И. Шишкина, фотографии среднерусской природы. | ||
2. | 07.09-11.09 | Пейзаж родной земли. | Урок изучения нового | Рисование по памяти и представлению | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства. | Методические таблицы, репродукции . | ||||
3. | 14.09- 18.09 | Деревня - деревянный мир | Урок изучения нового | Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы. | рисование избы | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Индиви дуальная | Фотографии деревянной архитектуры, Кижи. | ||
4. | 21.09- 25.09 | Деревня - деревянный мир | Комбинированный | Пространственная постройка | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | Коллективная | Фотографии ансамблей этнографических музеев, фотографии наличников и образцов домовой резьбы | |||
5. | 28.09- 02.10 | Красота человека | Урок изучения нового | Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников. | Тематическое рисование | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Индиви дуальная | Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля. | ||
6. | 05.10- 09.10 | Красота человека | Урок изучения нового | Изображать сцены труда из крестьянской жизни | Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром | индивидуальная | Репродукции Васнецова, Врубеля. | |||
7. | 12.10- 16.10 | Народные праздники | Урок изучения нового | Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника. Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои) | Работа в смешанной технике | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Коллективная работа - панно | Репродукции Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина и презентация. | ||
8. | 19.10- 23.10 | Народные праздники. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | Урок обобщения и система-тизации знаний | Декоративно-творческое конструирование | Готовность слушать собеседника и вести диалог, осуществлять самоконтроль. | Коллективная работа | Методические таблицы, репродукции | |||
Древние города нашей земли (7ч.) | ||||||||||
9. | 26.10- 30.10 | Родной угол | Урок изучения нового | Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.) Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги) Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы | Бумажное конструирование | Составлять план и последовательность действий, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы. | Индивидуальная | Методические таблицы, репродукции | ||
10 | 09.11- 13.11 | Древние соборы | Урок изучения нового | Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города). Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага. | Лепка | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Индивидуальная | Фотографии древних соборов. Презентация. | ||
11 | 16.11- 20.11 | Города Русской земли | Урок формирования умений и навыков | Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов. Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа). Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти. | Бумажное конструирование | Готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Коллективная | Репродукции картин Билибина, Васнецова и др. | ||
12 | 23.11- 27.11 | Древнерус ские воины- защитники. | Урок изучения нового | Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека. Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага. | Тематическое рисование. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства | Индиви дуальная | Репродукции картин, Презентация. | ||
13 | 30.11- 04.12 | Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва. | Урок формирова-ния умений и навыков | Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города. Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия. | Рисование по памяти. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индивидуальная | План - схемы древних городов. Презентация. Фотографии городов | ||
14 | 07.12- 11.12 | Узорочье теремов. | Урок изучения нового | Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений. Задание: изображение изразцов из интерьера теремных палат. Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти. | Декоративное рисование | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Индивидуальная | Фотографии изразцов. | ||
15 | 14.12- 18.12 | Празднич-ный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли». | Урок обобщения и система- тизации знаний | Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Значение старинной архитектуры для современного человека. Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация). Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. | Коллективная работа по представлению | Сотрудничать в процессе создания общей композиции. Овладевать навыками коллективной работы. | Групповая | Репродукции Васнецова и др., фотографии старинного оружия . | ||
Каждый народ – художник (11ч) | ||||||||||
16 | 21.12- 25.12 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ японских построек | Урок изучения нового | Традиционные постройки. Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево. Задание 1. Изображение природы через характерные детали. Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть. Особое поклонение природе в японской культуре. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Задание 2. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Задание 3. Изображение японок в кимоно. | Рисование по представлению | готовность слушать собеседника и вести диалог. | Групповая | Энциклопедия Кирилла и Мифодия. Гравюры Утамаро, фотографии пагоды | ||
17 | 11.01- 15.01 | Отношение к красоте природы в японской культуре | Урок изучения нового | Тематическое рисование | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Индивидуальная | Репродукции картин. | |||
18 | 18.01- 22.01 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | Урок изучения нового | Рисование по памяти и представлению. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Индивидуальная | Фотографии и изображения японок в кимоно | |||
19 | 25.01- 29.01 | Искусство народов гор и степей. | Урок изучения нового | Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение. Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Тематическое рисование. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Индивидуальная | Репродукции Кузнецова, Сарьяна, фотографии горных селений. | ||
20 | 01.02- 05.02 | Города в пустыне. | Урок изучения нового | Города в пустыне. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи. Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей. Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей. | Обрывная аппликация из цветной бумаги | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индиви дуальная | Фотографии пустыни, архитектурных построек азиатского города. | ||
21 | 08.02- 12.02 | Древняя Эллада | Урок изучения нового | Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Праздники: Олимпийские игры, праздник. Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти. | Рисование по памяти и представле нию. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Индиви дуальная | Фотографии скульптур, античные вазы. | ||
22 | 15.02- 19.02 | Древнегреческая культура | Урок изучения нового | Тематическое рисование. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индиви дуальная | Фотографии памятников греческой архитектуры. Фотографии скульптур, античные вазы. | |||
23 | 22.02- 26.02 | Олимпий-ские игры в Древней Греции. | Урок изучения нового | Коллективная работа. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Групповая | Фотографии памятников греческой архитектуры. | |||
24 | 29.02- 04.03 | Европейские города Средневековья. | Урок изучения нового | Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей. | Конструирование. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индивидуальная | Презентация. | ||
25 | 07.03- 11.03 | Европейские города Средневековья. | Урок изучения нового | Коллективная работа. | готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Групповая | Альбомы, книги, слайды. | |||
26 | 14.03- 18.03 | Многообра-зие художественных культур в мире. Обобщение. | Урок обобщения и система- тизации знаний | Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах. | Беседа, игровые формы. | готовность слушать собеседника и вести диалог. | Групповая | Фотографии с изображением средневековой архитектуры | ||
Искусство объединяет народы (8ч) | ||||||||||
27 | 21.03- 23.03 | Материнство | Урок изучения нового | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века. Задание1: изображение (по представлению) матери. Задание2: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага. | Рисование по представлению. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индиви дуальная | Икона «Владимирская Богоматерь», репродукции Рафаэля, Рубенса. | ||
28 | 04.04- 08.04 | Материнство | Урок обобще- ния и систематизации знаний | Рисование по представлению. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индиви дуальная | Презентация. | |||
29 | 11.04- 15.04 | Мудрость старости. | Урок изучения нового | Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага. | Тематическое рисование. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индиви дуальная | Репродукции Рембрандта, Рубенса, Дюрера | ||
30 | 18.04- 22.04 | Сопережива-ние | Урок изучения нового | Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага. | Тематическое рисование. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства. | Индиви дуальная | Пикассо, Рембрандт, Перов | ||
31 | 25.04- 29.04 | Герои- защитники | Урок изучения нового | Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Задание: лепка эскиза памятника герою. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. | Эскиз памятника герою. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Индиви дуальная | Фотографии памятников - ансамблей | ||
32 | 02.05- 06.05 | Юность и надежды | Урок изучения нового. | Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага. | Тематическое рисование. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства. | Индиви дуальная | Репродукции Серого, Тропинина, Рубенса идр. | ||
33 | 09.05- 13.05 | Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» | Урок обобще-ния и систематизации зна- ний. | Вечные темы в искусстве. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Искусство помогает людям понимать себя и других людей. Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | Игровые формы. | готовность слушать собеседника и вести диалог, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Групповая | Детские работы | ||
34 | 16.05- 20.05 | Каждый народ -художник | Урок обобщения знаний. | Обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе всего учебного года | Игра-викторина | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства. | ||||
35 | 23.05- 27.05 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...