Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Петрова Светлана Сергеевна

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

                                                                                              1 ЧАС В НЕДЕЛЮ (35 ЧАСА)

4 класс

п

/п

План дата

Факт дата

Тема урока

Тип урока

Содержание

Вид деятельности

Формирование УУД

СДУ и ФСДУ

ИКТ, ТСО

Истоки родного искусства (8 ч.)

1.

01.09- 04.09

Пейзаж родной земли.

Урок введения в новую тему

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.

Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Рисование по памяти и представлению

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Индивидуальная

Репродукции И. Левитана, И. Шишкина, фотографии среднерусской природы.

2.

07.09-11.09

Пейзаж родной земли.

Урок изучения нового

Рисование по памяти и представлению

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства.

Методические таблицы, репродукции .

3.

14.09- 18.09

Деревня - деревянный мир

Урок изучения нового

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Образ традиционного русского дома — избы. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.

Украшения избы и их значение. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы.

рисование избы

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Индиви

дуальная

Фотографии деревянной архитектуры, Кижи.

4.

21.09- 25.09

Деревня - деревянный мир

Комбинированный

Пространственная постройка

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Коллективная

Фотографии ансамблей этнографических музеев, фотографии наличников и образцов домовой резьбы

5.

28.09- 02.10

Красота человека

Урок изучения нового

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.

Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора.

Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).

Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.

Тематическое рисование

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Индиви

дуальная

Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля.

6.

05.10- 09.10

Красота человека

Урок изучения нового

Изображать сцены труда из крестьянской жизни

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром

индивидуальная

Репродукции Васнецова,  Врубеля.

7.

12.10- 16.10

Народные праздники

Урок изучения нового

Роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника.

Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)

Работа в смешанной технике

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Коллективная работа - панно

Репродукции Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина и презентация.

8.

19.10- 23.10

Народные праздники.

Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

Урок обобщения и система-тизации знаний

Декоративно-творческое конструирование

Готовность слушать собеседника и вести диалог, осуществлять самоконтроль.

Коллективная работа

Методические таблицы, репродукции

Древние города нашей земли (7ч.)

9.

26.10- 30.10

Родной угол

Урок изучения нового

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города.  Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие.

Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)

Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги)

Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы

Бумажное конструирование

Составлять план и последовательность действий, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

Индивидуальная

Методические таблицы, репродукции

10

09.11- 13.11

Древние соборы

Урок изучения нового

Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей.

Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города).

Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага.

Лепка

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Индивидуальная

Фотографии древних соборов. Презентация.

11

16.11- 20.11

Города Русской земли

Урок формирования умений и навыков

 Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.

Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа).

Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.

Бумажное конструирование

Готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Коллективная

Репродукции картин Билибина, Васнецова и др.

12

23.11- 27.11

Древнерус

ские воины- защитники.

Урок изучения нового

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.

Тематическое рисование.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, понимать ценность искусства

Индиви

дуальная

Репродукции картин, Презентация.

13

30.11- 04.12

Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.

Урок формирова-ния умений и навыков

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.

Рисование по памяти.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индивидуальная

План - схемы древних городов. Презентация.

Фотографии городов

14

07.12- 11.12

Узорочье теремов.

Урок изучения нового

 Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.

Задание: изображение изразцов из интерьера теремных палат.

Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Декоративное рисование

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Индивидуальная

Фотографии изразцов.

15

14.12- 18.12

Празднич-ный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».

Урок обобщения и система-

тизации

знаний

Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах.

Значение старинной архитектуры для современного человека.

Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Коллективная работа по представлению

Сотрудничать в процессе создания общей композиции. Овладевать навыками коллективной работы.

Групповая

Репродукции Васнецова и др., фотографии старинного оружия .

Каждый народ – художник (11ч)

16

21.12- 25.12

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ японских построек

Урок изучения нового

Традиционные постройки. Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Задание 1. Изображение природы через характерные детали.

Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.

Особое поклонение природе в японской культуре.

Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

Задание 2. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

     Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица.

Задание 3. Изображение японок в кимоно.

Рисование по представлению

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Групповая

Энциклопедия Кирилла и Мифодия. Гравюры Утамаро, фотографии пагоды

17

11.01- 15.01

Отношение к красоте природы в японской культуре

Урок изучения нового

Тематическое рисование

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Индивидуальная

Репродукции картин.

18

18.01- 22.01

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Урок изучения нового

Рисование по памяти и представлению.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Индивидуальная

Фотографии и изображения японок в кимоно

19

25.01- 29.01

Искусство народов гор и степей.

Урок изучения нового

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение.

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Индивидуальная

Репродукции Кузнецова, Сарьяна, фотографии горных селений.

20

01.02- 05.02

Города в пустыне.

Урок изучения нового

Города в пустыне.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи.

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).

Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.

Обрывная аппликация из цветной бумаги

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индиви

дуальная

Фотографии пустыни, архитектурных построек азиатского города.

21

08.02- 12.02

Древняя Эллада

Урок изучения нового

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры.

Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура.

Праздники: Олимпийские игры, праздник.

Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.

Рисование по памяти и представле

нию.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Индиви

дуальная

Фотографии скульптур, античные вазы.

22

15.02- 19.02

Древнегреческая культура

Урок изучения нового

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индиви

дуальная

Фотографии памятников греческой архитектуры. Фотографии скульптур, античные вазы.

23

22.02- 26.02

Олимпий-ские игры в Древней Греции.

Урок изучения нового

Коллективная работа.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Групповая

Фотографии памятников греческой архитектуры.

24

29.02- 04.03

Европейские города Средневековья.

Урок изучения нового

Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.

Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.

Ратуша и центральная площадь города.

Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.

Конструирование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индивидуальная

Презентация.

25

07.03- 11.03

Европейские города Средневековья.

Урок изучения нового

Коллективная работа.

готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Групповая

Альбомы, книги, слайды.

26

14.03- 18.03

Многообра-зие художественных культур в мире. Обобщение.

Урок обобщения и система-

тизации знаний

Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Беседа, игровые формы.

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Групповая

Фотографии с изображением средневековой архитектуры

Искусство объединяет народы (8ч)

27

21.03- 23.03

Материнство

Урок изучения нового

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

Задание1: изображение (по представлению) матери.

Задание2: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.

Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.

Рисование по представлению.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индиви

дуальная

Икона «Владимирская Богоматерь», репродукции Рафаэля, Рубенса.

28

04.04- 08.04

Материнство

Урок обобще-

ния и

систематизации знаний

Рисование по представлению.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индиви

дуальная

Презентация.

29

11.04- 15.04

Мудрость старости.

Урок изучения нового

  Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).

Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индиви

дуальная

Репродукции Рембрандта, Рубенса, Дюрера

30

18.04- 22.04

Сопережива-ние

Урок изучения нового

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Тематическое рисование.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства.

Индиви

дуальная

Пикассо, Рембрандт, Перов

31

25.04- 29.04

Герои- защитники

Урок изучения нового

Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.

Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Задание: лепка эскиза памятника герою.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Эскиз памятника герою.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Индиви

дуальная

Фотографии памятников - ансамблей

32

02.05- 06.05

Юность и надежды

Урок изучения нового.

Тема детства, юности в изобразительном искусстве.

В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.

Тематическое рисование.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства.

Индиви

дуальная

Репродукции Серого, Тропинина, Рубенса идр.

33

09.05- 13.05

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»

Урок обобще-ния и

систематизации зна-

ний.

Вечные темы в искусстве.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Игровые формы.

готовность слушать собеседника и вести диалог, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Групповая

Детские работы

34

16.05- 20.05

Каждый народ -художник

Урок обобщения знаний.

Обобщение и закрепление знаний,

 полученных в ходе всего учебного года

Игра-викторина

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства.

35

23.05- 27.05

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...