Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса
УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_izo_4.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство», 4 класс Бабарыка Г. В.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Календарные сроки | Основное содержание | Формы и методы урока, виды деятельности* | Оборудование, контрольно-измерительные материалы Примечание | |||||
Плани- руемые | Факти- ческие | |||||||||
Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) | ||||||||||
1. | Изображение с натуры природных объектов. «Пейзажи родного края». | Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др. | Фронтальная. Индивидуальная. Наглядно-иллюстративный. | Природные объекты (ветки, травинки, насекомые, раковины, семена, листья и др.); простой карандаш, учебник, альбом | ||||||
2. | Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. | Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный. | Мультимедийная презентация, былины, сказания и мифы, учебник, альбом, акварель | ||||||
3. | Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы | Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной | Фронтальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, акварель | ||||||
4. | Создание образа своего дома. | Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Простой карандаш, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
5. | Чем похожи и чем различаются картины разных художников? | Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде | Работа в парах, индивидуальная, частично-поисковый | Презентация картин разных художников, учебник, рабочая тетрадь, акварель | ||||||
6. | Пейзажные и сюжетные композиции. «Перед грозой» | Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме | Фронтальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Учебник, рабочая тетрадь, акварель, пейзажные и сюжетные композиции. | ||||||
7. | Развитие представлений о сюжетной композиции. | Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д., репродукции картин в электронном виде | ||||||
8. | Изображения человека в движении. | Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Плакат с изображением человека, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши | ||||||
9. | Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения. | Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение). Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Предметы домашней утвари, характерные для разных народностей, учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши | ||||||
10. | Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. «Весна-красна. | Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства | Групповая, частично-поисковый | Звуковая запись колыбельных песен, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши | ||||||
11. | Исследование: изучение традиций народа. «Чайная церемония в Китае». | Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины) | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Презентация, гуашь, акварель, белила, ватман | ||||||
12. | Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. | Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Пластилин или глина, доска, стеки, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
13. | Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме | Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Пластилин или глина, доска, стеки | ||||||
14. | Создание коллективной композиции по мотивам народной сказки. | Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде | Групповая, частично-поисковый | Смятая бумага (газеты), клей, гуашь, ватман. | ||||||
15. | Эскизы рельефных украшений. «Деревенская улица» | Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Ватман, ножницы, акварель. Иллюстрации: украшение и убранство жилищ (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). | ||||||
16. | Создание фрагмента узора и его трафарета для печатания в два цвета. | Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Ватман, ножницы, акварель, иллюстрации с изображением картин природы родного края | ||||||
17. | Создание проекта интерьера. | Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Гуашь, акварель, белила, ватман | ||||||
Раздел «Развитие фантазии и воображения» (11 часов) | ||||||||||
18. | Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов по мотивам народного искусства | Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины | Фронтальная. Лекция учителя с элементами эвристической беседы. | Звуковое сопровождение, презентация, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
19. | Заочные экскурсии, знакомящие с искусством разных эпох. «Рисуем песню» | Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения) | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, гуашь, акварель | ||||||
20. | Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох. Аппликация, коллаж | Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Цветная бумага, клей, ножницы, ватман | ||||||
21. | Лепка по мотивам народной музыки и танца. | Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Пластилин, доска, стеки | ||||||
22. | Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени». | «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок | Групповая, наглядно-иллюстративный | Пластилин, доска, стеки | ||||||
23. | Создание декоративных композиций. «Фантастическая птица» | Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Акварель, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
24. | Изучение символов в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. | Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Акварель, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации узоров мужской рубашки и женского сарафана | ||||||
25. | Древо, символизирующее мироздание. | Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались? | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Акварель, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
26. | Изготовление в технике бумажной пластики героев народных сказок. | Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение) | Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный | Смятая бумага (газеты), клей, гуашь. | ||||||
27. | Организация «художественного события», посвящённого народному искусству | Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка» | Групповая, творческо-воспроизводящий | Акварель, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
28. | Отображение объектов флоры и фауны в местных народных росписях | Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Акварель, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
Раздел «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)» (6 часов) | ||||||||||
29. | Развитие представлений о композиции в живописи и прикладном искусстве. | Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр) | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Акварель, учебник, рабочая тетрадь | ||||||
30. | Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи. | Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла? | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Глина или пластилин, доска, стеки | ||||||
31. | Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». | Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Презентация «Своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона». | ||||||
32. | Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного орнамента | Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства | Фронтальная. Лекция учителя с элементами эвристической беседы | Презентация «Сакральное искусство разных народов». | ||||||
33. | Знакомство с творчеством художников-анималистов. | Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, сообщения | Презентация о художниках (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.) | ||||||
34. | Знакомство с видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. | Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника | Фронтальная. Индивидуальная. Беседа, сообщения | Презентация о художниках (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данн...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс Савенкова УМК «Начальная школа XXI века»
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония».
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония»....