Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Бабарыка Галина Витальевна

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса 

УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_izo_4.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Изобразительное искусство»,  4 класс Бабарыка Г. В.

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Календарные сроки

Основное содержание

Формы и методы урока, виды деятельности*

Оборудование,

 контрольно-измерительные

 материалы

Примечание

Плани-

руемые

Факти-

ческие

Раздел  «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму  (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1.

Изображение с натуры природных объектов. «Пейзажи родного края».

Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

Фронтальная. Индивидуальная. Наглядно-иллюстративный.

Природные объекты (ветки, травинки, насекомые, раковины, семена, листья и др.); простой карандаш, учебник,  альбом

2.

Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов.

Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный.

Мультимедийная презентация, былины, сказания и мифы, учебник, альбом, акварель

3.

Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы

Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной

Фронтальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, акварель

4.

Создание образа своего дома.

Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Простой карандаш, учебник, рабочая тетрадь

5.

Чем похожи и чем различаются картины разных художников?

Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде

Работа в парах, индивидуальная, частично-поисковый

Презентация картин разных художников, учебник, рабочая тетрадь, акварель

6.

Пейзажные и сюжетные композиции. «Перед грозой»

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме

Фронтальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Учебник, рабочая тетрадь, акварель, пейзажные и сюжетные композиции.

7.

Развитие представлений о сюжетной композиции.

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.,

репродукции картин в электронном виде

8.

Изображения человека в движении.

Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Плакат с изображением человека, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши

9.

Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения.

Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Предметы домашней утвари, характерные для разных народностей, учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши

10.

Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. «Весна-красна.

Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства

Групповая, частично-поисковый

Звуковая запись колыбельных песен, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши

11.

Исследование: изучение традиций народа. «Чайная церемония в Китае».

Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины)

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Презентация, гуашь, акварель, белила, ватман

12.

Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок.

Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Пластилин или глина, доска, стеки, учебник, рабочая тетрадь

13.

Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме

Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Пластилин или глина, доска, стеки

14.

Создание коллективной композиции по мотивам народной сказки.

 Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде

Групповая, частично-поисковый

Смятая бумага (газеты), клей, гуашь, ватман.

15.

Эскизы рельефных украшений. «Деревенская улица»

Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Ватман, ножницы, акварель.  Иллюстрации: украшение и убранство жилищ (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.).

16.

Создание фрагмента узора и его трафарета для печатания в два цвета.

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Ватман, ножницы, акварель, иллюстрации с изображением картин природы родного края

17.

Создание проекта интерьера.

Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Гуашь, акварель, белила, ватман

Раздел  «Развитие фантазии и воображения» (11 часов)

18.

Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов по мотивам народного искусства

Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины

Фронтальная.

Лекция учителя с элементами эвристической беседы.

Звуковое сопровождение, презентация, учебник, рабочая тетрадь

19.

Заочные экскурсии, знакомящие с искусством разных эпох. «Рисуем песню»

Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения)

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, гуашь, акварель

20.

Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох. Аппликация, коллаж

Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Цветная бумага, клей, ножницы, ватман

21.

Лепка по мотивам народной музыки и танца.

Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Пластилин, доска, стеки

22.

Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени».

 «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок

Групповая, наглядно-иллюстративный

Пластилин, доска, стеки

23.

Создание декоративных композиций. «Фантастическая птица»

 Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Акварель, учебник, рабочая тетрадь

24.

Изучение символов в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров.

 Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Акварель, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации узоров мужской рубашки и женского сарафана

25.

Древо, символизирующее мироздание.

 Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Акварель, учебник, рабочая тетрадь

26.

Изготовление в технике бумажной пластики героев народных сказок.

 Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение)

Индивидуальная, наблюдение, наглядно-иллюстративный

Смятая бумага (газеты), клей, гуашь.

27.

Организация «художественного события», посвящённого народному искусству

 Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка»

Групповая,  творческо-воспроизводящий

Акварель, учебник, рабочая тетрадь

28.

Отображение объектов флоры и фауны в местных народных росписях

 Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Акварель, учебник, рабочая тетрадь

Раздел «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)» (6 часов)

29.

Развитие представлений о композиции в живописи и прикладном искусстве.

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр)

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Акварель, учебник, рабочая тетрадь

30.

Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи.

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Глина или пластилин, доска, стеки

31.

Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности».

 Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Презентация «Своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона».

32.

Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного орнамента

 Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства

Фронтальная.

Лекция учителя с элементами эвристической беседы

Презентация «Сакральное искусство разных народов».

33.

Знакомство с творчеством художников-анималистов.

Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, сообщения

Презентация о художниках (В.А. Серов, В.А. Ватагин,

П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)

34.

Знакомство с видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции.

 Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника

Фронтальная.  Индивидуальная. Беседа, сообщения

Презентация о художниках

(В.А. Фаворский,

Б.М. Кустодиев,

И.Е. Репин,

С.Т. Конёнков,

В.И. Суриков,

В.М. Васнецов,

М.В. Нестеров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония».

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония»....