Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Матас Марина Юрьевна

    Авторская программа выбрана на основании УМК «Школа России», который был рассмотрен Министерством образования РФ и получил положительное заключение Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации.  Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство. При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную целостность программы, цели и задачи каждого года, обеспечивающие поступательность развития учащихся. Это помогает осуществить плавный переход от младшего звена к среднему звену обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_4_klass.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                                                   I. Пояснительная записка

   1. Нормативные правовые документы:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

- Сборник программ начального общего образования под руководством А.А.Плешакова, В.Г.Горецкого, М.И.Моро,  Б.М. Неменского, Е.Д.Критской и других «Школа России» Москва «Просвещение», 2011г;

- Авторская программа Б.М.Неменского  «Изобразительное искусство» 4 класс Москва «Просвещение», 2012;

-    

   2. Сведения о программе:

 Программа для начальных классов «Школа России». Авторы М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий,  М.И.Моро, Л.Ф.Климанова, А.А. Плешаков, Б.М.Неменский и др. Москва: Просвещение, 2011. Все программы, включённые в настоящее издание, приведены в соответствие с Федеральным базисным учебным планом и федеральным компонентом Государственного стандарта начального общего образования.  

Авторская учебная программа «Изобразительное искусство» 4 класс, разработанная под руководством и редакцией народного художника России Б.М.Неменского Москва «Просвещение», 2012

  3. Цели и задачи курса.

 

    Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

     Задачи:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

4.  Обоснование выбора программы:

    Авторская программа выбрана на основании УМК «Школа России», который был рассмотрен Министерством образования РФ и получил положительное заключение Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации.  Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство. При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную целостность программы, цели и задачи каждого года, обеспечивающие поступательность развития учащихся. Это помогает осуществить плавный переход от младшего звена к среднему звену обучения в школе.

В авторскую программу мною   изменения не вносились

5. Место и роль учебного курса:

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Подача материала запланирована тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

6. Информация о количестве учебных часов:

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю.)

7. Формы организации образовательного процесса:

индивидуальные,  

парные;

групповые  (урок-сказка);

коллективные формы работы (урок-игра, урок-викторина, урок – путешествие, урок-театр);

8. Технологии обучения:                                  

Игровые;

ИКТ;

Здоровьесберегающие технологии.

 9. Виды и формы контроля усвоения программы:

текущий (рисунок)

промежуточный  (тест);

10. Сведения об УМК:

1. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство.  Москва «Просвещение», 2011г. Разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского.  Рекомендована МО и Н РФ

2. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: « Искусство вокруг нас», учебник для 3 класса Е.И.Коротеева; под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2012.  

3. Изобразительное искусство в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского составители А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2011.

4. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебникам Е.И.Коротеевой, Н.А.Горяевой под ред.Б.М. Неменского/авт.-сост.С.Б.Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012.

                                                         

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел. Темы.

Требования к уровню подготовки.

Пейзаж родной земли

Пейзаж родной земли.

Характеризовать красоту природы родного края.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Украшение деревянных построек и их значение.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение её отдельных элементов.

Образ традиционного русского дома.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.

Образ красоты человека. Женский портрет.

 Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской одежды.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Образ красоты человека. Мужской портрет.

Создавать мужские и женские народные образы.

Овладевать навыками изображения фигуры человека (портреты).

Народные праздники.

Коллективное панно.

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Календарные праздники.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

Древние города нашей земли.

Родной угол.

Древнерусский город-крепость.

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города.

Создавать макет древнерусского города.

Древние соборы.

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Города русской земли.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Древнерусские воины-защитники.

Знать и называть картины художников, изображавших русских воинов-защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин)

Новгород, Владимир Суздаль…

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Узорочье теремов.

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек.

Праздничный пир в теремных палатах.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Каждый народ – художник.

Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представление об образе традиционных японских построек.

Изображение японок в национальной одежде.

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщине.

Искусство народов гор и степей.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту различных регионов нашей страны.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах.

Юрта как произведение искусства.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Города в пустыне.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Древняя Эллада.

       

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать своё отношение к ним.

Древнегреческие праздники.

Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников.

Европейские города Средневековья.

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Образ готического храма.

Создавать коллективное панно. Развивать навыки изображения человека.

Многообразие художественных культур в мире.

 Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Искусство объединяет народы.

Материнство.

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Развивать навыки композиционного изображения.

Образ Богоматери в русском и Западноевропейском искусстве.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Мудрость старости.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Сопереживание.

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Герои – защитники.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Овладевать навыками изображения в объёме, навыками композиционного построения в скульптуре.

Юность и надежды.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Искусство народов мира.

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

                                                                     

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

34 ч (1ч. в неделю)

Наименование раздела.

Количество

   часов

Контроль знаний (количество тестов)

1. Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли.

1

2. Древние города нашей Земли.

1

3. Каждый народ – художник.

11ч

1

4.Искусство объединяет народы.

1

Всего.

34ч

               

IV. Формируемые универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  • действие смыслообразования;
  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения.

Требования к уровню подготовки учащегося на конец года.

В результате изучения изобразительного искусства ученик научиться понимать:

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

В результате изучения изобразительного искусства ученик  получит  возможность:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

 сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

 использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

                                       

                                                          V. Программно - методическое обеспечение.

Литература: 

Александрова А.Г,.Капустина Н.В... Изобразительное искусство в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского. Волгоград: Учитель, 2007

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. Поурочные  планы. Волгоград «Учитель» 2012г

Неменская Л.А Изобразительное искусство – учебник для начальной школы. М: «Просвещение» 2012

Материалы: цветная бумага,  ножницы, клей,  восковые мелки, акварель, кисти,  бумага, пластилин, стеки, доска, карандаш,  линейка.

Средства:

компьютер;

мультимедийный проектор;

CD - «Шедевры русской живописи» – 1.

Приложение к рабочей программе по изобразительному искусству  в 4 кл.

                                                                   Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

час.

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Ресурсы урока

Дата проведения

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

                                                  Р а з д е л  1.ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

1

Пейзаж родной земли

1

Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.

Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.

Умение нарисовать пейзаж по памяти.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач.

Гуашь, кисти, бумага

2

Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

 Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Ножницы, резак, клей

Презентация

3

Украшение деревянных построек и их значение.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Гуашь, кисти, акварель

4

Образ традиционного русского дома.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы в пейзаже.  Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач.

.Акварель, карандаш

5

Образ красоты человека. Женский портрет.

1

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Репродукции В.Васнецов, В. Суриков.

6

Образ красоты человека. Мужской портрет.

1

Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

Знать характер сельского труда. Иметь представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Презентация,

репродукции.

7

Народные праздники.

Коллективное панно.

1

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.

Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными  основами композиции.

Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

.Гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (обои)

8

Календарные праздники.

Обобщение темы четверти.

Тест «Итоги 1 четверти»

1

Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

Презентации

Р а з д е л  2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)

9

Родной угол.

Древнерусский город-крепость.

1

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа  по картинам художников, изображающих  древнерусские города. Конструирование  башен-бойниц из бумаги.

Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.  Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города.

Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать  и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

Бумага, ножницы, клей. Пластилин.

10

Древние соборы.

1

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.

Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма.

Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать  и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

Репродукции

Бумага, гуашь.

11

Города русской земли.

1

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

Знание организации внутреннего пространства кремля.

Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение композиции, составлять композицию,  последовательно её выполнять.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Репродукции презентация

12

Древнерусские воины-защитники.

1

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину).

Знание, как жили князь и его люди, как одевались.

Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками  изображения фигуры человека.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами. Умение использовать правила рисования фигуры человека.

13

Новгород, Владимир Суздаль…

1

Беседовать  о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Умение отличать эти города  Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии.

. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Гуашь, кисти, бумага или мелки.

14

Узорочье теремов.

1

Познакомиться с декором  городских архитектурных построек и  декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

Знание понятия «узорочье». Знание роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение создавать элементарные композиции на заданную тему. Умения использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат.

Листы бумаги для панно.

15

Праздничный пир в теремных палатах.

Обобщение темы.

Тест «Итоги 2 четверти»

1

.Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат.  Создавать изображения на тему праздничного пира.

Знание  картин русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Умение создавать много фигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им.

Гуашь, бумага, краски, ножницы, клей.

                                                               Р а з д е л  3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (11 часов)

16-17

Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

2

Беседа о многообразии  представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии.

Умение изображать природу через детали Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

Уметь понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Большие листы бумаги, пастель, ножницы, клей, гуашь.

18

Изображение японок в национальной одежде.

1

Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

Освоение новых эстетических представлений о поэтической красоте мира. Знание представлений

о красоте японской женщины, традиционной народной одежде.

Умение создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

 Уметь понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Листы мягкой бумаги, акварель, мягкая кисть.

19

20

Искусство народов гор и степей

Юрта как произведение искусства.

1

1

Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение  жизни людей в степи и горах.

Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Гуашь, кисти, бумага.

Презентация

21

Города в пустыне.

1

Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации.

Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Цветная бумага, клей, ножницы.

22

Древняя

Эллада.

1

Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов.

Знание искусства Древней Греции, архитектуры

Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.

Умение моделировать из  бумаги  конструкции греческих храмов

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Бумага, гуашь, ножницы, клей.

23

Древнегреческие праздники.

1

.Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах.

Знание искусства древнегреческой вазонописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно.

Презентация

24

Европейские города Средневековья.

1

.Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно.

Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями

Умение цветом передавать пространственные планы.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально самостоятельно строить творческую деятельность, организовывать рабочее место.

Презентация, учебник

25

Образ готического храма.

1

.Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Работать в группе.

Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о

традиционной европейской одежде средневековья.

Развитие навыков изображения человека.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально самостоятельно строить творческую деятельность, организовывать рабочее место.

.Бумага, гуашь, кисти.

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

Тест «Итоги 3 четверти»

1

Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им.

Презентация

Р а з д е л  4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)

27

28

Материнство

Образ Богоматери в русском и Западноевропейском искусстве.

1

1

Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту  материнства. Наблюдать и анализировать  выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя.

Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать

и дитя. Развивать навыки композиционного  изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям.

 Гуашь. Кисти, краски.

Презентация, репродукции.

29

Мудрость старости.

1

Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека.

Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание,  что красота – это эстетическая и духовная категория.

Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

Гуашь, мелки,

Пастель бумага.

30

Сопереживание.

1

Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания.

Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

Гуашь чёрная или белая)

31

Герои- защитники.

1

Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике.

Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества.

Умение выполнить памятник в графике.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. Формирование чувства гордости  за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Пластилин, стеки, дощечка.

32

33

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

1

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.

Знание  основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.

Умение изобразить радость детства  с помощью графических материалов.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами.

Презентация

Гуашь, кисти, мелки.

34

Искусство народов мира. Обобщение темы.

Тест «Итоги 4 четверти»

1

Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж,

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.

Творческие проекты, презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...