«Развитие культуры общения у воспитанников с нарушением зрения через творческие игры и игровые ситуации в условиях школы-интерната».
методическая разработка
Использование игровых технологий в воспитательном процессе в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_sayt.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
«Развитие культуры общения у воспитанников с нарушением зрения через творческие игры и игровые ситуации
в условиях школы-интерната».
Тема исследования: «Игровая деятельность как средство обучения культуре общения детей с ОВЗ.»
Цель исследования: разработать рекомендации по использованию игровой деятельности для развития культуры общения детей с ОВЗ.
Объект исследования: педагогический процесс школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: использование игровых технологий в воспитательном процессе в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель, объект, предмет определили выдвижение следующих задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, отражающую специфику применения игровых технологий для обучения культуре общения детей с ОВЗ.
- Выявить особенности культуры общения детей с ОВЗ.
- Разработать систему творческих игр и игровых ситуаций совершенствования культуры общения детей с ОВЗ.
- Определить эффективность применения игровых педагогических технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Но дети, как известно, учатся в разных видах деятельности – в игре, в труде, в спортивных занятиях и тому подобное. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Игра отражает условия жизни ребенка. Содержание игры зависит от богатства его индивидуального опыта, а форма характеризует степень его развития.
Слепые дети, как и видящие, стремятся к игровой деятельности, но менее подвижный образ жизни, бедность личного опыта приводят к тому, что их игры значительно отличаются от игр нормально видящих детей. Бедноту игровой деятельности слепого ребенка отмечали многие отечественные и зарубежные тифлопедагоги.
А.И.Скребицкий считает, что развитие слепого ребенка замедляется в связи с отсутствием в его жизни игр. «Весь мир детей, проникающий в сознание ребенка путем так называемых игр, становится для него потерян», - говорит он. И далее: «Не видя ни игр, ни играющих, слепой ребенок лишен той радости, которую доставляют они зрячему сверстнику».
Однако в его работах появляются высказывания о том, что он глубоко верил в возможности полноценного развития слепого ребенка путем строго продуманного и систематического вовлечения его в активную самостоятельную деятельность, начиная с младшего дошкольного возраста.
Для того чтобы стать средством формирования личности слепого ребенка, игра должна быть его ведущей деятельностью и развиваться в соответствии с его возрастными особенностями. В обучении игре видящих детей огромное значение имеет подражание играм старших товарищей, деятельности взрослых.
Слепые дети не могут самостоятельно обучаться игре без специальной работы взрослого воспитателя. Причины этого – отсутствие зрительного подражания, малая подвижность и меньшая активность слепых детей, боязнь новых незнакомых предметов, плохое знание окружающей жизни, незнание способов игры и недостаточный контакт со сверстниками. Как отмечают авторы, изучающие особенности развития слепого ребенка (М.И. Земцова, Ю.А.Кулагин, Н.С. Костючек), эти причины являются общими для многих явлений, возникающих у ребенка как следствие слепоты.
Необходимо добиться, чтобы ребенок включился в игровую ситуацию, заинтересовался игрой, принял игру, предложенную воспитателем, принял условные обозначения необходимых атрибутов игры в виде игрушек или каких-либо предметов, их заменяющих.
Игрушка – важное средство развития активности слепого дошкольника. Но для этого она должна удовлетворять многим требованиям. Игрушка для слепого является не только средством активизации его деятельности и условием развития игры, но и средством познания окружающего. При помощи игрушки слепого ребенка можно познакомить со многими предметами окружающего мира, недоступными его восприятию. Поэтому форма игрушки должна отражать реальную форму предмета, его типичные признаки. Она должна быть выдержана
Включение слепого ребенка в игровую деятельность способствует возникновению и развитию его активного отношения к окружающему, является первым шагом к его участию в коллективной деятельности. Это наиболее трудный момент в развитии игры слепого ребенка, так как часто дети соглашаются начать игру, предложенную воспитателем, из чувства послушания или уважения к старшим. Но так как они не умеют играть и в недостаточной мере владеют простыми предметными действиями, то не в состоянии провести игру, удовлетворяющую их. Игра не доставляет им удовольствия, а значит, не возникают необходимые положительные эмоции.
Развитие игры, создание положительной эмоциональной окрашенности игровой деятельности тесно связаны с обогащением индивидуального опыта ребенка, содействующего расширению содержания игровой деятельности и овладению правильными приемами действия с предметами.
Разнообразие игр для всех возрастов зрячих и возможность их про ведения в разных условиях (спортзал, комната, площадка, двор, поле, лес и т.д.) не могут быть адекватно использованы в практике работы специальных учреждений, и поэтому требуется специальная организация их со слепыми и слабовидящими. Важное значение при этом приобретает умение руководить игрой и формировать развитие каждого индивида в ней.
Слепота и слабовидение сужают двигательные возможности детей, создают значительные трудности при организации игровой деятельности. Слепые дети играют в те же игры, что и зрячие, только эти игры должны быть адаптированы к особенностям слепого ребенка. Специальных игр для слепых немного. Желание играть вместе с другими детьми возникает у слепых детей так же, как и у видящих сверстников, однако реализация этого желания затруднена в связи с отсутствием у них диктантного контроля за действиями товарищей. Поэтому коллективная игра часто заменяется игрой рядом с товарищем. Включение, сначала хотя бы и в словесном плане, в общую игру – для слепого ребенка огромный шаг вперед.
С термином «игра» тесно связан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.
Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе.
К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.
Все игры имеют развлекательный и познавательный характер, обусловленный досуговым и педагогическим началом. Поэтому игровая деятельность бесконечна. Используя даже исторические элементы игровой практики, игра находится в настоящем и поэтому, может внезапно начинаться, прерываться, менять свои правила и действия. Но, тем не менее, чаще всего игры разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр:
∙ по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
∙ по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);
∙ по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
∙ по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);
∙ по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные; пространственно-временные).
С детских игр начинается формирование культуры поведения, миропонимания, закладывается основа мечтательности, развивается фантазия и способность к творчеству. В.А.Сухомлинский писал об игре как живительном потоке представлений и понятий об окружающем мире. Он отмечал, что оно вырабатывает пытливость и любознательность. Важным организационным моментом для проведения игры является обеспечение благоприятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.
В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Игра является для ребенка тем же, чем речь для взрослого. Это средство выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Когда им представляется так4ая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые.
Психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребенок активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто не6стандартных задач.
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Отличительные признаки развертывания игры – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими детьми; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
Работу по использованию игры в учебно-воспитательном процессе в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих необходимо начать со специального анализа данных диспансеризации детей, возрастных, типологических особенностей, уровня их индивидуального и физического развития. Наблюдения педагогов за учащимися, анализ карт медицинского обследования помогут определить, в какие игры дети любят играть, какова их индивидуальная активность, и выявить причины отказа от участия в играх отдельных детей.
Установлено, что дети не желают играть из-за того, что в некоторых играх они слабо владеют движениями. Это характеризуется и слабым уровнем сформированности их двигательных навыков, что проявляется в подвижной и спортивной игре. Обычно это дети с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, со слабо развитой ориентировкой в пространстве, необходимой в конкретной подвижной игре.
Кроме того, в организации подвижных игр и участия в них слепых и слабовидящих многое зависит от социального опыта, базовых умений, полученных в различные периоды воспитания. Решающим также является то, когда начато специальное обучение, то есть когда срабатывают принципы раннего обучения и коррекционной направленности.
Период пребывания слепых и слабовидящих детей в специальном учреждении становится наиболее благоприятным в их жизни, если они под воздействием комплекса средств физического и коррекционного воспитания достигают необходимого уровня развития, обеспечивающего им подготовку к жизни и труду. Одним из действенных средств этого воспитания и развития являются подвижные и спортивные игры. Они, так же, как и другие средства, обеспечивают полноценное развитие. Слепой и слабовидящий любят играть в те же игры, что и зрячий, только в отличие от зрячего слепому необходимо создать специальные условия, где он, опираясь на сохранные анализаторы, мог бы научиться игровым действиям, а затем овладеть игрой. Подвижные и спортивные игры - это самостоятельная форма деятельности, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, ограниченная процедурами и правилами, с целью достижения победы одной из сторон. Отличительная черта некоторых подвижных игр - обязательное наличие атрибутов, которыми пользуются участники. Необходимо также выявить особенности развития движений в условиях игровой деятельности. Поэтому подобранные адекватные игры создают ситуации, риск в которых ограничен. Наряду с этим впервые приведены психотехнические игры, упражнения, задания. Их использование со старшего дошкольного возраста обеспечивает адекватную и эффективную психокоррекционную и психотерапевтическую помощь при патологии зрения.
Что касается психотерапии, то психологические аспекты некоторых игр позволяют использовать их для решения целого ряда задач, как в области диагностики, так и лечения. Подвижные игры можно упрощать или усложнять в зависимости от физического и психического состояния участников, что очень важно для слепых и слабовидящих. Одним людям игры облегчают жизнь, для других служат мощным терапевтическим средством.
Игры для слепых и слабовидящих следует подбирать по степени их педагогического воздействия и с учетом интересов играющих. Чем раньше они найдут в практике работы специальных детских учреждений свое широкое использование начиная с раннего возраста, тем успешнее будет протекать воспитание и развитие детей.
Из сказанного выше следует, что подвижная игра должна занять центральное место во всех возрастных периодах и должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих, и особенно во внеклассной работе.
Спортивные игры для слепых, имея сложную структуру двигательных действий, используются в старшем школьном возрасте и у взрослых слепых (основной медицинской группы), уже имеющих навыки и базовые умения для проявления их в более сложных экстремальных игровых ситуациях. Успех этого проявления должен формироваться как можно раньше в виде элементов спортивных игр, послужить предпосылкой для успешного участия слепых и слабовидящих в более старшем школьном возрасте в спортивных соревнованиях.
Для слепых с остаточным зрением и слабовидящих детей используются игры, которые не противоречат противопоказаниям врачей-офтальмологов. В каждой подвижной игре определены цель, правила, описание, методические указания по организации и руководству проведением. Кроме того, игры, способствующие развитию функции двигательного анализатора во взаимосвязи со слуховым, моторным, осязательным, и создаваемая на основе этого рефлекторная система служат для компенсации дефекта и коррекции вторичных нарушений.
Для слепого ребенка при организации игр используется ориентировка на слух, осязание, для слабовидящего - на зрение без отрицательного воздействия на его состояние с целью укрепления двигательной сферы.
Спортивные игры, имеющие сложную структуру, рекомендуются для детей более старшего школьного возраста и взрослых. Для каждой игры приведены краткие правила, методика обучения, описание инвентаря и площадки. Занимающиеся должны уметь хорошо ориентироваться в пространстве, иметь соответствующий уровень физического развития и физической подготовленности.
Воспитатель должен подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений (игры, связанные с ходьбой, бегом, прыжками). Большинство подвижных игр направлено на закрепление и совершенствование основных движений, воспитание физических и нравственных качеств, умение согласовать свои действия с действиями партнеров.
Необходимо также обратить внимание, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям играющих, их возрасту, условиям проведения игр, доступности, отсутствуют ли противопоказания, интересна детям игра или нет. Следует соблюдать преемственность между возрастными группами и сложностью этих игр. При этом мастерство педагога и его опыт должны влиять на воспитание творческих способностей детей в каждой конкретной игре. Для этого необходимо:
- стимулировать творчество детей при разучивании подготовительных игровых упражнений, а также развивать и вносить новое содержание в игры;
- последовательно обогащать знания детей об окружающем мире через сохранные анализаторы с целью развития их воображения, а также использовать прямую и косвенную помощь;
- подбирать эмоционально насыщенные подвижные народные игры, игры- эстафеты, спортивные игры, которые воспитывают интерес детей к игре, развивают творчество;
- использовать в игре новые варианты движения, вводить свои элементы в содержание.
Педагоги должны творчески подходить к организации игровой деятельности в целом, но при этом определять выбор игр согласно классификации и по степени педагогического воздействия на физическое и нравственное развитие слепых и слабовидящих.
При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовке места для проведения игры со слепыми и слабовидящими детьми необходимо учитывать специфику дефекта по зрению. Выбирая инвентарь и аксессуары для игры, педагог должен использовать для слепых озвученную атрибутику игр в воспитании незрячих детей, для слепых с остаточным зрением и слабовидящих - яркие красивые цветные пособия и инвентарь. Они должны быть также и безопасны.
С большой осторожностью следует относиться к проведению динамичных эстафет, где одновременно выбегают и перемещаются в пространстве два и более игроков. Иногда, возбуждаясь, дети и взрослые забывают об опасности.
Для проведения игр определяют игровое пространство: площадку, спортзал, коридор, поляну, лес. Необходимо предусмотреть безопасность этих мест, тщательно проверить состояние инвентаря, продумать меры страховки и самостраховки, чтобы все это позволило детям безбоязненно передвигаться в пространстве. Определяя размеры площадки, продолжительность игры, ее вариативность и количество играющих, важно учитывать возможности детей, возрастные и типологические особенности. Например, чтобы слепые чувствовали себя увереннее на площадке, многие линии ограничения, позиций игроков должны быть осязаемыми, то есть рельефными. Если дети занимаются на улице, можно ограничить линии канавками, засыпанными песком чуть выше уровня всей площадки, или сделать линии «живыми», засеяв травой. Каждому детскому саду или школе желательно иметь постоянные игровые площадки. В зале ограничением могут служить сетки, шнур, резиновые коврики и другие рельефные приспособления. Для слабовидящих это линии, нарисованные цветными мелками, или полоски цветной ткани.
Подготовка и проведение игры требует от педагога четкой, продуманной системы организации. Он должен тщательно изучить содержание и процессуальную сторону игры, ее правила, представить себе возможные отклонения, которые могут возникнуть при ее проведении, и реакцию детей на них.
Для правильной организации игр и с целью устранения конфликтов между детьми необходимо предварительно разучить интересные эмоциональные считалки, а в некоторых случаях использовать музыкальные произведения, соответствующие ритму некоторых игр.
При проведении подвижных игр педагог всегда должен находиться в таком месте, чтобы суметь вовремя прийти на помощь играющим, видеть весь процесс игры. Если игра незнакома детям, то перед ее организацией, особенно для слепых, должны быть обыграны элементы игровых ситуаций, из которых состоит игра. Кроме того, ее началу должны предшествовать эмоциональный рассказ- объяснение, вхождение детей в роль, восприятие игровых образов, знакомство с игровыми аксессуарами и пространством. Многие линии на площадке, как было указано выше, можно сделать из полосок с тканерезиновой основой, прибитой мебельными гвоздями с глазками-шляпками, которые легко осязаемы ногами и безопасны.
Спортивные игры требуют специально оборудованных площадок, хорошей физической подготовки, овладения навыками, без которых невозможно нормальное, в хорошем темпе проведение игры.
Проводить игры следует так, чтобы дети самостоятельно продолжали играть, находя удовольствие и удовлетворение в выполнении все более усложняющихся правил и приемов.
Педагогу необходимо следить за ходом игры, видеть всех играющих и каждого из них, используя вовремя метод стимулирования, подбодрить соответствующей репликой нерешительного, остановить нарушившего правила игры. В редких случаях может возникнуть необходимость в остановке игры сигналом или словом, и дети должны быть к этому готовы. Детей старшего возраста интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Поэтому после каждой игры необходимо дать оценку или анализ.
Педагог обязан знать, что игра не терпит скуки, нравоучений и излишнего дидактизма.
Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувства взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась.
Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организация игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно- учебных учреждений.
Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, нарушения поведения, вредные привычки и др.
Основные механизмы коррекционного воздействия игры:
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение. Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
Принципы осуществления игротерапии:
1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок – хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения).
2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ взрослого от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника – его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый контроль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.
Для коррекции типичных форм неконструктивного поведения, среди которых импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное и конформное поведение, в распоряжении педагога имеются учебная и игровая деятельности.
В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит в процессе преодоления ребенком трудностей при выполнении усложняющихся заданий (классных и домашних).
В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками – дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Коллективные формы игры для незрячего ребенка связаны с развитием общения, облегчающегося благодаря развитой словесной речи. При организации коллективных игр очень важна роль воспитателя, который, особенно в первоначальный период, не может быть лишь наблюдателем игры слепых детей, иначе игра превратится в простые манипулярные движения. Необходимо установить контакт с играющими, участвовать в игре, руководя и направляя, обеспечивать развитие игры наглядно-действенным показом, советом, поощрением, учитывая индивидуальные особенности детей.
Особенностью игр слепых детей является задержка на одной из первоначальных стадий развития игры, в большинстве случаев на манипулятивных действиях, не связанных с игровой деятельностью в строгом смысле слова. Манипулятивный и стереотипный характер игры слепого ребенка часто связан с особенностями их развития, со стереотипностью всей деятельности ребенка, со стереотипией навязчивых, привычных движений, возникающих в результате ограничения свободных движений ребенка с раннего возраста. Остановка на этой стадии развития игры свидетельствует о том, что ребенок во время свободных игр включает игру в русло привычной стереотипной деятельности. Новые действия с игрушкой включаются у ребенка в ту деятельность, которая с раннего детства доставляет ему удовольствие и является для него привычной. Для того чтобы предупредить это подчинение новых действий старым, необходимо создать такую ситуацию, при которой стереотипные действия включаются в сюжетную игру, одиночные предметные действия с игрушкой составляют цепь последовательных действий, объединенных общей целью.
Сюжетная игра в самой примитивной форме предполагает хотя бы два последовательных действия, каждое из которых имеет определенную цель и совершается для другого действия. Особенностью этих действий является то, что они связаны с прерыванием одного и переходом к другому, т.е. здесь четко обнаруживается необходимость конца каждого действия. Самым же трудным моментом в борьбе со стереотипными, навязчивыми движениями слепого является именно прерывание их.
Творческие игры слепых детей являются средством воспитания волевых качеств, таких как подчинение правилам игры, умение сдерживать себя. Основная задача воспитателя при организации игры заключается в обогащении чувственного опыта детей, в создании живых образов действий людей, чьи роли на себя берет ребенок. В процессе предварительной подготовки к творческой игре слепого следует быть особенно внимательным ко всем деталям, ко всем возможным трудностям понимания ситуации. Организация и умелое направление игры, постоянное обогащение ее новым содержанием изменяют характер игры слепых детей.
Повторное проведение игр всегда доставляет удовольствие слепым детям. Воспитатель использует повторные игры для закрепления знаний, полученных детьми на экскурсиях, для уточнения их представлений, для совершенствования предметно-практических действий детей. Дети самостоятельно, или по указанию воспитателя всегда вводят новые элементы в повторную игру.
Игра используется для закрепления у слепых детей навыков самообслуживания. Связь игры с трудом – одна из особенностей деятельности детей. Используя игру, у него формируют навыки самообслуживания, что является одной из сложных проблем раннего воспитания слепого. Особенностью игр, направленных на закрепление трудовых навыков, является внимание к процессуальным моментам. Однако это вовсе не значит, что они заслоняют основную цель игры. Дети часто еще не отделяют труд от игры. Поэтому организация игры, в которой содержались бы элементы трудовой деятельности, способствует тому, что у ребенка уже в процессе игры, путем подражания трудовым действиям взрослых, вырабатываются необходимые трудовые действия.
Обучая детей играть, организуя их творческие игры, воспитатель активизирует познавательную деятельность слепых детей, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии, вызванные слепотой.
Комплекс игровых занятий, направленных
на совершенствование культуры общения детей.
В своей работе я использую игры-соревнования, коллективные дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации. Игры могут быть парные и групповые.
Парные игровые упражнения способствуют «расширению» открытости
по отношению к партнеру - умению чувствовать и принимать его.
Групповые - дают навыки взаимодействия в коллективе детям
малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена
самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.
Так же для формирования коммуникативных умений в течение дня
можно использовать беседы, этюды, занятия рисованием, лепкой и др.
Примеры игр
Игровое упражнение «Доброе слово»
Цель - учится говорить друг другу добрые слова и комплименты.
Предварительная работа: рассказать детям о том, что такое комплимент
и в каком случае его говорят. Провести небольшую викторину, спросить у
них, какие добрые слова они знают. Получилось? Хорошо. А теперь давайте
скажем комплименты друг другу.
Ход игры.
Дети садятся в круг и берут мягкую игрушку. Комплименты следует говорить тому, кто находится напротив вас. Сначала воспитатель должен показать, как это делать. Детям нужно объяснить, что на комплимент или доброе слово нужно говорить «спасибо». Необходимо помочь тем, у кого не получается. Можно игру усложнить: каждый участник игры должен сказать не только свой комплимент, но и повторить все те, которые были произнесены раньше.
Игровое упражнение «Передай другому»
Цель - закреплять навыки вежливого общения с окружающими.
Материал: комочек из меха.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Воспитатель вносит комочек из меха, который дети должны исследовать: рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить, а потом ласковыми словами назвать его свойства: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и пр. Передавая соседу комочек, ребенок должен быть вежливым: передавать в руки, смотреть в глаза товарищу и называть его ласковым именем. Например, «Леночка, возьми, пожалуйста. Спасибо».
Игра «Пресс-конференция»
Цель - развитие навыков эффективного общения; воспитание желания
общаться, взаимодействовать с другими детьми; развитие навыков задавать
различные вопросы на данную тему, поддерживать беседу.
Ход игры.
Участие в игре принимают все дети группы. Воспитатель выбирает
любую тему, но при этом с ней должны быть хорошо знакомы дети.
Например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д. Из участников пресс-конференции выбирается «гость», который
должен находится в центре зала, и отвечать на различные вопросы других
участников. Если тема пресс-конференции «Мои друзья», то можно задать следующие вопросы:
- Есть ли у тебя друзья? - Сколько их?
- С кем тебе интереснее дружить: с мальчиками или девочками?
- На твой взгляд, за что тебя любят друзья?
- Каким необходимо быть, чтобы друзей было еще больше?
- Как нельзя поступать с друзьями? и пр.
Сюжетно-ролевая игра «Поезд».
Цель - закрепление знаний о труде машиниста и проводника, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Закрепление правил поведения в общественных местах. Развитие интереса к игре. Формирование положтельных взаимоотношений между детьми. Продолжать учить детей реализации игрового замысла и взаимодействию со сверстниками чередуя разные виды деятельности. Развитие коммуникативных и творческих способностей.
Игровое оборудование: детские стульчики, стол, куклы, предметы-заместители - денег, билетов, кошельков. Игровые роли: машинист, проводники, пассажиры, кассир.
Ход игры.
Подготовку к игре начинает педагог вопросом: «Ребята, вы
любите путешествовать?». Ребята поддерживают беседу, обсуждая
различные виды транспорта, и выбирают для своего путешествия поезд. На
следующем этапе подготовки к игре с детьми обыгрывается игрушечный
поезд. Воспитатель с детьми строят поезд (три вагона) из детских
стульчиков. После педагог предлагает выбрать машиниста, двух
проводников, кассира билетной кассы. Они берут необходимые атрибуты.
Далее обыгрываются ситуации приобретения билетов и посадки на поезд.
После поезд отправляется в дорогу под песенку «мы едем, едем, едем...».
Проводники в это время обходят пассажиров, проверяют наличие билетов,
предлагают чай. У пассажиров появляется цель поездки, которая определяет собой их поступки (в зависимости от цели поездки - кто-то едет загорать и купаться в
море, кто - то едет к бабушке или к друзьям в гости и т.п.). В поездке дети
играют по личному замыслу.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель – формирование навыков культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровое оборудование: весы, касса, деньги, ценники, сумки, кошельки, товары (одежда, продукты, фрукты, овощи и др.), машина, оборудование для уборки.
Игровые роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели,
водитель, грузчик, уборщица.
Ход игры: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают,
продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в
магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит
на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают
товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе,
получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю
сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «В магазине одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
По окончанию игры воспитатель задает вопросы:
- Что мы сегодня делали? (ответы детей)
- Хорошо играли? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось, а что не очень.
Игры-ситуации
Цель - развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с помощью мимики и пантомимики. Для этого дети должны разыграть определенные ситуации:
- Два мальчика находятся в ссоре. Что нужно сделать, чтобы их помирить?
- Ребенок хочет поиграть с игрушкой, которая находится у одного из детей группы. Как необходимо попросить ее?
- Ребенок увидел на улице слабого котенка – пожалей его.
- Друг очень сильно обиделся на тебя. Как попросить у него прощения
и помириться с ним?
- Ты пришел в новую группу. Тебе нужно познакомиться с детьми, рассказав о себе.
- Ты потерял свою игрушку. Ты должен спросить у детей, не находили ли они ее.
- Ты пришел в библиотеку. Как попросить книгу, которая тебе
понравилась, у библиотекаря?
- Дети играют в интересную игру. Что нужно сделать, чтобы они тебя
приняли? Как ты будешь себя вести, если они тебя не захотят принять?
- Если дети играют, и один ребенок не имеет игрушки – ты должен
поделиться с ним.
- Ты видишь, что ребенок плачет – успокой его.
- Ты не умеешь завязывать шнурки на ботинке. Как ты попросишь товарища о помощи?
- К тебе пришли гости. Как ты познакомишь их со своими родителями?
- Вернувшись с прогулки, ты захотел есть. Что ты скажешь маме или
бабушке?
Для развертывания детьми ролевого взаимодействия - ролевого
диалога, я предлагаю детям участвовать в кукольном спектакле, драматизации сказок, и как зритель, и как актер. В результате они сближаются с персонажем. Поскольку ребенок самостоятельно выбирает роль, он учится глубоко понимать художественное произведение.
Также для развития коммуникативных навыков я использую различные спортивные игры и состязания.
Делая вывод из всего выше изложенного, могу отметить, что в процессе обучения играм у воспитанников значительно повысились показатели, относящиеся к игровой деятельности:
∙ дети стали преодолевать чувство страха;
∙ появились увлеченность и интерес к игровой деятельности;
∙ увеличился показатель уровня физической подготовки;
∙ дети стали лучше ориентироваться в пространстве;
∙ воспитанники научились управлять двигательной сферой;
∙ у воспитанников улучшилось тактильно-мышечное восприятие
Таким образом, игра является неотъемлемой частью детского развития, охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего
детства, и в частности коммуникативное развитие.
Литература:
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ.Высш. Пед. Учеб.зав. – М. : Издат. Центр «Академия», 2000.
- Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997.
- Ещеркина О. А. Личностное становление подростка. 8-9 классы – Волгоград: Учитель, 2008.
- Казаринова Н. В. Межличностное общение. – СПб. : Изд-во Михайлова, 2000.
- Картушина Е. П. Романенко Т. В.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Корнилова И. Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология. – 1998. – №. 6.
- Мудрик А. В. Общение школьников – М.: Знание, 1987.
- Павлова М. А. Моделирование воспитательной системы 5 – 9 классах: планирование, диагностика, досуг.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей/ под ред. Шипициной Л.М.: рекомендовано психолого – экспертным советом учебных изданий МОРФ в качестве учебного пособия. – Спб, 2005
- Щуркова Н. Е. Символика поведения. – М.: Пед. Общество России, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....
Отчёт по личной творческой теме: «Повышение качества чтения через коррекционно – развивающие упражнения у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами» учителя начальных классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №
Отчет по личной творческой теме: " Повышение качества чтения у детей со сложной структурой дефекта."...
Применение игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната.
В статье рассказывается о формировании трудовых навыков у обучающихся с ограничеными возможностями здоровья посредством игровых ситуаций....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Статья будет полезна педагогам школ-интернатов работающим с детьми с ОВЗ....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
Эта статья будут полезна педагогам школ-интернатов работающих с детьми ОВЗ....
Выступление на методическом объединении воспитателей «Формирование просоциального поведения у подростков с нарушениями зрения в условиях школы – интерната»
Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологиче...