Рабочая программа по ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа (ФЗ- № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказ Минобразования, науки и молодежной политики РА от 12.07.1013 г. № 966, Устав МБОУ «Кош-Агачская СОШ», Положение о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кош-Агачская СОШ», Примерная программа по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое | 111.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение
«Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании ШМО на заседании МС директор Балушкина Ж.В.
руководитель МО Мугражева А.А. зам. директора по УВР Евсеева В.М. _____________
____________ ____________ приказ №_____
протокол №___ протокол №____ « » _______2015г.
« »__________2015 г. « »__________2015г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
начального общего образования
Класс: 2
Учебный год: 2015-2016гг.
Рабочая программа составлена учителем изобразительного искусства: Акемеевой Р.А
с. Кош-Агач
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа (ФЗ- № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказ Минобразования, науки и молодежной политики РА от 12.07.1013 г. № 966, Устав МБОУ «Кош-Агачская СОШ», Положение о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кош-Агачская СОШ», Примерная программа по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Данная программа адресована для обучающихся 2 класса МКОУ «Кош-Агачская СОШ». Настоящая рабочая программа учитывает особенности 2 ых классов. Состав классов разноуровневый.Во 2 «е» классе обучается Бордошев Аястан (нарушение интеллекта) с ним ведется индивидуально-коррекционная работа
Учащиеся в процессе обучения изобразительного искусства знакомятся с понятиями: палитра, ритм, пятна, композиция, портрет, натюрморт, живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Концепция (основная идея) программы направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Особенность по отношению к ФГОС.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по изобразительному искусству для начальной школы.
Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом второго поколения для начальной школы.
Обоснованность (актуальность, новизна и значимость) – учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как о целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности препарирования явлений, фактов и событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Образовательная область данного предмета: художественно – эстетический цикл.
Цель учебного предмета для каждой ступени обучения – развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Место и роль курса в обучении – реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно – коммуникативной деятельности.
Цели и задачи:
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
- Овладение основными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Сроки реализации программы – 1 год.
Основные принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.
Краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету – для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование, лепка, графика и др.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий - предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности – изобразительного, декоративного и конструктивного.
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного (образовательного) уровня – укрепление межпредметных связей изобразительного искусства с литературой, историей, музыкой, мировой художественной литературой.
Предполагаемые результаты – учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства,
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке, живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно – ориентированной, рефлексивной.
Система оценки достижений учащихся – конкурсы, олимпиады, тесты, проекты учащихся, презентации по теме, выставки.
Инструментарий для оценивания результатов – широкое использование наглядных пособий и инструментария информационно- технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Критерии оценки.
На основе существующей системы пятибалльных оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно представить следующие соответствия:
Отметку "5" – ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал выбранный способ, обосновал свои суждения, применил знания на практике, привел собственные примеры).
Отметку "4" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы, объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" –Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно)
Отметку "2" – Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Проводится используемая в тексте программа условных обозначений - ДПИ (декоративно прикладное искусство), ОНЗ (открытие новых знаний
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная программа по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Этнокультурные особенности региона:
В результате изучения изобразительного искусства Республики Алтай учащиеся должны знать/понимать
- основные виды и художественно-типологические особенности казахского, алтайских народных орнаментов, разнообразные стили орнаментальной культуры народов Республики Алтай;
- традиционные и современные виды художественных ремесел казахов, алтайцев;
- известных художников Республики Алтай;
- значение регионального прикладного и изобразительного искусства в развитии художественной культуры родного края.
уметь
- применять художественно-выразительные средства регионального декоративного искусства в различны оформительских работах, дизайнерских проектах, гармонично сочетать мотивы орнамента народов Республики Алтай с формой украшаемого предмета;
- определять по характерным признакам принадлежность произведений прикладного искусства к конкретному этносу (казахскому, алтайскому и др.);
- самостоятельно анализировать художественно-эстетические свойства произведений народного и профессионального изобразительного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 2класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 34 ч.
Предмет изучается: в 2 классе — 34 ч в год.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально -ценностных критериев жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика)
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
К концу обучения во втором классе обучающиеся
- должны знать/понимать:
- Три сферы художественной деятельности и их единство;
- Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
- Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
- Многообразие природных форм, их рациональность и красота;
- Основные составные цвета;
- Цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
- Имена художников и их произведений;
Должны уметь:
- видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;
- Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
- Иметь навыки построения композиции на своем листе;
- Свободно заполнять лист цветовым пятном;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- Уметь сочетать объёмы для создания выразительности образа;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов и их движения;
- Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников.
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;
ученик научится
- различать три основные краски, строящие многоцветие мира
-изображать и украшать реальность и фантазию.
-изображать характер животных.
-выражать характер человека в изображении
-изображать природу в разных состояниях
-использовать теплые и холодные цвета
ученик получит возможность научиться
- в изображении, украшении, выражать свои чувства, мысли, настроение. Свое отношение к миру.
-средствам выразительности как ритм линий и пятен, цвет, пропорции
-творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников ( распределять роли, подчинять свои дейстия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Описание места учебного предмета курса в учебном плане
На изучение ИЗО во 2 классе отводится 1 час в неделю. Программа и материал учебно- методического комплекта расчитаны на 34 часа, что соответствует БУП во 2 классах. 2 класс (34ч)
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 часа
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
О чём говорит искусство? – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ п/п | Наименование раздела программ | Тема | количество часов | тип урока | Элементы содержания, понятия. | Требования к уровню подготовленности учащихся | Элементы дополнительного содержания (этнокультурное составляющее урока) | виды деятельности учащихся, формы работы. | Вид контроля | дата | |||||||||||||||||
Предметные | УУД | по плану | факт. | ||||||||||||||||||||||||
1. | Как и чем работает художник? (8 ч). | 1.Три основные краски, строящие многообразие мира. Волшебная палитра цвета. | 1 | онз | Изображения в жизни человека. «Кабинет искусства — художественная мастерская. Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская | Знать: - три основных цвета;-составные цыета. Уметь смешивать краски | Познавательные: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.
| - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Рисунок Уст. опрос | Выставка | |||||||||||||||||
2. | 2.Белая и черная краски | 1 | онз | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Форма предмета. Гербарий | Знать: дополнительные цвета (белый, черный) | Рисунок Уст. опрос | С/р | ||||||||||||||||||||
3. | 3.Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
| 1 | Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Пятно, иллюстрация. | Знать: жанр изобразительного искусства –пейзаж. уметь: использовать выразительные возможности акварели, пастели | С/р | ||||||||||||||||||||||
4. | 4.Выразительные возможности аппликации. | 1 | онз | Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Пропорция | Знать: различные способы работы бумагой. Уметь: выполнять аппликацию | С/р | |||||||||||||||||||||
5. | 5.Выразительные возможности графических материалов. | 1 | онз | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Линия. Линейные иллюстрации. Графика. Фотография | Знать вид изобразительного искусства – графика Уметь работать графическими материалами | Познавательные: - находить и наблюдать линии и их ритм в природе; - сравнивать цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), -приводить примеры, - осуществлять возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников. Коммуникативные: последовательно и полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений; рефлексия своих действий; формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти; учитывать разные мнения при обсуждении выставки, задавать вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; ориентация на образец и правило выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу. | Орнаменты казахского народа - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм о природе Кош - Агача; - иметь эстетическую потребность в - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности Умение использовать адекватные выразит. средства при общении. Умение участвовать в диалоге, вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать произведения художников Республики Алтай . | Рисунок Уст. опрос | С/р | ||||||||||||||||||
6. | 6.Выразительность материалов для работы в объеме.
| 1 | онз | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Краски. Гуашь. Цвет | Знать вид изобразительного искусства – скульптура. Уметь С пластилином способом лепки. | Беседа, устный опрос | С/р | ||||||||||||||||||||
7. | 7.Выразительные возможности бумаги | 1 | онз | Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски в произведениях художников | Знать – приемы работы с бумагой;- свойсва бумаги. Уметь склеивать геометрические формы | С/р | |||||||||||||||||||||
8. | 8.Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | онз | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. Произведение искусства. Картина. Скульптура. | Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению | Выставка работ | |||||||||||||||||||||
9 | Реальность ифантазия. (7 ч.) | 1.Изображение и реальность. | 1 | онз | Знать понятие реальность Уметь использовать художественные птиёмы | ||||||||||||||||||||||
10 | 2.Изображение и фантазия. | 1 | онз | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Знать роль фантазии в искусстве. Уметь использовать художественные материалы | Познавательные : - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Ин. колраб | |||||||||||||||||||
11 | 3.Украшение и реальность. 3 | 1 | онз | С/р | |||||||||||||||||||||||
12 | 4.Украшение и фантазия. | Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. . | Знать понятия орнамент, узор Уметь использовать художественные материалы | С/р | |||||||||||||||||||||||
5.Постройка и реальность | 1 | онз | |||||||||||||||||||||||||
13 | 6.Постройка и фантазия | 1 | Ком- Бин | Знать приемы работы с бумагой. уметь конструировать из бумаги | С/р | ||||||||||||||||||||||
14 | 7. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
| 1 | Ком- Бин. | Конструирование,моделирование | Знать многообразие природных форм. уметь конструировать из бумаги | С/р | |||||||||||||||||||||
15 | О чём говорит искусство -10 час. | 1.Выражение характера изображаемых животных. | 1 | онз | Умение почувствовать и выразить в изображении х –р животного | Уметь выразить х-р животного изобразительными средствами | Рисунок, беседа, устный опрос | С/р | |||||||||||||||||||
16 | 2.Изображение характера человека в изображении мужской образ | 1 | Украшения человека рассказывают о своем хозяине. | Знать – понятие портрет Уметь характеризовать сказочных героев по внешнему облику | Регулятивные: выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи. Познавательные: построение рассуждений и осуществления поиска необходимой информации при создании несложных новогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделить и выделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования своей деятельности. | Развитие этических чувств. Умение участвовать в диалоге. | Рисунок Уст. опрос | С/р | |||||||||||||||||||
17 | 3.Изображение характера человека в изображении женской образ | 1 | онз | Изображение противоположных по характеру сказочных образов ( Царевна Лебедь, мачеха, Золушка) . | Знать – понятие портрет Уметь характеризовать сказочных героев по внешнему облику | Ин- кол раб | |||||||||||||||||||||
18 | 4. Образ человека и его характер, выражение в объеме. | 1 | онз | Знать вид искусства | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: обращаться Регулятивные: концентрировать волю. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение | - Уважительно относиться к культуре народов нашего Кош – Агачского района. - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм о природе Кош - Агача; - иметь эстетическую потребность в - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Орнаменты казахского народа Уважительное отношение к иному мнению Навыки сотрудничества Уважительное доброжелательное, отношение к Культуре Алтайских и казахских народов | С/р | ||||||||||||||||||||
19 | 5.Изображение природы в разных состояниях | 1 | онз | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | Знать вид искусства – скульптура Уметь использовать художественные материалы для передачи характера человека в объеме | С/р | |||||||||||||||||||||
20 | 6.Образ человека в скульптуре. | 1 | онз | Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. | Знать вид искусства – скульптура Уметь использовать художественные материалы для передачи характера человека в объеме | С/р | |||||||||||||||||||||
21 | 7.Человек и его украшения. | 1 | онз | Знать украшений в жизни человека. Уметь применять различные художественные материалы в декоративной работе | С/р | ||||||||||||||||||||||
22 | 8. О чём говорят украшения.. | 1 | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. | .
| Рисунок Уст. опрос | С/р | |||||||||||||||||||||
23 | 9.Образ здания. Образы зданий и окружающей жизни. | 1 | онз | Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор | Уметь выражать свои впечатления | Ин- кол раб | |||||||||||||||||||||
24 | 10.В изображе-нии,украшении,постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение,свое отношение к миру (обобщение темы). | 1 | Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструкция (построение) предмета | . | Рисунок Уст. опрос | С/р | |||||||||||||||||||||
25 | О чём говорит искусство? – 9 час. | 1.Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | онз | Изображение пера « Жар птицы» | Знать теплые и холодные цвета Уметь смешивать краски непосредственно на листе | С/р | ||||||||||||||||||||
26 | 2.Тихие и звонкие цвета. | 1 | онз рефлексия | Цвет как средство выражения Мрачные и нежные оттенки | Знать понятие колорит Уметь: - наблюдать борьбу цвета в жизни; | Рисунок Уст. опрос | Беседа, зарисовки | ||||||||||||||||||||
27 28 | 3.Что такое ритм линий? 4.Характер линий. | Онз ОНЗ | Знать понятие ритм. уметь изображать линии разного эмоционального звучания Знать выразительные возможности линии. Уметь видеть линии в окружающей действительности | ||||||||||||||||||||||||
29 | 5.Ритм пятен. | 1 | онз | Композиция в живописи. | Знать понятие ритм | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства алтайского. Казахского народа в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Выставка раб., беседа | |||||||||||||||||||
30 | 6.Пропорции выражают характер. | 1 | онз | Понимание пропорции как соотношение между собой частей одного целого. | Знать понятие пропорции. Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа | Рисунок Уст. опрос | Кол работа | ||||||||||||||||||||
31 | 7.Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. | 1 | Комб Ини Рован ный | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции составляют основы языка, на котором говорят Братья Мастера | Уметь строить композицию по заданной теме, используя выразительные средства из. ис-ва. | С/р | |||||||||||||||||||||
32 | 8.Обобщающий урок года. | 1 | рефлексия | Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты. | Научится: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства | С/р | |||||||||||||||||||||
33-34 | 9.Здравствуй, лето! (обобщение темы)
| 2 | рефлексия | Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы | Рисунок Уст. опрос | С/р |
8.Контрольно измерительные материалы.
Дидактические, контрольно-измерительные материалы рассмотрены на заседании школьного методического объединения (протокол № от 29.08.13).
(возможны коррективы)
Проверочные работы игры и упражнения на уроках рисования с натуры, по памяти и по представлению во 2 классе.
1.Плоды садов и огородов.
Лото проводится в начале урока «Дары осени» .
Задача проверки : закрепить навыки анализа формы предметов с применением системы геометрических образов, совершенствовать зрительную память.
Дидактический материал: карточки с изображениями овощей и фруктов, набор цветных геометрических фигур на каждого учащегося.
Содержание. Учащиеся кладут перед собой карточку лото и достают из конверта набор геометрических фигур. Учащиеся должны определить форму изображения овощей и фруктов и накрыть изображение соответствующим геометрическим образом, выбрав при этом цвет геометрической фигуры, соответствующий «общему» локальному цвету плода.
Правило: Изображения плодов должно быть закрыты учащимися, пока учитель считает (по количеству представленных изображений).
2.Упражнение «составь натюрморт».
Цель: формировать композиционные навыки, развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы шаблонов различных предметов (разные по цветовой гамме и размеру).
Содержание: Учащиеся должны составить натюрморт из данных предметов вспоминая правила композиции.
3.Осенний лес.
Цель: совершенствовать наблюдательный опыт учащихся, зрительную память.
Дидактический материал: стихи, загадки, карточки с изображением различных деревьев.
Содержание : изобразить по памяти или по представлению тот лес, где была экскурсия.
Вопросы:
- Какие краски, цвета называют теплыми, а какие – холодными?
- Какие художественно – выразительные средства живописи ты можешь назвать?
- Расскажи о цвете в живописи как художественно – выразительном средстве. Приведите примеры.
- Какие существуют контрасты?
- Какие вы знаете графические художественно-выразительные средства?
- Что такое силуэт в изобразительном искусстве?
- Какой жанр изобразительного искусства посвящен изображению животных?
- Как называют художников которые все свое творчество посвящают животным?
- С помощью какой геометрической фигуры можно нарисовать кролика или зайца
Проверочные работы игры и упражнения на уроках тематического рисования.
4.Упражнение «Вспомни сказку»
Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.
5.Рисунок на тему.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: Используется несколько картин пейзажного жанра на различную тему. Ученики должны выбрать картину близкую им по духу нарисовать свой пейзаж.
Вопросы:
- Что такое композиция в изобразительном искусстве?
- Расскажите о последовательности рисования на тему?
- Что такое иллюстрация к сказке?
- Как найти главный сюжет в сказке?
- Что значит рисовать на тему
9.Информационно-методическое обеспечение.
1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2011
2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008
.методические таблицы «цвет, колорит, дымковская игрушка» Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -9 классов – М.: Просвещение, 2011.
Н.А. Горяева, Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2011
Н.А. Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас.Учебник для 3 класса-М. Просвещение, 2011
И.В. Федотова. Изобразительное искусство 2 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской - Волгоград: Учитель, 2008 -171 с.
И.К. Щеблыкин и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
Е.А. Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002. – 64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...