основы изучения цветоведения
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Малькович Марина Владимировна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_izucheniya_tsvetovedeniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы изучения цветоведения.

            «Научная теория восприятия цвета существует. Она нужна. Но нужна ли и возможна ли теория колорита, теория живописи и вообще теория искусства — этой «субъективнейшей» области человеческой практики, теория проявлений редкого таланта?» - пишет Н.Н. Волков.

             В последние годы не раз говорилось, что наша художественная школа научилась воспитывать грамотных живописцев, что она успешно преподает основы изобразительного ремесла. Но обучение ремеслу еще не создает художника. Художественная школа должна трудиться над воспитанием образного мышления. И для нее проблема художественной культуры, в частности проблема колорита, проблема связи цвета с образом, приобретает сейчас серьезное значение. Попытки привести множество цветов в систему имеют дело не с физическими характеристиками светового потока, а с качествами ощущения.

           Художника интересует, прежде всего, цветовая система как таковая, система, объединяющая качества видимого цвета, качества ощущения. Известны три основных качества цвета:цветовой тон, светлота и насыщенность. Надо, чтобы художники усвоили эту научную терминологию и не путали тон с цветовым тоном, насыщенность с яркостью цвета, освещенность со светлотой. [36,с.66]

          Цветовым тоном называют качества цвета, обозначаемые такими словами, как желтое, красное, синее, оранжевое, зеленое, сине - зеленое, пурпурное и т. д. Понятно, что между оранжевым и желтым, оранжевым и красным можно найти промежуточные цвета, более близкие к одному или другому цвету.  Можно составить непрерывный замкнутый ряд изменений по цветовому тону от фиолетового через синие, зеленые, желтые, красные, пурпурные до исходного фиолетового. Все цвета, обладающие цветовым тоном, называются хроматическими в отличие от ахроматических (нейтральных) цветов — белого, серого и черного.

Светлотой называют качество цвета, присущее одинаково и хроматическим и ахроматическим цветам. Ахроматические цвета различаются только по светлоте, образуя непрерывный ряд от «абсолютно» черного до слепящего белого. Физической основой светлоты цвета служит яркость прямого или отраженного излучения. Светлоту не следует путать с белизной. Из предметных цветов самый светлый — белый, но распределение освещенности может сделать предметный белый более темным, чем серый (серое на солнце и белое в тени). Желтое пятно лампы светлее белого снега под ней. Сильное увеличение светлоты уменьшает число различий по цветовому тону. Так же, как все очень темные цвета сливаются, в конце концов, в один черный, так и очень светлые — на границе слепящего света — в один белый. [36, с.46]

          Насыщенностью называют большую или меньшую выраженность в цвете его цветового тона. Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. К максимально насыщенным цветам относятся, в частности, спектральные цвета. Однако нельзя указать однозначной физической основы насыщенности цвета. И здесь вмешиваются законы цветового зрения.

          Колориста всегда увлекала задача создания на картине светло-насыщенных и темно-насыщенных цветов, особенно сочетание светлоты и насыщенности. Поль Синьяк в программной книге неоимпрессионизма писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот,  ведет к ясности и блеску».Цветовой круг содержит все изменения цвета по цветовому тону и насыщенности. Но цвета различаются, кроме того, по яркости (светлоте). В современном понимании полная система ньютоновских цветов, изменяющихся по трем параметрам — цветовому тону, насыщенности и светлоте, — это цветовое тело. [36,с. 76]

        Множество точек цветового тела содержит все существующие цвета. Его структура отвечает законам смешения цветов (сечения тела плоскостями, перпендикулярными черно-белой оси, дают треугольники смешения) и трехкомпонентной теории цветового зрения. На основе цветового тела, зная параметры исходных цветов, можно рассчитать цвет их смеси. Вот почему цветоведение в его математическом выражении называют исчислением цветов. Практическая важность такого исчисления для светотехники и колориметрии очевидна. Здесь нет надобности говорить о цветовом теле и правилах исчисления цветов. Цветовода и светотехника интересует изолированный цвет — точка цветового тела. Художник никогда не имеет дела с изолированным цветом.

Но художнику полезно иметь представление о некоторых специальных вопросах научной систематики цветов. Яркость (светлота) и цветовой тон не являются вполне независимыми параметрами. Значительное уменьшение яркости излучения меняет цветовой тон. Примерная картина цветового сдвига при уменьшении яркости такова: зеленые синеют, синие приближаются к фиолетовым, желтые приближаются к оранжевым, оранжевые — к красным. Понятно, что то же самое должно происходить и с цветами картины при значительном уменьшении ее освещенности. Вот почему сравнивать колористические качества картин можно только в условиях равной освещенности. Большое увеличение яркости излучения вызывает другой эффект - Красные цвета переходят в оранжевые, затем — желтые, наконец — белые. Фиолетовые переходят в синие, затем — голубые. Очень сильный свет приводит к эффекту обесцвечивания. Цветовой тон зависит также и от насыщенности, что доказывают факты изменения цветового тона при разбелке. При разбелке часть желтых розовеет, часть зеленеет, красное становится более пурпурным, зеленое синеет, синее приближается к фиолетовому. Изменение цветового тона при изменении яркости и разбелке, изучавшееся в психологии цветоощущения, относится к фактам оптического смешения цветов. Раздельная импрессионистическая кладка желтых пятен рядом с белыми вызывает впечатление оранжевого и даже розового. Кладка зеленых пятен рядом с белыми вызывает впечатление голубого.[36,с.50]

                     Характеристика цвета - цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в виду принадлежность данного цветового оттенка к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Цветовая характеристика показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков.

«По словам известного русского художника В.В. Кадинского, теплота или холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание, но это основное звучание становится или более материальным (то есть теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении, причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает впечатление охлаждения». [36,c.46]

Яркостная характеристика показывает, как вообще подан какой-либо цвет в картине - либо тихо, приглушенно, либо же цветовое пятно преподнесено чисто, свежо, ярко, звонко, что называется, открыто. [36,c.14]

Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, на другом - красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету, получив, так называемый цветовой круг.

В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета - желтый, красный, синий, называемые основными.

Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

             Цветовой круг можно разделить на две части. В одну часть входят красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета. Которые условно называются теплыми, так как они ассоциируются с цветом огня, солнца. В другую часть входят голубовато-зеленные, голубые, синие, фиолетовые и называются холодными, так как они напоминают о цвете воды, льда, металла. Восприятие цветов одной и той же группы относительно. Сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а рядом с синим - теплым.

Теплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются противоположными оптическими свойствами. При дневном освещении мы будем воспринимать теплые цвета как выступающие, а холодные - как отступающие. Например, желтый и красный зрительно увеличивают предмет, а голубой - уменьшает. В сумерках наоборот: красный цвет создает впечатление глубины, т.е. удаляется, а голубой выдвигается на передний план. Предметы синего и фиолетового цветов при дневном свете зрительно уменьшаются в объеме.

Каждый предмет обладает своим предметным (локальным) цветом. Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без внешних влияний. Предметный цвет может изменяться под воздействием источника света и цветовой среды. Освещенная часть предмета приобретает оттенки источника света. [16,с.115]

Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы. [26,с. 62]

Если сравнить одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне, то они покажутся разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом - более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой. Контраст дополнительных цветов - особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.

Контраст синих и красных - это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, Иванова, можно сказать, что контраст - один из основных приемов художественного творчества. [15,с. 62]

Последовательный хроматический контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Например, если долго смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую скатерть, то через некоторое время на ней можно будет увидеть светло-зеленый силуэт помидора.

              Краска становится цветом, то есть элементом языка картины, если она органически входит в общий цветовой строй (колорит) картины.Колори́т изображения (итал. colorito, от лат. color — краскацвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении. Категория колорита тесно связана и является производной от тональности художественного произведения.

Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам.

Гармонические сочетания цветов при смешении образуют серый цвет. Если смешать два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных по законам гармонизации, то должен получиться ровный серый цвет. Видимые в естественных условиях цвета, как правило, является результатом смешения спектральных цветов.

Механическое смешение цветов происходит при смешении красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в наборе. [5,с. 18]

 Таким образом, цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся ученики на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому.

Мы познакомились с теоретическими аспектами обучения основам цветоведения. Дали общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе, а также выявили сущность теоретические основы цветоведения.  Узнали три основных качества цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Определили: основные и составные цвета; что такое контраст, виды контрастов, что такое локальный цвет предмета, гармония цвета и  колорит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

Дипломная работа на тему:ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ………

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………………….81.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явл...

Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»

Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии.

В соответствии с новыми образовательными стандартами школы позиционируют себя, как адаптивные. Модное слово инклюзия-«включение» становится все более актуальным, и это справедливо, так как,...

Комплексное изучение темы "Страницы всемирной истории" в 4 классе на основе изучения краеведческого материала.

В статье рассказывается о комплексном изучении темы "Страницы всемирной истории" на примере конкретного объекта - Старооскольского железнодорожного узла....