Комплексное изучение темы "Страницы всемирной истории" в 4 классе на основе изучения краеведческого материала.
статья по окружающему миру (4 класс) на тему
В статье рассказывается о комплексном изучении темы "Страницы всемирной истории" на примере конкретного объекта - Старооскольского железнодорожного узла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ
«СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» В 4 КЛАССЕ
НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Одна из главных задач обучения в школе - воспитание чувства патриотизма, гордости, уважения к истории своей страны.
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса под редакцией А.А.Плешакова предусматривает раздел «Страницы Всемирной истории». Изучая материал данного раздела, обучающиеся должны усвоить следующие темы: «Какие технические новшества вошли в жизнь людей в XIX веке»; «Гражданская война»; «Великая война и Великая победа»; «Это наша с тобой биография».
Кроме знания основных фактов и событий по данным темам, программа предполагает знакомство с краеведческим материалом, отражающим роль и место жителей нашего края в гражданской и Великой Отечественной войнах, в послевоенном строительстве и техническом прогрессе.
Объём знаний учащихся 4-х классов по истории не велик, разрозненные факты и события из истории родного края не позволяют сформировать у десятилетних школьников целостное представление по изучаемому разделу. Наиболее эффективно его предполагается изучить комплексно на примере истории конкретного объекта – Старооскольского железнодорожного узла. Объединив краеведческий материал темой «Легенды стальных магистралей», предлагается:
- подготовить вводный урок на тему «История Старооскольской железной дороги: события, факты, люди»;
- совершить экскурсию в музей Старооскольской дистанции пути имени Морозова Бориса Александровича;
- провести визуальный осмотр техники, используемой на железной дороге;
- познакомиться с памятниками, установленными на территории железнодорожного узла в честь боевой и трудовой славы железнодорожников;
- совершить поездку по легендарной железной дороге «Старый Оскол – Ржава».
Данный краеведческий комплекс мероприятий преследует следующую цель: на примере жизни, ратной и трудовой деятельности старооскольских железнодорожников показать роль личности в истории страны.
Участие в выше изложенных мероприятиях позволило школьникам ответить на вопрос: «Какие технические средства вошли в жизнь людей в ХIХ веке?»
Одним из важнейших технических достижений этого периода являлись железные дороги. Старооскольская дистанция пути образовалась в 1897 году в ходе строительства железной дороги, связывающей Донбасс с центром России, по ходатайству старооскольских купцов.
Осмотр памятника паровозу, находящегося в парке железнодорожников, позволил ребятам наглядно увидеть первые Российские железнодорожные локомотивы. Экскурсия в музей имени Б.А.Морозова дала возможность проследить технический прогресс на железной дороге от «Кукушки» до электровоза.
Раскрывая тему «Гражданская война», используя краеведческий аспект, вновь обратимся к истории Старооскольской железной дороги.
Неувядаемую славу в годы гражданской войны заслужили бронепоезда. Этот
новый вид военной техники главным образом создавался руками железнодорожников в паровозных мастерских и депо.
Среди легендарных военных комиссаров бронепоездов известны Лихачёв Кузьма Васильевич, Майсюк Константин Самуилович.
Лихачёв К.В. всю гражданскую войну прошёл в составе броневых частей. В Великую Отечественную войну он был начальником штаба противовоздушной обороны Министерства морского флота СССР. Кузьма Лихачёв прожил яркую революционную жизнь. Его имя хорошо знают и помнят земляки-старооскольцы. Одна из улиц города носит его славное имя.
К. С. Майсюк во время гражданской войны он был назначен помощником командира бронепоезда, затем – военным комиссаром бронепоезда. За период службы в Красной Армии К.С. Майсюк награждён 7 правительственными наградами, в том числе орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Имя К.С. Майсюка увековечено на мемориальной доске, установленной на улице, названной в честь нашего славного земляка.
Посещение памятника железнодорожникам-участникам Великой Отечественной войны, позволило четвероклассникам узнать, что многие железнодорожники в годы Великой Отечественной войны воевали с фашистами на фронте.
Среди них Кучерявченко Кузьма Григорьевич, Филонов Павел Трофимович. Кучерявченко К. Г. в Великой Отечественной войне участвовал с первого дня. Он кавалер ордена Славы трёх степеней, награждён медалями «За отвагу» и «За оборону Москвы».
Филонов П. Т. участвовал в боях на Курской дуге. Прошёл дорогами войны до самого Берлина. В 1947 году Павел Филонов вернулся в Старый Оскол и поступил работать в паровозное депо. С тех пор записей о приёме на работу в его трудовой книжке больше не было, зато в разделе благодарностей и поощрений – их 199. Жизнь Павла Трофимовича Филонова – хороший пример для подражания подрастающему поколению. 1 февраля 2014 года ему исполнилось 90 лет.
Совершив экскурсию к памятной монументальной композиции строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава», школьники узнали историю строительства «дороги мужества», проехав по ней на поезде, прониклись благодарностью к женщинам, труженицам тыла.
Легендарные личности выстраивали историю железной дороги и в мирное время. В музее дистанции пути ученики познакомились с биографией одного из руководителей дистанции пути Бориса Александровича Морозова, впоследствии заместителя министра путей сообщения СССР, Лауреата Государственной премии, внесшего огромный вклад в становление и развитие железнодорожного узла. 8 января 2003 года главой администрации Белгородской области было издано Постановление №8 о присвоении Старооскольской дистанции пути имени Морозова Б.А.
Тему «Это наша с тобой биография» подтверждает деятельность сотрудников железнодорожного узла под руководством Почётного гражданина города Старый Оскол Гонтарева Василия Никитовича и Кудрявцева С.Г.
Выводы. Знакомство с основными событиями, происходившими в стране в XIX веке в период гражданской и Великой Отечественной войн на основе краеведческого материала при комплексном изучении конкретной темы позволит достичь поставленной цели.
Имена Лихачёва К.В., Майсюка К.С., Кучерявченко К.Г., Филонова П.Т., строителей железной дороги «Старый Оскол – Ржава», Морозова Б.А., Гонтарева В.Н., выдающихся людей Белгородчины, внесённых в Белгородскую энциклопедию, будут знакомы детям с раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Возможности краеведческого материала при изучении окружающего мира"
В реферате содержатся три основные главы:1. Теоретическая и практическая значимость изучения краеведения.2. Основные программно-содержательные направления краеведческих знаний по окружающему миру на п...
Опыт работы по организации межпредметных связей на основе литературного краеведческого материала в начальной школе
В статье представлены возможности сочетания краеведческого литературного потенциала с природоведческим и художественным в рамках уроков по Образовательной системе "Школа 2100". Приводятся фрагме...
Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала
Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме....
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство изучения краеведческого материала.
Квалификационная работа...
Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...
Интерактивные формы изучения краеведческого материала в начальной школе
Данная статья посвящена одной из актуальных тем современного образования – изучению краеведческого материала как основы формирования патриотизма у младших школьников. В статье рассматриваются на...
Статья "Интерактивные формы изучения краеведческого материала в начальной школе"
В статье рассматриваются направления, основные методы и формы усвоения знаний о родном крае. И предлагается наиболее эффективная система работы – интерактивное обучение, одним из видов кот...