№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата по плану |
предметные | метапредметные | личностные |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1 | Пейзаж родной земли | Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи. | Расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников- пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи; проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе. |
|
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик».
| Расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.
|
|
3 | Конструкция и украшения русской деревянной избы | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Различные виды изб. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования – конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. |
|
4 | Деревня – деревянный мир | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах.
| Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. |
|
5 | Красота человека. Русская красавица | Образ женской и мужской красоты. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский и мужской праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира; украшения и их значение; образ русского человека в произведениях искусства.
| Расширяют свои представления о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получают возможность продолжить учиться: использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы .
|
|
6 | Образ русского человека в произведениях художников | У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека в произведениях искусства.
| Расширяют свои представления о культуре Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте русского народного костюма. |
|
7 | Календарные праздники | Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Образ народного праздника в изобразительном искусстве.
| Расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев. |
|
8 | Народные праздники | История и традиции ярмарочных гуляний родного города. Ярмарка – место главных развлечений и место для встреч.
| Расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев. |
|
Древне города нашей земли (7 ч) |
9 | Родной угол | Значение выбора места для постройки города. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; учатся понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.
|
|
10 | Древние соборы | Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Арка. Свод. Закомары. Глава. Купол. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
| Расширяют свои представления об истории архитектуры России; получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; усваивают суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте древнерусской храмовой архитектуры. |
|
11 | Города Русской земли | Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли "в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. | Расширяют свои представления о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города.
| Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. |
|
12 | Древнерусские воины-защитники | Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника В. М. Васнецова. Цвет в одежде и символические значения орнаментов.
| Расширяют свои представления об истории искусства России; усваивают суть понятий «графика», «декор», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа древнерусского воина. |
|
13 | Золотое кольцо России | «Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и другие города. Знакомство со своеобразием древних русских городов.
| Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; усваивают суть понятий «Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси. |
|
14 | Узорочье теремов | Образы теремной архитектуры. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность и цветовое богатство украшений. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. |
|
15 | Праздничный пир в теремных палатах | Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «компо-зиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. |
|
Каждый народ – художник (11 ч) |
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры | Художественная культура Японии. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». | Расширяют свои представления о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников- пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| имеют мотивацию к учебной дея- тельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии
|
|
17 | Искусство оригами | Характеризовать образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Называть характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полу-объёме бумажной куклы в кимоно). | Расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства древней Японии. |
|
18 | Образ человека, характер в японской культуре | Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты в древней Японии?
| Расширяют свои представления о культуре Японии; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве древней Японии. |
|
19 | Народы гор и степей | Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.
| Расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи. |
|
20 | Юрта как произведение архитектуры | Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
| Расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живо-писи. |
|
21 | Города в пустыне | Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент. | Расширяют свои представления о красоте города в пустыне Самарканда; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с архитектурой Востока, ее декором. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии. |
|
22 | Древняя Эллада | Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древне-греческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. | Расширяют свои представления об архитектуре Древней Греции, роли пропорций в образе построек, соотношении основных про-порций фигуры человека; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции. |
|
23 | Олимпийские игры | В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древне-греческие скульпторы и их творения.
| Расширяют свои представления об архитектуре; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте скульптуры и вазописи Греции. |
|
24 | Средневековый город | Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения.
| Расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья. |
|
25 | Образ готического храма в средневековом городе | Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. Литературное описание архитектурных особенностей готического собора.
| Расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья. |
|
26 | Многообразие художественных культур в мире | Итог – не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров. Художественные культуры мира – это пространственно- предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Понимание разности творческой работы в разных культурах. | Расширяют свои представления о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран.
|
|
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27 | Тема материнства в искусстве | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в литературе и в музыке.
| Расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; усваивают суть понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников- портретистов; изображают образ мамы. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве. |
|
28 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения. | Расширяют свои представления о жанрах в изобразительном искусстве; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к отображению женского образа в искусстве. |
|
29 | Мудрость старости | День пожилого человека. Есть красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости, старости в произведениях искусства. | Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи. |
|
30 | Сопереживание. Дорогою добра | Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали и сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей. | Расширяют свои представления об анималистическом жанре; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде, отраженной в произведениях искусства. |
|
31 | Герои-защитники | В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов.
| Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи. |
|
32 | Героическая тема в искусстве разных народов | В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты, имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. | Расширяют свои представления о скульптуре; знакомятся с творчеством выдающихся художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи. |
|
33 | Юность и надежда | Тема детства, юности в искусстве, детская тема в творчестве художников разных исторических периодов (В. Тропинин, А. Шилов, З.Серебрякова). В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. | Расширяют свои представления о жанре «портрет»; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи. |
|
34 | Искусство народов мира (обобщение материала) | Роль искусства в жизни человека. Вечные темы в искусстве. Многообразие образов красоты. | Расширяют свои представления о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год.
| Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран. |
|