Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2011. 2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011. 3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : методическое пособие. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_2_klass.docx | 77.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2011.
2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : методическое пособие. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане во 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего не более 34 часов (34 учебные недели). В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме ниже.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России, в том числе с Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (ор-наменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры).
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, про-странства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ 2 КЛАСС4
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхов-майданской игрушки;
способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
правила безопасности при работе ручными инструментами;
значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше – мельче и выше);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы, петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ5
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса.
Во 2 «б» классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Тематическое планирование по изобразительному искусству | ||||||||
№ | Тема урока | Основные виды деятельности уч-ся | Универсальные учебные действия Планируемые результаты освоения материала | Дата | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||
1 | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства | Уметь организовывать свое рабочее место | Р: контролировать свою деятельность по ориентированию в альбоме; П: освоение знаний о содержании предмета «Изобразительное искусство», К: уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы. | Л:понимать значимость предмета «Изобразительное искусство» в жизни; умеют обосновывать свой ответ. | 3.09 | ||
2 | Осеннее многоцветие земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. | Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладеть на практике основами цветоведения. | Применят ь способы смешивания акварельных красок для получения разных оттенков | Р: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. П: систематизирование знаний о материалах и инструментах, освоение способов организации рабочего места. К: уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации. | Л: понимать значимость организации рабочего места и соблюдения правил безопасности. | 10.09 | ||
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии между человеком с окружающим миром. | Уметь передавать в Рисунке симметричную форму, общее строение | Р: планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу. П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. К: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками. | Л: адекватно реагируют на оценку работы учителем, сверстниками | 17.09 | ||
4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства , пробуждающих чувства печали,сострадания, радости, героизма, бескорыстия. Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. | Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы орнамента | Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. П: использование знаковосимволических средств представления информации. К: слушать учителя, задавать вопросы. | Л:овладевать культурой общения и поведения | 01.10 | ||
5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. | Изображать предметы разной формы ,использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке | Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. П: соотнесение связи человека с природой и предметным миром. К: уметь слушать и вступать в диалог. | Л: бережное отношение к природе. Интерес к отдельным видам предметнопрактической деятельности | 8.10 | ||
6 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт. | Понимать смысл знаков образов народного искусства и знаково-символический язык декоративноприкладного искусства. Использовать стилизацию форм для создания орнамента | Знать о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций | Р: оценивать качество и уровень усвоения знаний. П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. К: уметь слушать учителя и сверстников и вступать с ними в диалог. | Л: иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать,анализировать, выделять главное, обобщать; | 15.10 | ||
7 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. | Моделировать с помощью трансформации природных форм образы объектов природы. Обобщать в рисунке природные формы , выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. | Уметь решать художественно трудовые задачи при моделировании | Р: оценивать свои действия. П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме о разных видах деятельности человека. К: уметь участвовать в учебном диалоге, слушать и воспринимать ответы. | Л:сформированность эстетических чувств,художествено-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; | 22.10 | ||
8 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | Откликаться эмоционально на красоту народных праздников , сцен быта и труда народа, выражать свое отношение к ним в собственной художественно- творческой деятельности. | Уметь верно передавать общее строение и цвет предметов | Р: анализировать, обобщать. П: отстаивание своей позиции, обобщение известной информации. К: уметь слушать учителя и сверстников. | Л:оценивают свою работу, принимают и осваивают роль обучающегося | 29.10 | ||
9 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Видеть и воспринимать красоту пейзажей разных географических широт | Знать особенности работы акварельными и гуашевыми красками | Р: пошагово выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. П: принятие учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении практической работы. К: уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников. | Л:сформированность эстетических потребностей- потребностей в общении с искусством, природой. | 12.11 | ||
10 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от музыкального или литературного произведения. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. | Знать особенности материал ов(краски , пастель, тушь) | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата П: анализ объектов с целью выделения признаков. К: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Л: понимать значимость растений и бережно относятся к ним, проявляют интерес и уважение к труду. | 19.11 | ||
11 | Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии. | Овладеть на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. | Уметь выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями | Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: осуществление поиска нужной информации, К: уметь слушать друг друга, понимать позицию партнёра, контролировать свои действия при совместной деятельности. | Л: проявлять положительно е отношение к предмету, предметнопрактической деятельности, соблюдают гигиену учебного труда и организовывают рабочее место. | 26.11 | ||
12 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Проектировать и создавать простые предметы быта, украшения для интерьера | Знать особенности орнаментальных мотивов гжельской керамики | Р: планировать свою деятельность, адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер выполненного действия. П: осуществление поиска информации (в учебнике, по воспроизведению в памяти примеров из личного опыта). К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Л:понимать роль трудовой деятельности в развитии общества. | 3.12 | ||
13 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. | Изображать предметы разной формы ,использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. | Знать отдельные произведения народных мастеров | Р: действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. П: составление осознанных речевых высказываний в устной форме, умение выполнять поиск информации. К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество (проектная деятельность) | Л: иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | 10.12 | ||
14 | Маска, кто ты? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. | Создавать сюжетные композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике объемнопространственных композиций. Иметь представление о творчестве русских и зарубежных художников. | Уметь организовывать рабочее место. Пользоваться кистью, ножницами | Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. П: осмысление информации, осуществление её поиска в учебнике, анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений. К: уметь слушать речь учителя, адресованную всему классу, не перебивать высказывания других людей | Л: имеют желание выполнять учебные действия, проявляют интерес к отдельным видам предметнопрактической деятельности. | 17.12 | ||
15 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. | Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель)для своего рисунка. | Знать цвета солнечного спектра в пределах наборов красок | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. П:расширение пространственных представлений, создание объёмных изделий. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Л:ориентируются на оценку результатов собственной предметно практической деятельности. | 24.12 | ||
16 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорция. Симметрия, ритм. | Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, предметах быта наиболее ярких культур. | Уметь правильно выбирать величину и расположение изображения | Р: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. П: представление о культуре поведения за столом; отнесение предметов к группе на основе заданного признака. К: уметь сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёров. | Л: проявляют положительно е отношение к занятиям предметнопрактической деятельность ю. | 14.01 | ||
17 | Измени яркий цвет белилами. Зимний пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. | Знать особенности работы с гуашевыми красками | Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что ещё подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения. П: осознанное построение речевых высказываний в устной форме, ответы на вопросы учителя по теме, выполнение анализа объектов с целью выделения признаков. К: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Л:понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности. | 21.01 | ||
18 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. | Уметь учитывать в рисунке особенно с изображеня ближних и дальних предметов | Р: последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. П: анализ изделия с целью выделения признаков, владение технологическими приёмами ручной обработки материалов. К: уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации. | Л:ориентируются на оценку результатов собственной предметно практической деятельности | 28.01 | ||
19 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, архитектурным постройкам. | Знать о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи | Р: последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану. П: анализ объектов с целью выделения признаков, творческое отношение к работе, изменение дизайна, добавление украшающих деталей. К: уметь договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности. | Л:иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; | 4.02 | ||
20 | Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок | Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в предметах быта нескольких наиболее ярких культур. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. | Знать разнообразие средства выразительности, используемые в создании рисунка | Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение сравнивать свойства материалов, К: вступать в коллективное научное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения. | Л:сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; | 11.02 | ||
21 | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей-защитников земли Русской в искусстве. | Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании образа воина. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | Уметь правильно выбирать величину и расположение изображения | Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы. П: владение умениями строить рассуждения, обращаясь к известным понятиям, анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков. К: умеют воспринимать речь учителя, строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог. | Л: относятся с вниманием к внешнему виду, ориентируютс я на оценку результатов собственной предметнопрактической деятельности. | 18.02 | ||
22 | А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | Сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии; | Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы орнамента | Р: последовательно выполнять работу, контролируя свою деятельность по готовому плану и сравнивая изделие с образцом. П: составление диалога в соответствии с заданной ситуацией, работа с соблюдением последовательности технологических операций. К: уметь высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Л: имеют мотивацию к учебной деятельности, адекватно оценивают свою работу, владеют культурой поведения и общения. | 25.02 | ||
23 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | Изображать многофигурные сцены. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. | Знать отдельные произведения художников | Р: планировать и последовательно выполнять работу. П: проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. К: уметь слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения. | Л:сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,нблюдатеьности и фантазии; | 3.03 | ||
24 | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. | Различать разнообразие форм предметного мира. Использовать стилизацию форм для создания орнамента | Уметь выполнят ь наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями | Р: анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. П: иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; К: уметь обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения | Л:сформированность эстетических потребностей- потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающем у миру. | 10.03 | ||
25 | Натюрморт из предметов старинного русского быта. Композиция: расположение предметов на плоскости | Иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; | Уметь применять основные средства выразительности в рисунке с натуры | Р: составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод. П: иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, не перебивать товарища. | Л:проявлять интерес к окружающем у миру. | 17.03 | ||
26 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа | Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. | Знать особенности материалов (краски, пастель, тушь, уголь) | Р: самостоятельно выполнять работу, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. П: осуществление поиска информации в учебнике, формулирование ответов на вопросы учителя. К: уметь высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Л:самоорганизовываются с целью решения учебных задач, владеют культурой поведения и общения. | 31.10 | ||
27 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. | Формирование эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии; Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | Уметь учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов | Р: анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. П: иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; К: умеют воспринимать речь учителя, строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог. | Л: интерес к отдельным видам предметно практической деятельности | 7.04 | ||
28 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | Изображать предметы разной формы ,использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. | Знать цвета солнечного спектра в пределах наборов красок | Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального изделия. П: осуществление поиска информации, самостоятельное предположение, какая информация для решения учебной задачи. К: уметь задавать вопросы на понимание и уточнение, допускать существование различных точек зрения. | Л: понимать, что охрана природы – это дело каждого человека, соблюдать основные моральные нормы поведения. | 14.04 | ||
29 | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация. | Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды, по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России. | Знать о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций | Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального изделия. П: владение логическими действиями сравнения, анализа. К: уметь содержательно и бесконфликтно участвовать в совместной учебной работе с одноклассниками в относительной автономии от учителя. | Л: адекватно реагируют в проявлениях эмоционально -оценочного отношения к сверстникам. | 21.04 | ||
30 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | Откликаться эмоционально на красоту народных праздников , сцен быта и труда народа, выражать свое отношение к ним в собственной художественно творческой деятельности. | Знать о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи | Р: ориентироваться в информационном пространстве. П: понимание заданного вопроса; в соответствии с ним построение ответа в устной форме. К: уметь высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы | Л: действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий. | 28.04 | ||
31 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | Понимать значимость растений и бережно относятся к ним, проявляют интерес и уважение к труду. | Знать разнообразие средства выразительности, используемые в создании рисунка | Р: ориентироваться в информационном пространстве. П: получение и сохранение информации в знаковой форме. К: уметь обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения. | Л:ориентируются на оценку результатов собственной предметно практической деятельности. | 5.05 | ||
32 | Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму. | Использовать прием трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. Изображать в объеме выразительные образы человека, животного | Уметь правильно выбирать величину и расположение изображения | Р: ориентироваться в информационном пространстве, понимать смысл инструкции учителя, принимать учебную задачу. П: осуществление поиска и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: уметь содержательно и бесконфликтно участвовать в современной учебной работе с одноклассниками в относительной автономии от учителя. | Л:понимать значимость животных, осознают необходимость бережного отношения к природе. | 12.05 | ||
33 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Промежуточная аттестация. | Использовать изображение в живописи , графике, аппликации сказочных образов народной культуры. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | Уметь выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями | Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению осознавать качество и уровень усвоения. П:проведение анализа изделия с выделением существенных признаков. К: уметь обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения. | Л: иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; | 19.05 | ||
34 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Доброе дело само себя хвалит. | Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать и умением сравнивать, анализировать, соотносить произведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию | Знать отдельные произведения народных мастеров | Р: анализировать изделие, составлять план, контролировать качество своей работы. П: иметь творческое видение с позиций художника, т.е. выделять главное, обобщать; К: умеют воспринимать речь учителя, строить понятные речевые высказывания, вступать в учебный диалог. | Л: проявлять интерес к окружающем у миру. | 26.05 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет.org. Живое пространство образования. – Режим доступа : http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
4. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом. К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в. А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком..; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве».
Тест по изобразительному искусству для учащихся 2 классов
- Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства?
а) графика
б) скульптура
в) кино
г) живопись
- Сколько цветов можно выделить в радуге?
а) 5
б) 7
в) 9
г) 13
- К какому жанру относится изображение птиц и животных?
а) пейзаж
б) бытовой
в) анималистический
г) натюрморт
- Во сколько раз высота головы человека меньше длины его тела?
а) в 5
б) в 6
в) в 7
г) в 9
- Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого стекла (смальты)?
а) аппликация
б) мозаика
в) гравюра
г) репродукция
- Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к ...
а) графике
б) живописи
в) орнаменту
г) рельефу
- Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют.
а) основными
б) составными
в) тёплыми
г) холодными
- Какой из перечисленных цветов не является основным?
а) жёлтый
б) красный
в) синий
г) зелёный
- Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть.
а) мольберт
б) палитра
в) пастель
г) акварель
- Что определяют как строительное искусство, зодчество, искусство проектировать?
а) архитектура
б) интерьер
в) графика
г) композиция
11. В какой росписи используются только белая и синяя краски?
а) Хохломская
б) Городецкая
в) Гжель
г) Дымковская
12. Картины, изображающие, различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы.
а) пейзаж
б) портрет
в) этюд
г) натюрморт
13. Живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов - это...
а) орнамент
б) репродукция
в) аппликация
г) колорит
14. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?
а) красный и коричневый
б) красный и синий
в) красный и чёрный
г) синий и коричневый
15. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего свет и встроенного в оконный проём?
а) живопись
б) витраж
в) мозаика
г)скульптура
Критерии оценивания практических работ учащихся.
Отметка | Комментарий |
«2» | Учащийся не владеет изученными материалами и техниками, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет рисунок по образцу с серьезными нарушениями технологии. |
«3» | Минимальные знания о материалах и техниках, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небрежно. |
«4» | Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и техниках, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями от канонов в использовании материалов, в аккуратности исполнения. |
«5» | Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и техниках, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...