Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Лекарева Любовь Евгеньевна

Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx71.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение -

основная  общеобразовательная  школа  №7 имени генерал- лейтенанта Л. В. Козлова

города  Петровска  Саратовской  области

«Принято»

Руководитель МО

________ /Молчанова О.В./

               ФИО

Протокол № ___ от «_____»

_________________20 ___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ ООШ № 7

___________/Филянина О. А. /

                    ФИО

 «_____»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ № 7

_____________/Еремкина И.В./

                 ФИО

Приказ № _______

от «____»_____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Лекаревой Любови Евгеньевны,

учителя  начальных  классов,

 I квалификационной  категории

Ф.И.О., категория

по  предмету  «Изобразительное  искусство» (2 класс)

Предмет, класс и т.п.

Принято  на заседании

педагогического совета

протокол от _______20 __ г.

№ ______

2015- 2016 учебный год


Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская).

Общая характеристика учебного предмета. 

         Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

 Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития   ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также  педагогические подходы и методологические основания программы  опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования  «Институт художественного образования» Б.П.Юсовым.

      Данная программа учитывает передовой опыт современных  направлений педагогики искусства в области художественного  образования школьников, научно-методические концепции, технологии  обучения, а также изменения культурного пространства России,  появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

        Современный уровень социокультурного развития общества  диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик  становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных  программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих  полихудожественное развитие школьников.

         Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе  является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личности, воспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;  нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;

•  развитие  творческого потенциала ребенка в условиях активизации  воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие желания привносить в окружающую  действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной

деятельности;

•  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

•   овладение  выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;

•  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития  дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,  восприятия разных видов искусства.

      В основу содержания программы положен принцип целостности:

систематическое развитие у школьников способности восприятия и  порождения художественного образа и его посильного отражения в  собственных художественных работах. Программа опирается на  художественную специфику реалистического искусства, выраженную в  понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация  системного подхода в обучении просматривается через обобщающие  направления.      

Методической основой преподавания изобразительного искусства  является:

•   опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

•   процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

•   проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

•   активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

         При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

  1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
  2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

Природосообразные технологии

  1. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании. 

          Новизна  разработанных  требований  в  соответствии  с  ФГОС  предполагает  приоритет  системно-деятельностного  подхода  к  процессу  обучения,  что  определяет  не  только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.

  Место  изобразительного  искусства  в  учебном  плане.

          В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  34  учебные  недели).  

Планируемые результаты  освоения  курса.

    Личностные результаты освоения   программы по изобразительному искусству.

У второклассника продолжится:

1) формирование понятия и представления о национальной  культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное  наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам  разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация  воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей,  эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и  произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,  сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой  деятельности; развитие желания привносить  в  окружающую  действительность  красоту; развитие  навыков сотрудничества в  художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения  программы по изобразительному искусству.

У второклассника продолжится:

1) освоение способов решения проблем поискового характера;  развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала  личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать  творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности  откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении,  формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в  природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в  действительности и искусстве, а также к собственной творческой  деятельности;

4) активное использование  речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных  технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных  задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и  представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать  и переносить информацию с одного вида художественной деятельности   на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его  истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование  понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона;  представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия  мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия  произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к  народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде  (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи  каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он  находится.

Предметные результаты освоения программы по изобразительному  искусству.

 У второклассника продолжится:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному  творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить  произведения изобразительного и других видов искусства;

2)развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном  искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих  работах;

3) развитие коммуникативного и художественно-образного  мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4)воспитание  проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и  воображения детей;

5)формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых  фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6)формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка  пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного  искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое  отношение к художественному произведению; использование  изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании  театрализованных композиций, художественных событий, импровизации  по мотивам разных видов искусства.

8)формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Планируемые  результаты  обучения

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

•  различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.  О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

            Ключевой  задачей  при  реализации  данной  программы  будет  являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально  в  учебно-воспитательном  процессе  и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

            Особое внимание при  реализации  данной  рабочей  программы  будет  уделено  формированию  проектного  мышления  как  ключевой  компетентности.  Ввиду  этого  в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  (5 часов)

           Нацеленность  обучения  на  ИКТ  также  отражена  в  календарно-тематическом  планировании.  (12 часов)   ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.

Учебно – тематический план

по  изобразительному  искусству

№ п/п

Четверть

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая

часть

1

I- II

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)

17

-

17

2

III

Развитие фантазии и воображения

11

-

11

3

IV

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

-

6

Итого

34

-

34

Содержание  тем  учебного  курса

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение

Работа на плоскости
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур.

2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

3. Зависимость цветовой гаммы от темы

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры.

9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)

Работа в объёме и пространстве

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты.

12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект.

Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.

13. Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная композиция

Замечать и передавать своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику.

14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования.

15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладная деятельность
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.

Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация.

16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.
Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.
Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.

Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять задания в технике компьютерной графики.

Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок.

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения

Работа на плоскости
Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать свои былины.
Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях.

3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.

Передавать в работе волшебство сказки.

4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте

Работа в объёме и пространстве
Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.
Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола.

5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе.

6. Создание икебаны с использованием природных материалов

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах.

7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев.

8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов

Декоративно-прикладная деятельность
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении

9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы.

10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.
Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом.

11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

Понимать и передавать свои впечатления  (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира.

2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.
Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни

3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых).

4. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования

Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.

5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.
Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить  общее в их работе.

Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника».


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

проведения

Тема (раздела) урока

Количество

часов

Характеристика  деятельности  обучающихся (основные учебные  умения  и действия)

Исполь

зование

ИКТ

Проектная

деятельность

на  уроке

план

факт

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)» (16 часов)

1

Работа  на  плоскости. «Заколдованный лес»

1

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур.

+

2

Работа  на  плоскости. Единичное и общее в искусстве: предмет в среде. Передача впечатления, полученного на прогулке  с  помощью  цветовых и графических композиций.

1

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения.

3

Работа  на  плоскости. Тёплая  и холодная  цветовые  гаммы. «На верблюдах по пустыне»

1

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению

+

4

Работа  на  плоскости. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры.

1

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

+

5

Работа  на  плоскости. Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина.

1

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

6

Работа  на  плоскости. Открытое  и  закрытое  пространство. Путешествие и его маршрут со всеми подробностями.

1

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

7

Работа  на  плоскости.  В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Пейзаж  днём и вечером.

1

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

+

8

Работа  на  плоскости. Освоение человеком пространства земли.  «Дом и окружающий его мир природы»

1

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры.

9

Урок-проект. Работа  на  плоскости.  Внешняя и внутренняя  форма  здания «Игры на полу»

1

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

Проект  «Игры  на  полу»

10

Работа  на  плоскости. Изображение по памяти и наблюдению. «После дождя» (цвет неба, радуги, травы, земли, цветов, воздуха)

1

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

+

11

Урок-проект. Работа в объёме и пространстве. Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната  Мальвины»

1

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты.

Проект  «Комната  Мальвины»

12

Урок-проект. Работа в объёме и пространстве. Объёмно-пространственная композиция  с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки.

1

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.

Проект  «Детская  площадка»

13

Урок-проект.  Работа  в  объёме  и  пространстве. Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. «Наша улица»

1

Замечать и передавать своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику.

Проект  «Наша  улица»

14

Работа  в  объёме  и  пространстве. Композиция  по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования.

+

15

Декоративно-прикладная деятельность. Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. «Заколдованный лес».  Декоративная роспись.

1

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация.

16

Декоративно-прикладная деятельность. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме . «Платок для царевны Несмеяны»

1

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.
Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.
Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.

Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

17

Декоративно-прикладная деятельность. Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. «Как петушок стал пряником»

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок.

+

Раздел «Развитие фантазии и воображения» (11 часов)

18

Работа  на  плоскости. Создание  композиции  по  описанию «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?»

1

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

19

Работа  на  плоскости. Сюжетные  композиции  по  мотивам  сказок,  литературных  произведений. «Былины и сказки сегодня».

1

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать свои былины.
Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях.

+

20

Работа  на  плоскости. Сюжетные композиции  на  передачу  настроения,  созданного  чтением  сказки  «Дюймовочка»

1

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки Х.-К. Андерсена, отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.  Передавать в работе волшебство сказки.

+

21

Работа  в  объёме  и  пространстве. Создание коллективной  объёмно-пространственной композиции  по  литературным  произведениям. «Открытый мной мир»

1

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.
Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола.

22

Работа  в  объёме  и  пространстве. Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. «День рождения»

1

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе.

23

Работа  в  объёме  и  пространстве. Создание необычной композиции из обычных предметов. «Сказочный букет  мамы»

1

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах.

24

Работа  в  объёме  и  пространстве. Работа с природным материалом. «Сад в моей сказке»

1

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев.

25

Декоративно-прикладная деятельность.  Освоение бумажной пластики и работы с готовыми формами при создании объёмной композиции. «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну»

1

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

26

Декоративно-прикладная  деятельность. Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки.

1

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы.

27

Декоративно-прикладная  деятельность. Создание карты местности. «Заветные тропинки»

1

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом.

28

Декоративно-прикладная  деятельность. Упражнения на цветовое восприятие звука. «Рисуем музыку разными цветами»

1

Понимать и передавать свои впечатления  (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр.

Раздел «Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)» (6 часов)

29

Урок-проект. Декоративно-прикладная  деятельность. Знакомство с архитектурой своего города.

Коллективный проект «Архитектура моего города»

1

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира.

Проект  «Архитектура  моего  города»

30

Средства художественной выразительности. Встреча с художником (по видео- и киноматериалам).

1

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла. Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.

+

31

Работа  на  плоскости. Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета.

1

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых).

32

Работа  на  плоскости. Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта.

1

Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.

+

33

Декоративно-прикладная  деятельность. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

1

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

+

34

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем .

1

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.
Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить
общее в их работе.
Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника».

ИТОГО:

34

12

5


Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект:

 Изобразительное  искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.- 2изд., доработ. – М.: Вентана-Граф, 2012.

 Изобразительное  искусство: 2 класс: рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Электронный учебно-методический комплект:

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

 

Электронные  образовательные  ресурсы:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

Портал «Музеи России» http://www.museum.ru 

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

Список  литературы  

  1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
  3. Примерные программы начального  общего  образования. В 2 ч. – М.: Просвещение,  2008.
  4. Л.Г.Савенкова  Изобразительное  искусство: интегрированная  программа : 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд.,  перераб. – М. : Вентана-Граф, 2012.

     5.   Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое  пособие

            для учителя.   2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

  1. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Органайзер для  учителя.    Методические разработки уроков. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

Сайты:

http://www.standart.edu.ru

http://www.vgf.ru

Ценностные  ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

     В основе учебников лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности:

1. Духовное возвышение ребенка. 

        Необходимость воспитания  учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских  переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные  чувства, связанные с искусством и творческими достижениями

художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие

родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на  возвышенные стимулы жизни.

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

       Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство  радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что  выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего  влияния художественных знаний.

3. Живое общение с искусством. 

      Необходимо активно внедрять в  учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и  участниками живого формообразования в художественном событии,  которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по  возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

        Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и

звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном  приложении  к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

       Региональный  компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности,

которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.  Возникает возможность отражать феномен живой художественной  культуры региона в педагогике искусства.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

       Полихудожественный подход и интегрированные формы организации  занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим  педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к  искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку  художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся  почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике,  развивает умение переносить художественный образ одного искусства на  язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно  планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов  художественной деятельности детей.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко  односторонни и разрознены, основываются на механическом  запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут

сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка  должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и  сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития  других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания,  моторной памяти.

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

       Педагогический  процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение  детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей

каждой художественной деятельности, поскольку в реальной  художественной практике существует три стороны:

1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные  

     на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;

2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и  индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности,  живого внимания и тонкой наблюдательности;

3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в  историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии  культуры».

9. Активное творчество самих детей. 

          В начальной школе ученик в  первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации,  зритель, наблюдатель, деятель.

Приложения к программе

Критерии оценивания по изобразительному искусству

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учетом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех. Пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. На уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то свое. Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном. эмоциональном. нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в нее каждого отдельного ученика. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется « методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного ровня и его превышение. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- «удовлетворительно/ неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично»- оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов. Оценка достижения этих результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство». В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).  Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений. 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...