ПРОГРАММА ПО ИЗО 2 КЛАСС.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ;
- Областной закон «Об образовании» в Ростовской области;
- Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству-2010 г.;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 год);
- Приказ Минобразования России от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 -2015 учебный год»;
- Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».
Цели курса:
1.воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
2.развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
3.освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
4.овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
1.совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
3.формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка. Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культурно-созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которрые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•формирует эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• формирует эстетические потребности (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формируют первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• формируют основу художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета "Изобразительное искусство" у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
В результате изучения программы учащиеся:
-осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
-развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
-осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
-приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
-учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
-овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
-приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
-приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
-приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
-приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится:
- часа в год по плану (в связи с выпадением на праздничные дни 23.02, 09.03, 04.05. 11.05 2015 года)
Прохождение программного материала за счёт уплотнения тем.
32 часа фактически в год
1 час в неделю
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 8 часов
4 четверть – 7 часов
1.Как и чем работают художник?- 8 час.
2.Реальность и фантазия – 7 час.
3.О чём говорит искусство - 11 час.
4.Как говорит искусство – 6 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культурно-созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Чем и как работают художники (8 ч)
Основная задача - знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветие мира
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски.
Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.
Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.
Пять красок - все богатство цвета и тона
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы белой бумаги.
Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях: гроза, буря и т. д. - И произведения художников (Н. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели - учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
Материалы: пастель или мелки, акварель, бумага белая или серая суровая (оберточная).
Зрительный ряд: наблюдение природы; слайды осеннего леса и произведения художников на эту тему.
Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Осень» (из цикла «Времена года»).
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Выразительные возможности аппликации
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно по памяти и впечатлению).
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.
Зрительный ряд: живые листья; слайды видов осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.
Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь».
Литературный ряд: Ф. Тютчев. «Листья».
Выразительные возможности графических материалов Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Материалы: тушь (черная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.
Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.
Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
Литературный ряд: М. Пришвин. «Рассказы о природе».
Выразительность материалов для работы в объеме Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в природе: корни, камни; слайды животных и скульптурные произведения; мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В. Ватагина.
Литературный ряд: В. Бианки. «Рассказы о животных».
Выразительные возможности бумаги
Освоение приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению. При наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами.
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты прошлого года, выполненные учащимися; показ приемов работы с бумагой.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы.
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Материалы: гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.
Зрительный ряд: произведения искусства; фотографии с изображением птиц и зверей.
Изображение и фантазия
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей.
Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной).
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.
Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе.
Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Материалы: уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.
Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденной глазами художника.
Украшение и фантазия
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения.
Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги.
Материалы: любой графический материал (один-два цвета). Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и др.
Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций - сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей). Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира.
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи, природных конструкций и форм.
Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию; слайды работ и проектов архитекторов (Ле Корбюзье, Гауди); ученические работы прошлых лет.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)
Взаимодействие трех видов художественной деятельности.
Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно.
Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, маленькие кисти. Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.
О чём говорит искусство (11 ч)
Выражение характера изображаемых животных Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), бумага. Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам.
Литературный ряд: русские народные сказки; Д. Р. Киплинг. «Маугли».
Музыкальный ряд: «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказkа О царе Салтане ... » А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
Материалы: гуашь (ограниченная палитра), обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина и др.
Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане ... » А. Пушкина, отрывки из былин.
Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка О царе Салтане».
Выражение характера человека в изображении; женский образ Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и Баба-Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие - злых персонажей.
Материалы: гуашь или пастель (мелки), цветная бумага (для фона).
Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Вру-
беля, И. Билибина.
Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане ... » А. Пушкина.
Образ человека и его характер, выраженные в объеме Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, Баба-Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Зрительный ряд: слайды скульптурных произведений С. Коненкова, Л. Голубкиной, керамики М. Врубеля, средневековой европейской скульптуры.
Изображение при роды в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, крупные кисти, бумага.
Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы, или слайды картин художников, изображающих разные состояния моря.
Музыкальный ряд: «Садко», «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова или «Море» М. Чюрлёниса.
Литературный ряд: «Сказка о царе Салтане ... », «Сказка О рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Выражение характера человека через украшение
Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она (например, смелый воин-защитник или злой воин). Разными будут украшения у Царевны Лебеди и Бабы-Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги.
Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев женских костюмов.
Выражение намерений через украшение
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Материалы: гуашь, кисти, клей, склеенные листы или обои, заготовки из белой бумаги одинаковых корабликов.
Зрительный ряд: слайды картин Н. Рериха, иллюстрации И. Билибина; произведения народного искусства.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы).
Три Брата-Мастера совместно с детьми (группами) выполняют несколько панно, где с помощью аппликации и живописи создают мир нескольких сказочных героев - добрых и злых (например, терем Царевны-Лебеди, дом Бабы Яги, изба богатыря и т. д.).
На панно создаются дом (наклейками), фон-пейзаж как образная среда и фигура - образ хозяина дома. Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.
Обобщение может быть завершено выставкой работ, сделанных ранее, ее обсуждением совместно с родителями. К обсуждению должны быть подготовлены группы «экскурсоводов». Педагогом для этого могут быть использованы дополнительные часы. Выставка и представление ее родителям (зрителям) должны стать событием для учащихся, их близких, должны способствовать закреплению в сознании детей важнейшего значения этой темы.
Как говорит искусство (6 ч)
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как, чем?»
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета, «Борьба» теплого и холодного
Изображение угасающего костра - «борьба» тепла и холода.
Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер' изображается как бы сверху (работа по памяти и впечатлению). «Перо жар-птицы»: краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются.
Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению.
Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета, Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Умение наблюдать «борьбу» цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению).
Если есть дополнительные уроки, их можно посвятить созданию работ на сюжеты «теплого царства» («Солнечный город»), «холодного царства» («Снежная королева»), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; методические пособия по цветоведению.
Музыкальный ряд: Э. Григ. «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»).
Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихи С. Есенина о весне.
Линия как средство выражения: ритм линий Изображение весенних ручьев.
Материалы: пастель или цветные мелки.
Музыкальный ряд: А. Аренский. «Лесной ручей», «Прелюдия»; Э. Григ. «Весной».
Литературный ряд: М. Пришвин. «Лесной ручей».
Линия как средство выражения: характер линий Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти) - нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.
Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки; слайды с изображением веток.
Литературный ряд: японские трехстишия.
Ритм пятен как средство выражения
Элементарные знания о композиции. ОТ изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.
Материалы: гуашь, белая и цветная бумага, ножницы, клей. Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
Пропорции выражают характер
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, картон.
Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды, иллюстрации книг, игрушка).
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности (обобщение темы)
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему «Весна»; слайды веток, весенних мотивов.
Обобщающий урок года
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Раздел | Тема | Характеристика основных видов деятельности ученика (УУД) | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||
1 | Как и чем работает художник? (8ч) | 1.Три основных цвета «Цветочная поляна» 2.Белая и черная краски «Радуга на грозовом небе» 3.Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес» 4.Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад - коврик аппликаций 5.Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса» 6. Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу». 7. Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка» для вылепленных зверей. 8. Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Изображение ночного праздничного города. | • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; •формирует эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • формирует эстетические потребности (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; •развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; •развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | формируют первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; • формируют основу художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; •овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; • понимание образной природы искусства; • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; • понимание образной природы искусства; • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; •овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; •использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; •овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
2 | Реальность и фантазия (7ч) | 1.Изображение и реальность. «Наши друзья птицы» 2. Изображение и фантазия. «Сказочная птица». 3. Украшение и реальность. «Обитатели подводного мира» 4. Украшение и фантазия. «Кружевные узоры» 5. Постройка и реальность. «Подводный мир» «Узоры и паутины» 6. Постройка и фантазия Постройка и фантазия 7. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | |||
3 | О чем говорит искусство (11ч) | 1.Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы 2. Изображение характера животных Выражение животного с ярко выраженным характером «Четвероногий герой» 3. Изображение характера человека: женский образ. Женский образ русских сказок. 4. Изображение характера человека: мужской образ. «Весёлый и грустный клоуны» 5. Образ человека в скульптуре. Образ сказочного героя в объёме 6. . Образ человека в скульптуре. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером 7. Образ человека и его характер, выраженный в объёме. 8. О чем говорят украшения украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов 9. О чем говорят украшения. 10. О чем говорят украшения. 11. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). «Замок Снежной Королевы» | |||
4 | Как говорит искусство (6ч) | 1.Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. 2. Тихие и звонкие цвета 3. Что такое ритм линий. Характер линий. 4. Ритм пятен. 5. Пропорции выражают характер. 6. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Итоговый урок года.
| |||
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во Часов. | Дата | Вид деятельности. | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | ||||||
план | факт | Учащийся должен уметь. | УУД | |||||||||
1. | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | 1 | 02.09 | Рисование по памяти | -организовывать своё рабочее место. - использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы: акварель - продумывать и выстраивать композицию рисунка | Коммуникативные: - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им Личностные: -уметь проявлять положительное отношение к процессу и к результатам труда- своего и других людей Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | ||||||
2. | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона (гуашь) | 1 | 09.09 | Рисование по памяти | - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. - иметь представление о живописных пейзажах русских художников - различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. | Личностные: -уметь проявлять эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | ||||||
3. | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. | 1 | 16.09 | Рисование пастелью и мелками | - уметь рисовать мелками без предварительного рисунка элементы растительного орнамента | Регулятивные: - проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура Коммуникативные: - уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста Познавательные: - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). | ||||||
4. | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | 1 | 23.09 | Декоративно- прикладное творчество. | - передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция). - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. - иметь представление о живописных пейзажах русских художников - различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. -продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. | Регулятивные: - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Коммуникативные: - уметь слушать и понимать высказывания собеседников Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Личностные: – образ малой Родины, отраженный в художественных произведениях, | ||||||
5. | Графика зимнего леса. | 1 | 30.09 | Тематическое рисование. | ||||||||
6-7. | «Звери в лесу» | 2 | 07.10 14.10 | Лепка. | - вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике. - использовать свои наблюдения за природой художественно-творческой деятельности. - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. | Регулятивные: – планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; Личностные: – эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; Коммуникативные: – использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от картин; Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания | ||||||
8. | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Узор в круге на основе декоративного изображения ягод, листьев. Акварель. | 1 | 21.10 | Выполнение макета игровой площадки | - использовать свои наблюдения за природой художественно-творческой деятельности. - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. | Личностные: -проявлять нравственно-эстетическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям. Коммуникативные: –рисовать со сверстниками, выполняя при этом разные функции Регулятивные: – осуществлять контроль своего участия в доступных видах изобразительной деятельности. | ||||||
9. | «Наши друзья – птицы». | 1 | 28.10 | Рисование с натуры и по памяти. | - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. - иметь представление о живописных пейзажах русских художников - различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. | Регулятивные: – понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; Коммуникативные: - учиться согласованно работать в группе Познавательные: – осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; | ||||||
10. | «Сказочная птица».Изображение и фантазия. Карандаш. | 1 | 11.11 | Тематическое рисование. | - выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения. - иметь представление о живописных пейзажах русских художников | Регулятивные: – воспринимать мнение взрослых Личностные: - проявлять интерес к новому учебному материалу Коммуникативные: - планировать работу в группе Познавательные: – ориентироваться в способах решения задачи; | ||||||
11. | «Узоры паутины». Украшение и реальность. | 1 | 18.11 | Тематическое рисование. | ||||||||
12. | «Кружевные узоры» . Украшения и фантазия. | 1 | 25.11 | Работа в технике «гратташ» (процарапыва-ние) | - различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. | Регулятивные: – выполнять действия в опоре на заданный ориентир; Личностные: - сохранять мотивацию к учебе Коммуникативные: - распределять работу между участниками проекта Познавательные: - образно воспринимать искусство и окружающую действительность. | ||||||
13. | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.. | 1 | 02.12 | Рисование по памяти | -передавать настроение в творческой работе | Регулятивные: – осуществлять контроль своего участия в доступных видах изобразительной деятельности. Личностные: - развивать способность к самооценке, потребность к самоактуализации; самовыражению и самоутверждению Коммуникативные: - уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные: – соотносить различные произведения по настроению, форме | ||||||
14. | «Подводный мир». Постройка и реальность. | 1 | 09.12 | Конструктивное строение | - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. | Регулятивные: – выполнять действия в громкоречевой (устной) форме. Личностные: - развивать способность к самооценке Коммуникативные: - понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы Познавательные: - эмоции, которые вызывают цвет в живописи | ||||||
15. | Постройка и фантазия. | 1 | 16.12 | Лепка. | -уметь пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность | Регулятивные: – адекватно воспринимать предложения учителя. Личностные: - проявлять эмпатию Коммуникативные: – учитывать настроение других людей, Познавательные: - высказываться, основываясь на свой жизненный опыт | ||||||
16. | Четвероногий герой. | 1 | 23.12 | Рисование с натуры и по представлении. | -продумывать и выстраивать композицию рисунка | Регулятивные: – выполнять действия в опоре на заданный ориентир; Коммуникативные: - выражать свое мнение Познавательные: – осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; | ||||||
17. | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека. | 1 | 30.12 | Рисование по представлении. | -определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи. | Регулятивные: – понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; Коммуникативные: – принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, Познавательные: – осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»); | ||||||
18. | Сказочный женский образ. Выражение характера человека. | 1 | 13.01 | Рисование с натуры и по представлении. | .-определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи. | Регулятивные: - вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения Личностные: - развивать способность к самооценке, потребность к самоактуализации; самовыражению и самоутверждению Коммуникативные: – понимать содержание вопросов об изобразительном искусстве Познавательные: - анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию | ||||||
19. | Образ сказочного героя. | 1 | 20.01 | Лепка. | -уметь пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность -знать названия материалов инструментов, их значение, правила безопасности труда, правила планирования и безопасности труда. | Личностные: - развивать способность к самооценке Коммуникативные: – следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; Познавательные: – ориентироваться в способах решения задачи; | ||||||
20. | «С чего начинается Родина» Природа в разных состояниях. | 1 | 27.01 | Рисование по памяти. | -продумывать и выстраивать композицию рисунка - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. | Регулятивные: - умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы Коммуникативные: – проявлять инициативу, участвуя в рисовании. Познавательные: - строить рассуждения об объекте | ||||||
21. | «Человек и его украшения» Выражение характера человека через его украшения. | 1 | 03.02 | Декоративное конструирование | -передавать настроение в творческой работе с помощью объёма и фактуры материла -знать особенностям работы с разными материалами. | Регулятивные: - уметь организовать свою деятельность Коммуникативные: – использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от картин; Познавательные: – ориентироваться в способах решения задачи; | ||||||
22. | «Морозные узоры». Украшение и реальность. | 1 | 10.02 | Декоративная работа. | - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. | Регулятивные: – выполнять действия в опоре на заданный ориентир; Личностные: - развивать способность к самооценке, потребность к самоактуализации; самовыражению и самоутверждению Коммуникативные: – контролировать свои действия в коллективной работе; | ||||||
23. | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. | 1 | 17.02 | Рисование по представлению | -проектировать и создавать предметы быта. - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных художественных образов. | Регулятивные: – понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения Познавательные: - анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию | ||||||
24-25 | Дом для сказочных героев | 2 | 24.02 03.03 | Тематическое рисование. | - иметь представление о живописных пейзажах русских художников, полученных от литературного произведения - продумывать и выстраивать композицию рисунка | Регулятивные: - согласовывать свои действия с действиями команды Коммуникативные: - определять и кратко характеризовать Познавательные: - анализировать текст, поступки героев и делать выводы | ||||||
26. | «Огонь в ночи» (перо жар птицы). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. | 1 | 10.03 | Рисование по памяти | - различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. | Регулятивные: - адекватно оценивать свои действия Коммуникативные: - договариваться, приходить к общему решению Познавательные: – осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; | ||||||
27. | «Мозаика». ). Цвет как средство выражения: «тихие» и «звонкие» цвета. | 1 | 17.03 | Рисование по памяти | - иметь представление о живописных пейзажах русских художников | Коммуникативные: – использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от картин; - задавать вопросы по существу Регулятивные: - контролировать и анализировать действия партнера Личностные: - осознавать красоту родной природы | ||||||
28. | Линия как средство выражения. Характер линий. | 1 | 31.03 | Графическое изображение. | ||||||||
29. | «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий. | 1 | 07.04 | Рисование по памяти | - иметь представление о живописных пейзажах русских художников - иметь представление о живописных пейзажах русских художников | Регулятивные: - вносить коррективы в свои действия Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: - анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию | ||||||
30. | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. | 1 | 14.04 | Рисование по памяти | -различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. -понимать особенности построения орнамента и его значение в образе | Регулятивные: – понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; Коммуникативные: - стремиться к координации действий партнёров по группе | ||||||
31. | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. | 1 | 21.04 | Рисование с натуры. | -уметь составлять композицию с учётом замысла. | Регулятивные: – выполнять действия в опоре на заданный ориентир; Личностные: – образ малой Родины, отраженный в художественных произведениях, представление о культуре родного края Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию | ||||||
32. | «Птицы» . Пропорция как средство художественной выразительности. | 1 | 28.04 | Конструирование из бумаги. | - использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. | Регулятивные: - различать способ и результат действий Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения Познавательные: | ||||||
33-35 | Сказочные герои. | 3 | 05.05 12.05 19.05 | Рисование с натуры, по памяти и представлению. |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2013г.
Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012г.
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373.
- Приказ Министерства образования и Министерства образования Ростовской области от 3.06.2010 № 472.
- . Программа по «Изобразительному искусству и художественному труду» Б.М. Неменского, В.Г. Горяев, Н.А. Горяева, М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Программы общеобразовательных учреждений начальные классы (1 -4); Москва «Просвещение», 2011г..
- Примерные программы по учебным предметам начальной школы в 2 частях;Москва «Просвещение», 2012г.
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств обеспечения програмно-методического Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерные программы по учебным предметам начальной школы в 2 частях;Москва «Просвещение», 2011г.
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
Авторская программа Б.П.Неменского по изобразительному искусству.
С.Б.Дроздова. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы – Волгоград: Учитель, 2013 г.
Хрестоматия литературных произведений для начальной школы
Энциклопедии по искусству
Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры
находятся в фондах школьной библиотеки
Научно-популярная литература по искусству
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников. (на электронных носителях)
Схемы по правилам рисования животных птиц, домов
Таблицы по народным промыслам
Технические средства обучения
МПР 3 проигрыватель
Магнитная доска
Экран
Экранно-звуковые пособия
Презентации к урокам
Аудиозаписи музыки
Учебно-практическое оборудование
Краски акварельные
Альбом
Фломастеры
Кисти
Ёмкости для воды
Пластилин
Стеки
Клей
Ножницы
Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов и овощей (комплект)
РЕЗУЛЬТАТЫ(В РАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает
неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материал
Оценка "2"
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока;
Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Формы: урок.
Типы уроков:
урок изучение нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; комбинированный урок;
урок-практикум, урок-исследование;
урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – беседа
урок – зачет
урок – игра
выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии обучения:
1. Технологии развивающего обучения:
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
2. Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
3.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
- Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
4.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии.
Принципы обучения:
1. Принцип научности обучения
2. Связи теории с практикой
3. Системности
4. Принцип сознательности и активности в обучении
5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
6. Принцип наглядности
7. Доступность обучения
8. Принцип прочности усвоения знаний
СОГЛАСОВАНА СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета ______________Харченко Л.В.
МБОУ СОШ (военвед) «__27» 08. 2014 года
г.Зернограда
от «27» 08. 2014г.» № 1
______________Кравченко С.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...