Урок ИЗО в 3 классе "Посуда в твоем доме. Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Тема данного урока сформулирована в соответствии с программой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Тип данного урока – урок-восхождение, что предполагает постепенное подведение учащихся к пониманию нового материала. Строится такой урок на основе знаний, полученных на предыдущих уроках, знаний, полученных на основе наблюдений и на основе опорных понятий об искусстве. Творческая работа детей проявляется в их активном участии в беседе, умении вести творческий поиск. Практическая работа проходит в игровой форме (дети работают в мастерской народных умельцев), что способствует приобщению их к народному творчеству. Данный урок проходит с использованием презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_vo_3_klasse._posuda_v_tvoem_dome.rar | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока изобразительного искусства в 3 классе
«Посуда в твоем доме. Хохлома»
Сивохина Н.Г,
учитель начальных классов
ГБОУ Школа №2095 «Покровский квартал»
г. Москва
Тип урока: Урок – восхождение.
Цели: 1) изучение видов декоративно-прикладного искусства: Хохломы и Гжели;
2) развитие цветового восприятия, чувства ритма, творческого воображения;
3) воспитание интереса и любви к народному искусству
Оборудование: выставка посуды, гжельская и хохломская посуда, компьютер, проектор, презентация, видеоролик о Хохломе, бумага, гуашь, кисти (для учителя), медали «Мастер Хохломы»;
для учащихся: учебник (Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство), шаблоны посу-ды желтого цвета, белая бумага, гуашь, кисти, «шпажки», ватные палочки, фишки для выбора лучшей работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Цели: проверить готовность к уроку, сконцентрировать внимание учащихся.
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ко всем ли пожаловала кисточка–принцесса со своими слугами – красками, со своей подругой–палитрой и верным стражем–платочком, который утешит принцессу, если она промокнет в воде?
Слайд 1.
- Беседа на основе знаний учащихся.
Цели: актуализация знаний учащихся, подготовка к восприятию нового материала.
- (Зрительный ряд – выставка различных предметов посуды.)
Посмотрите, как красиво сегодня в нашем классе! Какая разная посуда представлена на нашей выставке! И дома у всех есть разная посуда. Вы ее должны были внимательно рассмотреть. Расскажите, какая она?
А из всякой ли посуды можно есть?
Нужна ли посуде красота? Зачем?
Как вы думаете, кто и как создает эту красоту?
Обобщение ответов детей: учебник, с.24.
А что такое сервиз? Похожи ли предметы в сервизе по форме и росписи или можно взять разную посуду и просто поставить ее вместе, рядом? Кто может рассказать?
- Практическая работа.
Давайте рассмотрим изделия нашей выставки. Найдите похожие. Соберите сервиз.
(Дети отбирают хохломскую и гжельскую посуду.)
Почему вы отобрали именно эти изделия: что у них общего, что их объединяет? Что отличает от остальных изделий? (Материал, изображение, цветовая гамма.)
Почему остальные предметы посуды вы не объединили в сервиз?
- Постановка темы и целей урока.
А вы хотите познакомиться с особенностями этих двух удивительных, необыкновенных по красоте, но при этом таких разных видов русского народного промысла? А попробовать превратиться в настоящих мастеров народного творчества и расписать посуду?
Ну что ж, сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас, друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
- Изучение нового материала.
Цели: познакомить с отличительными особенностями изделий Хохломы и Гжели, дать понятие «травного орнамента», научить выделять элементы растительного узора Хохломы, научить приемам рисования элементов «травки».
- Сравнение хохломской росписи и Гжели.
Какие краски использовал художник, расписывая эту посуду? Как мы называем такие цвета? (Синий, голубой, фон белый – холодные цвета.)
С чем у нас ассоциируются такие оттенки? (Небо, зима, снег.)
Снежно-белая посуда, расскажи нам, ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми. Подарило небушко ей свою акварель, Что это за роспись, кто знает? Это … (Гжель.) | Слайд 2. |
Гжель нравится всем. А чем она отличается? Да, прежде всего своим цветом.
Он всегда одинаково бело-синий. Сами гжельцы говорят, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись!
А теперь давайте сравним ее с той посудой, что стоит рядом. Какие цвета
использовались в росписи этой посуды? (Красный, золотой, желтый, зеленый –
теплые цвета.)
Золотом и алым цветом вся посуда расцвела. Солнцем, ягодами, летом вдруг исполнилась она! Угадаешь, что за чудо? Это чудо … (Хохлома.) | Слайд 3. |
Какое настроение возникает у вас при рассматривании хохломский изделий? (Радостное, веселое, торжественное.)
Этого и хотели добиться художники. Ведь жизнь простого человека никогда не была легкой, а золото символизирует счастье, достаток. Своими изделиями мастера старались подарить человеку счастье. Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской. Она так же красива, богата, нарядна, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что она была дешевой. Так появилась посуда с хохломской росписью. Ее так и называют «золотая хохлома».
Все листочки, как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди называют Хохломой! Обобщение: чтение учебника, с.22-23. | Слайд 4. |
- Знакомство с «травным» орнаментом.
Ну что ж, а теперь давайте узнаем секрет хохломской росписи и научимся выполнять такие великолепные узоры.
Итак, начинается сказ
Не про нас, не про вас,
А про чудесный рисунок волшебной травы.
Выросла золотая трава на ложке. Распустился красивый цветок на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Смотрите: побежала тонкая кисть художника по стенкам посуды, по донышку – и потянулись узором черные и красные завитки. Здесь и травка, и клубничка, и мелкая ягодка. | Слайд 5. Слайд 6-7 |
Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: то чуть изменит очертания листа, то по-другому изогнет веточку, то цветы разбросает и ягоды – и тот же самый мотив заговорит вдруг по-новому. |
Но мастера вовсе не стремятся показать растения в точности такими, какими мы их видим в лесу. Хохломские изображения только в самом общем виде передают красоту живой природы.
Как называют такой прием? (Стилизация, декоративное рисование.)
А что такое орнамент? (Узор, составленный из повторяющихся и чередующихся элементов.)
А как мы назовем травы, цветы, ягоды одним словом? (Растения.)
Вот и узор, составленный из растений, называется растительным орнаментом. Видов растительного орнамента в хохломской росписи несколько, но самый любимый и стародавний из них – «травный» орнамент, или просто «травка».
Что же такое «травка»? Это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше – «кустиком». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими листочки. Очень часто среди кустиков и веточек травки художник помещает ягодки, цветы, птиц, рыбок. Такой орнамент тоже называют «травным», или именем ягодки или цветка. |
Слайд 8 |
- Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
По солнышку, по солнышку Дорогой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, Веселым, ярким, красочным Я радуюсь цветам. | Мы ножками потопали, Мы ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
- Упражнение в изображении элементов «травного» орнамента.
Давайте научимся рисовать элементы «травки». Приготовьте белый лист бумаги, красную и черную краски, кисти.
Нужно соблюдать 2 правила:
- «Травку» пишут сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Узор получается легкий, подвижный. При этом кисточку держат тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа.
- При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче и не будет растекаться.
(Далее совместно с учителем выполняются упражнения в изображении элементов «травки». При этом по ходу работы каждому элементу подбирается образная характеристика–прилагательное, глагол–аналогично элементу «стебель».)
- «Стебель». Тонкий, гибкий, изящный. Он будто стелется, волнуется.
- «Осочки». (Детей здесь может выручить заточенная палочка – «шпажка».)
|
| Слайд 9 - 10. |
Пользуются мастера в работе над «травкой» не только кистью, но и «ляпуш-кой» или «тычком», (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки). «Тычком» они пишут мелкие «ягодки». Мы же воспользуемся ватной палочкой. Обмокнув «тычок» в краску, наносим горошины-ягоды.
А как нарисовать «клубничку» или «малинку»? Попробуйте догадаться.
Из таких элементов и составляет мастер узор. Узоры выходят затейливые, яркие, … . Продолжите.
- Закрепление. Роспись шаблонов посуды.
Цели: закрепить полученные навыки в творческой работе, способствовать разви-тию детского воображения, воспитывать уважение к труду мастеров-умельцев.
- А сейчас представьте, что вы находитесь в мастерской и расписываете посуду, каждый из вас – художник. «Оживим» ее хохломской росписью! | Слайд 11. |
Но не забывайте об определенных правилах:
- Выбор цвета ограничен. Все должно быть строго и торжественно, как у хохломских мастеров. Какие краски вы будете использовать?
- Узор, который вы составите, должен соответствовать форме предмета. Вспомните, как составляют орнамент в круге (тарелочка), в квадрате, в полосе.
- Следите за заполнением всей формы рисунка.
Каждый расписывает один предмет, а из всех изделий мы сможем собрать один большой нарядный сервиз!
(Дети самостоятельно расписывают посуду «травным» узором. Учитель помогает отдельным ученикам.)
- Эстетическая оценка работы.
свои работы, а наиболее понравившиеся отмечают специальным значком. | Видеоклип «Хохлома». |
Молодцы! По работам видно, что вы очень старались. Из такой посуды хочется не только есть и пить, но и поставить ее на стол и радоваться заключенной в ней красоте. А самое главное – у нас получился великолепный сервиз! И каждый для этого постарался!
- По итогам оценивания определяются «Мастера Хохломы», которым вручаются соответствующие медали.
- Рефлексия.
Понравился вам сегодня урок?
О каких народных промыслах узнали?
Как называется основной орнамент хохломских мастеров?
Хохлома – уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодуш-ным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда и не спутает ни с каким другим.
- Домашнее задание.
Цель: организовать исследовательский поиск новых эстетических знаний.
На следующем уроке мы отправимся в Гжель, научимся работать, как гжельские мастера. Узнайте дома о Гжели побольше, найдите открытки, плакаты, образцы изделий.
Приложения:
Используемая литература:
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. // Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2013//, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание.
- Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М., 2007.
- Губанова, Е.Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного искусства и трудового обучения / Е.Н. Губанова // Начальная школа.- М., 2004. - № 7.- С. 86 - 88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посуда в твоем доме
Целевой план действий для учащихся: Познакомить детей с разнообразными формами посуды и ее декором; показать единство формы и декора при знакомстве с искусством Гжели; Формировать умения делать ...
Урок ИЗО для З класса (по программе Неменского), «Труд художника для твоего дома», Раздел:"Искусство в твоем доме", тема "Витраж"
Мной разработан цикл уроков по теме «Витраж». Разработка проводилась на основе программы М.Б.Неменскрго, которая принята как рабочая программа в нашей школе. Предметная линия учебник...
Техническая карта урока в 3 классе "Обои в твоем доме".
Ознакомление с понятиями «трафарет», «шаблон». Формировать умение создания трафарета и шаблона. Закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией пятном как сред...
Урок ИЗО 3 кл 1 четверть, раздел"Искусство в твоем доме "
Конспект урока+ презентация к уроку,тема "Мамин платок"...
Конспект по изобразительному исусству "Труд художника для твоего дома"
3 классТема занятия: «Труд художника для твоего дома» (Изображение ковра)...
Материал к уроку ИЗО в 3 классе по теме "Обои и шторы в твоем доме"
Рисование с трафаретом...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Труд художника для твоего дома» (изображение художественного изделия) (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить представление о видах мастеров-художников...