Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искуссву (авт.Т.А, Капцева, В.П.Копцев, Е.В. Копцев) 1 класс. Содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 104 КБ |
Календарно- тематическое планирование | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» для учащихся 1 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, 2010года
- Примерной программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации М.: Просвещение, 2012г.;
- Авторской программы «Изобразительное искусство» (Авторы:Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев)2012г изд-во «Ассоциация XXI в.»
- Учебника:«Изобразительное искусство» Копцева Т. А. для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI в. 2012г.
- Учебного плана школы на 2015 – 2016 учебный год
Цели, задачи курса «Изобразительное искусство» | Цель начального художественного образования — развитие культуры творческой личности школьника — обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи: – развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; \ – развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства. | ||||||||||||||||||||||||
II. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» | Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:1 класс – «Художник и природа родного края». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности Основные ценностные ориентиры содержания предмета: - формирование основ гражданской идентичности; - формирование психологических условий развития общения и сотрудничества; - развитие ценностно – смысловой сферы личности; - развитие умения учиться; - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности. | ||||||||||||||||||||||||
III.Место учебного предмета в учебном плане | Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа для изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе начального общего образования (1 класс) из расчёта 1 час в неделю. В Учебном плане школы на изучение данного курса отводится 33 часов из расчета 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа. | ||||||||||||||||||||||||
IV. Основные содержательные линии курса (разделы, структура) | Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную | ||||||||||||||||||||||||
V.Тематическое планирование: |
| ||||||||||||||||||||||||
VI. Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса: | Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: Для учащихся: - Копцева Т.А. Изобразительное искусство. . Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013 - Копцева Т.А. Изобразительное искусство.. Творческая папка для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013 Для учителя: - Копцева Т.А. Изобразительное искусство. . Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013 - Авторская программа Копцева Т.А. «Изобразительное искусство» 1-4классов общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013 Дополнительная литература: - КопцеваТ.А.Методические рекомендации к учебнику « Изобразительное искусство» для 1 класса - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013 - Авторская программа Копцева Т.А. «Изобразительное искусство» 1-4классов общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2012 Дополнительная литература: - КопцеваТ.А.Методические рекомендации к учебнику « Изобразительное искусство» для 1 класса - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013 Периодика: «Учительная газета» «Первое сентября» Журналы: « Искусство в школе» « Юный художник» «Практические советы учителю» Ресурсы Интернета - Официальный сайт УМК «Гармония» - www.a 21 wek.ru - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru, - Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ - Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ - Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ Оборудование – компьютер, – музыкальный центр, – телевизор, - проектор, - компакт-диски с видеопрезентациями к программе «Природа и художник» | ||||||||||||||||||||||||
VII. Результаты освоения учебного курса изобразительное искусство и система их оценки: | Личностные универсальные учебные действия в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в: – умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; – активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.); – обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием; – умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем: в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика худ.образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона и др.стран мира; в ценностно-эстетической сфере –умение передавать и различать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и др. народов; в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства худ.выразительности для передачи замысла в собственной худ. Деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных ( с использованием средств изобразительного языка). Виды и формы организации учебного процесса: – самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу); – работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.); – участие в организации и проведении интегративных занятий и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности – участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.); – участие в реализации серии художественных проектов |
Система оценки планируемых результатов
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
1 класс
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; - самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Класс | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». | 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. |
Оценка предметных результатов
Цель предметного мониторинга: создание оснований для обобщения и анализа полученной информации об уровне предметной обученности для осуществления оценок прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных решений по улучшению качества образования.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов уточняются по мере введения Стандарта и конкретизации состава и содержания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Контроль и оценка результатов обучения в первом классе.
Обязательные формы и методы контроля | |||
текущая аттестация | итоговая (триместр, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос -письменная самостоятельная работа - -графическая работа - доклад -творческая работа | -диагностическая контрольная работа | анализ динамики текущей успеваемости | -участие конкурсах, соревнованиях -активность в проектах и программах внеурочной деятельности -творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.
Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения учащегося в учебной деятельности.
Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.
Диагностический контроль - это проверка остаточных знаний учащихся, проводимая учителями-предметниками по всем предметам учебного плана, кроме предметов образовательных областей «искусство», «физическая культура».
Рубежный контроль - процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части объёма одной учебной дисциплины (за 1 четверть,2 четверть, 3четверть).
Промежуточный годовой контроль — процедура, проводимая с целью определения степени освоения учащимися содержания одной учебной дисциплины за год в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.
Цель и задачи разработки системы оценивания:
Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений;
Задачи:
- установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам инвариантной и вариативной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями Госстандарта;
- контроль выполнения учебных программ и тематических планов изучения отдельных предметов;
- повышение уровня объективности, гласности в оценивании учителем учебных достижений учащегося.
Основные разделы системы оценивания.
Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся.
Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.
Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно учащийся освоил учебный материал и сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи: учитель - ученик, родитель – классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.
Задачи отметки:
- выступает средством диагностики образовательной деятельности;
- является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления отметки:
- справедливость и объективность - это единые критерии оценивания уровня учебных достижений учащихся, известные учащимся заранее;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
Критерии выставлении отметок
Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания – полнота знаний, их обобщенность, системность, объективность.
При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:
- грубые ошибки;
- однотипные ошибки;
- негрубые ошибки;
- недочеты.
При оценивании проектной деятельности учащихся критерием для выставления той или иной отметки является наличие или отсутствие признаков сформированности компетентностей учащихся по направлениям: целеполагание, работа с информацией, презентация. Сумма признаков и ее динамика переводится учителем в «отметку» согласно уровню сформированности компетентностей учащихся на данный период по сравнению с предыдущим.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.
Формы контроля
Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:
- фронтальный опрос,
- контрольная викторина,
- тесты по теоретическому материалу,
- устные выступления учащихся.
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во час | Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения) | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | Вид и формы контроля | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | План | Факт |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Зам. директора по УВР
МО _____________/Мысливцева Е. Г./
МБОУ «Шебалинская Ф. И. О.
СОШ им. В. И. Фомичёва» Протокол №1 от «__28_»____08____2015 г
от «_27__»_08______2015г №_1__
___________/Середа Л.П./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...