Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Воронченко Татьяна Викторовна

Рабочая программа по изобразительному искуссву (авт.Т.А, Капцева, В.П.Копцев, Е.В. Копцев) 1 класс. Содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству»  для  учащихся 1 класса  основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
  • Федерального  государственного стандарта начального общего образования второго поколения, 2010года
  •  Примерной  программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации М.: Просвещение, 2012г.;
  • Авторской программы «Изобразительное искусство»   (Авторы:Т.А.Копцева,  В.П. Копцев, Е.В.Копцев)2012г изд-во «Ассоциация  XXI в.»
  • Учебника:«Изобразительное искусство»  Копцева Т. А.   для 1 класса общеобразовательных учреждений.   - Смоленск: Ассоциация XXI в. 2012г.
  • Учебного плана школы на 2015 – 2016 учебный год

 Цели, задачи курса «Изобразительное искусство»

Цель начального художественного образования — развитие культуры творческой личности школьника — обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; \

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

II. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:1 класс – «Художник и природа родного края».

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства».

Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности

Основные ценностные ориентиры содержания предмета:

 - формирование основ гражданской идентичности;

- формирование психологических условий развития общения и сотрудничества;

- развитие ценностно – смысловой сферы личности;

- развитие умения учиться;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности.

III.Место учебного  предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа для изучения учебного предмета  «Изобразительное искусство» на этапе начального общего образования (1 класс) из расчёта 1 час в неделю. В Учебном плане школы на изучение  данного курса отводится 33 часов из расчета 1 час в неделю.

Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа.

IV. Основные содержательные линии курса (разделы,  структура)

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования:

«Эстетическое восприятие»,

 «Виды художественной деятельности»,

 «Язык изобразительного искусства»,

 «Значимые темы художественного творчества (искусства)».

 Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную

V.Тематическое планирование:

Наименование раздела

Количество часов  по плану

Количество часов по факту

1

Художник и мир природы

7

7

2

Художник и мир животных

8

8

3

Художник и мир человека

11

11

4

Художник и мир искусства

7

7

                                                             ИТОГО

33

33

VI. Учебно -  методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:        

- Копцева Т.А. Изобразительное искусство. .  Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013

- Копцева Т.А. Изобразительное искусство..  Творческая папка  для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013

Для учителя:

- Копцева Т.А. Изобразительное искусство. .  Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013

- Авторская программа Копцева Т.А. «Изобразительное искусство» 1-4классов  общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013

Дополнительная литература:

- КопцеваТ.А.Методические рекомендации к учебнику « Изобразительное искусство» для 1 класса - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013

- Авторская программа Копцева Т.А. «Изобразительное искусство» 1-4классов  общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2012

Дополнительная литература:

- КопцеваТ.А.Методические рекомендации к учебнику « Изобразительное искусство» для 1 класса  - Смоленск: Ассоциация ХХI век. -2013

Периодика: «Учительная газета»

«Первое сентября»        

Журналы:  « Искусство в школе»

« Юный художник»

«Практические советы учителю»

Ресурсы Интернета

   - Официальный сайт УМК «Гармония» - www.a 21 wek.ru

 - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Оборудование

– компьютер,

– музыкальный центр,

– телевизор,

- проектор,

- компакт-диски с видеопрезентациями к программе «Природа и художник»

VII.  Результаты освоения учебного курса изобразительное искусство и система их оценки:

Личностные универсальные учебные действия

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика худ.образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона и др.стран мира;

в ценностно-эстетической сфере –умение передавать и различать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и др. народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства худ.выразительности для передачи замысла в собственной худ. Деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных ( с использованием средств изобразительного языка).

Виды и формы организации учебного процесса:

– самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);

– участие в организации и проведении интегративных занятий  и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности

– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);

– участие в реализации серии художественных проектов

Система оценки планируемых результатов

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

1 класс

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; -  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;   -  умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Оценка предметных результатов

Цель предметного мониторинга: создание оснований для обобщения и анализа полученной информации об уровне предметной обученности для осуществления оценок прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных решений по улучшению качества образования.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов уточняются по мере введения Стандарта и конкретизации состава и содержания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Контроль и оценка результатов обучения в первом классе.

Обязательные формы и методы контроля

текущая аттестация

итоговая (триместр, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

-письменная самостоятельная работа

-

-графическая  работа

- доклад

-творческая  работа

-диагностическая контрольная работа

анализ динамики текущей успеваемости

-участие конкурсах, соревнованиях

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

-творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения учащегося в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Диагностический контроль - это проверка остаточных знаний учащихся, проводимая учителями-предметниками по всем предметам учебного плана, кроме предметов образовательных областей «искусство», «физическая культура».

Рубежный контроль - процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части объёма одной учебной дисциплины (за 1 четверть,2 четверть, 3четверть).

Промежуточный годовой контроль — процедура, проводимая с целью определения степени освоения учащимися содержания одной учебной дисциплины за год в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Цель и задачи разработки системы оценивания:

Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений;

Задачи:

  • установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам инвариантной и вариативной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями Госстандарта;
  • контроль  выполнения  учебных программ и тематических планов изучения отдельных предметов;
  • повышение уровня объективности, гласности в оценивании учителем учебных достижений учащегося.

 Основные разделы системы оценивания.

Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся.

Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.

Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно учащийся освоил учебный материал и сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи: учитель - ученик, родитель – классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.

Задачи отметки:

  • выступает средством диагностики образовательной деятельности;
  • является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

Принципы выставления отметки:

  • справедливость и объективность - это единые критерии оценивания уровня учебных достижений учащихся, известные учащимся заранее;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

Критерии выставлении отметок

        Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания – полнота знаний, их обобщенность, системность, объективность.

       При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

  • грубые ошибки;
  • однотипные ошибки;
  • негрубые ошибки;
  • недочеты.

         При оценивании проектной деятельности учащихся критерием для выставления той или иной отметки является наличие или отсутствие признаков сформированности компетентностей учащихся по направлениям: целеполагание, работа с информацией, презентация. Сумма признаков и ее динамика переводится учителем в «отметку» согласно уровню сформированности компетентностей учащихся на данный период по сравнению с предыдущим.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Формы  контроля

Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:

  • фронтальный опрос,
  • контрольная викторина,
  • тесты по  теоретическому материалу,
  • устные выступления учащихся.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во час

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

Вид и формы контроля

 Предметные умения

Универсальные учебные действия

План

Факт

VIII. Календарно-тематическое планирование

Художник и мир природы – 7 часов

1.

Введение. Творческая папка  художника.

(экскурсия)

1

Различать изобразительные возможности разных

художественных материалов.

Выполнять рисунок пособственному замыслу.

Выбирать элементарную

композицию оформления рисунка на бумажной

основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую

выразительность обложки папки или альбома.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения.

Знакомятся с художественными материалами (гуашь, цветные и простой карандаши,

фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского

изобразительного творчества

(папка, альбом, коробка).

Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника

04.09

04.09

Рисование по памяти

2.

Художественные материалы

1

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам.

Различать основные

виды художественной

деятельности (графика,

живопись, скульптура.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца,

графика, скульптора, архитектора, дизайнера.

11.09

11.09

фронтальный

3.

Многообразие цветов в природе. (урок - игра)      

1

18.09

18.09

Коллективная работа

4.

Мир природы дарит нам материалы для творчества.(экскурсия)

1

Выполнять элементарные оттиски ладони, используя гуашевые краски.

Обводить карандашом

контур ладони и украшать его декоративным узором с использованием тёплых и холодных цветов.

Оценивать выразительность тёплых и холодных оттенков в цветовом круге.

Участвовать в индивидуальных и коллектив-

ных видах творческой

деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям; работать в паре

или коллективно.

Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изображения. Делают вывод о том,

что природа дарит художнику материалы для творчества:

краски, уголь, цветную глину,

ветки, камни.

Анализируют выразительность наскальных изображений человеческой ладони

(тёмное – на светлом, светлое – на тёмном).

Составляют цветовой круг из осенних листьев. Знакомятся

с выразительными

свойствами цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные.

25.09

25.09

Тематическое рисование

5.

Небесные переливы цвета. (экскурсия)

1

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому».

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Узнают, что природа-художница создаёт выразительные

небесные картины.

Анализируют краски восхода, заката, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба.

Знакомятся с выразительными возможностями акварель-

ной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу.

02.10

02.10

Тематическое рисование

6.

«Есть у солнца друг» (экскурсия)

1

Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать оригинальную творческую работу.

Узнают, что дары осени – это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами.

09.10

09.10

аппликация

7.

Капризы природы (экскурсия)

1

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать оригинальную творческую .

Знакомятся с литературными зарисовками природы,

с умением человека

 одухотворять природные.

16.10

16.10

Рисование по памяти

Художник и мир животных- 8 часов.

8.

Художник рисует

диких зверей

1

Различать изобразительные возможности разных

графических материалов.

Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесенияизображенияплашмя,торцом и растиркой.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: приниматьучебную задачу, пониматьплан действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Узнают, что наскальные рисунки со сценами охоты –древнейшие следы художественной деятельности человека, что белый мел, цветная

глина и уголь – первые художественные материалы человека.

Анализируют выразитель-

ность наскальных рисунков.

23.10

23.10

Рисование по памяти

9.

Художник рисует домашних животных

1

Определять художественный материал

изобразительным свойствам.

Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись).

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к

Анализируют рисунки жи-

вотных, выполненных разными художественными

30.10

30.10

Рисование по памяти

10.

«В аквариуме есть

кусочек моря…»

1

Оценивать выразительность форм и цветового

окраса обитателей подводного мира.

Выполнять композицию.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Знакомятся с богатством

природных форм подводногомира, с образами необычных

рыб: рыба-бабочка, рыбаёж,

рыба-попугай и др.

13.11

13.11

Тематическое рисование

11.

Художник рисует птиц.

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.

Отражать характер птиц

(гордый, внимательный,

грустный, радостный и т. п.), используя выразительные возможности художественных материалов.

Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблемеурока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: приниматьучебную задачу, пониматьплан действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдатьправила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Узнают, что в природе существует большое многообразиептиц.

Узнают, что внешний вид

птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов,

пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий:

орёл – царь, сова – мудрость,

лебедь – преданность и др.

Разгадывают и придумывают загадки про птиц.

Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией,от пятна и поэлементно.

Анализируют рисунки птицхудожников В. Ватагина, Е. Чарушина.

Творческое задание Анализируют иллюстрации разных художников к одному и: тому же сюжету сказки

20.11

20.11

Тематическое рисование

12

Букашки-таракашки

1

Сравнивать выразительность форм разных насекомых.

Выполнять элементарные операции, используятехнику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание).

Составлять целостную

композицию, используя

части.

Оценивать выразительные качества рельефных

композиций, выполненных из цветного пластилина.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблемеурока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: приниматьучебную задачу, пониматьплан действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

К. Чуковского «Муха-Цоко-

туха» или мультфильмы с участием насекомых.

Делают вывод о том, что оригинальность замысла – основа выразительной композиции, что каждому художнику присущ индивидуальный изобра-

зительный стиль.

Знакомятся с приёмами получения рельефного изображения из цветного пластилина.

27.11

27.11

Тематическое рисование

13

У зверей тоже

бывают мамы и папы

1

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Сравнивать и выделять

выразительные средства

плоскостного и объёмного изображения.

Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблемеурока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: приниматьучебную задачу, пониматьплан действий, придумывать и воплощать

Анализируют

образы зверей в творчестве художника- графика

Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина.

Узнают, что объём – выразительное средство скульптуры.

Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное.

04.12

04.12

Рисование по памяти

14

«Если б только

мы умели понимать

язык зверей…»

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное

искусство.

Выбирать и использовать способы

работы различными художественными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный зверь).

Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши – у зайца, нос пятачком – у свиньи, длинные усы – у кота

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблемеурока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Знакомятся с содержанием

Красной книги, с животнымиродного края, занесённымивКрасную книгу.

Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения.

Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам.

Узнают о животных – символах Нового года.

Творческое задание:

Создают кормушку для птиц,

используя пакет из-под

молока, или создают маску любого животного из бумаги.

11.12

11.12

лепка

15

Животные – наши соседи

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности цветового оформления.

Оценивать выразительность работ.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Анализируют  детские рисунки, помещённые в учебнике, на экологическую тему.

Узнают о задачах экологии – науки о сохранении всего живого на Земле.

18.12

18.12

Тематическое рисование

Художник и мир человека -11 часов

16

Ты – художник

1

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Видеть и отражать врисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии(краски на столе, кистив банке, картины на стене и т. п.).

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Анализируют содержание

детских рисунков и их названия, делают вывод о том, чтоназвание рисунка отражаетосновную идею автора, его замысел.

25.12

25.12

Творческое рисование

17

Художник рисует

родной край

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес.

Узнают, что каждый народ –художник, который стремится выразить

15.01

15.01

Творческое исо ва

ние

18

 «Какие бывают девочки…»

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении

изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка.

Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками,

Девочкагрустная и др.).

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Знакомятся с жанром портрета (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении:

«Глаза – зеркало души».

Анализируют произведения художников, изображающих портреты девочек.

Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному.

Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный.

Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица.

Творческое задание:

22.01

22.01

Тематическое рисование

19

«Какие бывают мальчишки…»

1

Осознавать значимыетемы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении

изобразительного искусства и в художественной

фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик.

Выбирать и использовать способы работы

графическими художественными материалами

(фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Вспоминают, что портрет –

это жанр изобразительного

искусства, а автопортрет – это

картина, на которой художник  себя, глаза – это зеркало души. Отмечают, что отношение к портретируемому является важным условием изображения портрета (автопортрета).

Знакомятся с выразительными средствами графики: точка, линия, пятно, штрих, с

приёмами изображения

портрета мальчика, с основными пропорциями частей человеческого лица.

Творческое задание:

Создают изобразительный образ мальчика или автопортрет.

29.01

29.01

Тематическое рисование

20

Мужской портрет

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарный, космонавт или др.).

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике.

Размышляют над высказы-

ванием «все профессии важны…».

05.02

05.02

Тематическое рисование

21

Былинные богатыри

1

Осознавать значимые

темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные

жанры изобразительного

искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображены русские богатыри – защитники Отечества.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Знакомятся с произведени-

ями изобразительного искусства в учебнике: героическим и парадным портретами, с былинными героями.

Высказывают своё мнение о ветеранах – участниках Великой Отечественной войны, о современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах –

защитниках Отечества.

Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике.

12.02

12.02

Творческое рисование

22

Рисуем маму

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

.

Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Мамины руки».

Стремятся выразить отно-

шение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, сти-

рает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др.

26.02

26.02

Творческое рисование

23

Моя семья

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать отношение к

членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел.

Анализируют произведения

художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике.

Стремятся к выражению своего отношения к портретируемым через изображение совместных дел семьи, улыбку,

добрый взгляд или др.

04.03

04.03

Творческое рисование

24

Знаменитые

Скульптуры

1

Осознавать значимые темы искусства и

отражать их в процессе лепки.

Выражать основную мысль через движение фигур.

Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (мы поливаем цветы,

играем в мяч, несём корзину грибов или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры.

Познавательные:

проявлять учебно-

познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Знакомятся со скульптурной группой

«Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки человека во весь рост, с основными пропорциями фигуры человека.

Знакомятся с этапами вы-

полнения индивидуальной

или коллективной объёмной

скульптурной группы.

Творческое задание:

.

11.03

11.03

лепка

25

Транспорт на улицах

1

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди,  второстепенное – на дальнем плане).

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла .

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобус, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др., с городским спецтранспортом:

машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др.

18.03

18.03

Тематическое рисование

26

Фантастический транспорт

1

Выражать основную мысль через название чудо-машины.

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла. Передавать в рисунке

выразительность формы и деталей изображаемых машин с целью передачи их функций и сверхвозможностей.

Анализировать результаты своей изобразительной деятельности и рисунки сверстников

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Знакомятся с видами пас-

сажирского транспорта: на-

земным, воздушным, водным и т. п. Знакомятся с профессией художника-дизайнера.

Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспортными средствами передвижения.

Вспоминают литературные

произведения и фильмы с

участием чудо-машин, нарисованных в

фантастическом жанре.

Знакомятся

с особенностями изображения чудо-машины, которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле.

Анализируют детские

рисунки, помещённые в учебнике.

Творческое задание:

25.03

25.03

Творческое рисование

Художник и мир искусства –7 часов

27

В мире книг

1

Участвовать в обсуждении выразительныхсредств книжной графики. Различать основныевиды изобразительного искусства: живопись,книжная графика, скульптура и декоративно-

прикладное искусство.

Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости.

Узнают, что буквица – пер-

вая буква на странице –

красная буква – красивая

буква.

Анализируют образное ре-

шение буквиц, помещённых

в учебнике, раскрывающих

замысел автора.

Учатся использовать тёплые

и холодные цвета, контраст

светлых и тёмных цветов

при изображении буквицы.

08.04

08.04

Творческое рисование

28

Музыка цвета. Театр теней.

1

Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии.

Выбирать и использовать способы работы в технике монотипии для оформления замысла:нежная музыка и цвет, ласковая музыка и цвет,

тревожная музыка и цвет и т. п

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Вычленяют весёлые и грустные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музыкой.

Знакомятся с некоторыми

особенностями искусства

мультипликации, техникой

монотипии, с приёмами по-

лучения цветных «музыкальных» пятен.

Творческое задание:

15.04

15.04

Рисование по теме

29

Цирковое представление

1

Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении сучастием животных и людей.

Выражать своё отношение к пластичности животных, их ловкости иумению выполнять трюки.

Передавать в рисунке состояние радости,

праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста.

Выполнять изображение

животного или человека в

движении, используя элементарные законы ком-

позиции: загораживание,

выделение первого плана.

Оценивать выразительность результатов своейтворческой деятельности  и сверстников.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и

 воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Вспоминают,

что цирковое представление – это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, – это

виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п.

Анализируют выразитель-

ность детских рисунков в

учебнике, умение детьми

использовать цвет как средство

выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Знакомятся

с приёмами использования

контраста светлых и тёмныхцветов с целью достижениязамысла.

Знакомятся

с элементарными приёмами изображения животных в

22.04

22.04

выставка

30

Планетарий

1

Осознавать значимыетемы искусства и отражать их в изобразительном творчестве.

Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основныепланеты Солнечной системы.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачизамысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т. п.).

Передавать в самом общем виде пропорции животных.

Оценивать выразительность результатов своейтворческой деятельностии сверстников.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Знакомятся

с первым планетарием в России в Москве.

Узнают

о том, что в планетариях читаются лекции по

астрономии и космонавти-

ке, сопровождающиеся по-

казом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др.

Вспоминают

планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,Плутон).Знакомятся

с героями космоса, с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой.

Вспоминают

первого космонавта планеты – Ю. А. Гагарина.

Творческое задание:

29.04

29.04

31

В мире музея

1

Знакомятся

с музеем декоративно-пикладногоискусства и с некоторыми егоэкспонатами.

Узнают о строении мира в

древние времена через образ

трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное.

Вспоминают

о праздникеПасхи и о его символе – пасхальном яйце.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. 

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Осознавать роль музеев

в жизни общества.

Участвовать

в обсуждении содержания произведений декоративно-

прикладного искусства.

Выражать основную

мысль через сочетание

декоративных элементов

и цветового оформления

предмета.

Учитывать

символическое значение элементов декоративного узораи использовать его в своей работе.

06.05

06.05

Рисование с натуры

32

Народные промыслы

1

Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу.

Знакомятся с народными

промыслами региона.

Выявляют

влияние климатических и геологическихфакторов на развитие народных промыслов.

13.05

13.05

Рисование по теме

33

Москва – город музей. Государственная  Третьяковская галерея.

1

Осознавать значимыетемы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к красоте столицы, её историческим архитектурным памятникам.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути

решения проблемы.

Вспоминают

название столицы Российской Федерации, размышляют над тем,

почему Москву называют

городом-музеем.

Анализируют

Памятникиархитектуры Красной площади, репродукции которыхпомещены в учебнике.

20.05

20.05

Рисование по теме, выставка

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                Зам. директора по УВР

МО                                                                _____________/Мысливцева Е. Г./

МБОУ «Шебалинская                                                        Ф. И. О.

СОШ им. В. И. Фомичёва»                         Протокол №1 от «__28_»____08____2015 г

от «_27__»_08______2015г №_1__

___________/Середа Л.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...