Интегрированный урок по изобразительному искусству и окружающему миру на тему: "Радуга - удивительное явление природы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Конспект интегрированного урока по изобразительному искуссву и окружающему миру на тему: " Радуга - удивительное явление природы" предназначен для проведения урока во 2 классе. Данное занятие предполагает активное участие старшеклассников, которые помогут расширить представления детей о радуге, заинтересуют наукой физикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

  гимназия №2

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и окружающего мира

Класс: 2

Выполнила:

Учитель начальных классов

МАОУ гимназия №2

Куталина Вера Борисовна

г. Нижний Новгород

 2014 год

Тема: Радуга – удивительное  явление природы

Цель: дать детям научное представление о причинах возникновения радуги, формировать познавательную активность и  любознательность, развивать фантазию и творческие способности детей, воспитывать наблюдательность и умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Описание: данный урок проходит в рамках Дня науки в начальной школе; к ведению урока привлекаются старшеклассники (учащиеся 11-ого класса), которые расскажут о радуге с точки зрения физики.

Оборудование: для детей альбомы, акварельные краски, палитры, кисточки и баночки-непроливайки;

для учителя мультимедийная презентация, спектроскопы (5 штук), мыльные пузыри.

 

Конспект урока

  1. Организационный этап. Создание учебной мотивации.

Учитель: Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. В его проведении мне помогут  мои бывшие ученики – старшеклассники нашей школы Андрей и Дмитрий. Они принесли для нас даже специальные научные приборы.

Какая же тема у нашего урока?

Поможет вам догадаться загадка.

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, а щепок нет.

Ученики: Это радуга.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока: Радуга.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель: Расскажите, что вы знает о радуге.

Как она выглядит?

 Где вы ее видели?

 В какое время года могли наблюдать это явление природы?

  1.  Постановка целей

Учитель: Обсудите с соседом в паре, что бы вы хотели узнать о радуге на уроке. (Работа в парах)

Ученики:

Можно ли увидеть радугу дома?

 Зависит ли ее появление от погоды и времени года?

Меняют ли цвета в радуге свой порядок?

Учитель:  Попросим на ваши вопросы ответить старшеклассников.

  1. Открытие новых знаний

Старшеклассники показывают презентацию и рассказывают:

Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в   каплях воды.

Чаще всего ее можно увидеть летом после дождя. (Слайд 1)

В солнечный день радугу можно увидеть около водопадов и фонтанов,  где солнечные лучи преломляются в водяных каплях. (Слайд 2)

Преломление лучей солнца в виде радуги можно увидеть на оконном стекле под определенным углом зрения, на кромке зеркала. (Слайд 3)

А где еще можно увидеть радугу?

 Можно ли ее увидеть прямо сейчас в нашем классе?

Старшеклассники показывают радугу, надувая мыльные пузыри.

 Могут ли цвета радуги меняться своими местами или их порядок постоянный?

  1. Исследовательская работа.

Учитель: Разделимся на группы по 4 человека (Дети объединяются в группы со своими соседями).  Каждая группа получает прибор  -  спектроскоп и на свет рассматривает, из каких же цветов состоит радуга.

Старшеклассники: Кто знает, как называется этот прибор?

Это спектроскоп, его используют в физике. Назван он так от слова спектр.  Радуга и есть большой  спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате  распада луча света, проходящего через капельки дождя, а в данном случае через стекло. (Слайд 4)

Ученики:  Радуга состоит из семи цветов и порядок их постоянный.

Учитель: А кто из вас знает хитрую подсказку, в каком порядке идут цвета в радуге?

Старшеклассники: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В это время учитель на доске пишет первые буквы слов.

Учитель: По первым буквам мы смело можем определить точный порядок цветов в радуге.

Ученики:  Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 

Старшеклассники: Кто изучал радугу? Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя.  Но он еще не знал о  разложении белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой. (Слайд 5)

Спустя 30 лет Исаак Ньютон  объяснил, как преломляются цветные лучи в каплях дождя.  По образному выражению американского ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в наше время, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра». Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов - красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Но, впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два. (Слайд  6)

  1.  Творческая работа.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам открыть свои альбомы и нарисовать радугу,  опираясь на новые знания и не путая порядок цветов.

Подумайте, как удобно расположить альбомный лист.

 Какие цвета, возможно, вам придется смешивать, чтобы получить оранжевый и фиолетовый?

5.Итог урока. Рефлексия.

Учитель:  Посмотрите внимательно на свои работы. Какая красивая радуга у вас получилась!

Вспомните, какие вопросы мы задали в начале урока.

На все ли мы получили ответ?

Ребята, что вам особенно запомнилось на нашем уроке? О чем бы вы хотели рассказать дома?

Скажем большое спасибо нашим старшеклассникам за интересный и необычный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру "Образ культуры Древней Греции"

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"

Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы".  Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...

Урок изобразительного искусства и окружающего мира по теме: "Золотые краски осени. Панно из осенних листьев"

учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;воспитыва...

Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного чтения

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся....