Интегрированный урок по изобразительному искусству и окружающему миру на тему: "Радуга - удивительное явление природы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Конспект интегрированного урока по изобразительному искуссву и окружающему миру на тему: " Радуга - удивительное явление природы" предназначен для проведения урока во 2 классе. Данное занятие предполагает активное участие старшеклассников, которые помогут расширить представления детей о радуге, заинтересуют наукой физикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

  гимназия №2

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и окружающего мира

Класс: 2

Выполнила:

Учитель начальных классов

МАОУ гимназия №2

Куталина Вера Борисовна

г. Нижний Новгород

 2014 год

Тема: Радуга – удивительное  явление природы

Цель: дать детям научное представление о причинах возникновения радуги, формировать познавательную активность и  любознательность, развивать фантазию и творческие способности детей, воспитывать наблюдательность и умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Описание: данный урок проходит в рамках Дня науки в начальной школе; к ведению урока привлекаются старшеклассники (учащиеся 11-ого класса), которые расскажут о радуге с точки зрения физики.

Оборудование: для детей альбомы, акварельные краски, палитры, кисточки и баночки-непроливайки;

для учителя мультимедийная презентация, спектроскопы (5 штук), мыльные пузыри.

 

Конспект урока

  1. Организационный этап. Создание учебной мотивации.

Учитель: Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. В его проведении мне помогут  мои бывшие ученики – старшеклассники нашей школы Андрей и Дмитрий. Они принесли для нас даже специальные научные приборы.

Какая же тема у нашего урока?

Поможет вам догадаться загадка.

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, а щепок нет.

Ученики: Это радуга.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока: Радуга.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель: Расскажите, что вы знает о радуге.

Как она выглядит?

 Где вы ее видели?

 В какое время года могли наблюдать это явление природы?

  1.  Постановка целей

Учитель: Обсудите с соседом в паре, что бы вы хотели узнать о радуге на уроке. (Работа в парах)

Ученики:

Можно ли увидеть радугу дома?

 Зависит ли ее появление от погоды и времени года?

Меняют ли цвета в радуге свой порядок?

Учитель:  Попросим на ваши вопросы ответить старшеклассников.

  1. Открытие новых знаний

Старшеклассники показывают презентацию и рассказывают:

Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в   каплях воды.

Чаще всего ее можно увидеть летом после дождя. (Слайд 1)

В солнечный день радугу можно увидеть около водопадов и фонтанов,  где солнечные лучи преломляются в водяных каплях. (Слайд 2)

Преломление лучей солнца в виде радуги можно увидеть на оконном стекле под определенным углом зрения, на кромке зеркала. (Слайд 3)

А где еще можно увидеть радугу?

 Можно ли ее увидеть прямо сейчас в нашем классе?

Старшеклассники показывают радугу, надувая мыльные пузыри.

 Могут ли цвета радуги меняться своими местами или их порядок постоянный?

  1. Исследовательская работа.

Учитель: Разделимся на группы по 4 человека (Дети объединяются в группы со своими соседями).  Каждая группа получает прибор  -  спектроскоп и на свет рассматривает, из каких же цветов состоит радуга.

Старшеклассники: Кто знает, как называется этот прибор?

Это спектроскоп, его используют в физике. Назван он так от слова спектр.  Радуга и есть большой  спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате  распада луча света, проходящего через капельки дождя, а в данном случае через стекло. (Слайд 4)

Ученики:  Радуга состоит из семи цветов и порядок их постоянный.

Учитель: А кто из вас знает хитрую подсказку, в каком порядке идут цвета в радуге?

Старшеклассники: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В это время учитель на доске пишет первые буквы слов.

Учитель: По первым буквам мы смело можем определить точный порядок цветов в радуге.

Ученики:  Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 

Старшеклассники: Кто изучал радугу? Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя.  Но он еще не знал о  разложении белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой. (Слайд 5)

Спустя 30 лет Исаак Ньютон  объяснил, как преломляются цветные лучи в каплях дождя.  По образному выражению американского ученого А. Фразера, сделавшего ряд интересных исследований радуги уже в наше время, «Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра». Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов - красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. Но, впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два. (Слайд  6)

  1.  Творческая работа.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам открыть свои альбомы и нарисовать радугу,  опираясь на новые знания и не путая порядок цветов.

Подумайте, как удобно расположить альбомный лист.

 Какие цвета, возможно, вам придется смешивать, чтобы получить оранжевый и фиолетовый?

5.Итог урока. Рефлексия.

Учитель:  Посмотрите внимательно на свои работы. Какая красивая радуга у вас получилась!

Вспомните, какие вопросы мы задали в начале урока.

На все ли мы получили ответ?

Ребята, что вам особенно запомнилось на нашем уроке? О чем бы вы хотели рассказать дома?

Скажем большое спасибо нашим старшеклассникам за интересный и необычный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру "Образ культуры Древней Греции"

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"

Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы".  Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...

Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного чтения

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся....