№ | Название этапа, Цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2-3 мин) Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность Цель для обучающихся: самоопределение к учебной деятельности | Приветствие. | -Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку? Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.
| Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3-4мин) Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. | Беседа, работа у доски | Здравствуйте, мои друзья! Нашей встрече рада я. Ждет сегодня вас О русской красавице сказ.
Ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»? Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка.
Слайд 2. Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. Из какого произведения эти строки?
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит! А зрячий о них говорит: Пройдет – словно солнце осветит, Посмотрит – рублем одарит.
Красавица миру на диво: Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка.
-Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?
- Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины. Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе. |
Ответы детей. Красивой, доброй, умной.
Ответы детей Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Николая Алексеевича Некрасова. «Мороз, Красный нос».
- Их трудолюбие, красота. | фронтальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. (3-4 мин) Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения. Цель для обучающихся: выявить причину и место затруднения | Беседа; просмотр перезентации, работа с раздаточным материалом | Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?
Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме. Учитель демонстрирует женский русский народный костюм. Красна девица идет, Словно павушка плывет, На ней платье золотое, Лента алая в косе. Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник. Слайд 3-7. Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась. По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории. Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом. Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол. Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком. Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани
|
Сарафан, рубаху.
В будни - простой, неяркий. В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.
Рассматривают костюм. Обсуждают.
| Фронтальная, индивидуальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. 4. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) Цель для учителя: способствовать усвоению нового знания с помощью подводящего диалога. Цель для обучающихся: обдумать проект будущих учебных действий
| Беседа, ознакомление со сказкой | В исторических музеях и в музеях искусств сохранились кокошники различных регионов нашей страны. У вас есть схемы разных видов кокошников. Давайте попробуем определить местность, где женщины носили эти головные уборы. Слайд 8-11.
| Определяют по карточкам и слайдам принадлежность к какой-либо местности проживания изображенных девушек в кокошниках.
| фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | 5. Динамическая пауза (3 мин) Цель для учителя: способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Обеспечить необходимую двигательную активность. Цель обучающихся: отдохнуть, подготовиться к следующему этапу работы | физкультминутка | Ребята, вы знали о том, что хорово́д— древний народный круговой массовый обрядовый танец? Сегодня на уроке мы знакомимся с народным творчеством, давайте встанем в хоровод и пригласим нашу гостью. | Повторяют действия за учителем | фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
6. | 6. Самостоятельная работа (18 мин) Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Цель для обучающихся: научиться применять полученные знания при выполнении заданий нового типа. | самостоятельная работа; | Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях. Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица? Правильно. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Учитель перед работой предлагает учащимся подумать над вопросами: - Как бы выглядели бы в кокошнике их мамы? - Как вы будете располагать лист?
Учитель поясняет, что лучше подходит вертикальное изображение, которое может быть сделано по грудь. Необходимо красиво украсить элементы головного убора. При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Учитель обращает внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. В игровой форме подводит учащихся к пониманию того, что красота их образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. Дети самостоятельно работают над образом русской красавицы. |
-Портрет
Слушают учителя.
-Вертикально
-рисуют овал лица Выполняют.
Рисуют.
Рисуют.
| индивидуальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
9. | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5-6 мин) Цель для учителя: способствовать организации самооценки работы обучающихся. Цель для обучающихся: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.
| Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.) Беседа, игра «Художник-зрители» | Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами. При этом подробнее остановитесь на следующих критериях: • оригинальность идеи; • эстетика оформления; • объем работы.
- Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии? - Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия? - Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей? - Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.
Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.
| Учащиеся демонстрируют свои работы, вывешивая на магнитную доску, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы. Наиболее удачные помещаем в изготовленные на предыдущих уроках наличники из бумаги. Уборка рабочих мест. | фронтальная | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |