Пояснительная записка к рабочей программе по Изобразительному искусству ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
пояснительная записка к программе по ИЗО ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.doc | 131.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_izo.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вариант 1
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля Измерителя | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски» | 1 | Введение новых знаний | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Работа с акварельными красками | Знать правила работы с акварельными красками. Уметь работать кистью и акварельными красками | Текущий | Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека | 1/09 | |
2 | Аппликация. «Цветовой круг» | 1 | Введение новых знаний | Выразительные средства в аппликации. Использование различных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации | Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов | Текущий. Ответы на вопросы | 8/09 | ||
3 | Декоративная работа. «Красивые цепочки» | 1 | Введение новых знаний | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции | Знать правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять декоративные цепочки | Самостоятельная работа по образцу | Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров | 15/09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | о | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | Рисование но памяти и представлению. «Волшебные краски осеннего дерева» | 1 | Введение новых знаний | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень» | Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев, их форму, очертания, цвета различных предметов | Текущий. Ответы на вопросы | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально | 22/09 | |
5 | Беседа по теме «Жанры изобразительного искусства и архитектура». Лепка. «Листья деревьев» | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Виды и жанры изобразительных искусств, архитектуры. Использование различных материалов: пластилин. Самостоятельная работа по лепке листьев различных деревьев, овощей, фруктов | Знать правила работы с пластилином. Уметь называть известные виды и жанры искусства и архитектуры; организовать рабочее место; пользоваться стеками; лепить листья деревьев, овощи, фрукты | Текущий. Ответы на вопросы | Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки | 29/09 | |
6 | Лепка. «Овощи и фрукты» | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином - лепка овощей и фруктов | Уметь самостоятельно работать с пластилином, лепить по теме | Самостоятельная работа | Лепка экзотических фруктов | 6/10 | |
7 | Беседа по теме «Русское народнодекоративное прикладное искусство» | 1 | Комбинированный | Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Сообщения о народных ремеслах, особенностях мастерства разных регионов России | Знать приём выполнения узора на предметах деко- ративно-прикладного искусства, народные традиционные ремесла | Текущий. Работа по образцу | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре | 13/10 | |
8 | Декоративная работа. «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись». «Волшебный узор» | 1 | Комбинированный | Освоение основ декоративноприкладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров | Знать элементы хохломского узора. Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов | Самостоятельная работа | Формирование элементарных представлений о красоте народной росписи | 20/10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9 | Беседа о красоте осенней природы «Краски осени». Рисование на тему «Сказка про осень» | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, КОМПОЗИЦИИ | Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему | Самостоятельная работа | Рисование на основе наблюдений или по представлению | 27/10 | ||
10 | Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье» | 1 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Знать правила и технику выполнения орнамента. Уметь выделять элементы узора в народной вышивке | Работа по образцу | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды | 10.10 | |
11 | Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации | Знать технику выполнения аппликации. Уметь последовательно наклеивать элементы композиции | Работа по образцу | Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги | 17.10 | |
12 | Рисование с натуры. «Праздничный флажок» | 1 | Комбинированный | Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов | Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски | Самостоятельная работа | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально | 24.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 | Декоративная работа. Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров» | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с дымковской игрушкой | Знать элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Уметь выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки; рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки | Работа по образцу | Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды | 1.12 | |
14 | Рисование с натуры. «Новогодняя ёлка» | 1 | Комбинированный | Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма | Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет | Текущий | Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов | 8.12 | |
15 | Рисование с натуры. «Игрушек на ёлку: бусы, шары» | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа над изображением с натуры елочных игрушек, овладением выразительными средствами в рисунке, передачей праздничного, жизнерадостного настроения в изображении нарядных шариков, бус, рыбок | Уметь изображать форму, цвет, пропорции, расположение на елке игрушек, точно передавать в рисунке особенности изображаемых елочных игрушек и выражать свое отношение к рисунку | Текущий | 15.12 | ||
16 | Рисование с натуры. «Игрушек на ёлку: рыбки» | 1 | Комбинированный | Текущий | 22.12 | ||||
17 | Рисование с натуры. «Ветки ели или сосны». «Красота лесной природы» | 1 | Комбинированный | Упражнения и задания по развитию наблюдательности, воображения. Обсуждение особенности в изображении еловых (сосновых) веток | Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, величину, расположение игл | Фронтальный. Индивидуальный. Самостоятельная работа | 29.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
18-19 | Лепка по памяти и представлению. Животные | 2 | Комбинированный | Лепка животных по памяти и представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки | Знать технику работы с пластилином. Уметь лепить животных по памяти и представлению | Самостоятельная работа | |||
20 | Беседа по теме «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование. Русская народная сказка «Колобок» | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями русских художников: В. М. Васнецов | Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет. Знать замечательных художников- иллюстраторов, их произведения | Текущий. Самостоятельная работа по образцу. Анализ выполненных иллюстраций | Иллюстрирование сказок | ||
21 | Декоративная работа. Городецкая роспись | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Особенности Городецкой росписи | Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца | Текущий. Работа по образцу | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды | ||
22 | Рисование кистью. Элементы Городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой» | Комбинированный | Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Работа над совершенствованием приемов рисования кистью. Развитие творческих способностей и воображения | Уметь выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, при макиванием, приёмом тычка | |||||
23 | Беседа о красоте зимней природы. Рисование по памяти и представлению зимних деревьев. «Мы рисуем зимние деревья» | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. И. Шишкин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна | Знать о линии и пятне как художественновыразительных средствах живописи. Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги | Текущий. Самостоятельная работа | Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
24 | Рисование на тему. «Красавица-зима» | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся художников: К. Юон. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна | Уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы | Текущий. Творческая работа | Передача в рисунке смысловой связи между предметами | ||
25 | Декоративная работа. Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Синие узоры на белоснежном поле» | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Особенности элементов росписи Гжельских мастеров. Стилизация | Знать элементы растительного узора гжельской керамики. Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики | Текущий. Самосто ятельная работа | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды, одежды, игрушек | ||
26 | Декоративная работа. Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо» | 1 | Комбинированный | Ознакомление с понятиями: «эскиз», «узор», рассматривание изделий и иллюстраций, выполненных в технике гжельской росписи, их сравнение, анализ: установление общех для всех декоративных элементов, орнаментов, композиционных решений | Знать значение понятий: «узор», «эскиз», «декоративный элемент», «орнамент». Уметь составлять узор из декоративных цветов, листьев и украшать предмет круглой формы (тарелочку) | Текущий. Творческая самостоятельная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
27 | Беседа по теме «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование. Русская народная сказки «Маша и Медведь» | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Ознакомление с творчеством художников, воплотивших сказочные сюжеты: В. М. Васнецова, В. А. Гартмана | Знать название сказочных полотен русских художников. Уметь выбирать эпизод из сказки для иллюстрирования; самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; выполнять рисунок в цвете | Текущий. Самостоятельная работа | Иллюстрирование сказок | ||
28 | Беседа по теме «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова» | 1 | Комбинированный | Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании | Знать о творчестве Б. Щербакова. Уметь выразить свое отношение к произведениям изобразительного искусства | Текущий. Ответы на вопросы | Родная природа в творчестве русских художников | ||
29 | Лепка птиц по памяти и представлению | 1 | Комбинированный | Лепка птиц по памяти и по представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки | Знать особенности работы с пластилином, правила лепки. Уметь лепить птиц по памяти и представлению | Текущий. Самосто ятельная работа | |||
30 | Беседа о красоте весенней природы «Весна пришла, зацвела земля». Рисование на тему «Весенний день» | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся отечественных художников: А. Саврасов, К. Юон. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма | Знать о творчестве русских художников-пейзажистов. Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке | Текущий. Самосто ятельная работа | Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунках смысловой связи между предметами |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
31 | Рисование на тему «Праздничный салют» | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма | Уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования | Самосто ятельная работа | Передача в рисунках смысловой связи между предметами | ||
32 | Рисование по представлению. «Бабочка» | 1 | Комбинированный | Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей - формы, окраски. Легенды о цветах | Умет ь последовательно проводить работу над рисунком по представлению; использовать линию симметрии в построении рисунка; изображать характерные очертания бабочек | Самосто ятельная работа | Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности | ||
33 | Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас» | 1 | Комбинированный | Особенности изображения цветов в рисунке. Рассматривание цветов и их изображений на картинках, выделяя многообразие форм и разнообразие цветовой гаммы | Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы; передавать форму, цветовые опенки; применять изученные техники рисования | Текущий. Самосто ятельная работа | |||
34 | Аппликация. «Мой любимый цветок» | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами | Знать технику выполнения аппликации. Уметь составлять растительную композицию, последовательно её выполнять | Работа по образцу | Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.
Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство»
3.Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни
5.Результаты изучения учебного предмета
Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.
Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.
Содержание «Изобразительное искусство»
(135 час)
Мир изобразительных (пластических) искусств(20 -25 часов)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.ВанГога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства(55 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью(55 часов).
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации
материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты обучения
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание программы по изобразительному искусству.
1 класс – 33 часа
п/н | Название темы | Кол-во часов | Содержание изучаемого материала темы | Учебные действия |
1. | Форма | 9 часов | Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д. | 1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания; 2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); 3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш; 4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; 5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов; 6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); 7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками); |
2. | Цвет | 7 часов | С помощью цвета художник передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное) | 1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой); 2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.); |
3. | Композиция | 9 часов | Композиция – главное слово для художника. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий. | 1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; 2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); 3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками); 4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома |
4. | Фантазия | 8 часов | Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные камни; планету-яблоко и др. | 1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение; 2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); 3. Выполнять простые по композиции аппликации. |
В 1 классе обучение ведётся без отметок. Количество часов в год – 33. Количество часов в неделю – 1. Количество часов в I четверти – 9. Количество часов воII четверти – 7. Количество часов в III четверти – 9. Количество часов в IV четверти – 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС второго поколения)
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гр...
Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...
Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству 2 класс.
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательну...
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС.Гармония ....
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....
Пояснительная записка к рабочей программе изобразительное искусство.
Пояснительная записка с нормативными документами к рабочей программе изо....
Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"
Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"...