Рабочая программа по ИЗО 2класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 2класс
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы по ИЗО (2 класс)
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень)
Критерии и система оценки творческой работы
Перечень литературы для учителя
Перечень литературы для обучающихся
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
- развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
- воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
- создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Как и чем работает художник? (8 ч) | ||||
1 | Три основных цвета | 02.09 | ||
2 | Белая и черная краски | 09.09 | ||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 16.09 | ||
4 | Выразительные возможности аппликации | 23.09 | ||
5 | Выразительные возможности графических материалов | 30.09 | ||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | 07.10 | ||
7 | Выразительные возможности бумаги | 14.10 | ||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 21.10 | ||
Реальность и фантазия (7 ч) | ||||
9 | Изображение и реальность | 28.10 | ||
10 | Изображение и фантазия. | 11.11 | ||
11 | Украшение и реальность | 18.11 | ||
12 | Украшение и фантазия. | 25.11 | ||
13 | Постройка и реальность. | 02.12 | ||
14 | Постройка и фантазия | 09.12 | ||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 16.12 | ||
О чем говорит искусство (11ч) | ||||
16 | Изображение природы в различных состояниях | 23.12 | ||
17 | Изображение характера животных | 13.01 | ||
18 | Изображение характера человека: женский образ | 20.01 | ||
19 | Изображение характера человека: мужской образ | 27.01 | ||
20 | Образ человека в скульптуре | 03.02 | ||
21 | Образ человека в скульптуре | 10.02 | ||
22 | Образ человека в скульптуре | 17.02 | ||
23 | О чем говорят украшения | 24.02 | ||
24 | О чем говорят украшения | 03.03 | ||
25 | О чем говорят украшения | 10.03 | ||
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 17.03 | ||
Как говорит искусство (8 ч) | ||||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 07.04 | ||
28 | Тихие и звонкие цвета | 14.04 | ||
29 | Что такое ритм линий. | 21.04 | ||
30 | Характер линий | 28.04 | ||
31 | Ритм пятен | 05.05 | ||
32 | Пропорции выражают характер | 12.05 | ||
33 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | 19.05 | ||
34 | Итоговый урок года | 26.05 | ||
35 | Резервный урок |
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работает художник? | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 9 |
35 |
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень)
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Перечень литературы для учителя
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. / Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др./ под редакцией Б. М. Неменского.—М.: Просвещение, 2012.
Перечень литературы для обучающихся
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс.Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Под. ред. Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике-2класс
Представлена программа по математике-2 кл. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по технологии 2класс система Занкова
Рабочая программа по курсу «Технология» для 2 класса разработана на основе авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-282995-1379257195.jpg)
Рабочая программа по предметам 2класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку, литературе, технологии,изобразительному искусству 2класс ПНШ с учётом ФГОС, пояснительная записка, планируемые результаты(предметные и метапредметные)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-374946-1390403114.jpg)
Рабочая программа по чтению .2класс, школа 8 вида.
Рабочая программа по чтению. 2 класс, школа 8 вида....
Рабочая программа Окружающий мир 2класс УМК 2100
Окружающий мир рабочая программа УМК 2100...