Конспект урока "Русь Богатырская"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Литвинова Людмила Петровна

Ознакомление учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства. Формирование представления о героическом прошлом народа Древней Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_bogatyrskaya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №7 г. ХИМКИ

«Русь богатырская».

Конспект открытого урока в 4 «А» классе.

Подготовила учитель изобразительного искусства

высшей категории Литвинова Людмила Петровна.

24.02.2012г.

Цели и задачи.

Познакомить учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства. Формирование представления о героическом прошлом народа Древней Руси.

Обучающая.

Познакомить учащихся с образом  Русского богатыря, с особенностями  его доспехов. Учить элементам анализа художественных произведений. Совершенствование навыков работы с живописными материалами. Закрепить знания детей о творчестве художника В.М. Васнецова по картине «Богатыри».

Развивающая.

Развитие творческого подхода к работе.

Обогащение духовного мира учащихся.

Воспитывающая.

Воспитывать чувство любви  и гордости за богатырскую силу России, воспитание интереса к истории Отечества, Родины.

Личностные:

1. - развивать воображение, творческую фантазию, графические

навыки;

2. - воспитывать у детей любовь к истории России

3. - показать роль искусства в понимании красоты русской

женщины;

4. - учить определять средства выразительности настроения и

чувства в искусстве;

Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи

(литература, искусство, история, музыка);

Предметные: создать рисунок – образ богатыря

Оборудование урока:

Для учащихся -Гуашь, бумага, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Для учителя - Презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Зрительный ряд:

В.М. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Битва на калиновом мосту», К.А. Васильев «Садко», «Микула и Вольга» М.А. Врубель «Богатырь»,Н.К. Рерих «Илья Муромец», П. Корин «Александр Невский».

Литературный ряд:

 Никитин «Русь»,былины.

Музыкальный ряд:

А.П. Бородин 2-симфония «Богатырская» (1-часть).

Тип урока:

комбинированный

Используемые технологии:

Компьютерные (новые информационные), игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Планируемые результаты:

сформировать у учащихся представление о народном образе богатыря, о героическом прошлом народа Древней Руси,  уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами

Ход урока.

  1. Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. (Чтение стихотворения Никитина)

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

     Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

     Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недругов,

За тебя в нужде сложить голову!

Вопросы:

-О чем это стихотворение?

-Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая.)

  1. Введение в тему урока.  Постановка проблемы.

Славна богатырями земля русская.

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Не тот богатырь , что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.

Вопрос:- Что  их объединяет ?  (они защитники русской земли)

- Кого на Руси называли защитниками? (богатырей)

 Тема сегодняшнего урока «Русь богатырская»

-Ребята, почему мы называем Русь богатырской?

- Ребята, кто такой богатырь?

- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами? (Из былин, устного народного творчества, картин, стихотворений, из книг.)

- А давайте поиграем? Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о храбрости богатырей. Что же это за пословицы? Чтобы их прочитать нужно соединить две части пословиц . Игра в пословицы “Собери пословицу”.

Сам погибай,
Родину-мать-
Кто за Родину горой,
Жизнь дана

умей защищать.
на добрые дела.
а Родину защищай.
тот истинный герой.

     -Какие пословицы о смелости и отваге русских героев вы ещё знаете?

  • «Не родом богатырь славен, а подвигом».
  • «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать».
  • «Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».
  • «В русском сердце честь да любовь».
  • «Смелость силе воевода».
  • «Кто смел, тот и на коня сел».
  • «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
  • «Бой отвагу любит».

-А стихи какие мы знаем о богатырях, о силе богатырской?

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!

Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!

А теперь отправимся с вами в картинную галерею и посмотрим как художники в своих картинах показывают нам богатырей, Русь богатырскую.

Презентация.

Слайд 1.В.М. Васнецов «Богатыри»

- Кто изображён на картине? (Три богатыря.) 

- Что делают богатыри? (охраняют рубежи Родины)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.)

- Кто изображён рядом с Ильёй Муромцем? (Алёша Попович и Добрыня Никитич - тоже богатыри.)

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)

- Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (Кольчуга, шлем.)

- Как называются снаряжения богатыря? (Булава, колчан, стрела, щит.)

-Почему Васнецов написал богатырей разных возрастов? Случайно или нет? (Юность, Молодость, Зрелость- все поколения воинов).

Главным другом богатырей был конь, лошадь. Конь Ильи Муромца вороной. Вороные кони считались самыми горячими, но его конь так же как и его хозяин, уже не молод. Он спокоен, уверен в себе и в хозяине, но чутко прислушивается к звукам. Белый конь Добрыни молодой, резвый, сильный, красивый. Он тоже несёт дозор, всматривается вдаль. Гнедой конь Алёши Поповича самый молодой, у него нет ещё буйной гривы. Он отвлекается на цветочки и былинки.

Слайд 2. «Витязь на распутье»,

Слайд 3. «Битва на калиновом мосту»,

Слайд 4.  К.А. Васильев «Садко», «Микула и Вольга».

Слайд 5. М.А. Врубель «Богатырь».

Слайд 6. П. Корин «Александр Невский».

Слайд 7. Н.К. Рерих «Илья Муромец».

Богатырь – всегда богатырь. И в битве с врагом, и в поле, где основными его врагами были грозы, засухи, морозы. Отложив оружие, принимался богатырь благоустраивать свою землю.

Слайд 8.

Вопрос. Что общего у богатырей всех художников, чем они отличаются? (художественный образ)

Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Прокофьевича Бородина. Одна из его симфоний так и называется «Богатырская». Давайте её послушаем.

Слушание 1-й части симфонии.

Вопросы:

-Почему композитор так назвал симфонию?

- Какой образ богатырей дает А.П. Бородин в данном произведении?

-Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для создания музыкального образа?

В произведении А.П. Бородина ощущается могучая сила. Оно всё пронизано верой в богатырскую мощь русского народа, любовью к Родине.

Вопросы:

-Что общего в музыкальном образе и живописных образах? (сила, мужество, размах).

- Что связывает образы богатырей воедино? (Любовь к Родине. Патриотические чувства.

-Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился свой образ русского богатыря, образ Руси богатырской. Вам предлагается выполнить творческую работу по теме урока, т.е. создать образ Руси богатырской, таким- каким вы его себе представляете.

Физкультминутка.

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

  1. А теперь давайте поиграем.

Найти на рисунке древнерусских воинов и помочь им выбрать оружие из предметов, представленных на карточках. 

Работа в  группах на доске

Задание 1

Украсить богатырские доспехи (шаблоны) : шлем, меч. щит,  колчан, копьё, булава

Задание 2

Снарядите богатыря в поход.

 Звучат русские гусли

Каждая группа украшает своего богатыря, который нарисован и крепится на доске.

V.Творческая  практическая деятельность учащихся.

Творческая работа «Русь богатырская»

(предлагаются вариативные техники исполнения . инструктаж по ТБ)

     Требования к работе:

-выделение смыслового центра композиции;

-общая выразительность;

-аккуратное исполнение работы;

-удачные цветовые сочетания; техника владения красками, использование цветной бумаги.

-завершенность.

VI.Итоги урока. Рефлексия.

- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

-  Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Где их можно встретить?

Ребята, давайте вспомним  о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

  • Защищать свою Родину, беречь её.
  • Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
  • Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
  • Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Выставка работ. Анализ.

  • Понравился вам урок?
  • Что понравилось?
  • Получилась ли у вас работа так как вы хотели?
  • Что бы вы ещё хотели добавить?
  • Оцените свою работу на уроке. Если все получилось , то поднимите солнышко, если есть сомнения в своих знаниях, поднимите тучку.
  • Учитель.
  •  Ах,  и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
    Не скакать врагам по нашей земле,
    Не топтать их коням землю русскую,
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь - не шатается!
    И века простоит - не шелохнётся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Богатырские забавы"

игры для 1-5 классов ...

"Богатырские игры" к 23 февраля

методическая разработка к 23 февраля...

конспект спортивно-развлекательной программы "Богатырские потешки"

В материале представлен  конспект спортивно-развлекательного занятия к 23 февраля для начальных классов....

Конспект урока литературного чтения "Богатырская сказка про Илью Муромца"

Анаиз богатырской сказки. Работа ад понятиями: былина, богатыри....

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" на тему "Украшение богатырских доспехов или украшения кокошника."

Конспект урока по изобразительному искусству  2 класс "Школа России" на тему "Украшение богатырских доспехов или украшения кокошника."...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления....