Конспект урока "Русь Богатырская"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Ознакомление учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства. Формирование представления о героическом прошлом народа Древней Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_bogatyrskaya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №7 г. ХИМКИ
«Русь богатырская».
Конспект открытого урока в 4 «А» классе.
Подготовила учитель изобразительного искусства
высшей категории Литвинова Людмила Петровна.
24.02.2012г.
Цели и задачи. | Познакомить учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства. Формирование представления о героическом прошлом народа Древней Руси. |
Обучающая. | Познакомить учащихся с образом Русского богатыря, с особенностями его доспехов. Учить элементам анализа художественных произведений. Совершенствование навыков работы с живописными материалами. Закрепить знания детей о творчестве художника В.М. Васнецова по картине «Богатыри». |
Развивающая. | Развитие творческого подхода к работе. Обогащение духовного мира учащихся. |
Воспитывающая. | Воспитывать чувство любви и гордости за богатырскую силу России, воспитание интереса к истории Отечества, Родины. |
Личностные: 1. - развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; 2. - воспитывать у детей любовь к истории России 3. - показать роль искусства в понимании красоты русской женщины; 4. - учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве; Метапредметные: - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка); Предметные: создать рисунок – образ богатыря | |
Оборудование урока: | Для учащихся -Гуашь, бумага, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Для учителя - Презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, экран. |
Зрительный ряд: | В.М. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Битва на калиновом мосту», К.А. Васильев «Садко», «Микула и Вольга» М.А. Врубель «Богатырь»,Н.К. Рерих «Илья Муромец», П. Корин «Александр Невский». |
Литературный ряд: | Никитин «Русь»,былины. |
Музыкальный ряд: | А.П. Бородин 2-симфония «Богатырская» (1-часть). |
Тип урока: | комбинированный |
Используемые технологии: | Компьютерные (новые информационные), игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие. |
Планируемые результаты: | сформировать у учащихся представление о народном образе богатыря, о героическом прошлом народа Древней Руси, уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами |
Ход урока.
- Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. (Чтение стихотворения Никитина)
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недругов,
За тебя в нужде сложить голову!
Вопросы:
-О чем это стихотворение?
-Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая.)
- Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Славна богатырями земля русская.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Не тот богатырь , что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.
Вопрос:- Что их объединяет ? (они защитники русской земли)
- Кого на Руси называли защитниками? (богатырей)
Тема сегодняшнего урока «Русь богатырская»
-Ребята, почему мы называем Русь богатырской?
- Ребята, кто такой богатырь?
- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами? (Из былин, устного народного творчества, картин, стихотворений, из книг.)
- А давайте поиграем? Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о храбрости богатырей. Что же это за пословицы? Чтобы их прочитать нужно соединить две части пословиц . Игра в пословицы “Собери пословицу”.
Сам погибай, | умей защищать. |
-Какие пословицы о смелости и отваге русских героев вы ещё знаете?
- «Не родом богатырь славен, а подвигом».
- «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать».
- «Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».
- «В русском сердце честь да любовь».
- «Смелость силе воевода».
- «Кто смел, тот и на коня сел».
- «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
- «Бой отвагу любит».
-А стихи какие мы знаем о богатырях, о силе богатырской?
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
А теперь отправимся с вами в картинную галерею и посмотрим как художники в своих картинах показывают нам богатырей, Русь богатырскую.
Презентация.
Слайд 1.В.М. Васнецов «Богатыри»
- Кто изображён на картине? (Три богатыря.)
- Что делают богатыри? (охраняют рубежи Родины)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.)
- Кто изображён рядом с Ильёй Муромцем? (Алёша Попович и Добрыня Никитич - тоже богатыри.)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)
- Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (Кольчуга, шлем.)
- Как называются снаряжения богатыря? (Булава, колчан, стрела, щит.)
-Почему Васнецов написал богатырей разных возрастов? Случайно или нет? (Юность, Молодость, Зрелость- все поколения воинов).
Главным другом богатырей был конь, лошадь. Конь Ильи Муромца вороной. Вороные кони считались самыми горячими, но его конь так же как и его хозяин, уже не молод. Он спокоен, уверен в себе и в хозяине, но чутко прислушивается к звукам. Белый конь Добрыни молодой, резвый, сильный, красивый. Он тоже несёт дозор, всматривается вдаль. Гнедой конь Алёши Поповича самый молодой, у него нет ещё буйной гривы. Он отвлекается на цветочки и былинки.
Слайд 2. «Витязь на распутье»,
Слайд 3. «Битва на калиновом мосту»,
Слайд 4. К.А. Васильев «Садко», «Микула и Вольга».
Слайд 5. М.А. Врубель «Богатырь».
Слайд 6. П. Корин «Александр Невский».
Слайд 7. Н.К. Рерих «Илья Муромец».
Богатырь – всегда богатырь. И в битве с врагом, и в поле, где основными его врагами были грозы, засухи, морозы. Отложив оружие, принимался богатырь благоустраивать свою землю.
Слайд 8.
Вопрос. Что общего у богатырей всех художников, чем они отличаются? (художественный образ)
Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Прокофьевича Бородина. Одна из его симфоний так и называется «Богатырская». Давайте её послушаем.
Слушание 1-й части симфонии.
Вопросы:
-Почему композитор так назвал симфонию?
- Какой образ богатырей дает А.П. Бородин в данном произведении?
-Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для создания музыкального образа?
В произведении А.П. Бородина ощущается могучая сила. Оно всё пронизано верой в богатырскую мощь русского народа, любовью к Родине.
Вопросы:
-Что общего в музыкальном образе и живописных образах? (сила, мужество, размах).
- Что связывает образы богатырей воедино? (Любовь к Родине. Патриотические чувства.
-Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился свой образ русского богатыря, образ Руси богатырской. Вам предлагается выполнить творческую работу по теме урока, т.е. создать образ Руси богатырской, таким- каким вы его себе представляете.
Физкультминутка.
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
- А теперь давайте поиграем.
Найти на рисунке древнерусских воинов и помочь им выбрать оружие из предметов, представленных на карточках.
Работа в группах на доске
Задание 1
Украсить богатырские доспехи (шаблоны) : шлем, меч. щит, колчан, копьё, булава
Задание 2
Снарядите богатыря в поход.
Звучат русские гусли
Каждая группа украшает своего богатыря, который нарисован и крепится на доске.
V.Творческая практическая деятельность учащихся.
Творческая работа «Русь богатырская»
(предлагаются вариативные техники исполнения . инструктаж по ТБ)
Требования к работе:
-выделение смыслового центра композиции;
-общая выразительность;
-аккуратное исполнение работы;
-удачные цветовые сочетания; техника владения красками, использование цветной бумаги.
-завершенность.
VI.Итоги урока. Рефлексия.
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Где их можно встретить?
Ребята, давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь её.
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Выставка работ. Анализ.
- Понравился вам урок?
- Что понравилось?
- Получилась ли у вас работа так как вы хотели?
- Что бы вы ещё хотели добавить?
- Оцените свою работу на уроке. Если все получилось , то поднимите солнышко, если есть сомнения в своих знаниях, поднимите тучку.
- Учитель.
- Ах, и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнётся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Богатырские забавы"
игры для 1-5 классов ...
"Богатырские игры" к 23 февраля
методическая разработка к 23 февраля...
конспект спортивно-развлекательной программы "Богатырские потешки"
В материале представлен конспект спортивно-развлекательного занятия к 23 февраля для начальных классов....
Конспект по изо 2 класс на тему "Выражения характера человека через украшение. Украшение богатырских доспехов или украшения кокошника."
Конспект по изо 2 класса...
Конспект урока литературного чтения "Богатырская сказка про Илью Муромца"
Анаиз богатырской сказки. Работа ад понятиями: былина, богатыри....
Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" на тему "Украшение богатырских доспехов или украшения кокошника."
Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" на тему "Украшение богатырских доспехов или украшения кокошника."...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
Конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления....