Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Янковская Нина Алексеевна

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 1-4 классов составленав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа ориентирована на учебники под редакцией Б.М. Неменского. Рабочая программа предусматривает обучение изобразительному искусству на базовом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izo_1-4.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»

ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

Филяева М.А.

Протокол № ____

от «___»_______ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Тарасенко И.П.

«___»_________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Михнёнок Л.Е.

Педсовет № ____

от «___»_________ 20___ г.

Приказ № ____

от «___»_________ 20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

«Изобразительное искусство»

1-4 классы,  базовый уровень

на 2015 – 2016  учебный год

Разработала: Янковская Нина Алексеевна,

                      учитель начальных классов

                       первая квалификационная категория

2015 г.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» города Саки Республики Крым составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом  МИНОБНАУКИ России от 06 октября 2009г. №373;
  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России    (Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков   В.А.   Концепция   духовно-нравственного   развития   и   воспитания личности гражданина  России. — М., «Просвещение»,  2010.);
  3. Планируемых результатов начального общего образования;
  4. Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011
  5. Авторской   программы «Изобразительное искусство»  под редакцией Б.М. Неменского предметной линии учебников системы «Школа России» 
  6. Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555;
  7. Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа №4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»  города Саки Республики Крым;
  8. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа №4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»  города Саки Республики Крым  на 2015/2016 учебный год;
  9. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу педагога, осуществляющего функции ведения ФГОС  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа №4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»  города Саки Республики Крым;
  10. Приказа  МИНОБНАУКИ России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс –  М.: Просвещение, 2014.
  2. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной школы. /Е.И.Коротеева/ под редакцией Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2014.
  3. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 3 класса начальной школы. /Е.И.Коротеева/ под редакцией Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2014.
  4. Л. А. Неменская.  Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014

Распределение времени по темам программы дано ориентировочно.

Учитель может осуществлять корректировку. Также в количество учебных занятий могут быть внесены изменения, в связи с объявлением дополнительных праздничных дней, и в изменениях дня недели, проведения занятий.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

  • Развитие личности учащихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

 Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

              Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

            Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

              Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

              Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

              Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

              Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

              Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

               Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

              Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

              Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

               Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

                На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

               Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

              Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

             Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Изобразительное искусство относится к образовательной области «Искусство».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 135 часов. В 1  классе – 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах - отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Рабочая программа предусматривает обучение изобразительному искусству на базовом уровне.

4. Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения учебного предмета

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

Личностные:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.),
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную  художественно-творческую и  предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

5. Содержание учебного предмета

1 КЛАСС (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать (11 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

         Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь (7 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь (9 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна.  Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

2 КЛАСС (34ч)

Искусство и ты

Как и чем работает художник? (8)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия (7)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (11)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусства (8)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

3 КЛАСС (34 ч)

Искусство вокруг нас

Искусство в твоем доме (8)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем стоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими: одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым. Как вы глядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города (7)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры. Атрибуты современной  жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный  транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Художник и зрелище (10)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей (9)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

4 КЛАСС (34 ч)

Каждый Народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве Народов Всей Земли)

Истоки родного искусства (8)

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (11)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8)

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 классе

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

 Изучаемый материал

Кол-во часов

Контроль

1

Ты учишься изображать

11

2

Ты украшаешь

7

3

Ты строишь

9

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6

Итого:

33

Тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 классе

Искусство и ты

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контроль

1

Как и чем работает художник?

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чем говорит искусство

11

4

Как говорит искусства

8

Итого

34

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе

Искусство вокруг нас

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контроль

1

Искусство в твоем доме

8

2

Искусство на улицах твоего города

7

3

Художник и зрелище

11

4

Художник и музей

8

Итого:

34

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 классе

Каждый Народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве Народов Всей Земли)

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контроль

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Итого:

34

7. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечение образовательного процесса.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6  октября  2009 г. № 373)

Книгопечатные.

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
  • Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс – М.: Просвещение, 2014;
  • Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной школы. /Е.И.Коротеева/ под редакцией Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2014.
  • Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 3 класса начальной школы. /Е.И.Коротеева/ под редакцией Неменского Б.М. - М.: Просвещение 2014.
  • Л. А. Неменская.  Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014
  • Бушкова Л.Ю. поурочные разработки по изобразительному искусству. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014
  • Бушкова Л.Ю. поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе  учащиеся должны знать:

  • три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
  • названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
  • правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
  • простейшие приёмы лепки.

           Учащиеся должны уметь:

  • верно держать лист бумаги, карандаш;
  • правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • применять элементы декоративного рисования.

Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на  хроматические и ахроматические цвета;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

Учащиеся 2 класса должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • использовать навыки компоновки;
  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)

Учащиеся 2 класса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

К концу обучения в  3 классе ученик научится:

знать/понимать:

  • основные жанры и виды изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремёсел России;
  • ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;

уметь:

  • различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их
  • авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-
  • прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с
  • натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к
  • произведениям литературы и музыки;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной и творческой деятельности;
  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Ученик  получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства,
  • дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче,
  • эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
  • активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и
  • др.), передавая своё эмоциональное состояние;
  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
  • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся 4 класса:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся 4 класса:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...