Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на учителей начальных классов,работающих по программе "Начальная школа XXI века". Программа соответствует ФГОС начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iso-standart.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО На заседании МО ______________________________ Протокол № ________ от _____августа 2013 г. Руководитель МО _____________ /________________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /_________________/ «__» августа 2013 г. |
РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на педагогическом совете ГБОУ средней школой № 296 Протокол № ________ от _____августа 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ средней школы № 296 ____________ /С.А.Алексеева/ «__» августа 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
Класс 2 ___учебный год 2013-2014 количество часов по учебному плану 34
Ф. И.О. учителя ________________________
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Изобразительное искусство » 2 класс
Нормативная основа программы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство . 1-4 классы», Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.:, издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Программа для общеобразовательных учреждени по изобразительному искусству 2 класс Автор Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. – М.: .:, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 год
- Образовательная программа ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга – 2013
- Учебный план ГБОУ ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга – 2013
Цели и задачи обучения по предмету «Изобразительное искусство» во 2--- классе
Цели:
1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2.освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
4.воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП … года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение изобразительного искусства во 2 классе составит 34 часа.
- в год – 34;
- в неделю – 1;
- в 1-й четверти – 8;
- во 2-й четверти – 7;
- в 3 –й четверти – 10,
- в 4-й четверти – 9.
Из них: викторины- 3 часа, кроссворды- 3 часа, отчетные выставки- 4 часа, тесты -2 часа
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | |
Викторины | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Кроссворды | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Отчетные выставки | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тесты | 1 | 1 | 2 | ||
Итого: | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках изобразительного искусства во 2 классе
На уроках изобразительного искусства во 2 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как русский язык,литературное чтение,математика,окружающий мир,музыка, так как у учащихся формируются умения:
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:
тип нервной системы
коммуникативность
эмоциональность
управление восприятием нового материала учащихся
умение преодолеть плохое настроение
уверенность в своих знаниях, умениях
умение импровизировать
умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Учитываются возрастные психологические особенности детей
Физические особенности
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
Интеллектуальные особенности
Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Эмоциональные особенности
Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
Ребенок нуждается в любви и опеке.
Старается помочь маме по дому и учителям.
Социальные особенности
Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.
Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, дискуссия, метод проектов…
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, … и др.), технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
- Технические средства обучения:
- Ноутбук.
- Проектор.
- Интерактивная доска.
- Многофункциональное устройство.
- Цифровой фотоаппарат.
- Видеокамера.
- Наглядные пособия:
- Комплект таблиц для начальной школы «Изобразительное искусство. 2 класс».
- Набор предметных картинок,иддюстрации и картины художников.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
- комплексный
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый (вводный) позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Формы контроля:
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству.
Преподавание курса будет вестись по учебнику с использованием рабочей тетради:
∙ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2012.
∙ Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2012.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы (кратко) |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 | Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении | |
Развитие фантазии и воображения | 11 | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства | |
Итого: | 34 |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по изобразительному искусству
к концу 2 класса
Обучающиеся должны знать:
- основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура)
- художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство, основные виды и жанры пластических искусств,
- шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
- средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру,
- основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона,
Обучающиеся должны уметь:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Контроль уровня обучения
Объём письменных и устных работ во 2 классе
Перечень слов, терминов, объектов, процессов, формул: архитектура, хозяйственная утварь, предметы обихода, тон, набросок, зарисовка, открытое пространство
Пакет контрольно-измерительных материалов
Раздел включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающегося на входном, текущем, итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета.
Контроль уровня обученности учащихся
Предмет – изобразительное искусство, класс – 2 (базовый уровень, 1 час в неделю, всего 34 часа)
Количество часов | Из них | ||||||||
Викторины | Кроссворды | Отчетные выставки | Тесты | ||||||
неделю | четверть | год | |||||||
1 | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 | ||||
1 четверть | 9 | 1 | 1 | 1 | |||||
2 четверть | 7 | 1 | 1 | 1 | |||||
3 четверть | 10 | 1 | 1 | 1 | |||||
4 четверть | 8 | 1 | 1 | 1 | |||||
Итого | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 | 3 | 3 | 4 | 2 |
Тема, раздел | Количество часов | Из них | |||
Викторины | Кроссворды | Отчетные выставки | Тесты | ||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 | 1 | 1 | - | 1 |
Развитие фантазии и воображения | 11 | 1 | 1 | - | - |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | 1 | -- | 1 | 1 |
Итого | 34 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Критерии и нормы оценки знаний,умений и навыков обучающихся
по изобразительному искусству
Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству.
Учебно-методический комплект:
- Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
- Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
- Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Ю.Н.Протопопов Интегрированная программа (1-4 классы), Москва, Издательство «Вентана-Граф», 2011 г.
- Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, учебник Изобразительное искусство, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.
Электронный учебно-методический комплект:
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Электронные образовательные ресурсы:
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://school-collection.edu.ru/
- учебные мультимедийные пособия,
- презентации, подготовленные учителем
и т.д.
- информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.
Приложение №1
Учебно-тематический план
тема | количество часов по плану | Контрольные работы | дано фактически | практическая часть | |||
Викторины | Кроссворды | Отчетные выставки | Тесты | ||||
2 класс | |||||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму(изобразительное искусство и окружающий мир) | 17 | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Развитие фантазии и воображения | 11 | 6 | 2 | 3 | 1 | ||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 | ||||||
Итого: | 34 | 3 | 3 | 4 | 2 |
Приложение №2
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
на 2013 – 2014 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...