Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса по программе Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_izo_3_kl._.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Изобразительное искусство», 3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Календарные сроки | Основное содержание | Формы и методы | Контрольно-измерительные материалы, оборудование | Примечание | |
Плани руемые | Факти ческие | ||||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) | |||||||
Образовательные результаты по разделу «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму» | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
• Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне; • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания; • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге; • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства. | • Постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца); • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения; • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса; • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин. | • Целостное, гармоничное восприятие мира; • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы; • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу); • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство. | |||||
1 | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев» | Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы | Фронтальная. Лекция учителя с элементами эвристической беседы. | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
2 | Освоение картинной плоскости. Работы на пленэре — этюды | Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. | |||
3 | Открытое и закрытое пространство. «Корабли в море», «Подводные обитатели» | Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок) | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | |||
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года | Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.) | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
5 | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции | Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | |||
6 | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». «Журавлиная стая на восходе солнца». | Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | |||
7 | Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. | Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | |||
8 | Освоение понятия «тематический натюрморт». «Осенний букет» | Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | |||
9 | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями | Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению) | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | |||
10 | Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры яблока, чашки | Передача объёма в живописи и графике | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация. | |||
11 | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров | Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, лист А4, ножницы | |||
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах | Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал) | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация. | |||
13 | Освоение приёмов лепки фигуры человека. «Артисты на арене цирка» | Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, пластилин, стеки | |||
14 | Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок». | Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, пластилин, стеки, проволока | |||
15 | Создание композиции по мотивам литературных произведений Х.К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари. | Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | |||
16 | Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений. | Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, цветной пластилин, стеки, цветная бумага, клей | |||
17 | Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными. | Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи» | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация. Пластилин, стеки | |||
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | |||||||
Образовательные результаты по разделу «Развитие фантазии и воображения» | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
• Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов; • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории; • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека; • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества; • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном; • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.) | • Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; • умение проводить самостоятельные исследования; • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний; • умение находить нужную информацию в Интернете; • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений; • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием. | • Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов; • умение доводить работу до конца; • способность предвидеть результат своей деятельности; • адекватная оценка результатов своей деятельности; • способность работать в коллективе; • умение работать индивидуально и в малых группах. | |||||
18 | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. | Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
19 | Композиции на передачу контраста в рисунке. «Унылое и радостное» | Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь | |||
20 | Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц.
| Самостоятельное решение поставленной творческой задачи в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
21 | Чтение художественных произведений с подробным описанием, их передача в графических образах | Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
22 | Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) | Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, ватман, иллюстрации. М/м презентация | |||
23 | Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. | Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, М/м презентация, коробка | |||
24 | Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания | Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда) | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь | |||
25 | Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. | Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, глина, пластилин, стеки | |||
26 | Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. | Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация, цветная бумага, ножницы | |||
27 | Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. «Древо жизни». | Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах | Групповая. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация, фломастеры, цветные карандаши | |||
28 | Формирование представления о характере и форме украшений. Цвет, форма, ритм и символика. | Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д. | ИндивидуальнаяНаглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация, пластилин | |||
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов) | |||||||
Образовательные результаты по разделу «Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)» | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
• Сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности; • умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них; • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства; • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения; • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | • Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе; • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету; • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства); • умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними; • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом. |
| |||||
29 | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). | Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
30 | Восприятие произведений разных видов искусства. | Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
31 | Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). | Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин | Фронтальная. Наглядно-иллюстративный | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
32 | Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. | Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа | Групповая. Защита творческих проектов | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
33 | Выражение художником своего отношения к изображаемому. В.М. Васнецов, И.И. Шишкин | Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства | Групповая. Защита творческих проектов | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация | |||
34 | Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. | Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей | Фронтальная. Беседа, наблюдение, обсуждение | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данн...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс Савенкова УМК «Начальная школа XXI века»
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония».
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония»....