Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Бабарыка Галина Витальевна

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса по программе Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_izo_3_kl._.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Изобразительное искусство»,  3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Календарные

сроки

Основное содержание

Формы и

методы

Контрольно-измерительные материалы, оборудование

Примечание

Плани

руемые

Факти

ческие

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

(17 часов)

Образовательные результаты по разделу «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»

Предметные

Метапредметные

Личностные

•  Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

•  умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

•  умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

• Постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

•  принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

•  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

• Целостное, гармоничное восприятие мира;

•  интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

•  представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

1

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.

«Букет из осенних листьев»

Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы

Фронтальная.

Лекция учителя с элементами эвристической беседы.

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация

2

Освоение картинной плоскости. Работы на пленэре — этюды

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

3

Открытое и закрытое пространство. «Корабли в море», «Подводные обитатели»

Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

4

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года

Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации. М/м презентация

5

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

6

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». «Журавлиная стая на восходе солнца».

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

7

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере.

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

8

Освоение понятия «тематический натюрморт». «Осенний букет»

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

9

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями

Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

10

Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры яблока, чашки

Передача объёма в живописи и графике

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация.

11

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров

Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, лист А4, ножницы

12

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация.

13

Освоение приёмов лепки фигуры человека. «Артисты на арене цирка»

Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, пластилин, стеки

14

Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок».

Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек 

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, пластилин, стеки, проволока

15

Создание композиции по мотивам литературных произведений Х.К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари.

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

16

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений.

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, цветной пластилин, стеки, цветная бумага, клей

17

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация.

Пластилин, стеки

Развитие фантазии и воображения

(11 часов)

Образовательные результаты по разделу «Развитие фантазии и воображения»

Предметные

Метапредметные

Личностные

•  Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

•  активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

•  понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

•  понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

•  умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

•  умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.)

•  Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

•  умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение находить нужную информацию в Интернете;

•  участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

•  умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием.

•  Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение доводить работу до конца;

•  способность предвидеть результат своей деятельности;

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

•  способность работать в коллективе;

•  умение работать индивидуально и в малых группах.

18

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

19

Композиции на передачу контраста в рисунке. «Унылое и радостное»

 Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь

20

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц.

 

Самостоятельное решение поставленной творческой задачи в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

21

Чтение художественных произведений с подробным описанием, их передача в графических образах

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

22

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц)

Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, ватман, иллюстрации.

М/м презентация

23

Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки.

Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, М/м презентация, коробка

24

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания

 Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь

25

Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен.

Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, глина, пластилин, стеки

26

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам.

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация, цветная бумага, ножницы

27

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. «Древо жизни».

Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах

Групповая. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация, фломастеры, цветные карандаши

28

Формирование представления о характере и форме украшений. Цвет, форма, ритм и символика.

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.

ИндивидуальнаяНаглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация, пластилин

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)

(6 часов)

Образовательные результаты по разделу «Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)»

Предметные

Метапредметные

Личностные

• Сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

•  умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

•  умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

•  умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

•  умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

•  умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

•  Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

•  умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

•  понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

•  умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

  • Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений,     соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
  • проявлять готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение, желание оказать посильную помощь одноклассникам;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений,     соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, уважительно относиться  к результатам труда мастеров.

29

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

30

Восприятие произведений разных видов искусства.

Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

31

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки).

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин

Фронтальная. Наглядно-иллюстративный

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

32

Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений.

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа

Групповая. Защита творческих проектов

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

33

Выражение художником своего отношения к изображаемому. В.М. Васнецов, И.И. Шишкин

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства

Групповая. Защита творческих проектов

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация

34

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города.

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей

Фронтальная. Беседа, наблюдение, обсуждение

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

М/м презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония».

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония»....