Рабочая программа по изо (3 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №1089), авторской программы «Изобразительное искусство», - М.:Вентана – Граф, 2013. Автор программы: Л.Г.Савенкова
Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное развития школьника.
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование целостного, гармонического восприятия мира;
- активизацию самостоятельной творческой деятельности;
- развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
- Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
- Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
- Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
- Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Общая характеристика предмета
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
- Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
- Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
- Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Место учебного предмета в учебном плане.
Общий объём времени, отводимого на изучение изо в 3 классе, составляет 34 часа. В 3 классе урок изо проводится 1 раз в неделю. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики на основе авторской программы для 3 класса Л.Г.Савенковой– М.: Вентана-Граф, 2013.
Согласно годовому календарному графику МОУ лицея №2 и расписанию уроков на 2014-2015 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 урока.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды:
живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Цель преподавания изобразительного искусства и художественного труда в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавания входит: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве; формирование художественно- творческой активности школьника; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные выражения: изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.
Цель уроков изобразительного искусства в третьем классе – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов – основные задачи в этом году. Практическая деятельность ребёнка направлена отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни, нежели расширенное знакомство с произведениями искусства.
В процессе работы над программой идёт формирование нравственно-эстетической отзывчивости, направленное на развитие осознанного отношения к окружающему миру и умение выражать своё отношение как в словесной форме, так и художественными средствами; формирование творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности, позволяющее ребятам овладеть различными приёмами творческой деятельности; формирование знаний, умений и навыков художественной деятельности, происходящее не только в процессе практической деятельности ребёнка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а так же в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами.
Характер построения программы позволяет обращаться к другим видам искусства (музыке, литературе).
Саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную
деятельность.
Основное содержание учебного материала.
- Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму ( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,
форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
- Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
- Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты обучения:
- целостное, гармоничное развитие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
- способность различать звуки окружающего мира;
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- способность работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
- адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
- принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
- сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
- умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
- понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
- умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию;
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся
- различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
- добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
- узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема, тип урока | Планируемые результаты обучения | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев» Вводный инструктаж по ТБ. | Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе) | Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей Коммукативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;задавать вопросы Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя | 5.09 | ||
2 | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. | Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; | 12.09 | ||
3 | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе» | Создавать выставки фотографий с уголками природы.Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики.Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | 19.09 | ||
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. | Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).Отделять главное от второстепенного.Выделять композиционный центр.Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент).Представлять и передавать условное изображение в географических картах. Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями) | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | 26.09 | ||
5 | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции.«Закат солнца, сумерки» | Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики | Личностные УУД: развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану Познавательные УУД: формировать первичные живописные навыки | 3.10 | ||
6 | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». | Передавать графическими средствами воздушную перспективу.Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся. Использовать в работе средства компьютерной графики | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 10.10 | ||
7 | Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. композиций: «Солнечный день в горах» | Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: изображать характерные особенности пейзажа родной природы Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 17.10 | ||
8 | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение . «Осенний букет» | Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.Изображать с натуры предметы конструктивной формы.Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте | Личностные УУД: развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций Познавательные УУД: ознакомление с многообразием бабочек | 24.10 | ||
9 | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями. | Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.Изображать с натуры предметы конструктивной формы.Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте | Личностные УУД: развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций Познавательные УУД: ознакомление с многообразием бабочек | 31.10 | ||
10 | Освоение разнообразных видов штриха. | Передавать движения.Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: работать самостоятельно, используя умения и навыки Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 14.11 | ||
11 | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. | Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш | Личностные УУД: развитие эстетического чувства Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | 21.11 | ||
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина» | Работа в объёме и пространствеПредставлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели) | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | 28.11 | ||
13 | Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. «Артисты на арене цирка» | Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина) | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: работать в группах, принимать решения. Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | 5.12 | ||
14 | Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». | Осваивать профессиональную лепку.Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок | Личностные УУД: объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД:проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения | 12.12 | ||
15 | Создание композиции по мотивам литературных произведений..-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари. «Цветочный город» | Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | 19.12 | ||
16 | Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. | Декоративно-прикладная деятельностьСоздавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек | Личностные УУД:развитие эстетического чувства Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | 26.12 | ||
17 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с разнообразием растительного мира. | Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей.Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | 16.01 | ||
18 | Развитие фантазии и воображения (11 часов) | 23.01 | ||||
19 | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике | Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 30.01 | ||
20 | Композиции на передачу контраста в рисунке. «День и ночь» | Работа на плоскостиУлавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий | Личностные УУД: развитие эстетических чувств, фантазии, воображения Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 6.02 | ||
21 | Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. | Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: _ задавать вопросы, прогнозировать результат своей работы. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | 13.02 | ||
22 | Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации) | Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения | Личностные УУД: развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 20.01 | ||
23 | Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете | Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | 27.02 | ||
24 | Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. | Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 6.03 | ||
25 | Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения«Дворец, в котором может жить ветер» | Работа в объёме и пространствеСоздавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности | Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей; Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | 13.03 | ||
26 | Создание предметов декоративно-прикладного искусства «Кувшин „Поющий петух“». | Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 20.03 | ||
27 | Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. | Декоративно-прикладная деятельностьПредставлять особенности декоративной формы, её условный характер.Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета | Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей; Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | 3.04 | ||
28 | Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. «Тотемное дерево индейцев» | Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 10.04 | ||
29 | Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма . | Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др. Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт | Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей; Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, вести устный диалог Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | 17.04 | ||
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов) | ||||||
30 | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). | Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях. Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуашиедагогика) | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | 24.04 | ||
31 | Восприятие произведений разных видов искусства. | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Проводить коллективные исследования по данной теме | Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей; Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | 8.05 | ||
32 | Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики | Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | 15.05 | ||
33 | Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий | Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | 22.05 | ||
34 | Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения, называть несколько знакомых памятников и их авторов | 29.05 |
Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение
1.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2013.
2.Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.А. Коротеева «Искусство и ты»
3 класс.2-е издание.
3.Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school.соllection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школa». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/education
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www. Festival.1september.ru
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.uroki.ru
4.Информационно-коммуникативные средства:
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия для начальной школы. (CD).
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Видеопроектор.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Магнитная доска для таблиц.
3. Стеллажи для хранения таблиц, книг, дидактического материала, аудиовизуальных средств (слайдов, дисков и др.)
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам. директора по УМР
ЛМО учителей начальных классов _______________ (Паламарчук В.Н.).
______________(Сальхина С.И.)
2014 г. 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....