Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Кузина В.С, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Москва. Дрофа, 2014.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
Рассмотрена и одобрена Согласована Утверждена
на заседании методического с заместителем руководителем
объединения директора по УВР образовательного
Руководитель ШМО учреждения
___________________ __________________ ___________________
/Л.Н. Горбунова/ / / / /
«28» августа 2014 г. «3» сентября 2014 г. «5» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
УМК «Школа России»
3 б класс
Количество часов: 34
Учитель начальных классов: Горбунова Людмила Николаевна
Учебный год: 2014/2015
г. Саранск
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Кузина В.С, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Москва. Дрофа, 2014.
Содержание:
I. Пояснительная записка
1. Статус документа
2. Нормативная база
3. Реализация учебной программы
4. Главная цель программы
5. Задачи программы
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
1. Цели курса
2. Задачи курса
3. Виды занятий:
а) рисование с натуры;
б) рисование на темы;
в) декоративная работа;
г) лепка;
д) беседы об изобразительном искусстве.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
V. Результаты освоения учебного предмета
1. Личностные результаты
2. Метапредметные результаты
3. Предметные результаты
VI. Содержание тем учебного предмет
1. В гостях у красавицы осени
В мире сказок
Красота в умелых руках
Пусть всегда будет солнце
VII. Тематическое планирование
VIII. Календарно - тематическое планирование
IX. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. УМК
2. Материально-техническое обеспечение
3. Электронные пособия:
I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Кузина В.С, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Москва. Дрофа, 2014.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «СОШ № 41»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов изобразительного искусства с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.: Дрофа, 2014;
2. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2014;
3. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2014.
Главная цель:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Курс изобразительного искусства направлен на решение следующих задач:
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она является основополагающей в нравственно-эстетическом воспитании и художественном образовании школьника.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других; жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике
аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиций народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка, фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина-конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями
России и мира.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, технология, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия, такие как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства, в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
V. Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся.
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Предметными результатами изучения 3 года обучения является сформированность следующих умений:
Учащиеся по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3 года обучения должны узнать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
Получат возможность научиться:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
составлять простейшие аппликационные композиции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
VI. Содержание тем учебного предмет
«В гостях у красавицы осени» (11 ч)
«В мире сказок» (7 ч)
«Красота в умелых руках» (9 ч)
«Пусть всегда будет солнце» (7 ч)
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Технологии, применяемые на уроках: игровая, проектная деятельность, использование ИКТ.
Методы, которые используются на уроках: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись).
Рисование на темы.
Декоративная работа.
Лепка. Аппликация.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
VII. Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Изобразительное искусство»
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Понятия |
I четверть (9 ч) | |||
В гостях у красавицы осени (11 ч) | |||
1 | Инструктаж по ТБ. Рисование на тему «Мой прекрасный сад». | Знаю ли я цвета? Что такое цветовой круг? | Нюанс, цветовой круг, нюансные цвета. |
2 | Рисование по представлению «Летние травы». | Что такое эстамп? Как рисовать по представлению? | Эстамп. |
3 | Рисование с натуры. Рисуем насекомых. Иллюстрирование. | Как правильно рисовать с натуры? | Холодная и тёплая цветовая гамма, набросок, иллюстрация. |
4 | Декоративное рисование «Дивный сад на подносах». | Декоративное рисование «Дивный сад на подносах». | Жостовский промысел, замалёвок, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка. |
5 | Художественное конструирование и дизайн. Лепка «Осенние фантазии». | Как научиться конструировать из пластилина по заданной теме? | Способы лепки: ленточный, лепка из жгутов, выбирание стекой, стилизация, стилевое единство. |
6 | Рисование с натуры «Осенний букет». | Как построить композицию? | Натюрморт, симметрия, ассимметрия, ось симметрии, светотень, композиция. |
7 | Художественное конструирование и дизайн. Линии и пространство. | Как отличать композиции разных стилей и направлений? | Линия, штрих, оп-арт. |
8 | Рисование по представлению «Портрет красавицы осени». | Как научиться рисовать портрет? | Колорит, динамичность. |
9 | Рисование по памяти «Дорогие сердцу места». | Чем отличается горизонт от воздушной перспективы? Как научиться рисовать пейзаж? | Пейзаж, линия горизонта, воздушная перспектива. |
II четверть (7 ч) | |||
10 | Инструктаж по ТБ. Рисование с натуры «Машины на службе человека». | Как рисовать геометрические тела в перспективе и любые виды транспорта на их основе? | Линейная перспектива, цилиндр, параллелепипед. |
11 | Рисование на тему «Труд людей осенью». | Как отличить картины статичные от картин динамичных? | Композиция, эскиз, этюд, рисунок, набросок. |
«В мире сказок» (7 ч) | |||
12 | Лепка животных. | Как правильно нарисовать животное в движении? | Статика, динамика, набросок, зарисовки, линия. |
13 | Лепка животных. | Как правильно вылепить животное в движении? | Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки. |
14 | Иллюстрирование. Животные на страницах книг. | Как правильно выполнить иллюстрацию? | Иллюстрация, художник-иллюстратор. |
15 | Рисование по памяти «Где живут сказочные герои». | Какая особенность жилища сказочного героя? | Линейная перспектива, точка схода, линия горизонта. |
16 | Декоративное рисование «Сказочные кони». | Каково значение коня в декоративно-прикладном искусстве? | Городецкая роспись, подмалёвок, разживка. |
III четверть (10 ч) | |||
17 | Инструктаж по ТБ. Иллюстрирование «По дорогам сказки». | Какая особенность в иллюстрировании сказок? | Книжная графика, иллюстрирование. |
18 | Художественное конструирование и дизайн. Сказочное перевоплощение. | Что такое оформительская деятельность? | Маскарад, карнавал, контрастные триады. |
«Красота в умелых руках» (9 ч) | |||
19 | Рисование на тему «Дорогая моя столица». | Какая особенность построения композиции на заданную тему? | Художественно-выразительные средства: композиция, колорит, пятно, мазок. Тёплая и холодная цветовая гамма. Городской пейзаж, архитектура. |
20 | Рисование на тему «Звери и птицы в городе». | Как выбирать художественные материалы соответствующие замыслу? | Линейно-конструктивное построение птиц и зверей, набросок. |
21 | Лепка. Художественное конструирование и дизайн. «Терем расписной». | Каковы особенности русского зодчества? | Зодчие, терем, хоромы. |
22 | Иллюстрирование. Создаем декорации. | Как научиться строить декорации к спектаклю? | Декорация, декорационное искусство. |
23 | Рисование на тему «Великие полководцы России». | Как изобразить композицию? | Композиция. |
24 | Декоративное рисование «Красота в умелых руках». | Что такое художественный промысел? | Набивные шали, печать, набойка, доски-манеры. |
25 | Рисование по памяти «Самая любимая». | Как построить портретную композицию? | Портрет. |
26 | Художественное конструирование и дизайн. Подарок маме – открытка. | Как конструировать и оформлять открытку? | Открытка. |
IV четверть (8 ч) | |||
27 | Инструктаж по ТБ. Иллюстрирование «Забота человека о животных». | Умеем ли мы создавать картины на бытовые темы? | Гармония цветов, холодные и тёплые цвета, колорит. |
«Пусть всегда будет солнце» (7 ч) | |||
28 | Рисование на тему «Полет на другую планету». | С.Р. Как создать композицию на тему в соответствии с правилами построения? | Пастель. |
29 | Рисование по представлению «Головной убор русской красавицы». | Как создать эскиз с конкретным предназначением? | Кика, сорока, кокошник, портрет. |
30 | Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина. | Какая особенность построения иллюстраций к сказкам? | Иллюстрирование, художник-иллюстратор, передний план, задний план. |
31 | Рисование на тему «Праздничный салют». | С.Р. Умеем ли мы использовать в рисунке разные техники рисования? | Граттаж, техника рисования. |
32 | Рисование на тему «Красота моря». | Каковы особенности рисования моря? | Художник-маринист. |
33 | Рисование с натуры или по памяти «Родная природа. Облака». | Как создать нужные оттенки цвета для изображения облаков? | Пейзаж. |
34 | Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце». | Чему мы научились за год? | Композиция, набросок, колорит. |
VIII. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема уроков | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата план. | Дата факт. | Домашнее задание | ||||
Предметные результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникатив ные УУД | Регулятивные УУД | |||||||
I четверть (9 ч) | |||||||||||
«В гостях у красавицы осени» (11 ч) | |||||||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Рисование на тему «Мой прекрасный сад» | Знаю ли я цвета? Что такое цветовой круг? | Нюанс, цветовой круг, нюансные цвета | Пояснение темы урока. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке. Знакомство с техникой «акварель и тушь пером» | Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Принести изображение летних трав. | ||
2 | Рисование по представлению «Летние травы». | Что такое эстамп? Как рисовать по представлению? | Эстамп | Формы листьев, композиционные особенности, специфика оформления. Выбор листьев для воспроизведения картины. Новые понятия – «эстамп» | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | . | Выполнить задание №3, с.2. Принести изображения насекомых. | |
3 | Рисование с натуры. Рисуем насекомых. Иллюстрирование. | Как правильно рисовать с натуры? | Холодная и тёплая цветовая гамма, набросок, иллюстрация. | Роль цвета в создании образа героя. Этапы работы при создании иллюстрации. Психологический настрой на занятия. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. | Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Принести изображения жостовских подносов. | ||
4 | Декоративное рисование «Дивный сад на подносах» | Как различить замалёвок, тенежку, бликовку? | Жостовский промысел,замалёвок,тенежка,прокладка,бликовка,чертёжка,привязка,уборка. | Искусство росписей подноса. Зависимость цветового узора от назначения подноса. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. | Формирование моральной самооценки. Умение в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие, так и плохие. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, участников группы. | Принести изображения оформления кухонной утвари. | ||
5 | Художественное конструирование и дизайн. Лепка «Осенние фантазии» | Как научиться конструировать из пластилина по заданной теме? | Способы лепки: ленточный, лепка из жгутов, выбирание стекой, стилизация, стилевое единство. | Оформление кухонной утвари. Знакомство с многообразием сервизов. Оформительские виды сервизов. Новые понятия – «стилизация». | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. умение приводить примеры произведений искусства, | Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. | Принести изображения осеннего букета. | ||
6 | Рисование с натуры «Осенний букет» | Как построить композицию? | Натюрморт, симметрия, ассимметрия, ось симметрии, светотень, композиция. | Форма осенних листьев. Техника работы акварелью. Новые понятия – « ось симметрии», «композиция». | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | Принести сообщение о стиле «оп-арт». | ||
7 | Художественное конструирование и дизайн. Линии и пространство | Как отличать композиции разных стилей и направлений? | Линия, штрих, оп-арт. | Знакомство со стилем «оп-арт» Просмотр произведений искусства в стиле «оп-арт». Новые понятия – «штрих». | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Подведение под понятие – распознавание объектов. Формирование универсального логического действия – синтез (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). Умение структурировать знания. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | Принести стихи об осени. | ||
8 | Рисование по представлению «Портрет красавицы осени» | Как научиться рисовать портрет? | Колорит, динамичность. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | Подготовить сообщение о том, что такое пейзаж. | |||
9 | Рисование по памяти «Дорогие сердцу места» | Чем отличается горизонт от воздушной перспективы? Как научиться рисовать пейзаж? | Пейзаж, линия горизонта, воздушная перспектива. | Пояснение темы урока. Понятие о малой родине. Художественные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объёмного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля. Новые понятия – «пейзаж», «Воздушная перспектива». «линия горизонта». | Формирование умения называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; объяснять своё | Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. | Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |||
II четверть (7 ч) | |||||||||||
10 | Инструктаж по ТБ. Рисование с натуры «Машины на службе человека». | Как рисовать геометрические тела в перспективе и любые виды транспорта на их основе? | Линейная перспектива, цилиндр, параллелепипед. | Назначение транспортных средств. Варианты современной техники. | Формирование ценностные отношения к улицам своего села. | Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Принести изображения труда людей осенью. | ||
11 | Рисование на тему «Труд людей осенью». | Как отличить картины статичные от картин динамичных? | Композиция, эскиз, этюд, рисунок, набросок. | Роль труда людей в жизни человека. Оценка картин с точки статичности и динамичности. Новое понятие – «эскизы» , «этюды», «рисунки», «наброски». | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Умение доносить свою позицию до других; оформить свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях. | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Принести изображения животных. | ||
«В мире сказок» (7 ч) | |||||||||||
12 | Рисование по памяти или по представлению. Мы рисуем животных. | Как правильно нарисовать животное в движении? | Статика, динамика, набросок, зарисовки, линия. | Образцы животных. Художественные материалы для выполнения рисунка Новые понятия – «динамика». | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование познавательного мотива. | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Поиск и выделение нужной информации. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. Прогнозирование результата. | Принести изображения животных в скульптуре. | ||
13 | Лепка животных. | Как правильно вылепить животное в движении? | Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки. | Принести книги с иллюстрациями животных. | |||||||
14 | Иллюстрирование. Животные на страницах книг. | Как правильно выполнить иллюстрацию? | Иллюстрация, художник-иллюстратор. | Художественно-выразительные средства при выполнении иллюстраций. Работа иллюстраторов | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с иллюстрациями книг | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Волевая саморегуляция. Осознание оценки качества и уровня усвоения материала. | Принести изображения жилища сказочного героя. | ||
15 | Рисование по памяти «Где живут сказочные герои» | Какая особенность жилища сказочного героя? | Линейная перспектива, точка схода, линия горизонта. | Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. | Формирование познавательного мотива. | Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Изображение коня в декоративно-прикладном искусстве. | ||
16 | Декоративное рисование «Сказочные кони» | Каково значение коня в декоративно-прикладном искусстве? | Городецкая роспись, подмалёвок, разживка. | Пояснение темы урока. Особенности городецких мастеров. Роль художника в оформлении панно. Особая яркость, насыщенность городецкого узора. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | |||
III четверть (10 ч) | |||||||||||
17 | Инструктаж по ТБ. Иллюстрирование «По дорогам сказки» | Какая особенность в иллюстрировании сказок? | Книжная графика, иллюстрирование | Знакомство с работой художника-оформителя детских книжек. Рассматривание иллюстраций к книгам, их обсуждение. | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Приготовить сообщение о разнообразии крупномасштабных праздников, местах их проведения. | ||
18 | Художественное конструирование и дизайн. Сказочное перевоплощение. | Что такое оформительская деятельность? | Маскарад, карнавал, контрастные триады. | Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Художественное оформление населённых пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декоративных деталей оформления. Повторение понятий – «контраст», «сочетание». | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Формирование способности к целеполаганию. | Приготовить сообщение о художественных атрибутах современной жизни города. (к 29.01) Принести изображения городского пейзажа, архитектуры. | ||
«Красота в умелых руках» (9 ч) | |||||||||||
19 | Рисование на тему «Дорогая моя столица» | Какая особенность построения композиции на заданную тему? | Художественно-выразительные средства: композиция, колорит, пятно, мазок. Тёплая и холодная цветовая гамма. Городской пейзаж, архитектура. | Пояснение темы урока. Понятие о столицы нашей родине. Художественные атрибуты современной жизни города. | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Принести изображения птиц и зверей города. | ||
20 | Рисование на тему «Звери и птицы в городе» | Как выбирать художественные материалы соответствующие замыслу? | Линейно-конструктивное построение птиц и зверей, набросок. | Линейно-конструктивное построение птицы. Рисование птицы по представлению. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Структурирование знаний. | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. | Осознание оценки качества и уровня усвоения материала. | Принести изображения русского терема, разнообразие декоративных деталей оформления терема. | ||
21 | Лепка. Художественное конструирование и дизайн. «Терем расписной» | Каковы особенности русского зодчества? | Зодчие, терем, хоромы. | Разнообразие крупномасштабных построек. Первый дом-терем М. Васнецова. Художественное оформление населённых пунктов. Разнообразие декоративных деталей оформления. | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | Подготовить сообщение о том, в каких театрах ты был, что запомнилось. | ||
22 | Иллюстрирование. Создаем декорации. | Как научиться строить декорации к спектаклю? | Декорация, декорационное искусство. | Знакомство с работой художника-оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. Новые понятия – «декорация», «объёмно-пространственная композиция». | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Подготовить сообщение на тему «Великие полководцы России». | ||
23 | Рисование на тему «Великие полководцы России» | Как изобразить композицию? | Композиция. | Пояснение темы урока. Великие полководцы России. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Принести изображения платков, их разновидности . | ||
24 | Декоративное рисование «Красота в умелых руках» | Что такое художественный промысел? | Набивные шали, печать, набойка, доски-манеры. | Искусство росписей тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. | Формирование моральной самооценки. Умение в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие, так и плохие. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, участников группы. | Подготовить сообщение об известных русских художниках-портретистах и их картинах. | ||
25 | Рисование по памяти «Самая любимая» | Как построить портретную композицию? | Портрет | Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными русскими художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. Повторение понятия «композиция». | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Подготовить изображения праздничных открыток. | ||
26 | Художественное конструирование и дизайн. Подарок маме - открытка | Как конструировать и оформлять открытку? | Открытка | Возникновение открытки, её назначение и тематика. Техника создания и оформления открытки. Новые понятия – «лаконизм», «избирательность». | Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Продолжать читать информацию о русских художниках-портретистах. | ||
IV четверть (8 ч) | |||||||||||
27 | Инструктаж по ТБ. Иллюстрирование «Забота человека о животных». | Умеем ли мы создавать картины на бытовые темы? | Гармония цветов, холодные и тёплые цвета, колорит. | Принципы создания картин на бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | Подготовить сообщение о покорении человеком космоса. | ||
«Пусть всегда будет солнце» (7 ч) | |||||||||||
28 | Рисование на тему «Полет на другую планету». | С.Р. Как создать композицию на тему в соответствии с правилами построения? | Пастель. | Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры. Повторение понятия «уличный дизайн» и «парковая скульптура». | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. умение | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Принести изображения русских головных уборов. Разновидности головного убора. | ||
29 | Рисование по представлению «Головной убор русской красавицы». | Как создать эскиз с конкретным предназначением? | Кика, сорока, кокошник, портрет. | Разновидности головного убора. Варианты композиционного решения украшения. Создание эскиза с конкретным предназначением | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Принести книги сказок А.С.Пушкина с иллюстрациями. | ||
30 | Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина. | Какая особенность построения иллюстраций к сказкам? | Иллюстрирование, художник-иллюстратор, передний план, задний план. | Знакомство с музеем- усадьбой Абрамцево. Анализ иллюстраций к сказкам А. Пушкина. | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Прогнозирование результата. | Принести сообщение и фото праздничных салютов. | ||
31 | Рисование на тему «Праздничный салют». | С.Р. Умеем ли мы использовать в рисунке разные техники рисования? | Граттаж, техника рисования. | Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Художественное оформление больших уличных праздников. | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | Принести сообщение о художниках-маринистах. | ||
32 | Рисование на тему «Красота моря». | Каковы особенности рисования моря? | Художник-маринист. | Назначение морских зон для отдыха. Морские пейзажи –настроение человека. | Формирование ценности «любовь» к природе. | Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Принести изображения облаков в пейзажах художников. | ||
33 | Рисование с натуры или по памяти «Родная природа. Облака». | Как создать нужные оттенки цвета для изображения облаков? | Пейзаж. | Пояснение темы урока. Облака в пейзажах художников. Приемы изображения облаков. | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Принести изображения солнечной погоды. | ||
34 | Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце». | Чему мы научились за год? | Композиция, набросок, колорит. | Отличие музея – усадьбы от художественного музея. | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Принести изображения летних цветов. | ||
35 | Резервный урок. Рисование летнихцветов. | Чему мы научились за год? | Композиция, набросок, колорит. | Пояснение темы урока. Цветы в пейзажах художников. Приемы изображения цветовов. | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
IX. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение
1. УМК
Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.: Дрофа, 2014
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2014
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2014
2. Материально-техническое обеспечение:
3. Электронные пособия:
Интернет- ресурсы:
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
- Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
- В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС УМК "Школа России", Н.И.Роговцева
Аннотация к рабочей программе по окружающему миру 2 класс Рабочая программапо окружающему миру разработана в соответствии с Примерной программой начального общего о...
Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС (УМК "Школа России")
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по...
Рабочая программа по ОБЖ 3 класс ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена на основе-программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова...
Рабочая программа по математике 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному образовательному с...
Рабочая программа по технологии 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
рабочая программа по математике 3 класс ФГОС УМК Школа России
рабочая программа по математике 3 класс...