Народные художники» (1 урок) (№22)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Киселева Елена Петровна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: 1ЛР: Иметь представление о дымковском, хохломском, богородском, гжельском народных промыслах. Уметь выполнять простейшие узоры, подражая мастерам народных промыслов.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере дымковского, хохломского, богородского, гжельского народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_izo_1_klass.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство,  1а класс

Учитель начальных классов Киселева Елена Петровна, МОБУ «Краснооктябрьская СОШ» Медведевского района Республики Марий Эл

Тема: «Народные художники» (1 урок) (№22)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: 1ЛР: Иметь представление о дымковском, хохломском, богородском, гжельском народных промыслах. Уметь выполнять простейшие узоры, подражая мастерам народных промыслов.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере дымковского, хохломского, богородского, гжельского народных промыслов.

Обязательный минимум содержания: народные промыслы (Н), дымковские игрушки, богородские игрушки, хохломская посуда, гжельские изделия (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Зрительный ряд: изображения произведений дымковского, хохломского, богородского, гжельского народных промыслов; схема выполнения узора, раздаточный материал: пазлы, дидактические карточки, шаблоны-заготовки.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1-й класс. – М.: Баласс, 2012.

На уроке формируются следующие УУД:

Познавательные:

Делать выводы, оперируя предметами и их образами.

Составлять простой план выполнения рисунка на игрушке.

Регулятивные:

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Работать по предложенному плану, использовать образец.

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Коммуникативные:

Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

Слушать и понимать других.

Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные:

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.


Этапы урока

Содержание

действия учителя

действия учеников

1-й урок темы

I. Создание проблемной ситуации.

- Сегодня мы отправимся в мир художественного ремесла.

- Как вы понимаете слова «ремесло» и «ремесленник»?

Доп.вопрос: Что значит «заниматься своим ремеслом водителю машины?»

Ученики отвечают на вопросы.

Возможные ответы: занятие и мастер

Риск: не смогут дать ответ.

II.

Формулирование проблемы.

- Предположите, что значит «художественное ремесло»?

- А что такое «народный промысел»?

Доп.вопрос: «Что значит «промышлять у животных»?»

Ученики отвечают на вопросы.

Возможные ответы: дело, заработок

Риск: не смогут дать ответ.

III. Выдвижение гипотез.

- Как вы думаете, к кому нам необходимо отправиться в гости, чтобы узнать о художественном ремесле?

Доп.вопрос: «Как назвать этих людей одним словом?»

Итак, наше путешествие мы назовем «В гости к народным художникам»

Предполагают. (к мастерам, умельцам, художникам)

Риск: не смогут дать ответ: «к художникам»

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Актуализация знаний

- Проверим, какими знаниями в мире изобразительного искусства мы владеем.

-На доске размещены иллюстрации и слова на карточках. Прочитаем слова хором: «Графика», «Натюрморт», «Пейзаж».

- У вас на партах белые листы с заданиями, все выполняют работу самостоятельно на листочках, а у доски это задание выполнит _______________________. Положите перед собой листы и возьмите простой карандаш. Соедините стрелкой слово и иллюстрацию.

- Проверим правильность. ______________, расскажи, какими знаниями ты пользовался, чтобы выполнить задание. Ребята контролируют и, если надо, помогают. (Ученик рассказывает об отличиях в направлении живописи).

Повторить термины.

- Оцени свой труд. Ребята, и вы оцените свою работу.

Один ученик выполняет задание на доске, остальные на карточках.

Риск: вызваны затруднения, не помнят, что такое «пейзаж, натюрморт, графика»

Рассказывает об отличиях в направлениях живописи.

Выполняют с/оценку «Светофор»

V. Выражение решения проблемы.

Слушание и просмотр слайд-фильма.

- Для того, чтобы узнать больше об изобразительном искусстве, отправляемся в путешествие по России, знакомиться с художественными изделиями, известными на весь мир.

СЛАЙД-ФИЛЬМ «Народные художники». Приложение 1.

 Смотрят слайд-фильм

Физкультминутка                                                                                                          Выполняют упражнения

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Практическая работа №1.

Практическая работа №2.

1.- Что такое «художественные промыслы»? (занималась вся деревня…)

- О каких народных промыслах вы узнали?

- Что вы запомнили о каждом виде художественных промыслов?

2.- У вас на партах лежат конверты с разрезанными картинками (пазлы). Работать будете в парах. Аккуратно достаньте содержимое на парту. Сколько деталей? Собрав картинку, вы получите изделие художественных промыслов. (тем ребятам, у кого возникли затруднения, дается образец.)

3.- Что у вас получилось? Дымковская игрушка – барашек.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей!

4.- Сейчас вам предстоит самостоятельно раскрасить игрушку. Для  мальчиков – лошадка, для девочек – барышня. Назовите возможный орнамент, которым украшается дымковская игрушка.  Работайте карандашами, фломастерами.

Иметь запасной набор карандашей, договориться с одноклассниками.

 Отвечают на вопросы.

Выполняют работу в парах.

Риск: ученик не соблюдает нормы коллективного общения, не проявляет познавательную активность.

Анализируют полученную картинку, определяют вид худ.промысла.

Вспоминают орнамент, раскрашивают.

Риск: не имеет принадлежностей к уроку.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. 

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки. Проговариваем алгоритм оценивания.

Если осталось время, можно использовать алгоритм оценивания.

- В начале урока мы предположили, что художественный промысел – это занятие одним из видов народного художественного ремесла. Нашли ли мы  ответ во время путешествия?

Часто этим делом занимался не один человек, а целая деревня или город.

С/оценка «Светофор»

Риск:возникли трудности с оцениванием своей работы.

Отвечают на вопросы.

VIII. Домашнее задание.

Принести альбом, краски, стакан для воды и палитру для смешивания красок.



Приложение 1.

СЛАЙД-ФИЛЬМ «Народные художники».

№ слайда

Закадровый текст

Изображение слайда

1

- Наша страна издревле славится своими мастерами. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных умельцев.

Ярмарка на площади

2

Первая остановка в селе Богородское. Здесь игрушки вырезают из дерева. Их постоянный герой – трудолюбивый медвежонок: он и музыкант, и спортсмен, и дровосек.

Какие инструменты нужны, чтобы вырезать деревянные изделия? Мастеру понядобятся резаки, косяки, клюкарзы,штихеля,гейсмусы,  царазики. Для резьбы подходит материал из деревьев хвойных пород, так как смола делает древесину прочной, или из лиственных пород берут липу, как мягкий материал. На заготовку наносится рисунок и под уверенной рукой художника рождается деревянный шедевр.

Богородская игрушка

Инструменты для резьбы по дереву

3

Следующая наша остановка в городе Вятка. Здесь в старые времена находилась слобода Дымково. Наверное, сейчас многие из вас улыбнуться: «Знаем, знаем, здесь зародился русский художественный промысел – дымковская игрушка!»

Вы правильно думаете, мои юные художники. Послушайте, как создаётся дымковская игрушка.

Для ее изготовления нужна глина. В старину лепили девочки и женщины к весеннему празднику, который назывался «свистопляска».Участники праздника свистели в эти игрушки.

Позднее стали делать фарфоровые статуэтки барышень, кавалеров, солдат.

Фигурки лепят по частям, просушивают, обжигают в печи. Затем покрывают белилами, а уж потом расписывают яркими красками.

Посмотрите, из чего состоит орнамент дымковской игрушки – это клетки, полоски, круги, точки.

Дымковская игрушка

Этапы изготовления

Орнамент дымковской игрушки

4

А сейчас мы отправляемся к мастерам «золотой хохломы».

Прежде, чем сделать изделие, мастера вытачивают посуду из липы, потом покрывают специальным грунтом, пропитывают маслом и натирают алюминиевым порошком. Изделие получается серебряным. Но почему же хохлому называют золотой? Слушайте дальше. В таком виде изделие попадает к художникам, Они наносят на него рисунок, этот узор называется травяной. Он состоит из травки, ягодок, цветов. Теперь покрывается 2 или 3 раза лаком, и сажают закаляться в печь. Именно лаковая пленка придает золотой блеск. Из хохломской посуды можно пить и есть!

Изделия из хохломы

Этапы изготовления изделий хохломы

5

Не устали, ребята? Еще в одно местечко заглянем! Это подмосковная Гжель.

Мастера Гжели выработали свой неповторимый тип посуды – Гжельский фарфор. Его отличает цвет, а точнее, 2 цвета – белый и синий.

Изделия Гжели также проходят путь от глины и обжига в печи до работы художников.

Рассмотрите узор и вновь вы увидите мотивы нашей природы, основными являются розаны и купавки.

Гжельский фарфор

6

Вернемся в свои родные края – в Республику Марий Эл. И в нашей сторонке есть славные мастера! Мастера занимаются плетением из веток и работают с берестой. В поселке Краснооктябрьский есть такой кружок, посещают его ребята и из вашего класса.

Скоро они смогут делать замечательные изделия.

Изделия плетеные из веток ивы, изделия из бересты.



Самоанализ урока ИЗО, 1а класс.

Тема: «Народные художники» (1 урок, следующий урок будет направлен на практическую работу) (№22)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: 1ЛР: Иметь представление о дымковском, хохломском, богородском, гжельском народных промыслах. Уметь выполнять простейшие узоры, подражая мастерам народных промыслов.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере дымковского, хохломского, богородского, гжельского народных промыслов.

Дидактические задачи соответствовали отобранному содержанию урока, программы и учебника.

Был определен обязательный минимум содержания: народные промыслы (Н), дымковские игрушки, богородские игрушки, хохломская посуда, гжельские изделия (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Детям для ознакомления представлен в виде слайд-фильма зрительный ряд: изображения произведений дымковского, хохломского, богородского, гжельского народных промыслов; схема выполнения узора.

На уроке формируются следующие УУД:

Познавательные:

Делать выводы, оперируя предметами и их образами.

Составлять простой план выполнения рисунка на игрушке.

Регулятивные:

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Работать по предложенному плану, использовать образец.

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Коммуникативные:

Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

Слушать и понимать других.

Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные:

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Использовались следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, прием-рассматривание, прием-ответы на вопросы, практический метод – выполнение работы.

Применялись следующие формы обучения: фронтальная, работа в паре, индивидуальная. Организация данных форм соответствовала решению основной дидактической цели.

Предложенные задания были целесообразны для выбранных форм обучения.

Характер самостоятельной работы первоклассников –репродуктивный.

Соответствие структуры урока соответствовало современным требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина...

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросам развития и формирования духовно-нравственных черт личности младшего школьного возраста через знакомство с русской народной культурой....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Урок чтения в 1 классе. Тема "Закрепление изученных букв. Русская народная сказка "Колобок" (урок-викторина)

Урок разработан учителем начальных классов Лайкиной Анной Николаевной. Урок включен в сборник методических материалов "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс обучающи...

Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».(открытый урок с элементами сингапурской методики)

Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) уч...